Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Н.Н. НЕПЛЮЕВА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Н.Н. НЕПЛЮЕВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-НОВАТОР / ОБРАЗОВАНИЕ КРЕСТЬЯН / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баудер Г.А., Полунина Л.И.

Николай Николаевич Неплюев - Почетный Президент Парижского Конгресса Единого Человечества. Это имя в первой четверти 21 века не каждый знает и способен оценить по достоинству. Интеллигент, маститый богатый дворянин, имевший известную родословную, талантливый педагог, разработавший и реализовавший свою систему обучения и воспитания крестьянских детей, основоположник мужской и женской сельскохозяйственных школ, создатель Трудового Братства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PORTRAIT OF N.N. NEPLYUEV

Nikolay Nikolaevich Neplyuev is the Honorary President of the Paris Congress of United Humanity. Not everyone knows this name in the first quarter of the 21st century and is able to appreciate it. An intellectual, a venerable rich nobleman who had a well-known pedigree, a talented teacher who developed and implemented his own system of teaching and educating peasant children, the founder of men's and women's agricultural schools, the creator of the Labor Brotherhood.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Н.Н. НЕПЛЮЕВА»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Н.Н. НЕПЛЮЕВА

Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Николай Николаевич Неплюев - Почетный Президент Парижского Конгресса Единого Человечества. Это имя в первой четверти 21 века не каждый знает и способен оценить по достоинству. Интеллигент, маститый богатый дворянин, имевший известную родословную, талантливый педагог, разработавший и реализовавший свою систему обучения и воспитания крестьянских детей, основоположник мужской и женской сельскохозяйственных школ, создатель Трудового Братства.

Ключевые слова: педагог-новатор, образование крестьян, психолого-педагогический портрет.

Иногда приходится отвечать самому себе на вопрос, почему о некоторых знаменитейших людях ничего не известно. Опыт Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, педагогов-новаторов 20 века знаком нам по учебным курсам, пособиям, учебникам и т.д.Иногда приходишь в недоумение от того, что о чем-то совсем ничего не знаешь, не слышал , не говорили .Не все нам известно об истории нашей культуры, науки, педагогике. Многое подвергнуто забвению, недоговоренности. До сих пор раздумываем над судьбами людей и отечества.

Николай Николаевич Неплюев - Почетный Президент Парижского Конгресса Единого Человечества. Это имя в первой четверти 21 века не каждый знает и способен оценить по достоинству. Интеллигент, маститый богатый дворянин, имевший известную родословную, талантливый педагог, разработавший и реализовавший свою систему обучения и воспитания крестьянских детей, основоположник мужской и женской сельскохозяйственных школ, создатель Трудового Братства. Не слишком ли много глобальных преобразований для одного человека? Постараемся познакомиться с ним поближе, составив его психолого-педагогический портрет.

С начала 1990 годов в отечественной истории имя Н.Н. Неплюева начало вызывать интерес у историков, литераторов, деятелей культуры. Вся жизнь этого выдающегося человека представляет собой подвиг. Это дворянин, отдавший состояние на воспитание и образование бедных крестьянских детей и посвятивший этой цели всю жизнь.

Родословная педагога заслуживает удивления и уважения. Выходец из дворянского рода, происходящего от Боярина Кобылы (родоначальника рода Романовых, Шереметьевых, Колычевых и др.) Н.Н. Неплюев был русским государственным деятелем 18 века, получившим солидное образование в России и Италии, где обучался по указу Петра 1 о недорослях. Экзамен сдавал в присутствии Петра I блестяще, получив похвалу в словах монарха: «В этом малом будет толк!» Работая дипломатом в Турции, подписал с ней мирный трактат. Это было отмечено государем: «11 августа (1724 г.) Неплюев получил

чин и поместье за успешное завершение мирных переговоров с Турцией, -писал А.С. Пушкин.

Н.Н. Неплюев высоко оценил деятельность Петра I, взяв его за пример для подражания в своей дальнейшей жизни. Обучаясь в Петербургском университете, он получил глубокие знания, слушая лекции талантливых профессоров; очень любил читать. Связь со светским обществом начала тяготить его. Далее - блестящая дипломатическая карьера при императорском посольстве в Мюнхене. «Эта жизнь была слишком не согласна с моим идеалом», - писал он [3, с. 261].

Заставляли думать мысли о России, о бедном положении крестьян. Он был убежден, что помощь этим бедным людям обязаны оказать дворяне, бездумно кутящие и проигрывающие в карты целые состояния. С этой минуты, как эта мысль назрела в моем уме, оставаться далее в дипломатическом статусе для меня было немыслимо», - рассуждал он [3, с. 263].

Мы видим перед собой патриота, педагога, глубокого мыслящего духовно утомлённого человека, желающего жить по разуму и велению сердца, у которого отсутствовало желание порхать по театрам, придворным балам и дипломатическим раундам. Мертвящим холодом повеяло на меня от этой картины и бедствий, тупого равнодушия и дикого безумия», - писал педагог. Он старался вырваться из среды светской суеты, изящного коварства и утонченного лицемерия. Много рассуждал Н.Н. Неплюев об умственном к нравственном преобразовании русского народа, в котором было принято видеть только рабочую силу. А педагог считал все существующие сословия «братьями во Христе». Будучи христианином, скромным культурным гражданином, глубоко убеждённым в своих взглядах и помыслах, он решил, что дипломатический корпус без него обойдётся, а «дети родного русского народа» нуждаются в братской любви». Он считал свою будущую деятельность своим историческим призванием. Интересно, будучи эстетом, человеком, имеющим барские привычки, торопящийся ранее, не дожидаясь унылой осени, пораньше

покинуть деревню, он смог поселиться в ней безвыездно и заняться реализацией своих идей.

Отдаваясь своему делу полностью, педагог реально оценивал создавшуюся ситуацию, понимая ее минимальность в свете решения проблем России. Усилия одного человека не могли изменить ситуацию. Единомышленников среди помещиков он не находил. Педагог-новатор мечтал: «Если бы одновременно на всем пространстве Российской Империи крупные землевладельцы и во главе их правительство взялись за дело народного воспитания с любовью и энергией, Россия сделалась бы неузнаваемою» [3, с. 253]. Как порядочный человек, он ожидал помощи и поддержки, обращаясь за помощью к брату-помещику, рассчитывал на сочувствие интелегентности. Но понимания не оказалось. Неплюев отмечал: «Меня... взяли и освистали», заявив, «... для нашего брата помещика возвышенные мысли содержать и полезными для народа делами заниматься не положено, кути себя да эксплуатируй.; ... помещик должен быть пиявкой, кровь из народа высасывать» [3,264]. Глубоко ранило педагога подобное поведение, но его реакция была глубоко порядочна: не реагируя на грубость и глупость, он уверенно шёл к своей цели. Рассуждения по поводу их комментариев считал лишними. Для того, чтобы оценить подвиг Неплюева в 80-ые годы 19 столетия, еще раз обращаем внимание на то, что он принадлежал к слоям богатого дворянства, был аристократом, эстетом, успешным дипломатом. На приглашение периодической печати совместно со всеми помещиками «возвратиться к обычному, бесцельному. убиванию времени» педагог, безусловно, реагировал. Эти убеждения выражены в его же словах: «Продолжать это дело буду, хоть бы делать мне его пришлось одному среди враждебности, сарказмов и злорадства». И он смог осуществить задуманное. Осуществил профессионально-грамотно, успешно, скромно, талантливо. Его школы - прижизненный памятник педагогу. Неплюев считал школу своим детищем, своей семьей. Он сознательно отказался от личной жизни, женитьбы, детей, опасаясь того, что это помешает осуществлению задуманного. Педагог

имел благородный вид, привлекал к себе внимание красотой и культурой поведения. Ни одна графиня и княгиня почла бы за честь стать его супругой. Но человек жил скромно своей жизнью, убеждениями, планами, оставив для себя необходимый минимум.

Хотелось бы особенно отметить его тактичность и воспитанность, способность слушать и убеждать, радоваться и радовать своим присутствием, быть аккуратным и серьезным в делах. Уважая других, он добивался их любви и уважения. Дети становились для педагога будущими друзьями и последователями. Он не оказывал давления на окружающих, кроме чисто нравственного воздействия. Был способен простить детям допущенные, но исправленные жизненные ошибки.

Воспитательная система Неплюева основана на принципах христианской морали: вере в Бога, любви к ближним, честности, трудолюбии. Эти же принципы он пронес сам через свою жизнь. Через свои школы Н.Н. Неплюев подготовил к жизни более тысячи человек. Выходцами из этой школы были общепризнанные деятели науки и культуры. Нам знакомо имя С.Ф. Чернеко.

Семён Фёдорович Черненко - известный селекционер, доктор сельхозяйственных наук, профессор, Лауреат государственной премии, Герой Социалистического Труда, Депутат Верховного Совета РСФСР...

Нас заинтересовал данный материал по причине того, что С.Ф. Черненко связал свою жизнь с городом Мичуринском-Наукоградом, сотрудничая с И.В. Мичуриным. Н.Н. Неплюев находился в родстве с И.В. Мичуриным. В.И. Попков - Член союза писателей и журналистов, писал: «Н.Н. Неплюев, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский, И.В. Мичурин - это одна линия великих просветителей». Их имена столь же святы, как и имена Киевского митрополита Владимира, бывшего священнослужителя в Козлове, Серафима Саровского или Амвросия Оптинского, как Тихона Задонского или Иоана Маслова. Всё это и есть русская культура.

Школы Н.Н. Неплюева - явление уникальное, как уникальна личность этого человека. Память о нем, его уникальном трудовом подвиге должны быть

донесены до потомков. Безусловно, этой информацией должны владеть будущие учителя.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности / Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.

2. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения «Веретье» / Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

3. Неплюев Н.Н. Мысли и советы искреннего друга. 4 августа 1881 г. 4 августа 1882 г. СПб. 1882.

4. Неплюев Н.Н. Партия мирного прогресса. Ее идеальные основы и жизненная программа. Глухов, Типография А.К. Нестерова. 1906. 42 с.

5. Черненко Е.С. Из истории отечественной педагогики. Н.Н. Неплюев и его школа. Мичуринск, 2005.

6. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза / Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

UDC 159.99

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PORTRAIT OF N.N.

NEPLYUEV

Galina A. Bauder

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. Nikolay Nikolaevich Neplyuev is the Honorary President of the Paris Congress of United Humanity. Not everyone knows this name in the first quarter of the 21st century and is able to appreciate it. An intellectual, a venerable rich nobleman who had a well-known pedigree, a talented teacher who developed and implemented his own system of teaching and educating peasant children, the founder of men's and women's agricultural schools, the creator of the Labor Brotherhood.

Key words: teacher-innovator, education of peasants, psychological and pedagogical portrait.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.