Научная статья на тему 'НЕОЛОГИЗМЫ - ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

НЕОЛОГИЗМЫ - ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛОГИЗМЫ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ЖАРГОН / СЛЕНГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полунина Л.И., Баудер Г.А.

Современный этап развития русского языка имеет характерные особенности, отражающиеся в пополнении словарного состава за счет новых лексических единиц. В науке появилась новая отрасль - неология. В школьном курсе русского языка представлены общие положения о лексических новообразованиях. Лексемы новейшего периода, иллюстрирующие данное явление, в школьных учебниках практически не освещены. Школьные учебники практически не содержат лексемы современного периода, отражающие данное явление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOLOGISMS" - SUBJECT OF SPECIAL STUDY AT SCHOOL

The modern stage of the development of the Russian language has characteristic features, reflected in the replenishment of vocabulary due to new lexical units. A new branch of science has appeared - neology. The school course of the Russian language presents general provisions on lexical neoplasms. The lexemes of the newest period illustrating this phenomenon are practically not covered in school textbooks. School textbooks practically do not contain lexemes of the modern period reflecting this phenomenon.

Текст научной работы на тему «НЕОЛОГИЗМЫ - ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

УДК 159.99

НЕОЛОГИЗМЫ - ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ В

ШКОЛЕ

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Современный этап развития русского языка имеет характерные особенности, отражающиеся в пополнении словарного состава за счет новых лексических единиц. В науке появилась новая отрасль - неология. В школьном курсе русского языка представлены общие положения о лексических новообразованиях. Лексемы новейшего периода, иллюстрирующие данное явление, в школьных учебниках практически не освещены. Школьные учебники практически не содержат лексемы современного периода, отражающие данное явление.

Ключевые слова: неологизмы, обучающийся, жаргон, сленг.

Современный этап развития русского языка имеет характерные особенности, отражающиеся в пополнении словарного состава за счет новых лексических единиц. В науке появилась новая отрасль - неология.

В школьном курсе русского языка представлены общие положения о лексических новообразованиях. Лексемы новейшего периода, иллюстрирующие данное явление, в школьных учебниках практически не освещены. Школьные учебники практически не содержат лексемы современного периода, отражающие данное явление. Представлены слова, потерявшие оттенок новизны: луноход, космодром, прилуниться.., т.е. уже практически не являющиеся неологизмами.

Преподаватель должен вызвать у обучающихся интерес к родному языку. Заслуживает внимания материал, на примере которого можно познакомиться с новообразованиями, появляющимися постоянно, которые позволяют увидеть функционирующие в языке слова, доступные, информативные, социально -значимые, способствующие выявлению творческих возможностей языковой личности и оказывают влияние на развитие языкового вкуса. Пополнение языка неологизмами осуществляется двумя способами: словообразованием и заимствованием. В школьных учебниках неологизмами называют «новые слова, возникающие в языке».

А.И. Власенков заявляет, что неологизмами можно считать слова, вошедшие в язык за последние годы, хотя и среди них есть уже перешедшие в общеупотребительные и даже в устаревшие».

Базовый курс школьной программы не содержит информации о новых словах. Проблема работы со словом может успешно решаться с использованием дополнительного материала. Представленные в данной статье материалы -вспомогательный компонент в работе при изучении новой лексики.

В первой четверти XXI века в российской действительности начинают функционировать иноязычные слова, давно существующие на западе: харднайпер, скинхеды, мафиози и т.д.

Наблюдения над языковыми процессами последнего десятилетия позволяют сделать вывод, что стали чаще использовать жаргонную лексику вне зависимости от социальных, профессиональных и возрастных условий их общения.

Представляет интерес молодежный сленг, т.е. жаргон той части молодёжи, которая, по мнению Э.М. Береговской, «весьма критически, иронически относится ко всему, что связано с давлением государственной машины» и «противопоставляет» себя не только старшему поколению, но прежде всего прогнившей насквозь официальной системе».

Жаргонная лексика является средством стилизации разговорного языка социума, средством создания непринужденного тона беседы. Употребление данной лексики позволяет выражать оценку происходящего, описывать личность или предметы действительности более экспрессивно. Воспроизводя речевую специфику разных социальных групп с помощью жаргонных лексем, возможно более точно отразить роль отдельных социальных групп в развитии.

Мы живем в век компьютеризации, поэтому не случайно существование в языке компьютерного жаргона, который содержит лексику, отличающуюся от разговорной грубо-фамильярной окраской. Данный вид жаргона содержит много англицизмов.

Компьютерный жаргон представляет собой новое явление в русском языке, т.к. его носителями и создателями являются представители достаточно молодой профессии - программисты. Наличие данного жаргона (специального языка) позволяет им чувствовать себя членами определённой общности, существующей обособленно. Заметим, явление языкового обособления свойственно почти всем профессиональным группам.

Журналисты создают газетные жаргонизмы: пахать, отмывать, отстёгивать, выбить, выкачивать, перелопатить...

Жаргон наркоманов содержит лексемы, свойственные этой категории лиц: кайф, балдёж, травка, тащиться, ломаться, сидеть на игле, пыхнуть, торчать.

Уголовная хроника богата своим жаргонным материалом: бабки, штука, баксы, грины, зелёные, разборка, тусовка...

Термины, функционирующие в сфере экономики бизнеса, совершенствуются и укореняются в нашей жизни: киллер, пиар, киднеппер, кракер, теракт .

Определим лексическое значение некоторых из данных слов: киднеппер - похититель людей, преимущественно детей. Активное распространение наблюдается в составе микрогрупп названий лиц: папарацци, стрингер, интервьюер, ньюсмейкер, хитмейкер, ремиксер, байкер, пейнтболист...

Интересны лексемы, представляющие группу названий лиц по профессии, связанной с электроникой, вычислительной техникой, программированием: юзер, хакер, касильщик, трубочист.

В России функционировали предприятия общественного питания, использующие американскую культуру потребления. Соответственно, в языке появились слова, номинирующие данный объект жизнедеятельности: гамбургер, чизбургер, бигмак, мафлури... Встречаем и французские номинации: террин, эскарго, велюте, гарфо... Итальянская кухня знакома с заимствованными названиями: пицца, карпаччо, ризотто, сатайон. Тайны Востока функционируют в лексемах: сущи, роллы. Использование данных лексем является более удобным способом общения, т.к. даёт возможность заменить одним словом фразу на русском языке.

Хотелось бы заметить, что судьба заимствованных слов в русском языке складывается по-разному. Многие из этих лексем трудны для восприятия. Значение некоторых слов можно найти в словарях. Заслуживает внимания «Толковый словарь русского языка конца ХХ века» под редакцией Г.И. Скляревской. Необходимо констатировать, что не все заимствованные в языке слова систематизированы в словарях, т.к. в языке появились в разное время. Старые заимствования, актуализированные в последние десятилетия и приобретшие новые значения или оттенки, укореняются в языке. Новые

заимствования ещё не успели занять определённого места в языке и определения в словарях. Их судьба определится временем и носителями языка. Часть их также укоренится в языке, другие канут в безвестность.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Формирование принципов духовности через возрождение народных традиций / Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 329.

2. Береговская, Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование//ВЯ. 1996. №3. С.54-56.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник /Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: Дрофа. 2013. 336с.

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика, Стили речи» для 10-11 классов. / М.: Просвещение. 2010. 128с.

UDC 159.99

"NEOLOGISMS" -SUBJECT OF SPECIAL STUDY AT SCHOOL

Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The modern stage of the development of the Russian language has characteristic features, reflected in the replenishment of vocabulary due to new lexical units. A new branch of science has appeared - neology. The school course of the Russian language presents general provisions on lexical neoplasms. The lexemes of the newest period illustrating this phenomenon are practically not covered in school textbooks. School textbooks practically do not contain lexemes of the modern period reflecting this phenomenon.

Key words: neologisms, learner, jargon, slang.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.