УДК 81'373.43
О СЕМАНТИЧЕСКИХ НЕОЛОГИЗМАХ 2020-Х ГОДОВ SEMANTIC NEOLOGISMS IN EARLY 2020ies
© 2021
Н.Н. Кузнецова N.N. Kuznetsova
Проблема фиксации и описания новых слов постоянно стоит перед лингвистами, лексикографами. Период существования лексемы в качестве неологизма всегда был ограничен, а с появлением Интернета он стал еще более коротким. Это обусловливает необходимость создания словников неологизмов или статей, посвященных новым словам. В данной статье описываются достижения неологии последних лет и рассматриваются семантические неологизмы 2010-х годов. Делаются выводы о том, что большинство из них, во-первых, относятся к сфере Интернета (являясь наименованиями распространенных там понятий или оценками пользователей); во-вторых, носят сленговый характер (многие из них относятся к сленгу блогеров); в-третьих, употребляются в переносном значении, являющемся результатом метафоризации - основного механизма языка.
Ключевые слова: неологизмы; неология; неография; активный и пассивный словарный запас; классификации неологизмов; семантические неологизмы; словники; словари новых слов; динамические словари; сленг.
Linguists and lexicographers are constantly facing the problem of identifying and describing new words. The term of neologism's life has always been limited, and with the Internet it has become even shorter. This justifies the necessity for the wordlists of neologisms or entries on the new words. This article describes the latest achievements of the neology and considers the semantic neologisms of the 2010s. It concludes that most of them belong to the thematic group of the Internet sphere (being the names of concepts and users' posts), as well as to the layer of slang (many of them belong to bloggers' slang) and that they are used in the transferred meaning, which is the result of the main mechanism of the language - that of metaphorization.
Keywords: neologisms; neology; neography; active and passive vocabulary; classifications of neologisms; semantic neologisms; wordlists; dictionaries of new words; dynamic dictionaries; slang.
Проблема описания новой лексики в обществе) уже успевали перейти из пас-
всегда остро стоит перед лингвистами сивного в активный запас. С появлением же
по двум причинам. Во-первых, новые слова Интернета срок существования слова в ка-
фиксируют появление в жизни общества честве нового стал еще более коротким.
в данный период новых предметов и поня- Поэтому для фиксации неологизмов есть
тий, становясь их «визитной карточкой». два пути: либо создавать словники с описа-
Еще академии Л.В.Щерба писал, что благо- нием значений слов и особенностей их
даря изучению новых слов мы можем соста- функционирования в Интернете (и они
вить впечатление о живых явлениях и про- есть, например, [3]), либо писать статьи,
цессах в языке [Цит. по: 1]. В настоящее же посвященные данному вопросу. время наблюдается неологический бум: Как отмечают исследователи, про-
Интернет способствует тому, что новые блемы неологии стояли уже в начале
языковые единицы с периферии словаря пе- ХХ века. В настоящее время они исследу-
ремещаются к центру стремительно [1 ; 2]. ются достаточно широко.
Во-вторых, даже раньше, когда в на- В исследованиях по неологии выделя-
шей жизни не было Интернета, создавать ются тенденции, которые влияют на появле-
словари новых слов было сложно. Их напи- ние новых слов в языке: экстралингвистиче-
сание, издание и распространение занимало ские и внутриязыковые (экономия речевых
определенное время, и ко времени выхода усилий) [1]. Всесторонне исследовала ино-
словаря неологизмы (которые прижились язычные неологизмы Е.В. Маринова [2]. Она
отметила целый ряд важных моментов: 1) неологизмы отвечают одной из важных тенденций ХХ-ХХ1 веков - множественности номинаций; 2) в настоящее время появилась форма письменного заимствования -через электронные СМИ (устная форма характера для некодифицированных сфер существования языка); 3) неологизмы - это системное явление, и мы можем рассматривать различные аспекты системности: парадигматические отношения новых слов, «показатели» закрепления слов в языковой системе, процессы функционирования неологизмов и их словообразовательные возможности.
Л.В. Шалина подвергает анализу различные синонимы термина «неологизм»: «новшество», «новообразование», «инновация» [4]. О.В. Косович говорит о необходимых (называющих новые явления) и избыточных (имеющих синонимы) неологизмах [5].
Безусловно, рассматриваются различные классификации неологизмов [6], а также авторские слова [7 ; 8], тематические группы неологизмов [9 ; 10] и проч.
Уже существуют учебные пособия [11 ; 12], в которых рассматривает широкий круг вопросов неологии.
В настоящее время различают неоло-гию как науку о новых словах и неографию ответвление лексикографии. Выделяют три типа словарей, которые отражают новую лексику: толковые, динамические и словари новых слов [1 ; 13-15].
Сферой наших интересов является лексика. Преподавание в вузе требует постоянного обновления учебного материала - и теоретического, и дидактического. Тем более это касается темы «Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса», где одним из объектов изучения являются новые слова. В связи с этим начиная с 1990-х мы уже дважды обращались к этой теме. Так, в 2002 году мы рассматривали большие группы неологизмов, появившихся после перестройки во всех сферах жизни общества [16]. Статья, вышедшая в 2014 году, была посвящена новой лексике 2000-х [17].
Как известно, неологизмы делятся:
1) на собственно лексические, которые чаще всего называют новое явление в жизни общества, реже - появляются как синонимы к уже имеющимся словам (однако между такими синонимами, как правило, имеются семантические различия);
2) словообразовательные неологизмы:
- слова, которые формируют словообразовательное гнездо собственно лексического неологизма, появившегося в языке;
- аффиксальные и сложные образования от слов, которые уже были в языке;
3) семантически неологизмы - новые значения слов.
В данной статье мы обратимся к третьей группе. На наш взгляд, для лингвистов она представляет особый интерес, поскольку именно при расширении семантики слова можно наблюдать работу механизмов языка, в том числе и образование переносных значений. Итак, целью статьи является описание семантики новых слов 2010-х.
Следует отметить, что среди современных неологизмов значительную долю составляют слова, относящиеся к сленгу -это обусловлено действием общеязыковой тенденции к снижению. Отмечается много лексем, входящих в сленг блогеров, что объясняется широким распространением данного вида деятельности внутри Сети.
По нашим наблюдениям и по опросам студентов филологического факультета Оренбургского госпедуниверситета частотными стали следующие случаи употребления слов в новых значениях:
- (цифровые) площадки, платформы - социальные сети, Ютуб, Инстаграмм, Тик-Ток и прочее - все, где можно общаться или работать с аудиторией в Интернете;
- продукт - лексема употребляется в переносном значении по отношению к интеллектуальной собственности - всему, что может предложить человек в Интернете: курсу, услугам, руководству (туториа-лу). Может использоваться и как синоним слова контент: блог, сайт;
О семантических неологизмах 2020-х годов
- коллаборация (в коллабе, коллабить-ся) - совместная деятельность, как правило, - в целях получения прибыли. В настоящее время многие бренды в целях рекламы предлагают коллаборации известным блогерам-миллионникам или исполнителям, медийным личностям; кроме того, блогеры могут объединяться или рекламировать других блогеров с целью их продвижения и т.д.;
- плюшки - скидки, бонусы, подарки, которые предлагаются брендом или блоге-ром с целью привлечения клиентов или подписчиков;
- вирусный пост - материал в Интернете, который стал широко известен, разлетелся по соцсетям и пабликам;
- ламповый, лампово (например, атмосфера) - приятный, теплый, душевный, уютный. По различным источникам в Интернете, появление данного значения связано с нецифровым, «ламповым», т.е. живым, хотя и несовершенным, звучанием проигрывателя, транзистора, музыкальных инструментов и проч.;
- залипательный (ролик, фильм, блог, игра и др.) - притягательный, такой, от которого трудно оторваться. Данная лексема заметно активизировалась с широким распространением смартфонов и айпадов, т.е. телефонов, на которых можно делать все: и писать письма, и смотреть видео, и играть в игры, и проч., и поэтому человек как бы «прилипает» к устройству, не замечая, как летит время;
- годный - употребляется как общеоценочное прилагательное со значением 'хороший' или - скорее - 'подходящий'. Имеет целый ряд производных: годно, год-ничок, годнота;
- знатный (знатно) - синоним слова годный, но указывающее на большую степень качества - 'замечательный';
- токсичный - на развитие переносного значения, безусловно, повлияло исходное, прямое - 'отравляющий, вредный'. В наши дни данная лексема употребляется
по отношению к человеку, который часто испытывает негативные эмоции, «выливая» их на окружающих; в силу этого люди в его присутствии ощущают значительный дискомфорт и поэтому стараются его избегать;
- прохладное - что-то личное или необычное, что вызывает интерес, задевает чувства и эмоции пользователей. (Английское cool переводится не только как «крутой», но и «прохладный» - игра значениями многозначного слова);
- прилетело - ответная реакция (отзыв, комментарий, действие) негативного характера на что-либо в Интернете или реальной жизни;
- пробили дно (или просто днище) -отзыв о чем-то из ряда вон выходящем в негативном плане ('ниже некуда'). В последнее время многие блогеры часто употребляют это выражение в отношении звезд шоу-бизнеса, лиц, которые стали известными о какому-либо поводу в СМИ. Вариант: «Это просто днище»;
- вкатило - 'понравилось', 'было хорошо воспринято' (часто - подписчиками, аудиторией);
- ну такое - 'не очень', 'так себе', 'вообще не то';
- минус (мозг, рука, книга, что угодно), гиперболически-иронически - когда что-то случилось с рукой, ногой, книгой, кто-то «вынес мозг».
Итак, в данной статье мы рассмотрели семантические неологизмы. Большинство из них, во-первых, относятся к сфере Интернета (являясь наименованиями распространенных там понятий или оценками пользователей), во-вторых, носят сленговый характер, в-третьих, употребляются в переносном значении, являющемся результатом метафоризации - основного механизма языка.
В дальнейшем мы планируем обратиться к остальным группам новых слов -собственно лексическим и словообразовательным неологизмам.
* * *
1. Ефремов В.А. Современная академическая неография: проблемы и перспективы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 3(19). С. 14-19.
2. Маринова Е. В. Иноязычные слова в русской речи конца ХХ - начала XXI вв.: проблемы освоения и функционирования : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2008. 44 с.
3. Модные слова. URL: https://модные-слова.рф (дата обращения: 22.04.2021).
4. Шалина Л.В. К вопросу о сущности неологизма в современной лингвистике // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. № 4(8). С. 73-77.
5. Косович О.В. Актуальные проблемы изучения феномена неологии // Lingua mobilis. 2013. № 1(40). С. 55-57.
6. Воронцова Ю.А. Неология и неологизмы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-1. С. 111-114.
7. Голубева А.Ю., Тимашова М.В. Способы образования и перевода окказиональных слов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение.
2018. Вып. 1(212). С. 50-54.
8. Громова Е.Н., Засецкова Е.Н. Передача авторских неологизмов при переводе художественного текста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
2019. № 2(102). С. 3-10.
9. Замальдинов В.Е. Новообразования как отражение современной эпидемической обстановки в мире // Русский язык в школе. 2020. № 5. С. 55-60.
10. Чугунова С.А. Неологизмы как достояние индивида (на материале англоязычных неологизмов из сферы моды) // Вопросы психолингвистики. 2019. № 3(41). С. 64-77.
11. Попова Т.В. Русская неология и неография : учебное электронное текстовое издание. Екатеринбург : УГТУ - УПИ, 2005. 96 с.
12. Сенько Е.В. Теоретические основы неологии. Владикавказ : Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова, 2001. 108 с.
13. Буцева Т.Н. О названии словарей новых слов русского языка в аспекте эволюции их содержания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6. Ч. 2. С. 85 -89.
14. Крысин Л.П.Слово в современных текстах и словарях : очерки о русской лексике и лексикографии. М. : Знак, 2008. 320 с.
15. Жданова Е.А. Лексикографическая фиксация неологизмов в словарях разных типов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3(1). С. 388-392.
16. Кузнецова Н.Н. Основные черты современной речи // Культура профессиональной речи будущих педагогов : межвуз. сборник научных трудов, посвященный 70-летию Магнитогорского гос. ун-та. Магнитогорск : МаГУ, 2002. С. 16-22.
17. Кузнецова Н.Н. Новые слова и выражения в речи 2010-х // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 3. С. 95-100.