Научная статья на тему 'Психолого-педагогический подход к преодолению супружеских кризисов: реализация зарубежного опыта в отечественном поле'

Психолого-педагогический подход к преодолению супружеских кризисов: реализация зарубежного опыта в отечественном поле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейный кризис / психолого-педагогический подход / сохранение брака / институт семьи / социальная среда / национальные традиции / культурно-национальное развитие / семейные ценности / family crisis / psychological and pedagogical approach / preservation of marriage / family institution / social environment / national traditions / cultural and national development / family values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павел Георгиевич Патокин, Александр Анатольевич Ласкин

В статье рассматривается вопрос о значимости семьи и семейных ценностей. Отмечается целесообразность внедрения психолого-педагогического подхода в современные программы помощи молодым супружеским парам, которые позже будут объединены детерминацией общего подхода к преодолению супружеских кризисов. С учетом и использованием психолого-педагогического подхода, реализацией зарубежного опыта, применяемого в России, в статье обращено внимание на преодоление и сокращение супружеских конфликтов и кризисов в современных условиях жизни семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical approach to overcoming marital crises: implementation of foreign experience in the domestic field

The article addresses the issue of the importance of family and family values. The advisability of introducing a psychological and pedagogical approach into modern programs to help young married couples, which later will be united by determining a common approach to overcoming marital crises, is also noted. Taking into account both the use of a psychological and pedagogical approach and the implementation of foreign experience applied in Russia, the article draws attention to overcoming and reducing marital conflicts and crises in modern family living conditions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический подход к преодолению супружеских кризисов: реализация зарубежного опыта в отечественном поле»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 260-264. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):260-264.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-260-264 NIION: 2007-0062-2/24-103

EDN: https://elibrary.ru/ZXBDUE MOSURED: 77/27-004-2024-02-303

Психолого-педагогический подход к преодолению супружеских кризисов: реализация зарубежного опыта в отечественном поле

Павел Георгиевич Патокин1, Александр Анатольевич Ласкин2

1 Сретенская духовная академия, Москва, Россия, patokinpavel@gmail.com

2 Международная академия образования, Москва, Россия, al.laskin@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значимости семьи и семейных ценностей. Отмечается целесообразность внедрения психолого-педагогического подхода в современные программы помощи молодым супружеским парам, которые позже будут объединены детерминацией общего подхода к преодолению супружеских кризисов. С учетом и использованием психолого-педагогического подхода, реализацией зарубежного опыта, применяемого в России, в статье обращено внимание на преодоление и сокращение супружеских конфликтов и кризисов в современных условиях жизни семьи.

Ключевые слова: семейный кризис, психолого-педагогический подход, сохранение брака, институт семьи, социальная среда, национальные традиции, культурно-национальное развитие, семейные ценности

Для цитирования: Патокин П.Г., Ласкин А.А. Психолого-педагогический подход к преодолению супружеских кризисов: реализация зарубежного опыта в отечественном поле // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 260-264. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-260-264. EDN: https://elibrary.ru/ZXBDUE.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Psychological and pedagogical approach to overcoming marital crises: implementation of foreign experience in the domestic field

Pavel G. Patokin1, Alexander A. Laskin2

1 Sretensky Theological Academy, Moscow, Russia, patokinpavel@gmail.com

2 International Academy of Education, Moscow, Russia, al.laskin@yandex.ru

Abstract. The article addresses the issue of the importance of family and family values. The advisability of introducing a psychological and pedagogical approach into modern programs to help young married couples, which later will be united by determining a common approach to overcoming marital crises, is also noted. Taking into account both the use of a psychological and pedagogical approach and the implementation of foreign experience applied in Russia, the article draws attention to overcoming and reducing marital conflicts and crises in modern family living conditions.

Keywords: family crisis, psychological and pedagogical approach, preservation of marriage, family institution, social environment, national traditions, cultural and national development, family values

For citation: Patokin P.G., Laskin A.A. Psychological and pedagogical approach to overcoming marital crises: implementation of foreign experience in the domestic field // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):260-264. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-260-264. EDN: https://elibrary.ru/ZXBDUE.

© Патокин П.Г., Ласкин А.А., 2024

В условиях глобального кризиса семьи и утраты семейных ценностей этого общественного института в социуме одним из условий сохранения брака становятся повышение компетентности супругов в области межличностного общения, взаимная помощь в преодолении супружеских конфликтов и кризисов. Для этого в зарубежной практике уже несколько десятилетий реализуется специфический психолого-педагогический подход, именуемый marriage enrichment. Получивший распространение преимущественно в Соединенных Штатах Америки, данный подход представлен также в большинстве стран, включая и Российскую Федерацию. Рассмотрев и проанализировав историю формирования психолого-педагогического подхода, его концепцию и ряд программ, реализующихся в рамках подхода, нами описана программа помощи супругам в семейном кризисе «Супружеские встречи», реализуемая в рамках указанного психолого-педагогического подхода на территории России и стран СНГ.

Исторически рассматриваемый подход начал формироваться и развиваться в начале 60-х годов прошлого столетия. Последствия Второй мировой войны непосредственно затронули многие семьи Европы и России. Резкое сокращение мужской части населения и следующий за этим рост неполных семей, нарушение передачи социального опыта и прочие, обусловленные войной факторы сформировали ряд негативных процессов и явлений в социуме. Высокий, растущий показатель количества разводов, повышенное ожидание от брака (не всегда адекватное его сущности), отсутствие консенсуса в отношении супружеских ролей, материальные и бытовые установки, постепенная профанация образа традиционной семьи в культурном поле — это лишь некоторые из отрицательных феноменов в институте семьи прошлого века, получившие дальнейшее развитие и в нынешнем столетии. Стоящий перед современными супругами ряд трудностей требует оказания помощи в семейных отношениях. При этом в подавляющем большинстве случаев супружеская пара не имеет опыта и безопасного источника знаний по преодолению означенных препятствий. Описанная ситуация на определенном, чаще начальном, этапе сформировала ряд вызов институту семьи, ответом на который и стал феномен marriage enrichment.

В 1962 г. группа не связанных между собой людей в разных точках земного шара предложила начальное формирование различных программ для помощи молодым супружеским парам, которые позже по методологической и концепту-

альной схожести будут объединены детерминацией общего подхода. Примечательно, что все авторы этих первых программ являются членами различных христианских церквей. В 1962 г. таких авторов было несколько: испанский католический священник Габриэль Калво, супруги Вера и Дэвид Мэйс из США, принадлежавшие к протестантскому движению Квакеров, супруги Леон и Антуанетта Смит и супруги Мэйс — протестанты (методисты) из США.

В последующие три десятилетия наблюдался интенсивный рост числа программ подхода marriage enrichment:

1) Couple Communication Program (CCP) — программа, разработанная в 1970-х годах, распространенная и широко применяемая как к супружеским парам, так и к готовящимся к вступлению в брак парам. Программа за авторством социолога и психолога Шерода Миллера (Ph.D.) и группы исследователей;

2) Relationship Enhancement (RE) — программа для супружеских пар, разработанная в 1970-х годах клиническим психологом и педагогом Бернардом Герни (Ph.D.) в сотрудничестве с командой исследователей из Университета Пенсильвании США;

3) в 1980-е годы были разработаны Training in Marriage Enrichment (TIME) за авторством Дона Динкмейера и Джона Карлсона, Listening and Loving Глима Поуэлла, Practical Application of Intimate Relationship Skills (PAIRS) Лори Гордона, Prevention and Relationship Enhancement Program (PREP) Говарда Маркмана и Growth in Marriage for Newlyweds Филлиса Майкла;

4) в 1990-е были разработаны Growing Together Престона и Дженни Дайер и Relationship Enrichment Facilitating Open Communication, Understanding, and Study (REFOCUS) Барбары Марки.

Представленный нами перечень не исчерпывает все реализуемые в рамках подхода программы. Таким образом, возникший и устоявший в религиозной среде подход получил импульс к развитию в университетской среде к 1970-м годам. В 1988 г. в Атланте состоялась первая международная конференция, объединившая как пионеров, так и ученых, участвующих в развитии и распространении подхода marriage enrichment.

Общей целью и концепцией указанного подхода, согласно зарубежным исследователям, является повышение «функциональности» и удовлетворенности браком посредством групповой, структурированной психолого-педагогической работы с функциональными семьями. В то же

время некоторые программы, реализуемые в рамках рассматриваемого подхода, имеют кризисную и высоконапряженную направленность.

Психолого-педагогическая часть дихотомии (дихотомия — противопоставление двух явлений, процессов, других исследуемых объектов и категорий, предполагает взаимоисключение) — подход обусловливает акцент на настоящем и будущем супружеских пар в противовес акцентуации на прошлых событиях. Такое психолого-педагогическое воздействие сосредоточено на развитии сильных сторон супругов и ресурсов семейной пары. Концептуальная черта подхода marriage enrichment характеризуется акцентуацией на развитии привычных христианских навыков межличностного общения, разрешении внутренних семейных конфликтов и принятии совместных решений. Иными словами, концепция подхода основывается на утверждении, что главенствующей причиной супружеских нестроений и разногласий является дисгармония в межличностном общении супругов. Содержательная сторона программ при этом преимущественно сосредотачивается на обмене и оценке взаимных взглядов, ценностей, надежд и ожиданий, а также родительских чувств супружеских пар. Помимо этого, содержание программ раскрывает различные внутренние аспекты брака: особенности различий между личностями, родительскими семьями, полами; периодизацию супружеской жизни и соответствующие периодам задачи и обязанности обоих супругов; природу и существо брака.

При исследовании общей методологии программ мы можем утверждать, что программы подхода имеют все признаки групп-встреч (encounter group). Число супругов, принимающих участие в программах психолого- педагогического подхода, в среднем составляют от 5 до 20 пар. Все программы начинаются со знакомства участников. В зависимости от программы это может быть краткое знакомство, содержащее представление каждой пары участникам с некоторыми данными о себе (сфера занятости, число детей и брачный «стаж») или знакомство с описанием текущей конфликтной ситуации между супругами. Основу большинства программ составляет ряд тем, раскрывающих ту или иную сторону супружеской жизни и межличностного общения. В то же время существуют другие разнообразные программы, не имеющие жесткой структуры. В таком случае темы определяются непосредственно участниками программы.

Описанные нами особенности программы позволяют сделать вывод о лежащей в ее основе теории социального научения А. Бандуры.

Интересно замечание одного из исследователей, характеризующее подход marriage enrichment как «контркультурный». Данное противопоставление обосновывается тем, что супруги в ходе программы призываются к взаимозависимости друг от друга (в противовес независимости), к сотрудничеству (в противовес конкуренции в паре), к принятию взаимной ответственности за свои действия (в отличие от обвинений) и к сознательному открытию друг другу собственной уязвимости (против позиции «сильной и независимой» личности). Необходимо отметить, что концептуально программы подхода противоречат убеждению, согласно которому супружеские конфликты и кризисы обязательно являются маркерами «ненормальности» или дефективности отношений в диаде.

Как было сказано выше, программы подхода сосредоточены на развитии навыков межличностного общения. В соответствии с этим в этом направлении присутствуют общие черты в большинстве программ:

■ уделяется особое внимание самопознанию;

■ используются «Я-высказывания»;

■ делается акцент на выражении взаимных переживаемых чувств;

■ используется техника активного слушания;

■ сознательно и целенаправленно воспринимаются не только содержание речи, но и чувства говорящего;

■ в ходе общения создаются условия взаимоуважения и принятия;

■ супруги настраиваются на сопереживание и сочувствие.

Обучение новым навыкам общения достигается в основном посредством кратких лекционных частей, сопровождаемых практическим заданием и в некоторых случаях — обратной связью. Практические задания имеют различия и могут быть направлены как на закрепление полученных навыков, так и на рефлексию в той или иной теме или аспекте супружества.

В нашей стране рассматриваемый подход marriage enrichment на момент написания статьи представлен самобытной версией программы Marriage Encounter, или «Супружеские встречи» . Кратко опишем историю формирования данной программы.

Своим возникновением «Супружеские встречи» в нынешнем виде обязаны самобытному католическому Движению христианских семей (Christian Family Movement), возникшему в США в середине прошлого столетия и получившего широкое распространение как на территории Штатов, так и в Западной Европе. Члены этого

Движения во главе со священником Габриэлем Калво в 1958 г. сформировали отдельную группу Conversaciyn conyugal, которая в течение последующих десяти лет благодаря распространению на территории Испании сформировалась как новое, отдельное католическое движение. Тем не менее, сотрудничество Движения христианских семей и Conversaciyn conyugal сохранялось вплоть до конца 1960-х годов. Позднее в 1962 г. формат программы предполагал отдаление участников программы от городской среды на выходные, что впоследствие получило название encounter weekend.

Начиная с 1966 г. программа с новым названием «Брачные команды Папы Пия XII» получила распространение на территории Соединенных Штатов. К 1969 г. на территории США программа координировалась сформированным органом управления — Национальным Исполнительным Советом. В этот же период произошло разветвление движения на National Marriage Encounter и Worldwide Marriage Encounter. Оба направления в настоящее время существуют и реализуются в разных странах мира, однако в контексте данной статьи необходимо упомянуть распространение программы среди католического населения Польши и Германии.

Первые «Встречи» на территории Польши состоялись в мае 1977 г., уже через год польское движение «Супружеские встречи» было официально зарегистрировано. Развитие движения на территории Польши обязано супругам Ежи и Ирены Гжибовских. Несмотря на достаточно строгую структурированность программы, супруги Гжибовские осуществили переработку и дополнение полученного материала по проведению встреч. Эти изменения были обусловлены разностью социальных менталитетов и особенностью нужд и условий быта местных участников программы.

Польский вариант программы получил распространение в нашей стране трудами протоиерея Александра Дягилева, хотя попытка этого была предпринята ранее протоиереем Александром Менем, незадолго до кончины последнего. Установлено, что отец Александр Мень первым в нашей стране дал благословение православным русскоязычным семейным парам принять участие проекте. В 2009 г. отец Александр и Любовь Дягилевы приняли участие в «Супружеских встречах» по приглашению прошедших программу семьи прихожан, после чего уже в мае 2010 г. были проведены первые «Супружеские встречи» для православных супружеских пар, а спустя два месяца, 24 августа того же года, с благослове-

ния митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира был создан православный центр движения «Супружеские встречи» в юрисдикции Санкт-Петербургской епархии.

Самобытной особенностью русской практики реализации программы «Супружеские встречи» является изначальная конфессиональная «инородность» программы. Этот факт требовал (и требует) определенной творческой переработки в социуме (задача, в определенном смысле аналогичная той, которая стояла перед четой Гжи-бовских несколькими десятилетиями ранее), т.е. изменения содержания программы с учетом особенностей местных участников.

Мировой охват всех ответвлений движения и направлений превышает 8,5 млн человек по официальным данным на 2018 г. Данные по реализации программы на территории России (в статистику включены данные реализации программы в Беларуси и Казахстане) отражены во взаимодействии с более 2000 супружеских пар по состоянию на момент написания статьи.

22 сентября 2013 г. принятое и реализуемое в нашей стране движение «Супружеские встречи» было объявлено межцерковным и международным. В связи с этим решением в нашей стране программа реализуется с учетом особенностей учения Русской Православной Церкви. Тем не менее, в методологических особенностях проведения программы наблюдается неоднородность в подходе к ее реализации, где содержание программы определяется ведущими парами и организаторами. Например, московская практика реализации программы подразумевает сильный акцент на богословском компоненте в содержании программы. Организаторами было принято решение — при сохранении структуры и общей концепции программы внести изменения в содержательную часть. Изменения заключаются в основном в привлечении внимания к аскетическому опыту жития святых отцов Церкви применительно к преодолению супружеских кризисов и конфликтов. Ввиду существенных видоизменений в конечном варианте программы организаторами московского варианта программы было изменено название на «Диалог в семье».

В наименее подвергнутом изменениям виде программа реализуется в Санкт-Петербурге и некоторых других регионах страны. В таком виде программа имеет жесткую структуру, предполагающую невмешательство в ее содержание. Кроме того, в католических общинах Сибирского федерального округа России программа реализуется для исповедующих католицизм супружеских пар.

Во всех вариантах в православной реализации программы отличительной конфессиональной особенностью является совмещение пастырской функции (которая отделена в католическом варианте) раскрытия богословского компонента программы и функции ведущих пастырей. Подобное отличие объясняется тем, что традиция католицизма предполагает безбрачие священников в отличие от православных пастырей.

Таким образом, считаем, что рассматриваемый психолого-педагогический подход к преодолению супружеских кризисов закреплен в практике социального и семейного служения Русской Православной Церкви. Программа «Супружеские встречи» до начала реализации на территории России уже имела полувековую историю, широкое мировое распространение и многомиллионный охват аудитории. Отличительной чертой указанной программы подхода, помимо прочего, является адаптивность к широкой аудитории участников. Благодаря этому феномен православной реализации «Супружеских встреч» получил бытность и распространение. Кроме того, за более чем десять лет существования программа получила самобытную вариативность и перспективы развития.

Список источников

1. Лунев И. Супружеские встречи // URL: https://www.miloserdie.ru/article/supruzheskie-vstrechi/ (дата обращения: 06.12.2022).

2. Символ. Журнал христианской культуры при Славянской Библиотеке в Париже. 1979. № 1. С. 44—46.

3. Супружеские встречи // URL: https:// ddomfond.ru/proekty/supruzheskie-vstrechi/ (дата обращения: 02.02.2023).

4. Genovese RJ. Marriage Encounter // Miller S. (Ed.) Marriages and families: Enrichment through

communication. Beverly Hills, CA: Sage Publications. 1975. P. 47—59.

5. Giblin P., Combs M.P. Marital enrichment in clinical practice // Sholevar, G. Pirooz. (Eds.) Textbook of family and couples' therapy: clinical applications. Washington DC: American psychiatric publishing inc. 2003. P. 539—557.

6. History // Worldwide Marriage encounter. 2022. URL: https://wwme.org/about-us/history/ (дата обращения: 06.12.2022).

7. Hof L., Miller W.R. Marriage enrichment: Philosophy, process, & program. Bowie, MD: Robert J. Brady Co. 1981. 172 p.

References

1. Lunev I. Marital meetings // URL: https:// www.miloserdie.ru/article/supruzheskie-vstrechi/ (access date: 12/06/2022).

2. Symbol. Journal of Christian Culture at the Slavic Library in Paris. 1979. No. 1. pp. 44—46.

3. Marital meetings // URL: https://ddomfond. ru/proekty/supruzheskie-vstrechi/ (access date: 02.02.2023).

4. Genovese RJ. Marriage Encounter // Miller S. (Ed.) Marriages and families: Enrichment through communication. Beverly Hills, CA: Sage Publications. 1975. P. 47—59.

5. Giblin P., Combs M.P. Marital enrichment in clinical practice // Sholevar, G. Pirooz. (Eds.) Textbook of family and couples' therapy: clinical applications. Washington DC: American psychiatric publishing inc. 2003. P. 539—557.

6. History // Worldwide Marriage encounter. 2022. URL: https://wwme.org/about-us/history/ (дата обращения: 06.12.2022).

7. Hof L., Miller W.R. Marriage enrichment: Philosophy, process, & program. Bowie, MD: Robert J. Brady Co. 1981. 172 p.

Информация об авторах

П.Г. Патокин — священник храма Георгия Победоносца на Поклонной горе, магистр теологии, аспирант 3-го курса Сретенской духовной академии;

А.А. Ласкин — проректор по научной работе Международной академии образования, доктор педагогических наук, профессор.

Information about the authors P.G. Patokin — Priest of the Church of St. George the Victorious on Poklonnaya Hill, Master of Theology, 3rd year graduate student at Sretensky Theological Academy;

A.A. Laskin — Vice-Rector for Scientific Affairs of the International Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.04.2024; одобрена после рецензирования 08.05.2024; принята к публикации 07.06.2024. The article was submitted to the editorial office 08.04.2024; approved after review 08.05.2024; accepted for publication 07.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.