к примеру, может исполняться критика отдачи стратегических решений. Сообразно тактическим решениям критика отдачи вероятна никак не в настолько массовом варианте, а дозволяя некое облегчение расчёта. Исследование и осуществление решений, обеспечивающих постоянно высокую эффективность, -тяжёлая задачка и для опытнейших управляющих. Сообразно различным факторам результат может никак не подходить ожидаемому. Но неизменным должно существовать рвение к максимизации результата, потому что недостающая отдача квали-
Библиографический список
фицируется как «брак» в труде клерка. Отдельные знаменитые экономисты малоэффективную работу считают безнравственной [5].
В предоставленном контексте заслуживает интереса обсуждение вопросов высоконравственной ответственности управляющих за принятие управленческих решений. Для управленца важно понять, что система контроля должна быть гибкой и своевременной, направленной на непосредственное решение тех задач, которые были поставлены.
1. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. Перевод с английского под ред. Ю.Н. Каптуревского. Санкт-Петербург, 2012.
2. Available at: http://dlib.rsl.ru/rsl01002000000/rsl01002747000/rsl01002747
3. Available at: http://dlib.rsl.ru/rsl01000000000/rsl01000332000/rsl01000332
4. Available at: http://refvip.ru/ref_53e9395cbdea2c88641cd83a2e364bb9.html
5. Теория организации: учебник для вузов. Москва, 2013.
References
1. Mincberg G. Struktura v kulake: sozdanie 'effektivnoj organizacii. Perevod s anglijskogo pod red. Yu.N. Kapturevskogo. Sankt-Peterburg, 2012.
2. Available at: http://dlib.rsl.ru/rsl01002000000/rsl01002747000/rsl01002747
3. Available at: http://dlib.rsl.ru/rsl01000000000/rsl01000332000/rsl01000332
4. Available at: http://refvip.ru/ref_53e9395cbdea2c88641cd83a2e364bb9.html
5. Teoriya organizacii: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 28.09.18
УДК 37.015.3
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
Kot T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL MONITORING AS A METHOD OF OPTIMIZATION OF ACTIVITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTION (A CASE STUDY OF PRIMARY SCHOOL). The article deals with studying a possibility to use psychological and pedagogical monitoring in educational organizations. Brief theoretical information about the personalities of pedagogical and psychological scientists studying this technology is presented. The specific definition of monitoring with the authors additional part in it is allocated. The article presents the selected eleven areas, their content, methods of work and subsequent results. This method covers all spheres of life of students. The authors conclude that monitoring allows exploring all indicators of the educational process and taking effective managerial decisions both by teachers and by managers in an educational institution.
Key words: students, monitoring, psycho-pedagogical monitoring, direction, content, working methods, results.
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Ялта, E-mail: [email protected]
Т.А. Кот, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта,
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
В статье рассматривается вопрос возможности использования психолого-педагогического мониторинга в образовательных организациях / учреждениях. Представлена краткая теоретическая информация о персоналиях педагогических и психологических ученых, изучающих данную технологию. Выделено конкретное определение мониторинга с авторским дополнением. В статье представлены выделенные одиннадцать направлений мониторинга, их содержание, методы работы и последующие результаты. Авторы делают вывод о том, что мониторинг позволяет изучить в полном объёме все показатели учебно-воспитательного процесса и принять эффективные управленческие решения как преподавателям, так и администрации образовательной организации / учреждения.
Ключевые слова: учащиеся, мониторинг, психолого-педагогический мониторинг, направления, содержание, методы работы, результаты.
Школа является вторым по значимости социальным институтом социализации и развития ребёнка. Поэтому задачей школы является не только обучение, воспитание ребёнка, но и удовлетворение его потребностей, раскрытие потенциалов, всестороннее развитие личности. В последнее время в школах стала разрабатываться модель мониторинга, который направлен на аналитическое отслеживание образовательной среды, образовательных технологий, результатов образовательного процесса, эффективности оперативного и стратегического управления всеми структурами образовательного учреждения.
В педагогической науке понятие «мониторинг» стало употребляться в XIX веке.
А.С. Белкин связывает его возникновение с Белл-Ланкастер-ской системой обучения. Он определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса [1]. В психологической науке «мониторинг» представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологического анамнеза каждого ученика, а также проектирование индивидуальной психологической его траектории обучения и
воспитания. П.И. Третьяков считает мониторинг методом исследования в рамках контрольно-диагностической деятельности. Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых психологических показателей [2].
В школах для более расширенного исследования необходимо объединять все эти научные направления (педагогику и психологию).
Анализируя различные точки зрения в определении понятия «мониторинг», мы остановились на предложенном Зеер Э.Ф и Веденикова: социально-психолого-педагогический мониторинг - это способ организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогической системе и социальной инфраструктуре, который обеспечивает непрерывное слежение за ходом учебно-воспитательного процесса и условиями жизнедеятельности и дает возможность осуществлять прогноз их развития [2]. Это определение, с нашей точки зрения, можно доплнить тем, что социально-психолого-педагогический мониторинг - это ещё и система, обеспечивающая регуляцию качества образовательно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации/учреждения. Использование данного метода позволит получать периодически достоверную информацию о характере обучающей и воспитательной среды в школе, многомерных данных о субъектах учебно-воспитательного процесса, уклада жизни общеобразовательной организации / учреждения, тем самым вести качественное управление всеми процессами.
В младшем школьном возрасте появляются первые, четко сформулированные цели, ценностные ориентации, морально-этические качества и образовательные приоритеты. В связи с этим использование метода мониторинга в начальной школе позволит изучить и отследить происходящие изменения в обучении учащихся. С помощью психолого-педагогического мониторинга в Ялтинском учебно-воспитательном комплексе № 1 были выявлены основные его направления, содержание, методы работы и результат с последующим прогнозом на предстоящую в ближайшее время работу.
Первое направление - адаптация первоклассников.
Реализуется: психологом, классными руководителями.
Содержание: первые два месяца (сентябрь, октябрь) ведётся наблюдение за детьми, выявление того, как дети адаптируются к условиям массовой школы; результаты фиксируются в журнале психологического анализа уроков по результатам наблюдения психолога; учитывается информация об учащемся, полученная от родителей.
Методы работы: рисуночные и игровые методики (выбери лишнее, люблю - не люблю, несуществующее животное, лепестки и т. д.); методика «Беседа», целью методики является исследовать ориентацию ребёнка в окружающем, запас знаний и отношений к школе.
Результат: при выявлении плохо адаптировавшихся к школьной среде учащихся, психологом проводится индивидуальная работа с ребёнком, определяется причина подобного поведения и по необходимости проводится коррекция.
Второе направление - выявление общего уровня знаний и мониторинг образовательных потребностей учащихся начальных классов. Реализуется: совместная работа психолога, логопеда и классного руководителя.
Содержание: совместными усилиями психолога, логопеда и классного руководителя определяется общий уровень подготовленности ребёнка к школе, так как дети поступают в школу с разным уровнем знаний и подготовки; с помощью различных методик и наблюдения выявляются образовательные потребности младших школьников.
Методы работы: использование различных методик, направленные на определение уровня познавательных процессов: память (чего не хватает? повтори и др.), внимание (усиление концентрации слухового внимания, расставь фигуры по образцу и др.), мышление (что тут лишнее? найди отличия, лабиринт, нарисуй по точкам и др.), исследуется словарный запас.
Результат: выявляется общий уровень знаний учащихся и их образовательные потребности, делается усиление на слабо развитую часть образовательного процесса, при выявлении стойкого отставания у определенных учащихся с ними в дальнейшем проводится индивидуальная работа.
Третье направление - мониторинг интересов и склонностей учащихся. Реализуется: психологом, педагогом-организатором, классными руководителями.
Содержание: психолог выявляет склонности и таланты детей, а педагог-организатор способствует созданию условий для их развития и реализации.
Методы работы: психолог проводит тестирование на одаренность, диагностика одарённых учащихся; педагогом проводится конкурс «Школа талантов», а также подготовка таких детей для участия городских и районных соревнованиях, организация школьных праздников, концертов.
Результат: развитие задатков и таланта у детей, внешкольная занятость младших школьников.
Четвёртое направление - работа с родителями. Реализуется: психологом, классными руководителями.
Содержание: работа проводится как групповая (выступление на родительских собраниях, рекомендации для родителей по детям), так и в индивидуальном порядке (вызывается родитель ребёнка, у которого возникла проблема, или когда родители сами приходят и просят поработать с их детьми); работа с родителями первоклассников.
Методы работы: тесты для родителей и близких ребёнка, анкета для родителей (для предоставления информации о ребёнке), беседа, консультации.
Результат: информирование родителей о проблемах, возникающих у их детей, привлечение родителей к жизни ребёнка в школе психологическое консультирование и проведение тренингов (при потребности).
Пятое направление - коррекционная работа. В школе создан коррекционный второй класс для детей с задержкой психического развития. Вся коррекционная работа реализуется психологом.
Содержание: работа направлена на самовыражение, самореализацию, развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, речи. Упражнения на повышение самооценки. Проведение групповых и индивидуальных занятий. На коррекционный класс выделяется 3 часа в неделю, для проведения диагностических методик и составляется содержание последующих коррекционных занятий.
Методы работы: упражнения на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, логическое мышление, использование различных игр («Передай смысл стихотворения», «Наоборот», «Определяем размер на ощупь», «Что изменилось?» и др.), тест Филипса на тревожность.
Результат: отслеживание динамики изменений в поведении и успеваемости детей, преодоление задержки психического развития.
Шестое направление - паспортизация класса.
Паспорт класса содержит в себе: количество учеников в классе; имена, фамилии, отчества и возраст детей; указание категорий учащихся в классе.
На каждого учащегося класса заводится отдельная папка, в которую заносится вся личная информация об учащемся (состав семьи, склонности, проблемы и т. д.), так же добавляются приложения анкетного типа (семейная карта карта-характеристика учащегося, самооценка, психолого-педагогическая характеристика и др.), личная карточка «Уровень сформированности знаний, умений и навыков у учащегося». Все занятия, консультации и беседы собираются в папке.
Седьмое направление - самомониторинг (психолога, педагога и других сотрудников школы). Психолог ведет журнал ежедневного учета всех занятия с учащимися, встреч с родителями, учителями. Составляет протоколы. Содержание отчётной документации по проделанной работе, психологом предоставляется на педагогических советах.
В конце года психолог подаёт два отчета (статистический и тематический) в Министерство образования города Ялты, в которых фиксируется вся проделанная им за год работа.
Восьмое направление - создание комфортного для учащегося психологического климата на уроке и во внеурочное время. Реализуется: психологом, классными руководителями.
Содержание: работа направлена на оптимизацию эмоционального и психологического фона учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время, ликвидацию состояния тревожности у учащихся.
Методы работы: создание непринужденной атмосферы на уроках, способствующей скорейшему усвоению с помощью игр,
тренингов, физических минуток и т. д., также предоставление необходимых условий для расслабления во внеурочное время.
Результат: совершенствование психической устойчивости учащихся, улучшение качества образования.
Девятое направление - организация исследовательской работы учащихся.
Реализуется: классными руководителями, учителями предметниками, завучами по учебной части.
Содержание: привлечение учащихся к активной научной деятельности (работа над проектами, участие в олимпиадах, научных и творческих конкурсах и т. д.).
Методы работы: беседы, лекции, круглые столы, брифинги, направленные на мотивацию учащихся для участия в научной и творческой деятельности.
Результат: повышение знаний, умений, навыков учащихся, ценный опыт, повышение рейтинга школы.
Десятое направление - выявление типичных ошибок, затруднений учащихся, причин неуспеваемости. Реализуется: психолог, классные руководители, завучи по воспитательной работе.
Содержание: диагностика успехов учащихся, выделение слабых сторон, отстающих учеников, а также причин, которые способствуют такой неблагоприятной ситуации.
Методы работы: наблюдение, тестирование, проведение срезов знаний, опрос.
Библиографический список
Результат: устранение отстающих учащихся (подтягивание их до нужного уровня), исправление слабых сторон в проведении педагогического процесса.
Одиннадцатое направление - организация массовых мероприятий различной направленности. Реализуется: педагогом-организатором, классными руководителями.
Содержание: проведение мероприятий социально-педагогической (о вреде курения, профориентационные, о нормах морали и т. д.) и развлекательной (утренники, концерты, конкурсные программы) направленности.
Методы работы: проведение конкурсов, концертов, шоу-программ, походов и т. д.
Результат: расширение кругозора учащихся, активизация их скрытых способностей, сплочение коллектива, приятное времяпровождение.
Итак, в данном учебном заведении основными субъектами психолого-педагогического мониторинга как метода оптимизации деятельности всех субъектов школы, были определены следующие специалисты: психолог, педагог-организатор, классные руководители и администрация школы (в частности завуч по учебной деятельности и завуч по воспитательной деятельности). Разнообразие и обширность направлений психолого-педагогического мониторинга свидетельствует о том, что этот метод охватывает все сферы жизни учащихся.
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Москва, 2000.
2. Зеер Э.Ф., Ведеников В.А. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых. Образование и наука. 2000; 2.
3. Поваляева Л.В. Здоробьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни лицеистов. Available at: www.stavliceum10.narod.ru/1/dokladdirekt.doc
References
1. Belkin A.S. Osnovy vozrastnojpedagogiki. Moskva, 2000.
2. Zeer 'E.F., Vedenikov V.A. Monitoring kak informacionnaya osnova professional'nogo stanovleniya obuchaemyh. Obrazovanie i nauka. 2000; 2.
3. Povalyaeva L.V. Zdorob'esberegayuschaya sistema obrazovaniya v obespechenii formirovaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni liceistov. Available at: www.stavliceum10.narod.ru/1/dokladdirekt.doc
Статья поступила в редакцию 28.09.18
УДК 159.9
Smirnov V.M., Cand. of Sciences (Psychology), Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroisolator, Russia), E-mail: [email protected]
Kopovoi A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Pedagogy and Psychology, Saratov State University n.a. N.G. Chernyshevsky (Balashov), E-mail: [email protected]
THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF NEUTRALIZATION OF DESTRUCTIVE INFLUENCE OF VIRTUAL SOCIAL NETWORKS. The article is dediated to an analysis of neutralizing and minimizing the destructive influence of social media to personal development of younger generation. The article highlights approaches to the problem of neutralizing the destructive influence of social networks. The authors propose an approach for the solution of the problem of neutralizing the destructive influence of virtual social networks. The authors conclude that in order to neutralize the destructive influence of virtual networks in the process of complex developing psychological and pedagogical work in young people, it is necessary to form a number of competencies in the field of media-safe behavior and, above all, sustainable criticality to the negative impact of the destructive segments of modern social networks through a conscious attitude to the value-semantic content of the information coming from them.
Key words: social networks, destructive influence of social networks, infosphere, media-safe behavior.
В.М. Смирнов, канд. психол. наук, каф. психологии и педагогики, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]
А.С. Коповой, канд. пед. наук, каф. педагогики и психологии, Балашовский институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Балашов, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Данная статья посвящена анализу проблемы нейтрализации и минимизации деструктивного влияния социальных медиа на развитие личности представителей подрастающего поколения. В рамках данной статьи выделяются подходы к проблеме нейтрализации деструктивного влиянии социальных сетей. Предлагается авторский подход к решению проблемы нейтрализации деструктивного влияния виртуальных социальных сетей. Авторы делают вывод о том, что в целях нейтрализации деструктивного влияния виртуальных сетей в процессе комплексной развивающей психолого-педагогической работы у молодых людей, необходимо сформировать, прежде всего, устойчивую критичность к негативному влиянию со стороны деструктивных сегментов современных социальных сетей через осознанное отношение к ценностно-смысловому содержанию исходящей от них информации.
Ключевые слова: социальные сети, деструктивное влияние социальных сетей, информационное пространство, медиа-безопасное поведение.