Научная статья на тему 'Основные подходы к проблеме нейтрализации деструктивного влияния виртуальных социальных сетей'

Основные подходы к проблеме нейтрализации деструктивного влияния виртуальных социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
573
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL NETWORKS / DESTRUCTIVE INFLUENCE OF SOCIAL NETWORKS / INFOSPHERE / MEDIA-SAFE BEHAVIOR / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИА-БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнов В.М., Коповой А.С.

Данная статья посвящена анализу проблемы нейтрализации и минимизации деструктивного влияния социальных медиа на развитие личности представителей подрастающего поколения. В рамках данной статьи выделяются подходы к проблеме нейтрализации деструктивного влиянии социальных сетей. Предлагается авторский подход к решению проблемы нейтрализации деструктивного влияния виртуальных социальных сетей. Авторы делают вывод о том, что в целях нейтрализации деструктивного влияния виртуальных сетей в процессе комплексной развивающей психолого-педагогической работы у молодых людей, необходимо сформировать, прежде всего, устойчивую критичность к негативному влиянию со стороны деструктивных сегментов современных социальных сетей через осознанное отношение к ценностно-смысловому содержанию исходящей от них информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF NEUTRALIZATION OF DESTRUCTIVE INFLUENCE OF VIRTUAL SOCIAL NETWORKS

The article is dediated to an analysis of neutralizing and minimizing the destructive influence of social media to personal development of younger generation. The article highlights approaches to the problem of neutralizing the destructive influence of social networks. The authors propose an approach for the solution of the problem of neutralizing the destructive influence of virtual social networks. The authors conclude that in order to neutralize the destructive influence of virtual networks in the process of complex developing psychological and pedagogical work in young people, it is necessary to form a number of competencies in the field of media-safe behavior and, above all, sustainable criticality to the negative impact of the destructive segments of modern social networks through a conscious attitude to the value-semantic content of the information coming from them.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к проблеме нейтрализации деструктивного влияния виртуальных социальных сетей»

тренингов, физических минуток и т. д., также предоставление необходимых условий для расслабления во внеурочное время.

Результат: совершенствование психической устойчивости учащихся, улучшение качества образования.

Девятое направление - организация исследовательской работы учащихся.

Реализуется: классными руководителями, учителями предметниками, завучами по учебной части.

Содержание: привлечение учащихся к активной научной деятельности (работа над проектами, участие в олимпиадах, научных и творческих конкурсах и т. д.).

Методы работы: беседы, лекции, круглые столы, брифинги, направленные на мотивацию учащихся для участия в научной и творческой деятельности.

Результат: повышение знаний, умений, навыков учащихся, ценный опыт, повышение рейтинга школы.

Десятое направление - выявление типичных ошибок, затруднений учащихся, причин неуспеваемости. Реализуется: психолог, классные руководители, завучи по воспитательной работе.

Содержание: диагностика успехов учащихся, выделение слабых сторон, отстающих учеников, а также причин, которые способствуют такой неблагоприятной ситуации.

Методы работы: наблюдение, тестирование, проведение срезов знаний, опрос.

Библиографический список

Результат: устранение отстающих учащихся (подтягивание их до нужного уровня), исправление слабых сторон в проведении педагогического процесса.

Одиннадцатое направление - организация массовых мероприятий различной направленности. Реализуется: педагогом-организатором, классными руководителями.

Содержание: проведение мероприятий социально-педагогической (о вреде курения, профориентационные, о нормах морали и т. д.) и развлекательной (утренники, концерты, конкурсные программы) направленности.

Методы работы: проведение конкурсов, концертов, шоу-программ, походов и т. д.

Результат: расширение кругозора учащихся, активизация их скрытых способностей, сплочение коллектива, приятное времяпровождение.

Итак, в данном учебном заведении основными субъектами психолого-педагогического мониторинга как метода оптимизации деятельности всех субъектов школы, были определены следующие специалисты: психолог, педагог-организатор, классные руководители и администрация школы (в частности завуч по учебной деятельности и завуч по воспитательной деятельности). Разнообразие и обширность направлений психолого-педагогического мониторинга свидетельствует о том, что этот метод охватывает все сферы жизни учащихся.

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Москва, 2000.

2. Зеер Э.Ф., Ведеников В.А. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых. Образование и наука. 2000; 2.

3. Поваляева Л.В. Здоробьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни лицеистов. Available at: www.stavliceum10.narod.ru/1/dokladdirekt.doc

References

1. Belkin A.S. Osnovy vozrastnojpedagogiki. Moskva, 2000.

2. Zeer 'E.F., Vedenikov V.A. Monitoring kak informacionnaya osnova professional'nogo stanovleniya obuchaemyh. Obrazovanie i nauka. 2000; 2.

3. Povalyaeva L.V. Zdorob'esberegayuschaya sistema obrazovaniya v obespechenii formirovaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni liceistov. Available at: www.stavliceum10.narod.ru/1/dokladdirekt.doc

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 159.9

Smirnov V.M., Cand. of Sciences (Psychology), Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroisolator, Russia), E-mail: smirnoff2703@mail.ru

Kopovoi A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Pedagogy and Psychology, Saratov State University n.a. N.G. Chernyshevsky (Balashov), E-mail: mkrass@yandex.ru

THE MAIN APPROACHES TO THE PROBLEM OF NEUTRALIZATION OF DESTRUCTIVE INFLUENCE OF VIRTUAL SOCIAL NETWORKS. The article is dediated to an analysis of neutralizing and minimizing the destructive influence of social media to personal development of younger generation. The article highlights approaches to the problem of neutralizing the destructive influence of social networks. The authors propose an approach for the solution of the problem of neutralizing the destructive influence of virtual social networks. The authors conclude that in order to neutralize the destructive influence of virtual networks in the process of complex developing psychological and pedagogical work in young people, it is necessary to form a number of competencies in the field of media-safe behavior and, above all, sustainable criticality to the negative impact of the destructive segments of modern social networks through a conscious attitude to the value-semantic content of the information coming from them.

Key words: social networks, destructive influence of social networks, infosphere, media-safe behavior.

В.М. Смирнов, канд. психол. наук, каф. психологии и педагогики, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, Е-mail: smirnoff2703@mail.ru

А.С. Коповой, канд. пед. наук, каф. педагогики и психологии, Балашовский институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Балашов, Е-mail: mkrass@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Данная статья посвящена анализу проблемы нейтрализации и минимизации деструктивного влияния социальных медиа на развитие личности представителей подрастающего поколения. В рамках данной статьи выделяются подходы к проблеме нейтрализации деструктивного влиянии социальных сетей. Предлагается авторский подход к решению проблемы нейтрализации деструктивного влияния виртуальных социальных сетей. Авторы делают вывод о том, что в целях нейтрализации деструктивного влияния виртуальных сетей в процессе комплексной развивающей психолого-педагогической работы у молодых людей, необходимо сформировать, прежде всего, устойчивую критичность к негативному влиянию со стороны деструктивных сегментов современных социальных сетей через осознанное отношение к ценностно-смысловому содержанию исходящей от них информации.

Ключевые слова: социальные сети, деструктивное влияние социальных сетей, информационное пространство, медиа-безопасное поведение.

В условиях интенсивно развивающегося медиа-пространства, характеризующегося интенсивным возрастанием объема информации, современные молодые люди могут оказаться вовлеченными во всякого рода антисоциальные сетевые структуры и сообщества. В силу психологических и возрастных особенностей молодые люди оказываются особенно незащищенными и сензитивными к деструктивным виртуальным воздействиям. Под деструктивным влиянием мы понимаем воздействие, разрушающее сознание и личность, негативно сказывающееся на психическом, физическом и социальном здоровье. На сегодняшнем этапе развития информационного общества Интернет и социальные сети как один из наиболее значимых его сегментов стали важнейшим институтом социализации молодого человека. Вместе с тем в связи с участившимися в последнее время случаями дестабилизирующего воздействия мы можем говорить о негативной социализации или асоциализации. Таким образом, во многих случаях социальные сети выступают как инструмент, препятствующий адекватной просоциальной адаптации молодого человека.

Развитие информационного общества сделала чрезвычайно значимой проблему нейтрализации деструктивного влияния разнообразных социальных медиа. Это связано с тем, что в связи с постоянным увеличением как количественных объёмов информации, так и качественного её разнообразия заметно усиливается влияние медиапространства на психику человека. Медиапсихология занимается изучением поведения личности, обусловленного воздействием средств массовой коммуникации, анализом влияния медиаинформации среды на развитие личности, проблемами изменения психологического самочувствия человека под воздействием негативной медиаинформации, разработкой программ по развитию медиакомпетентности, медиа-защищенности, культуры медиапотребления. Медиобразование предполагает использование разнообразных средств массовой информации и коммуникации в процессе обучения и развития личности индивидуума. Медиапедагогика раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования.

В большинстве случаев вопрос о минимизации или нейтрализации негативного воздействия медиаинформации на психику подрастающего поколения решается через развитие так называемой информационно-психологической безопасности.

К настоящему моменту в современной науке сложилось несколько основных подходов к развитию информационно-психологической безопасности.

1) Г.В. Грачев, И.Н. Панарин, А.В. Брушлинский, В.В. Леп-ский, С.Ю. Решетникова, Д.С. Синицын, Г.Л. Смолян под информационно-психологической безопасностью подразумевают поведение, обеспечивающее защищенность психики от действия негативных информационных факторов.

2) В других исследованиях информационно-психологическая безопасность рассматривается как компонент информационной безопасности, которая в свою очередь реализуется через формирование информационной культуры личности и формирование культуры информационной безопасности личности (Л.В. Астахова, Д.С. Синицын).

3) В ряде исследований развитие информационно-психологической безопасности рассматривается через развитие культуры медиапотребления (В.М. Смирнов, А.С. Коповой, Г.Н. Малю-ченко) [1; 2].

Само понятие «социальная сеть» появилось в науке в 1954 году в работах социолога, представителя так называемой Манчестерской школы, Дж. Барнса. Он употребил этот термин в значении социальной структуры, состоящей из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).

Впрочем, изучение социальных сетей велось преимущественно социологами уже с конца XIX - начала XX века. В частности, основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм утверждал, что не все социальные феномены могут быть объяснены с точки зрения свойств отдельных индивидуумов, а лишь в совокупности их социальных связей и отношений. Немецкий философ и социолог Георг Зиммель в своих работах заложил основы анализа социальных сетей, рассматривая слабо связанные социальные сетевые структуры.

Основатель социометрии и психодрамы Джекоб Морено уже в 30-е годы ХХ века, изучая взаимосвязи в группе уже в рамках социальной психологии, предложил понятие социограммы, отражающей структуры эмоциональных межличностных связей в отдельно взятой малой группе.

В 1948 году Алекс Бейвлас в рамках исследования типа групповой структуры на взаимодействие внутри группы ввел понятие централи или центральной позиции, от которой зависит успешность и скорость выполнения задания. Кроме того, в исследовании Бейвласа впервые был совершен переход от анализа индивидуальных сетей к анализу влияния структуры группы в целом.

В дальнейшем исследованиям социальных сетей было посвящено значительное количество исследований преимущественно в рамках социальной психологии, социологии и антропологии (Дж. Барнес, Э. Ботт, С. Берковиц, Р Берт, С. Боргэтти, Д. Вайт, К. Карли, С. Найдел, Д. Нок, П. Марсден, Н. Маллинс, А. Рапопорт, С. Уоссермэн, В. Харрисон) [3].

Отдельно хотелось бы отметить столь популяризированную в современных медиа теорию «шести рукопожатий» предложенную знаменитым американским социальным психологом Стэнли Милгрэмом, известным, прежде всего, своими экспериментами, в 1969 году, согласно которой все человечество представляет собой своего рода социальную сеть и, соответственно, люди на земле связаны между собой шестью уровнями связи.

Однако системное изучение феномена социальных сетей начинается в начале 70-х годов ХХ века группой американских ученых-социологов Гарвардского университета во главе с Хар-рисоном Уайтом. Они начинают разрабатывать и активно продвигать методологию и инструменты анализа социальных сетей.

Одним из самых известных учеников Х. Уайта является профессор Стэнфордского университета Марк Грановеттер, представитель сетевого подхода в экономической социологии, автор модели распространения информации в социальных сетях. В своих работах он показал, что внутри социальных сетей «слабые» связи имеют большее значение, чем «сильные». Объясняется это тем, что информация быстрее и шире распространяется именно посредством «слабых» связей. Это связано с тем, что через «сильные» связи люди делятся ограниченным объемом данных или ресурсов, «сильные» связи информационно избыточны, а, следовательно, они менее полезны друг другу. [3]

В дальнейшем в связи с развитием технологий понятие «социальные сети» переходит из сферы гуманитарных наук в сферу Интернета.

Конкретно изучение влияния виртуальных социальных сетей на человека является достаточно новым направлением исследования в связи с относительно недавним по времени появлением социальных сетей в середине 90-х годов ХХ века (Classmates. com.) и наибольшей популяризацией их уже в XXI веке, когда за рубежом были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook (2003 -2004 годы), а в России появились Одноклассники и ВКонтакте (2006 год). В то же время этот продукт приобрел такую огромную популярность, что учеными феномен воздействия социальных сетей на психику на современном этапе развития науки исследуется уже достаточно интенсивно.

В общераспространенном понимании социальная сеть - это сообщество людей, объединенных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой [4].

Эллисон и Бойд [5] определили социальную Интернет-сеть как веб-сервис, позволяющий пользователям: 1) создавать открытые (публичные) или частично открытые профили пользователей; 2) создавать список пользователей, с которым они состоят в социальной связи; 3) просматривать и «трассировать» свой список связей и аналогичные списки других пользователей в рамках одной системы.

Социальные сети, по мнению некоторых исследователей, представляют собой совокупность он-лайн технологий и практик, позволяющих людям обмениваться своими мнениями, впечатлениями и перспективными взглядами (С. Блэк, 2011), где главным коммуникативным источником является Интернет Л.П. Шестер-кина, И.Д. Борченко, 2014).

Как и любая другой технологический продукт, Интернет вообще, и социальные сети в частности, несут как положительное влияние, так и отрицательное. Положительный эффект сетей состоит в расширении возможностей социальной коммуникации и развитии коммуникативных навыков и умений, в увеличении потенциала для реализации индивида с помощью нахождения единомышленников и возможности продвинуть свои мысли и идеи в мир.

Однако в большинстве случаев исследователи заостряют внимание на негативных аспектах влияния социальных медиа. Во-первых, социальные сети, точнее постоянное их использо-

вание перерастает в особую форму аддиктивного поведения, разновидность Интернет-зависимости, описанной К. Янг еще в 1994 году практически со всеми симптомами, характерными для других, в том числе и химических зависимостей.. Во-вторых, социальные сети провоцируют агрессию и способствуют повышению ее уровня в обществе. На сегодняшний момент выделяются несколько видов подобного насилия, такие, как например, трол-линг и кибер-буллинг.

Под троллингом (в переводе с английского trolling означает «ловлю рыбы на блесну») обычно понимают процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтной обстановки путём нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия. Троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние, как на индивидов - объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутри-групповой и межгрупповой.

Кибербуллинг, хотя по контенту и схож с троллингом, представляет собой уже более жесткую форму манипуляции и воздействия на человека. Это уже намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных обычно с социальных сетей, как правило, в течение продолжительного периода времени. При этом речь идет о преследовании одного или нескольких членов коллектива при неравном соотношении сил между преследователями и жертвой. На сегодняшний момент исследователи выделяют множество форм буллинга: оскорбление, домогательство, очернение и распространение слухов, использование фиктивного имени, публичное разглашение личной информации, социальная изоляция, продолжительное домогательство и преследование, открытая угроза физической расправы (Н. Виллард). Исследования показывают, что травля часто приводит детей и подростков к депрессии и другим расстройствам, у них снижается самооценка, они оказываются в изоляции. Они чаще думают о суициде, и даже совершают суицидальные действия. Россия - в лидерах по уровню кибербуллинга среди школьников. По данным исследования Microsoft (2012), почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет заявила, что они становились объектами травли. По этому показателю Россия заняла пятое место среди 25 государств. При этом исследования показывают, что учителя в российских школах

Библиографический список

уделяют гораздо меньше внимания проблеме кибербуллинга, чем в других странах.

Особый резонанс тема деструктивного влияния социальных сетей в России получила после публикации 16 мая 2016 года в «Новой газете» одноименной статьи «Группы смерти» обозревателя Галины Мурсалиевой, опубликованная, в которой рассказывается о существующей в социальной сети «ВКонтакте» группе, причастной к самоубийствам подростков.

По нашему мнению, решение проблемы нейтрализации или минимизации негативного влияния виртуальных социальных сетей должно основываться на организации комплексной работы с представителями подрастающего поколения, направленной на нейтрализацию деструктивного информационно-психологического воздействия поступающей из социальных сетей медиаинформации, способной разрушить сознание, психическое здоровье и личность молодого человека. Нейтрализация деструктивного влияния социальных сетей должна включать в себя комплекс направлений, способов, средств, методов и приемов работы с представителями подрастающего поколения, обеспечивающий состояние защищенности от негативного информационного воздействия социальных сетей.

Поэтому в настоящее время приобретает актуальность комплексная психолого-педагогическая работа, направленная на нейтрализацию различного рода сетевых деструктивных влияний, профилактику вовлечения молодежи в экстремистские организации, развитие у них умений и навыков медиа-безопасного поведения, позволяющих избирательно и критично подходить к сведениям, поступающим из социальных медиа, отбирая из всего потока информацию, необходимую для личностного роста и развития [6].

В целях нейтрализации деструктивного влияния виртуальных сетей в процессе комплексной развивающей психолого-педагогической работы у молодых людей, по нашему мнении, необходимо сформировать следующие компетенции в области медиа-безопасного поведения:

• устойчивую критичность к негативному влиянию со стороны деструктивных сегментов современных социальных сетей через осознанное отношение к ценностно-смысловому содержанию исходящей от них информации;

• способность к эффективной когнитивной обработке сложной информации, получаемой в процессе участия в социальных интеракциях в современном сетевом пространстве;

• способность к реализации базовых процедур анализа основных каналов и источников социально значимой информации;

• способность к критической оценке и коррекции собственного поведения в социальных сетях и глобальном медиа-пространстве в целом.

1. Смирнов В.М., Малюченко Г.Н. Психологическая диагностика и коррекция медипотребления. Саратов, 2011.

2. Смирнов В.М. Коповой А.С. Психология медиа-безопасности. Саратов, 2012.

3. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону, 2011.

4. Винник В.Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу. Философия науки. 2012; 4 (55): 110 - 126.

5. Мурсалиева Г. Группы смерти. Новая газета. Available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18

6. Шумилова А.А. Деструктивные воздействия в информационно-коммуникативном пространстве социальных медиа. Гуманитарные научные исследования. 2016; 8. Available at: http://human.snauka.ru/2016/08/16122

References

1. Smirnov V.M., Malyuchenko G.N. Psihologicheskaya diagnostika ikorrekciya medipotrebleniya. Saratov, 2011.

2. Smirnov V.M. Kopovoj A.S. Psihologiya media-bezopasnosti. Saratov, 2012.

3. Bl'ek S. Vvedenie vpablik rilejshnz. Rostov-na-Donu, 2011.

4. Vinnik V.D. Social'nye seti kak fenomen organizacii obschestva: suschnost' i podhody k ispol'zovaniyu i monitoringu. Filosofiya nauki. 2012; 4 (55): 110 - 126.

5. Mursalieva G. Gruppy smerti. Novaya gazeta. Available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18

6. Shumilova A.A. Destruktivnye vozdejstviya v informacionno-kommunikativnom prostranstve social'nyh media. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016; 8. Available at: http://human.snauka.ru/2016/08/16122

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 159.922.7(=511.2)(045)

Flotskaya N. Yu., Doctor of Sciences (Psychology), Director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: n.flotskaya@narfu.ru Bulanova S.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: s.bulanova@narfu.ru Ponomareva M..А., Cand. of Sciences (Psychology), Vice-Director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: m.ponomareva@narfu.ru Flotsky N.S., postgraduate, Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: nikolay.flotskiy@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.