УДК 316.334:37
Е. Л. Луценко
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ
ОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Показаны особенности и возможности использования социологического мониторинга в психологопедагогическом сопровождении образовательного процесса.
Ключевые слова: социологический мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс.
Sociologic Monitoring in the Psychologico-Pedagogical Aspect Accompanying the Educational Process. EKATERINA L. LUTSENKO (Far Eastern State Academy for Humanities and Social Studies, Birobidzhan).
The article presents the possibilities of employing the sociologic monitoring in the psychologico-pedagogi-cal aspect accompanying the Educational Process.
Key words: sociologic monitoring, psychologico-pedagogical aspect, educational process.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогичес-кие и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, пси-холого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и т.п.). Наметились позитивные тенденции в решении сложных вопросов нормативного и правового обеспечения деятельности службы практической психологии Минобразования России: приняты «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи» (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №9 867), «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»: приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. №9 636, инструктивное письмо «Об использовании рабочего времени педагога-психо-лога», разработаны проекты отчетной документации педагога-психолога и др. [1, с. 34].
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Его целью является обеспечение нормального
развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального пути, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педаго-гическому сопровождению: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая, или скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психо-лого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений) [1, с. 37].
В данной статье мы предлагаем рассмотреть использование социологического мониторинга в психолого-
ЛУЦЕНКО Екатерина Леонидовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии (Дальневосточная социально-гуманитарная академия, Биробиджан). E-mail: Luce-ekaterina@yandex.ru © Луценко Е.Л., 2010
2010 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
35
ПЕДАГОГИКА, АКМЕОЛОГИЯ
педагогическом сопровождении образовательного процесса. Мониторинг - один из наиболее эффективных способов повторного социологического исследования, представляющего собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах и общностях (группах) изменений на основе анализа массовых представлений о них, осуществляемого через небольшие (квартал, год) промежутки времени. Социометрия как метод исследования является инструментом социально-психологического изучения малых групп. Объектом исследования в социометрии является социальная группа, а предметом - структура и динамика межличностных отношений/взаимодействий в группе. В предлагаемом подходе к развитию социометрического метода принципиально новым является статистический анализ взаимооценок партнеров.
В настоящее время разработана система социометрических показателей, которая может быть использована при исследовании особенностей социальных структур классов как в системе общеобразовательных школ, так и в дошкольных учреждениях: параметр СП - показатель меры социального признания индивида данной группой в целом; параметр СА - показатель меры социальной активности индивида по отношению к данной группе; параметр 8А - показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференци-рованности в оценке индивидом группы; параметр 8П - показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференцированности в оценке индивида группой [3, с. 98].
Вышеприведенная система показателей позволяет достаточно эффективно исследовать и описывать процессы формирования социальных структур в ученических группах и выявлять в них специфические образования, обеспечивающие и воспроизводящие «живую ткань» феноменов школьной дезадаптации [2, с. 23].
Использование метода социологического мониторинга в работе школьного психолога позволяет усилить включенность данного специалиста в деятельность педагогического коллектива и перейти на новый этап планирования работы. Получая путем анализа социологической информации картину состояния социальной системы класса/школы, психолог может максимально
эффективно использовать имеющийся у него арсенал средств с перспективой планомерного и целенаправленного разворачивания во времени своей работы с объектом. Возможность постановки системы наблюдений в мониторинговом режиме создает необходимую обратную связь для оперативной корректировки плана конкретных действий. В работе психолога возникают реальные условия взаимодействия со всеми участниками педагогической ситуации. Корректировке подлежит при этом среда, породившая феномены школьной дезадаптации. Метод позволяет наблюдать не только индивидуальные маршруты социализации учащихся, но и состояние классных коллективов в целом. Это обеспечивает возможность проведения углубленной работы психолога с классными руководителями.
Практическое значение данного метода заключается в том, что руководители сферы образования получают реальную возможность выходить на сложные виды проектирования образовательной среды на основе точных данных о составе и характеристиках детского контингента, сведений о ресурсной базе конкретных образовательных учреждений, образовательных комплексов и др., как в целях своевременной профилактики дезадаптации, так и для решения других сложных социальных задач; получают возможность установить связи определенных социометрических показателей с типом асоциального поведения учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.
2. Барсукова И.Г. Педагог-психолог в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: метод. пособие для школьных психологов. Пермь, 1998. 80 с.
3. Долгова В. И., Долгов П.Т. Акмеология управления (на примере инновационной деятельности кадров государственной службы). Челябинск: ЧГПУ, 2000. 380 с.
36 ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2010