Научная статья на тему 'Психолого-педагогический консилиум механизм управления качеством образования'

Психолого-педагогический консилиум механизм управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1710
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / SYSTEM OF MANAGEMENT / IMPROVEMENT / EDUCATIONAL INSTITUTION / PSYCHOLOGICAL / MEDICAL AND PEDAGOGICAL CONSULTATION / PEDAGOGICAL ASPECT OF MANAGEMENT / PRINCIPLES OF THE EDUCATIONAL SYSTEM MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Марина Анатольевна, Копанишина Ирина Алексеевна

Одним из механизмов управления качеством образования является психолого-педагогический механизм, который обеспечивает сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в условиях школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёва Марина Анатольевна, Копанишина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONSILIUM AS A MECHANISM OF MANAGEMENT OF EDUCATION QUALITY

The article deals with one of the mechanisms of quality control of education as a psycho-pedagogical mechanism, which provides support for participants of the educational process, creating a favorable emotional climate in the school.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический консилиум механизм управления качеством образования»

УДК 371.1 ББК 4424.42

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Воробьёва Марина Анатольевна,

канд. психол. наук, доцент, кафедра акмеологии и психологии управления института кадрового развития и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: vorobyeva_marina@mail.ru.

Копанишина Ирина Алексеевна,

магистрант Уральского государственного педагогического университета; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26;e-mail: irina -2009@El.ru.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ - МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система управления; совершенствование, общеобразовательное учреждение; психолого-медико-педагогический консилиум; педагогическая направленность управленческой деятельности; принципы управления образовательной системой.

АННОТАЦИЯ. Одним из механизмов управления качеством образования является психолого-педагогический механизм, который обеспечивает сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в условиях школы.

Vorobieva Marina Anatolievna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Acmeology and Psychology of Management, Institute of Staff Development and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Kopanishina Irina Alekseyevna,

Master's Degree Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONSILIUM AS A MECHANISM OF MANAGEMENT OF EDUCATION QUALITY

KEY WORDS: system of management; improvement; educational institution; psychological, medical and pedagogical consultation; pedagogical aspect of management; principles of the educational system management.

ABSTRACT. The article deals with one of the mechanisms of quality control of education as a psycho-pedagogical mechanism, which provides support for participants of the educational process, creating a favorable emotional climate in the school.

В условиях модернизации образования как официально признанной генеральной стратегии государственной политики Российской Федерации важнейшим направлением является модернизация управления системой образования. Разработанные этапы реализации концепции социально-экономического развития России на период до 2020 г. включают модели управления в условиях широкомасштабного использования инновационных технологий. Реализация этой цели предполагает решение одной из приоритетных задач - обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями.

В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут широкомасштабные социально-экономические реформы. Важной составляющей этих реформ являются реформы в системе образования. Необходимость в повышении доступности качественного образования является основной, стратегической целью государственной образовательной политики. Современные потребности общества заключаются в развитии и подготовке такого по-

коления, которое сможет быстро адаптироваться к изменениям, сохраняя высокий потенциал, быстро реагировать на инновационные процессы в экономике и преодолевать трудности с меньшими затратами [4].

В связи с такими запросами общества встает проблема обеспечения совершенно иного качества подготовки учащихся всех ступеней образовательного процесса, нужны молодые люди, которые уверены в себе и самостоятельны в выборе решений, мобильны, коммуникабельны, умеют разрешать конфликтные ситуации и, конечно, интеллектуальны.

Все эти задачи можно разрешать в образовательном учреждении, если учреждение будет готово на изменения в связи с экономической и политической целью. Необходимо создавать образовательную среду, в которой учащиеся смогли успешно проходить адаптацию и социализацию, не зависимо от их психического и психологического состояния. То есть под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования; физического, психического, психологического, личностного и нравственного развития, которого

© Воробьёва М. А., Копанишина И. А., 2015

ребенок достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями.

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем управления современным образованием. Для этого надо найти такой механизм управления качеством образования, который создаст условия для успешного обучения и развития учащегося в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Множество исследований(Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Е. А. Козырев, Н. И. Ковалева, В. Е. Ле-тунова, Р. В. Овчарова) посвящено сопровождению учащихся в социуме, разработке социально-психологических программ адаптации и социализации. Активно исследовались проблемы управления общеобразовательной школой в работах Е. С. Березняка, В. И. Бондаря, Ю. В. Васильева, Р. Я. Касимова, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьминой, О. В. Малиновской, А. М. Орлова, P. X. Шакурова.

Теоретико-методологическую основу многих исследований составляют работы в области теории и практики управления образованием, развитием образовательных систем: Г. М. Андреевой, В. Г. Воронцовой, В. И. Зверевой, М. В. Кабатченко, Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, Н. Д. Малахова, М. М. Поташника, В. М. Филиппова, Е. А. Ям-бурга.

В любом образовательном учреждении необходимо профессиональное управление, управление всей деятельностью школы - административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической. В деятельность управления входят основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Деятельность направлена на решение таких задач, как строительство и переоборудование помещений, приобретение мебели и учебно-наглядных пособий, распределение педагогических кадров, набор классов и регулирование режима работы школы и это еще не все задачи, которые стоят перед руководителем школы.

Основными элементами, составляющими систему управления, являются: цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система документооборота, организационная структура. Все элементы, входящие в систему управления, должны быть профессионально организованы и взаимосвязаны для эффективной работы организации в целом.

Механизм управления рассматривают как составную (наиболее активную) часть

системы управления, обеспечивающую воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизмы образуют системную модель оперативного управления качественного образования, основанную на принципах открытости, целенаправленности, целостности, функциональности [5].

Управляя образовательной системой, важно использовать специфические принципы, такие как: принцип нормативности и объективности, единство педагогических позиций, принцип сочетания государственных и общественных начал. Основным и наиболее важным принципом управления является принцип сочетания интересов детского и взрослого коллективов. Для решения задачи развития зрелого человека необходим учет особенностей формирования и развития детского коллектива, а также учет специфики взрослого педагогического коллектива, в котором в основном женщины. В таком случае важно опираться на жизненный опыт взрослого человека, профессиональные компетенции и ответственность учителя, чтобы поддержать авторитет в глазах детей и их родителей [6].

В управлении можно использовать любую систему принципов, как пишет А. Файоль, «Беда не в недостатке принципов. Надо уметь оперировать принципами. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта решимости и чувства меры» [4].

Существуют различные классификации методов управления, способов и средств непосредственного воздействия на людей. Наиболее эффективными и распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, методы мотивации и социально-психологические. Каждый из этих методов несет свою нагрузку и содержание в управление образовательным процессом. Управление качеством образования означает создание действенных методов и механизмов управления, способных обеспечить устойчивое и продуктивное развитие школы в соответствии с запросами всех субъектов образовательного процесса и основными направлениями государственной политики в области образования.

Управление образовательным учреждением во многом отличается от управления производством, здесь разные категории людей и ко всем необходимо подобрать такой подход, который был настроен на развитие личности, как ребенка, так и взрослого. Так как все ученики являются равноправными участниками образовательного процесса, от каждого из них в равной мере зависит качество обучения. Результативность процесса образования, который

включает в себя обучение и воспитание школьников, зависит от четко скоординированной, спланированной и организованной работы всех структур (элементов) системы управления школы. Только тогда образовательный процесс будет иметь смысл и будет получен результат образования в целом.

Для того чтобы качество образовательного процесса отвечало требованиям современного общества, необходимо совершенствовать систему управления всего общеобразовательного учреждения.

Одним из методов совершенствования системы управления является психолого-медико-педагогический консилиум, который должен сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Глубокие изучения школьников «группы риска», позволит решить такую проблему, как понимание причин неуспешности и плохого поведения, развитие склонностей, способностей и талантов учащихся, которая стала особенно актуальной и сложной в условиях всеобщего среднего образования. Образование, которое в настоящее время строится на взаимодействии всех систем социума, становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества.

Одним из механизмов управления качеством образования является психолого-педагогический механизм, который обеспечивает сопровождение участников образовательного процесса, создает благоприятный эмоционально-психологический климат в условиях школы. Реализацию данного механизма обеспечивают педагоги, классные руководители, социальный педагог, психолог и др. Структура психолого-педагогического механизма основана на взаимодействии объединения усилий педагогов - предметников, специалистов всего образовательного пространства.

Стержнем системы управления является психолого-медико-педагогический консилиум. ПМПк организуется в рамках реальных возможностей ОУ адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психологического здоровья. По словам Ю. К. Бабанского, «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками,

а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учебе или недостатков поведения» [2].

Современные требования к работе с детьми с отклонениями в развитии и одаренными заключаются в разработке и внедрении таких технологий, в которых учтены (в сжатом виде) психолого-педагогические и медико-социальные параметры жизни и развития детей. Рекомендации ПМПК должны лечь в основу разработки новых технологий или использования имеющихся «готовых» технологий. Их смысл - определение уклада жизни и средств развития и самореализации данного конкретного ребенка [1].

Значимость ПМПК обусловлена одной из важнейших ее задач:

- отслеживание особенностей психологического развития ребенка;

- создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.

- инициацией развития системы образования в целом и специального образования в частности,

Деятельность ПМПи образовательного учреждения охватывает всех участников образовательного процесса, что приводит к эффективности управления и соблюдения принципа демократичности в школе. ПМПк помогает объединить специалистов всех уровней и позволяет увидеть ребенка целостно, а не только со стороны обучающегося процесса. В связи с этим к основным перспективам развития системы ПМПк относятся:

- повышение профессионализма каждого специалиста ПМПк соответствующего профиля в рамках своего предмета;

- важность (для каждого специалиста ПМПк) овладения «межпредметным пространством» в форме современных технологий целостного подхода к ребенку как в вопросах процедуры взаимодействия друг с другом, с другими учреждениями и ведомствами, так и в вопросах непосредственной диагностики и коррекции развития ребенка;

- инициация развития и усовершенствования системы образования, в частности системы специального образования, в связи с необходимостью получения образования для каждого ребенка;

- формирование механизмов взаимодействия ПМПк с субъектами образова-

тельного процесса, где ПМПк направляет ребенка или рекомендует обратиться за консультацией и т. п.;

- определение средств и механизмов контроля динамики развития учащихся при переходе от одной ступени образования к другой.

В деятельность ПМПк входит непосредственная работа педагогов и специалистов по развитию психического и физического здоровья детского населения России, в перспективе здоровья людей и развития страны в целом [3]. Для поддержания психологического здоровья учащихся, необходимо, начиная с первого класса школы, отслеживать особенности развития детей, выявлять проблемы развития, причины дезадаптации, а также создавать условия для полноценного развития в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей. Сопровождать детей, как испытывающих трудности в обучении, так и одаренных. Роль деятельности специалистов велика, их профессиональные знания, продуктивная совместная деятельность в системе «ребенок - взрослый - родитель- специалист» пусть не сразу, но даст определенные результаты в развитии учащихся, поможет вовремя решить проблемы.

В работе ПМПк необходимо использовать принципы сопровождения ребенка в ус-

ловиях жизнедеятельности в образовательном учреждении, такие как: принцип системности, принцип гуманистической ориентации образования, принцип индивидуального образования учащихся, который предоставляет каждому учащемуся возможности для самореализации и самораскрытия, принцип социальной адекватности, а также принцип создания воспитывающей среды, это создание в образовательном учреяедении таких отношений, которые формировали бы социальность учащегося [3].

Цель, задачи, структура, организация деятельности, порядок подготовки и проведения школьного ПМП консилиума определяются письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и другими нормативными документами: Положением о школьном психолого-педагогическом консилиуме, Функциональными обязанностями заместителя директора и специалистов, приказом директора школы на начало учебного года об утверждении состава ПМПк, планом работы школьного ПМПк на текущий учебный год [5].

В работе ПМПк необходимо чтобы выполнялись ряд функций (рисунок 1).

Рисунок 1. Функции ПМПк

Сопровождение детей и подростков осуществляется через связь с ПМПк образовательных учреждений и родителями (законными представителями). В планирование этого процесса входит информация о ребенке, о его семье, о деятельности специалистов. План работы с ребенком корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого

специалисты ПМПк пытаются добиться положительной динамики развития ребенка.

Таким образом, школьный ПМПк выступает координатором деятельности всех специалистов школы и обеспечивает эффективное социальное взаимодействие с партнерскими организациями по осуществлению индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бейсова Е. В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г.

2. Битянова М. Р. Консилиум в школе // Школьный психолог. 2002. № 05.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

4. Егоров Ю. И. Исследование систем управления. 2-е изд. М.: ДиС, 2006.

5. Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.

6. Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума : методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистовных психолого-медико-педагогических консилиумов). / составители: Э. М. Александровская, И. В. Коновалова. М.: МГППУ, 2006.

Статью рекомендует д-р психол. наук, профессор Э. Э. Сыманюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.