Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К РИСКУ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К РИСКУ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ К РИСКУ / УЧАЩИЕСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИЯ / РИГИДНОСТЬ / ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНО-РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кольцова Ирина Владимировна, Долганина Вера Васильевна

Работа посвящена проблемам развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде. В статье авторами рассмотрены ситуации склонности к риску, дана характеристика отрицательного и положительного риска. Также путем экспериментального исследования выявлена взаимосвязь между уровнем самооценки личности и доминирующими психическими состояниями подростков. Авторы описали комплекс психолого-педагогических условий развития устойчивости к риску у подростков в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF RISK RESISTANCE IN ADOLESCENT STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The work is devoted to the problems of developing resistance to risk in adolescent students in the educational environment. In the article, the authors considered the situations of risk appetite, gave a characteristic of negative and positive risk. Also, through an experimental study, the relationship between the level of self-esteem of the individual and the dominant mental states was revealed. Teens. The authors described a complex of psychological and pedagogical conditions for the development of risk resistance in adolescents in the educational environment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К РИСКУ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

10. Шамаева, Ю.В. Особенности детско-родительских отношений в современных семьях, воспитывающих младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Ю.В. Шамаева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2019. - №1(53). - С. 128-133.

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и

практической психологии и социальной работы Кольцова Ирина Владимировна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Долганина Вера Васильевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К РИСКУ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Работа посвящена проблемам развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде. В статье авторами рассмотрены ситуации склонности к риску, дана характеристика отрицательного и положительного риска. Также путем экспериментального исследования выявлена взаимосвязь между уровнем самооценки личности и доминирующими психическими состояниями подростков. Авторы описали комплекс психолого-педагогических условий развития устойчивости к риску у подростков в образовательной среде.

Ключевые слова: устойчивость к риску, учащиеся подросткового возраста, самооценка, тревожность, агрессия, ригидность, фрустрированность, экстремально-рискованное поведение, склонность к риску, образовательная среда.

Annotation. The work is devoted to the problems of developing resistance to risk in adolescent students in the educational environment. In the article, the authors considered the situations of risk appetite, gave a characteristic of negative and positive risk. Also, through an experimental study, the relationship between the level of self-esteem of the individual and the dominant mental states was revealed. Teens. The authors described a complex of psychological and pedagogical conditions for the development of risk resistance in adolescents in the educational environment.

Key words: risk tolerance, adolescent students, self-esteem, anxiety, aggression, rigidity, frustration, extreme risky behavior, risk appetite, educational environment.

Введение. В начале становления прикладной психологии (20-е годы 20 века) в центре внимания психологов выступает проблема психологического поведения людей в ситуации риска. Феномен риска имеет междисциплинарный характер, при этом изучается как психологами (О.С. Дейнека, А.А. Долныкова, А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, М.А. Котик, Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский, В.П. Позняков, и др.), так и специалистами, изучающими вопросы управления, социологии, экономики и финансов (А.П. Альгин, Ю.А. Зубок, и др.) [6]. Каждая из наук имеет свой предмет и направленность в исследовании риска, вырабатывая для этого собственные методы. С одной стороны, это позволяет выделить очень много различных аспектов изучения, в которых рассматривается риск, а с другой - создает очевидные трудности в выработке единой точки зрения на риск.

Сегодня подростковый возраст - один из самых сложных периодов в процессе взросления человека. Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и хобби-реакции, обуславливающие поисковый характер поведения, которое может быть как конструктивным, так и неконструктивным.

Под рискованным поведением понимают активность личности, направленную на экспериментирование подростков со своими возможностями, преобразуя при этом отношение к ценности собственной жизни. При этом под неконструктивным рискованным поведением подростков понимается определенный вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира или же саморазрушение личности подростков, обуславливая отсутствие осознанного отношения к ценности собственной жизни. Общеизвестным является тот факт, что радикальные социальные изменения вызывают бурный рост негативных явлений в молодежной среде.

Попытки научного и практического разрешения проблемы устойчивости к риску в подростковом возрасте предпринимаются сегодня как учеными, так и практиками: развитие стрессоустойчивости подростков (И.В. Кольцова, В.В. Долганина [4]), особенности социально-психологической адаптации подростков, склонных к риску (М.И. Кошенова, М.Г. Сухорукова [5]), склонность к риску как устойчивое свойство личности (С.В. Быкова [1]) и др.

Однако ещё недостаточно изучены особенности устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста, а также психолого-педагогические условия его развития.

Изложение основного материала статьи. В подростковом возрасте дети проходят кризисный этап, пересматривают жизненные ориентиры, ценности и идеалы, представления о себе, пытаются понять себя и свои возможности и способности. Часто бывает, что подростки не готовы к тому, какие события могут произойти в их жизни, они не могут нести ответственность за свои поступки и обеспечивать себя самостоятельно, а также делать другие важные вещи [9]. Невысокий уровень подготовленности к жизни в обществе подростков приводит к тому, что они попадают под влияние различных рисков, которые сами преодолеть не готовы. Социальные риски подростка связаны с проблемами в обществе, в котором ребенок встречается с людьми и должен поставить себя на ту или иную позицию. Подростку сложно справиться с таким натиском эмоций и чувств, когда ему постоянно необходимо обрабатывать столько информации. На современное поколение очень активно влияют средства массовой информации и интернет, который также может увлечь ребенка и отрицательно повлиять на развивающуюся личность. [9].

Проблемам в процессе социализации, а также появлению социальных рисков, могут быть подвержены почти все подростки, независимо от социального положения их семьи и индивидуальных особенностей. Зачастую, если у подростка есть проблемы с социализацией, это выражается в его отклоняющемся от нормы поведении. Таким поведением может быть: употребление алкогольных напитков или наркотических веществ, асоциальное поведение [9].

При проведении исследования мы ставили цель: разработать и апробировать программу реализации психолого-педагогических условий развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде. Экспериментальную выборку составили 60 учащихся в возрасте 13-14 лет.

Результаты, полученные на основе опросника «Исследование склонности к риску» (авт. А.Г. Шмелев), свидетельствуют о том, что у большей доли испытуемых (70% контрольной группы; 66,6% экспериментальной группы)

диагностирован высокий уровень предрасположенности к риску. Подростки отметили, что получают удовольствие от ощущения риска, испытывают острое увлечение какой-либо затеей, уверены, что судьба человека зависит от случая и выработанный план действий удастся осуществить, стремятся подзадорить кого-нибудь, для них жизнь без опасностей становится скучной, часто меняют свои интересы и увлечения.

Анализ эмпирических данных, полученных с помощью методики «Самооценка склонности к экстремально рискованному поведению» (авт. М. Цуккерман), был осуществлен в соответствии с выделенными шкалами. Большая часть испытуемых демонстрируют высокую степень поиска острых ощущений. В контрольной группе этот показатель характерен для 70% опрошенных, в экспериментальной группе - 66,6%. Подростки стремятся к поиску чего-то нового, того, что будоражит, оставляет яркие впечатления и незабываемые ощущения.

По шкале «Непереносимость однообразия» выявлены 30% подростков контрольной группы и 26,6% экспериментальной группы, которые не способны терпеть однообразие повседневной жизни, поэтому мы отнесли их к высокому уровню выраженности исследуемого признака.

Показатель по шкале, отражающей потребность в новых впечатлениях, у большинства подростков контрольной группы (66,6%) и экспериментальной группы (70%) находится на среднем уровне выраженности исследуемого признака.

По шкале «Неадаптивное стремление к трудностям» у подавляющего большинства подростков (70% контрольной группы и 66,6% экспериментальной группы) диагностирован средний уровень неадаптивного стремления к трудностям.

Проведенный анализ полученных результатов констатирующего этапа исследования позволяет утверждать, что большинству подростков свойственна высокая предрасположенность к риску, проявляющаяся в выраженной потребности в поиске острых ощущений, новых впечатлений, непереносимости однообразия, проявлению неадаптивного интереса к преодолению жизненных проблем.

На следующем этапе исследования была поставлена задача - выявить взаимосвязь уровня самооценки личности и доминирующих психических состояний со склонностью к риску в подростковый период.

Результаты, полученные в ходе опроса по методике «Уровень самооценки» (авт. Р.В. Овчарова) свидетельствуют о том, что половина опрошенных (50% контрольной группы; 46,6% экспериментальной группы) имея завышенную самооценку, стремятся быть заметными, проявляя уверенность в своих возможностях.

Результаты исследования самооценки психических состояний подростков по опроснику Г. Айзенка показали, большинство подростков (53,3% контрольной группы; 50% экспериментальной группы) имеют средний, допустимый уровень тревожности, который является естественным и обязательным для активной и деятельной личности.

Анализ результатов исследования состояния фрустрации показывает, что преобладает доля испытуемых с низким уровнем фрустрации (56,6%), для которых характерны завышенная самооценка, проявляют устойчивость к неудачам и не боятся трудностей.

Исследование ригидности показало, что 50% от всей выборки имеют средний уровень исследуемого показателя, 43,4% также обеих групп имеют низкую ригидность, проявляющуюся в легкой переключаемости и позволяющую адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Анализ данных по агрессивности показывает, что для большинства респондентов характерен средний уровень исследуемого признака: 63,4% контрольной группы; 66,6% экспериментальной группы. Проявление агрессивности подростков способствует самоутверждению в коллективе и детерминирует, в том числе рискованное поведение и при этом зависит существенно от воздействия и оценки сверстников.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)

Признак Склонность к риску

Контрольная группа Экспериментальная группа

самооценка 0,28* 0,28*

тревожность -0,31* -0,32*

ригидность -0,26* -0,26*

фрустрированность -0,38** -0,39**

агрессивность 0,30* 0,29*

Примечание:

* - уровень значимости 0,05;

** - уровень значимости 0,01.

Анализ результатов, представленных в таблице 1, указывает на то, что обнаружена статистически значимая обратная корреляционная связь между тревожностью, ригидностью, фрустрированностью личности. Прямая корреляционная связь диагностирована между склонностью к риску, агрессивностью и самооценкой личности подростка.

Выявлено, что для подростков характерно проявление высокого уровня склонности к экстремально-рискованному поведению, что наблюдается в поиске острых ощущений и новых впечатлений. Статистически значимые взаимосвязи выявлены между склонностью к риску и самооценкой, тревожностью, фрустрированностью, ригидностью и агрессивностью личности подростков.

На основе полученных результатов была разработана и апробирована программа, целью которой явилась реализация психолого-педагогических условий развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде.

Задачами программы выступили:

1. Развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения.

2. Формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями.

3. Обучение приемам контроля своих внешних поведенческих проявлений и отслеживания внутреннего психического состояния.

4. Формирование навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.

5. Формирование навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности.

6. Формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.

7. Формирование навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения.

8. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных жизненных ситуациях.

В качестве основных представлены психолого-педагогические условия развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде:

- обеспечение личной безопасности учащихся подросткового возраста;

- профилактика экстремальных увлечений и формирование законопослушного поведения подростков;

- привлечение внимания заинтересованной общественности к опасным формам экстремального досуга;

- указание на важность разработки системы социальных и правовых механизмов предупреждения опасных экстремальных увлечений.

Деятельность образовательного учреждения по развитию устойчивости к риску учащихся подросткового возраста организована по направлениям:

1. В качестве главной цели информационно-просветительского направления выступает формирование адекватного отношения к некоторым ситуациям, проблемам, явлениям, формирование устойчивых убеждений в приемлемости или неприемлемости определенных способов поведения. Учащиеся подросткового возраста получают знания по формированию отношений и установок о самих себе, окружающих людях, отношениях и установках к принятию ПАВ; представлении о правах и обязанностях личности, ответственности подростков; способах поведения в экстремальных ситуациях; ориентации личности на поддержание здорового образа жизни.

Для этого были использованы лекции, семинары, круглые столы, дискуссии, специальные вставки в учебные дисциплины, элективные курсы, Дни профилактики (с приглашением различных специалистов), тематические стенды, информационные уголки.

2. Целью интерактивной деятельности является формирование критического мышления, осознанного выбора, воспитание инициативы, творчества, свободы, положительной Я-концепции. В контексте упомянутого направления были применены следующие формы и методы работы с подростками: методологический семинар (творческие беседы, научные дискуссии, групповое решение нестандартных педагогических ситуаций); проблемный семинар; профессионально-проектная мастерская, проблемно-проектный семинар, семинар-тренинг, семинар-практикум; творческая лаборатория; акция; лекция-дискуссия, деловая игра, мастер-класс, круглый стол, социальный проект, школа профессионального мастерства; проектная команда; педагогическая студия.

3. Альтернативная профилактическая деятельность ориентирована на формирование положительных эмоций и используются разнообразные мероприятия: творческие мастерские, клубные дни, дискуссионные клубы, КВНы, родительские клубные дни, мероприятия, организованные учреждениями дополнительного образования.

Работа с родителями подростков предусматривает реализацию трех основных направлений профилактической деятельности: информационно-просветительское, интерактивное и альтернативное. Наиболее эффективными формами работы с родителями можно отметить следующие:

- родительские собрания являются одной из самых популярных форм взаимодействия школы и семьи (собрания-диспуты, круглый стол с участием различных специалистов);

- конференции, являющиеся формой педагогического просвещения, позволяющее расширить, углублять, а также закрепить знания о воспитании учащихся подросткового возраста. В рамках конференции целесообразно поднимать вопросы взаимоотношений отцов и матерей. Для их проведения заранее можно подготовить выставки работ учащихся, книги для родителей, а также концерты художественной самодеятельности;

- практикумы являющиеся формой выработки у родителей педагогических умений по эффективному разрешению различных педагогических ситуаций, разнообразных тренировок по формированию их педагогического мышления. В рамках педагогического практикума родителям предлагается найти способ решения конфликтной ситуации, сложившейся в детско-родительских взаимоотношениях, а также отношениях между школой и родителями;

- открытые уроки, которые, как правило, проводятся для того, чтобы познакомить родителей с методикой преподавания, новыми программами, а также требованиями учителя;

- педагогическая дискуссия, являющаяся одной из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры, позволяющая вовлекать в обсуждение проблемы всех присутствующих. Такая дискуссия способствует выработке умения всесторонне анализировать явления и факты, ориентируясь на имеющиеся навыки и накопленный опыт;

- ролевые игры выступая в качестве коллективной творческой деятельности по изучению у родителей уровня сформированности педагогических умений.

Контрольный этап эксперимента позволил определить степень эффективности внедренной программы.

Доля испытуемых с высоким уровнем выраженности склонности к риску снизилась и составила 40% экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе данный показатель остался неизменным, т.е. 70%.

Проанализируем результаты уровневых характеристик самооценки склонности к экстремально-рискованному поведению подростков.

По шкале «Поиск острых ощущений» доля испытуемых с высоким уровнем составила 43,3% экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе - 70%.

Результаты по шкале «Непереносимость однообразия» показали, что увеличилась доля испытуемых с низким уровнем и составила 36,6% экспериментальной группы, в контрольной группе исследуемый показатель выявлен у 3,4%.

Показатель по шкале, отражающий потребность в новых впечатлениях, у большинства подростков экспериментальной групп диагностирован на отметке 53,4% и соответствует низкому уровню исследуемого признака, в контрольной группе - 20,1%.

По шкале «Неадаптивное стремление к трудностям» у 53,3% экспериментальной группы выявлен низкий уровень выраженности, в контрольной группе доля испытуемых по исследуемому показателю составила 16,6%.

На следующем этапе исследования была поставлена задача определить взаимосвязь свойств самооценки и доминирующих психических состояний со склонностью к риску в подростковом возрасте.

Результаты, полученные в ходе опроса по методике Р.В. Овчаровой свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных в экспериментальной группе имеют адекватную самооценку (56,6%). В контрольной группе преобладает доля испытуемых с заниженной самооценкой - 50%.

Для большинства подростков экспериментальной группы (60%) характерен низкий уровень тревожности. В контрольной группе результаты не изменились и составили - 46,6%.

Анализ результатов исследования состояния фрустрации показывает, что 66,6% подростков имеют низкий уровень фрустрации. В контрольной группе исследуемый показатель составил 56,6%.

Результаты исследования ригидности в экспериментальной группе показали распределение испытуемых в равной степени по среднему и низкому уровню. Высокий уровень характерен для испытуемых контрольной группы и составляет 6,6%.

Анализ данных по агрессивности показывает, что большинство подростков экспериментальной групп имеют средний уровень агрессивности, что соответствует 60%. Стоит отметить, что высокий уровень агрессивность характерен для подростков контрольной группы - 6,6%.

Представим результаты корреляционного анализа по диагностируемым показателям в таблице 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)

Признак Склонность к риску

Контрольная группа Экспериментальная группа

самооценка 0,28* 0,41*

тревожность -0,31* -0,52*

ригидность -0,26* -0,34*

фрустрированность -0,38** -0,42**

агрессивность 0,30* 0,35*

Примечание:

* - уровень значимости 0,05; ** - уровень значимости 0,01.

Таким образом, можно говорить о статистически значимых различиях в экспериментальной группе, что доказывает эффективность реализованных психолого-педагогических условий развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде.

Выводы. Высокая склонность к экстремально-рискованному поведению детерминирована личностными особенностями: высоким уровнем агрессивности и завышенной самооценкой, низким уровнем тревожности, ригидностью и фрустрированностью. Программа ориентирована на работу с учащимися подросткового возраста и их родителями по направлениям: информационно-просветительскому, интерактивной деятельности, а также альтернативной профилактической деятельности. Психолого-педагогическими условиями развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде можно считать следующие: обеспечение личной безопасности учащихся подросткового возраста; профилактика экстремальных увлечений и формирование законопослушного поведения; привлечение внимания заинтересованной общественности к опасным формам экстремального досуга; указание на важность разработки системы социальных и правовых механизмов предупреждения опасных экстремальных увлечений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Быкова, С.В. Склонность к риску как устойчивое свойство личности / С.В. Быкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. - С. 157-160.

2. Калинина, Н.В. Развитие устойчивости к интернет-рискам у детей и подростков (методические рекомендации для педагогов) / Н.В. Калинина // Профилактика зависимостей. - 2018. - № 3 (15). - С. 82-92.

3. Кисляков, П.А. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества / П.А. Кисляков, А.Л.С. Меерсон, Е.А. Шмелева, М.О. Александрович // Образование и наука. - 2021. - Т. 23. -№ 9. - С. 142-168.

4. Кольцова, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития стрессоустойчивости подростков / И.В. Кольцова, В.В. Долганина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. -2021. - № 3 (56). - С. 65-76.

5. Кошенова, М.И. Особенности социально-психологической адаптации старших подростков, склонных к риску / М.И. Кошенова, М.Г. Сухорукова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2019. - №3. - С. 71-85.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Копченова Елена Евгеньевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Морозова Татьяна Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Ценностные ориентации - это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности. Они определяют отношение человека к окружающим людям, к явлениям действительности, регулируют его поведение, поступки, деятельность. Статья посвящена изучению ценностных ориентаций педагогов дошкольного образования. Обсуждаются различные модели изучения ценностных ориентаций личности. Приводятся результаты исследований ценностей педагогов в процессе их профессионального развития. Рассматривается влияние различных факторов, в том числе профессиональной деятельности, на становление системы ценностей педагогов. Для изучения ценностных ориентаций педагогов был использован опросник С. Шварца. В исследовании приняли участие 68 воспитателей, работающих в дошкольной образовательной организации, в возрасте от 19 до 54 лет. Проведен анализ иерархии ценностей педагогов, имеющих различный стаж педагогической деятельности. Выявлены как сходство, так и различия в оценке воспитателями значимости ценностей в зависимости от стажа работы. В структуре ценностных ориентаций педагогов наиболее значимыми оказались безопасность, самостоятельность и благосклонность. Наименее важными для воспитателей являются власть и традиции. Результаты исследования показали, что ценностные ориентации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.