УДК 740
Шагарова О.А.
учитель начальных классов Муниципальное бюджетное учреждение «Школа № 20» (г. Тольятти, Россия)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические основы развития мнемических процессов у детей младшего школьного возраста. Автором проведено обобщение результатов современных исследований в области психолого-педагогических наук, а так же результаты эмпирического исследования процесса развития памяти у детей младшего школьного возраста. Даны практические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для развития памяти у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, память, мышление, психолого-педагогические условия, мнемические процессы, развитие.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать следующие определение памяти: это процесс сохранения и воспроизведения индивидом его опыта. Память, согласно исследованиям учёных представляет собой связь таких процессов как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.
В частности, Л.Н. Леонтьевым память трактуется, как «целенаправленные опосредованные процессы, включающий определённые приёмы или способы запоминания» [1]. В свою очередь Е.И. Рогов [3] память отождествлял с «системой мнемических процессов, основная цель которых, заключается в запоминание и сохранение, а также последующего воспроизведения информации в словесной форме, тех действий и знаний, которые субъект получил ранее в прежнем опыте» [5]. А.В. Петровский под
памятью понимал следующее: «память, это процесс запоминания, сохранения для последующего воспроизведения субъектом его пережитого опыта» [4]. Известный психолог Ж. Пиаже трактовал память «как совокупность всей информации, которую получает мозг, и благодаря которой человек управляет своим поведением» [5]. И.Ю. Кузьмита определяет память как «особый процесс запечатления информации о сохранении и воспроизведении всего того, что человек уже сделал, или пережил» [3].
Согласно проведённому в рамках данного исследования анализу психолого-педагогической науки, что преобладают в основном прямые виды памяти, которые не опираются на ассоциации или понимание. Доля произвольного запоминания увеличивается за счёт усилий человека, культурно-воспитательных воздействий на него, расширения ассоциативного мышления
[4].
Для эмпирического изучения проблемы развития памяти у младших школьников, в рамках данного исследования проводилась опытно-экспериментальная работа. Базой исследования послужила МБУ «Школа № 20 имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 50 человек.
В качестве частных методик применялись: методика «10 слов» А.Р. Лурия (метод заучивания); методика «Узнай фигуры» Т.Е. Рыбакова (метод узнавания); методика «Нелепицы» Р.С. Немова, методика «Узнай фигуры» Т.Е. Рыбакова, Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева.
Таблица 1 - Диагностический инструментарий эмпирического изучения памяти у детей младшего школьного возраста.
Критерии Показатели Методика
Запоминание, сохранение и воспроизведение. Количество стимулов, которые успел запомнить ребёнок, количество точно воспроизведённых стимулов. «10 слов» А.Р. Лурия
Узнавание Время выполнения пробы после 2ой попытки. «Узнай фигуры» Т.Е. Рыбакова
Объём зрительной памяти. Количество названных после заучивания с опорой на зрение элементов. «Нелепицы» Р.С. Немова
Опосредованная память Количество правильно воспроизведённых слов после 5ти повторений и наличие лишних слов. Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева
Образная память В норме правильное запоминание от 6 до 10ти образов. Методика «Память на образы» Э. Крис, модификация Н.Я. Семаго.
Обобщая результаты исследования по всем 5ти направлениям можно выделить три уровня развития памяти:
Высокий уровень - овладение приёмами запоминания, узнавания, сохранения и воспроизведения; достаточный объём зрительной памяти; сформированность процессов опосредованной и образной памяти;
Средний уровень - овладение приёмами запоминания, узнавания, сохранения и воспроизведения, низкий объём зрительной памяти, частично сформированные процессы опосредованной и образной памяти.
Низкий уровень - частичное овладение приёмами запоминания, узнавания, сохранения и воспроизведения; незначительный объём зрительной памяти, низкий уровень сформированности процессов опосредованной и образной памяти.
В результате диагностики высокий уровень развития памяти диагностирован у 10% испытуемых, у 45% - средний уровень и у 45% - низкий
(Рис.1).
50% 40% 30% 20% 10% 0%
В
11
10%
Низкий
Средний
Высокий
Рис. 1 Уровень развития памяти младших школьников
Качественный анализ результатов исследования на констатирующем этапе позволяет сделать выводы о недостаточном развитии приёмов опосредованного запоминания, в частности ассоциативного запоминания.
Исходя из результатов, в качестве направлений психолого-педагогической работы, можно определить следующие направления:
- увеличение объёма зрительной памяти;
- Развитие процессов опосредованной памяти, в частности ассоциативного запоминания;
- совершенствование приёмов образной памяти.
Научным обоснованием заданий и упражнений, разработанных с целью развития памяти и реализуемым в рамках внеурочной программы стали исследования Васильевой Е.Е. [4], Васильева В.Ю. [4], а также результаты констатирующего этапа эмпирического исследования.
Таблица 2 - Перспективное планирование формирующего эксперимента
Дата Тема занятия Упражнения на развитие памяти Планируемый результат
Занятие 1. «Наблюдатели» Упражнение «испорченный видеомагнитофон» Упражнение «Сантики -фантики - Лимпопо» Увеличение объёма зрительной памяти.
Занятие 2. «Игра в слова». Упражнение «Не пропусти ни слова» Упражнение «Пары слов» Развитие произвольной памяти.
Занятие 3. «Повторяй за мной». Упражнение «Вот так позы» Упражнение соотнеси слова по смыслу». Увеличение объёма зрительной памяти. Развитие произвольной памяти.
Занятие 4. «Исполнители» Упражнение «Снежный ком» Упражнение «Слушай и исполняй» Развитие ассоциативного запоминания.
Занятие 5. «Самый внимательный» Упражнение «Смысловые единицы» Упражнение «Найди отличие» Развитие умений находить мненические опоры.
Все упражнения, адаптированы в соответствии с темой и целью каждого занятия, но основной их задачей было целенаправленное, планомерное развитие памяти младших школьников. Основными принципами спроектированных занятий является учёт возрастных и индивидуальных особенностей, ориентации на личность ребёнка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Альсино Сильва. Сложная паутина памяти / Сильва Альсино // В мире науки. М., 2017.№ 8/9.С. 14—22.
Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды/ М.: «Юрайт», 2016.164 с.
Варгас Дж Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости / Дж Варгас. М.: Оперант, 2015. 480 с.
Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников / З.М. Истомина // Психология памяти / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. Москва : ЧеРо, 2020. С. 653-657.
Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность.М.: Смысл, 2019. 431 с.
Shagarova O.A.
primary school teacher Municipal budgetary institution "School No. 20" (Togliatti, Russia)
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS MEMORY DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Abstract: this article discusses the theoretical foundations of the development of mnemic processes in children of primary school age. The author summarizes the results of modern research in the field of psychological and pedagogical sciences, as well as the results of an empirical study of the process of memory development in children of primary school age. Practical recommendations on the creation of psychological and pedagogical conditions for the development of memory in younger schoolchildren are given.
Keywords: primary school age, memory, thinking, psychological-pedagogical conditions, mnemic processes, development.