УДК 376.37
Жемчужникова В.А. студент магистратуры Донской государственный технический университет
Россия, Ростов-на-Дону
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье раскрываются психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: внедрение перспективного плана работы с детьми с речевыми нарушениями, игровых методов и приемов, способствующих формированию навыков общения, выработки определенных правил поведения в обществе; взаимодействие с семьями воспитанников с речевыми нарушениями, в процессе проведения совместных образовательно-воспитательных, коррекционных мероприятий, формирование психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах развития коммуникативной навыков дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Zhemchuzhnikova V.A. master's student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
The article reveals the psychological and pedagogical conditions for the development of communication skills in older preschoolers with general speech underdevelopment: the introduction of a long-term plan for working with children with speech disorders, game methods and techniques that contribute to the formation of communication skills, the development of certain rules of behavior in society; interaction with families of pupils with speech disorders, in the process of joint educational, correctional measures, the formation of
psychological and pedagogical competence of teachers in the development of communication skills of preschoolers with general speech underdevelopment.
Keywords: communication skills, older preschoolers with general speech underdevelopment, psychological and pedagogical conditions for the development of communication skills in older preschoolers with general speech underdevelopment.
Речь является одним из важнейших приобретений в жизни человека. Приобретений в том смысле, потому что она не дана нам от рождения. По мере взросления ребенка он обучается навыкам речи, но этот процесс может проходить с определенными сложностями, в результате чего у ребенка развиваются различные нарушения речи. Проблема в том, что у детей с речевыми нарушениями могут возникнуть сложности с коммуникацией и отношениями со своими сверстниками. Дети далеко не так терпеливы к различным речевым дефектам, как взрослые, поэтому достаточно часто ребенок, неправильно выговаривает какие -то звуки или имеет другие проблемы с речью, становится объектом насмешек со стороны других детей. Социализация детей с нарушениями речи крайне важна, ведь от того, будет ли ребенок чувствовать себя полноценной частью социума или нет, зависит комплексное развитие его личности, способность адаптироваться к окружающим его условиям.
В современной науке процесс социализации принято рассматривать в аспекте развития коммуникативных навыков. В возрасте 5 -6 лет ребенок учится активно строить отношения со взрослыми, сверстниками в разных видах деятельности (игровой, познавательной, трудовой, коммуникативной, речевой, продуктивных видах деятельности). Особой актуальности данная проблема приобретает в процессе организации коррекционной, образовательно-воспитательной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)., поскольку у дошкольников данной категории имеются проблемы в произношении, отставание в развитии экспрессивной и связной речи, нарушения в формировании лексико-грамматической стороны речи, часто наблюдается недостаточный уровень речевой активности, дети могут проявлять критичность к своему дефекту (В.П. Балобанова, С.Н. Викжанович, В.К. Воробьева, С.Н. Коновалова, Н.А. Пешков, В.Г. Сурова, Е.Л.. Черкасова, Т.Б. Филичева, А.М.Щетинина и др.).
В психологии и педагогике коммуникативные навыки рассматриваются как часть процесса общения: Так в научных публикациях Е.Г. Савиной коммуникативные навыки - это личностные качества ребенка, которые играют важную роль в процессе взаимодействия индивида в социальной среде [3].
В исследовании Л.Я. Лозован коммуникативные навыки рассматриваются с позиции развития индивидуально-психологических
свойств личности (осознанные коммуникативные действия, умения, свойства), которые играют важную роль в социальной адаптации. Коммуникативные навыки формируются на основе личностно-деятельностного подхода [2].
Е.О. Смирнова, придерживаясь мнения, утверждает, что коммуникативные навыки - это, прежде всего, осмысленные действия ребенка, особая способность строить свое поведение, умение управлять им
[4].
В структуре коммуникативных навыков, которые рассматриваются, как важная часть коммуникативной деятельности, можно выделить следующие структурные компоненты: информационно-коммуникативный компонент, интерактивный и перцептивный, об этом пишут в своих исследованиях А.А. Бодалев, Л.Я. Лозован и Е.Г. Савина [2; 3].
Определенный интерес для нас представляет исследование М.И Лисиной, которая в структуре компонентов коммуникативной деятельности дошкольников выделяет следующие структурные компоненты: предмет, потребность, мотивы, действия, задачи, средства, продукты общения [1].
В процессе развития навыков общения дошкольников большое значение имеет игра. В игре формируются все стороны личности, ребенок приобретает определенные знания, умения, навыки, развиваются психические процессы (внимание, восприятие, воображение, мышление, память и др.), коммуникативная сфера.
В процессе игры важно уделить внимание развитию коммуникативных навыков дошкольников. Руководство игрой предполагает следующие взаимосвязанные этапы: первый - предполагает знакомство детей дошкольного возраста с образцами поведения взрослых и детей, мотивами поведения людей в разных видах деятельности, также в рамках первого этапа предполагается практическое освоение игровых навыков; второй этап - руководство игрой с целью активизации социальных норм, правил, традиций (Т.И.Бабаева, Т.А.Маркова, С.Н. Карпова, С.Г. Якобсон и др.).
В нашем исследовании выделены условия, способствующие развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР: апробация перспективного плана работы с детьми с речевыми нарушениями, предполагающего внедрение игровых методов и приемов, способствующих формированию навыков общения, выработки определенных правил поведения в обществе; взаимодействие с семьями воспитанников с речевыми нарушениями, в процессе проведения совместных образовательно-воспитательных, коррекционных
мероприятий, формирование психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах развития коммуникативной навыков дошкольников с ОНР.
Использованные источники:
1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. - М.: Педагогика, 1986. 136 с.
2.Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников// Монография /Л.Я. Лозован. Ин-т содержания и методов обучения Российской акад. образования, Кузбасская гос. педагогическая акад. Москва: ИСМО РАО. Новокузнецк: КузГПА, 2010. 141 с.
3.Савина Е.Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности// Автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. - 22 с.
4.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 2012. - с.34.
5.Сурова В. Г. Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Полиграф сервис, 2008. — 97 с.
6.Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями/ Сост. Л. И. Белякова, Г. С. Гуменная, Е. В. Лаврова. — М.: МПГУ, 1991. — 287 с., с.65
7.Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993. — 103 с.
8. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст] / А. М. Щетинина. — Вел. Новгород: НовГУ, 2004. — 132 с.