Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп в ходе применения унифицированных тренировочных комплексов'

Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп в ходе применения унифицированных тренировочных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП / ЗДОРОВЬЕ / УНИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS / HEALTH / UNIFIED TRAINING COMPLEXES / MEANS OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпова Светлана Николаевна

В статье обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп, в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов. К ним относятся: разработка технологии тренировки с использованием унифицированных тренировочных комплексов; унификация тренировочных комплексов и общее оздоровительное воздействие на организм студентов, имеющих разные отклонения в состоянии здоровья; дозирование на индивидуальном уровне величины нагрузки при применении унифицированных тренировочных комплексов; оздоровительная и аэробная направленность тренировки на различные сферы организма студентов в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов, а также соблюдение специфических принципов при их применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of state of health of students of the special medical groups during application of the unified training complexes

In the article, the psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of the state of health of students of special medical groups in the course of application of the unified training complexes have been proved. They include: the development of technology of the training with use of the unified training complexes; the unification of training complexes and the general improving impact on the organism of the students with different deviations in the state of health; the dosing at the individual level of load under application of the unified training complexes; the improving and aerobic orientation of the training on various spheres of the organism of the students in the course of application of the unified training complexes and also respect for the specific principles at their application.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп в ходе применения унифицированных тренировочных комплексов»

УДК 796.011.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП В ХОДЕ ПРИМЕНЕНИЯ УНИФИЦИРОВАННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Светлана Николаевна Карпова, соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

В статье обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп, в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов. К ним относятся: разработка технологии тренировки с использованием унифицированных тренировочных комплексов; унификация тренировочных комплексов и общее оздоровительное воздействие на организм студентов, имеющих разные отклонения в состоянии здоровья; дозирование на индивидуальном уровне величины нагрузки при применении унифицированных тренировочных комплексов; оздоровительная и аэробная направленность тренировки на различные сферы организма студентов в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов, а также соблюдение специфических принципов при их применении.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; студенты специальных медицинских групп; здоровье; унифицированные тренировочные комплексы; средства физического воспитания.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF STATE OF HEALTH OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUPS DURING APPLICATION OF THE UNIFIED TRAINING

COMPLEXES

Svetlana Nikolaevna Karpova, the competitor, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Annotation

In the article, the psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of the state of health of students of special medical groups in the course of application of the unified training complexes have been proved. They include: the development of technology of the training with use of the unified training complexes; the unification of training complexes and the general improving impact on the organism of the students with different deviations in the state of health; the dosing at the individual level of load under application of the unified training complexes; the improving and aerobic orientation of the training on various spheres of the organism of the students in the course of application of the unified training complexes and also respect for the specific principles at their application.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, students of special medical groups, health, unified training complexes, means of physical training.

Исследования по использованию в процессе занятий со студентами специальных медицинских групп унифицированных тренировочных комплексов показали высокую эффективность лишь при соблюдении определенных условий [3, 4]. Студенты, систематически использующие в процессе занятий унифицированные тренировочные комплексы, меньше болели и лучше переносили физические нагрузки [3, 4]. Физиологические механизмы при систематическом использовании в процессе занятий унифицированных тренировочных комплексов многообразны [1-4]. Центральное место в этих механизмах принадлежит нервной регуляции разных функций организма студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Универсальность и простота использования в процессе занятий унифицированных тренировочных комплексов способствовали снижению заболеваемости студентов специальных медицинских групп [3]. Между тем, было установлено, что сама по себе физическая активность студентов на занятиях не дает оздоровительного эффекта, если не соблюдать определенные психолого-педагогические условия [2]. С целью

определения психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп, в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов был проведен опрос 82 специалистов по оздоровительной физической культуре. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп в ходе применения унифицированных тренировочных комплексов (п=82)_

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель %

1 Разработка технологии тренировки с использованием унифицированных тренировочных комплексов 25,8

2 Унификация тренировочных комплексов и общее оздоровительное воздействие на организм студентов, имеющих разные отклонения в состоянии здоровья 24,2

3 Дозирование на индивидуальном уровне величины нагрузки при применении унифицированных тренировочных комплексов 17,3

4 Оздоровительная направленность тренировки на различные сферы организма студентов в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов 12,7

5 Аэробная направленность упражнений в ходе использования унифицированных тренировочных комплексов 11,4

6 Соблюдение специфических принципов при применении унифицированных тренировочных комплексов 8,6

В ходе этих исследований были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп, в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов. К ним относятся: разработка технологии тренировки с использованием унифицированных тренировочных комплексов; унификация тренировочных комплексов и общее оздоровительное воздействие на организм студентов, имеющих разные отклонения в состоянии здоровья; дозирование на индивидуальном уровне величины нагрузки при применении унифицированных тренировочных комплексов; оздоровительная и аэробная направленность тренировки на различные сферы организма студентов в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов, а также соблюдение специфических принципов при их применении.

Было установлено, что важнейшим психолого-педагогическим условием, необходимым для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп является разработка технологии тренировки с использованием унифицированных тренировочных комплексов. В процессе систематических занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов возрастает тренированность организма у студентов. Тренированный организм студентов отличается умением быстро включать соответствующие функциональные резервы во время выполнения тренировочной нагрузки.

Респонденты обратили внимание на унификацию тренировочных комплексов и общее оздоровительное воздействие на организм студентов, имеющих разные отклонения в состоянии здоровья. Физиологическими предпосылками оздоровительного воздействия на организм студентов, имеющих разные отклонения в состоянии здоровья, во время занятий с использованием унифицированных тренировочных комплексов являются общие условно-рефлекторные закономерности развития тренированности при разных отклонениях в состоянии здоровья. Поэтому длительные перерывы в тренировке недопустимы. Так как они ведут к угасанию связей, лежащих в основе оздоровительного эффекта тренировки.

Особое внимание респонденты обратили на дозирование величины нагрузки при применении унифицированных тренировочных комплексов. Сдвиги в организме студентов, наступающие под влиянием унифицированных тренировочных комплексов,

сохраняются лишь некоторое время. Для развития тренированности необходимо индивидуально подбирать величину нагрузки при применении унифицированных тренировочных комплексов, исходя из уровня подготовленности студентов. учитывая, что многие их отклонения в состоянии здоровья были вызваны именно недостатком движений.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о необходимости применения оздоровительной и аэробной направленности тренировки на различные сферы организма студентов в процессе применения унифицированных тренировочных комплексов. Выполнение данного условия способствует тому, что большинство студентов, использующих унифицированные тренировочные комплексы, практически не болеют либо болеют очень редко, без осложнения и выраженного снижения умственной и физической работоспособности.

Было установлено, что система занятий со студентами специальных медицинских групп, с применением унифицированных тренировочных комплексов обладает целым рядом преимуществ. Применение унифицированных тренировочных комплексов требует постоянного осознания и сосредоточения на каждом движении при выполнении упражнения. Это развивает чувство мышечного баланса, которое способствует правильному расположению суставов, а также оздоровлению всех органов и систем организма студентов.

Кроме того, применение унифицированных тренировочных комплексов помогает правильному дыханию. Все упражнения при применении унифицированных тренировочных комплексов рассчитаны на дыхание, стимулирующее и активизацию работы всех органов и систем организма студентов.

Респонденты обратили внимание на соблюдение специфических принципов при применении унифицированных тренировочных комплексов. Выполнение данного условия помогает быстрее достичь оздоровительного эффекта. Последние наши исследования свидетельствуют, что наилучшего оздоровительного эффекта можно достичь, если неукоснительно соблюдать все специфические принципы (правила) применения унифицированных тренировочных комплексов. Основными из них являются: систематичность и постепенность повышения тренировочной нагрузки, а также оздоровительная направленность всех упражнений.

Все упражнения унифицированных тренировочных комплексов должны быть нацелены на повышение эффективности работы дыхательной, лимфатической и сердечно-сосудистой систем организма студентов. Это будет способствовать расширению функциональных резервов и возможностей для повышения учебной работоспособности студентов.

ВЫВОД. Соблюдение выделенных психолого-педагогических условий во время занятий студентов специальных медицинских групп с использованием унифицированных тренировочных комплексов обеспечит улучшение здоровья. Это будет способствовать улучшению работы дыхательной и лимфатической системы, укреплению сердечно-сосудистой и иммунной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 58.

2. Волков, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.В. Волков, И.А. Панченко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 35-37.

3. Карпова, С.Н. Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. При-года // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 113-117.

4. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -С. 12-15.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Yakovlev, Yu.V. (2014), "The factors defining inclusiveness of students of mountain specialties in sports activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 58.

2. Volkov, A.V., Panchenko, I.A. and Bolotin, A. E. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-37.

3. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 113-117.

4. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E. and Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

Контактная информация: karpovaSN@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2019

УДК 796.011.3

СООТНОШЕНИЕ НАГРУЗОК ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЛЕГКАЯ

АТЛЕТИКА

Оксана Геннадьевна Ковальчук, доцент, Омский государственный технический университет

Аннотация

В статье представлены объем и интенсивность нагрузок основных средств, используемых в авторской методике при проведении академических занятий по направлению легкая атлетика, динамика развития показателей физической подготовленности студентов. Авторская методика блоковой периодизации построения академических занятий по направлению легкая атлетика учитывает профессиональную направленность и приоритетное развитие скоростно-силовых качеств у студентов.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, академические занятия, контрольные тесты и нормативы.

MUSCLE LOADING RATIO OF BASIC MEANS OF PHYSICAL EDUCATION ACADEMIC STUDIES IN THE TRACK AND FIELD ATHLETICS

Oksana Gennadyevna Kovalchuk, the senior lecturer, Omsk State Technical University

Annotation

The article presents the volume and intensity of loads of basic means used in the proprietary methodology for academic studies in the track and field athletics and the dynamics of development of physical fitness indicators of students. The proprietary methodology of block periodization of the academic studies construction in the athletics considers the professional orientation and priority development of speed-power qualities of students.

Keywords: students, physical fitness, academic studies, check-up tests and standards.

ВВЕДЕНИЕ

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», особое внимание уделяется физическому воспитанию молодежи. Использование современных технологий позволяет поставить образование студентов на иной уровень, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения в области физической культуры и спорта [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.