Научная статья на тему 'Оценка эффективности технологии физического воспитания студентов специальных медицинских групп, с использованием унифицированных тренировочных комплексов'

Оценка эффективности технологии физического воспитания студентов специальных медицинских групп, с использованием унифицированных тренировочных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТРЕНИРОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП / УНИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / TECHNOLOGY / TRAINING OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS / THE UNIFIED TRAINING COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпова Светлана Николаевна, Переверзева Ирина Владимировна, Чернышова Анна Валерьевна, Хохлов Антон Алексеевич, Воронин Алексей Валерьевич

В статье представлены результаты исследований авторов, по оценке эффективности использования унифицированных тренировочных комплексов. Тренировочный процесс со студентами специальных медицинских групп (СМГ) предполагает использование унифицированных тренировочных комплексов. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования унифицированных тренировочных комплексов особенно на первоначальном этапе обучения в вузе. Практика показала, что такой подход к проведению занятий обеспечивает активацию интеллектуальных функций, поддержание работоспособности на должном уровне, восстановление физических сил, профилактику утомления от учебы и оздоровление организма студентов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпова Светлана Николаевна, Переверзева Ирина Владимировна, Чернышова Анна Валерьевна, Хохлов Антон Алексеевич, Воронин Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of efficiency of technology of physical education of students of special medical groups, using unified training complexes

The article presents the results of research of authors, on evaluation of efficiency of use of unified training complexes. The training process with students of special medical groups (SMG) involves the use of unified training complexes. The studies carried out show the need to use unified training complexes especially at the initial stage of study at the university. Practice has shown that such an approach to conducting classes provides activation of intellectual functions, maintenance of efficiency at the proper level, restoration of physical forces, prevention of fatigue from study and improvement of the body of students as a whole.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности технологии физического воспитания студентов специальных медицинских групп, с использованием унифицированных тренировочных комплексов»

10. Sinyak E.D. (2003), Sports lesson influence on heart rate variability of young school age students at the beginning and at the end of the school year, dissertation, Kazan.

11. Fleishman A.N. (1999), The slow hemodynamic fluctuation, Siberian publishing firm "Science", Novosibirsk.

12. Shlyk, N.I. and Sapozhnikova, E.N. (2009), "Dynamics of functional state and adaptive capabilities of regulatory systems of biathlete in different training periods", Modern problems of the theory and practice of sports medicine and physical rehabilitation: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Naberezhnye Chelny, pp. 266-268.

13. Shlyk, N.I. and Semenov, V.G. (2009), "Dynamic researches of heart rate variability and hemodynamic of athletes with different types of regulation in period before period of competitions", Modern problems of the theory and practice of sports medicine and physical rehabilitation: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Naberezhnye Chelny, pp. 268-273.

14. Shlyk, N.I. (2009), Heart rate and type of regulation of children, teenagers and sportsmen, Udmurt University, Izhevsk.

15. Shumikhina, I.I. (2005), Features of heart rate variability and central hemodynamic of young football players under the influence of training process, dissertation, Kirov.

Контактная информация: andrei_kalinin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2019

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИФИЦИРОВАННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ

КОМПЛЕКСОВ

Светлана Николаевна Карпова, соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, Анна Валерьевна Чернышова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет; Антон Алексеевич Хохлов, кандидат технических наук, Алексей Валерьевич Воронин, кандидат сельскохозяйственных наук, Ульяновский государственный аграрный университет имени

П.А. Столыпина

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов, по оценке эффективности использования унифицированных тренировочных комплексов.

Тренировочный процесс со студентами специальных медицинских групп (СМГ) предполагает использование унифицированных тренировочных комплексов. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования унифицированных тренировочных комплексов особенно на первоначальном этапе обучения в вузе. Практика показала, что такой подход к проведению занятий обеспечивает активацию интеллектуальных функций, поддержание работоспособности на должном уровне, восстановление физических сил, профилактику утомления от учебы и оздоровление организма студентов в целом.

Ключевые слова: технология; тренировка студентов специальных медицинских групп; унифицированные тренировочные комплексы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.138-142

EVALUATION OF EFFICIENCY OF TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS, USING UNIFIED TRAINING

COMPLEXES

Svetlana Nikolaevna Karpova, the competitor, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Irina Vladimirovna Pereverzeva, the candidate of pedagogical sciences, senior

lecturer, Anna Valeryevna Chernyshova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk; Anton Alekseevich Khokhlov, the candidate of technical sciences, Alexey Valeryevich Voronin, the candidate of agricultural sciences, Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin

Abstract

The article presents the results of research of authors, on evaluation of efficiency of use of unified training complexes. The training process with students of special medical groups (SMG) involves the use of unified training complexes. The studies carried out show the need to use unified training complexes especially at the initial stage of study at the university. Practice has shown that such an approach to conducting classes provides activation of intellectual functions, maintenance of efficiency at the proper level, restoration of physical forces, prevention of fatigue from study and improvement of the body of students as a whole.

Keywords: technology; Training of students of special medical groups; the unified training complexes.

Тренировочный процесс со студентами специальных медицинских групп (СМГ) предполагает использование унифицированных тренировочных комплексов в виде технологии. [2-4]. Проведенные нами исследования свидетельствуют о необходимости использования унифицированных тренировочных комплексов особенно на первоначальном этапе обучения в вузе. [2]. Практика показала, что такой подход к проведению занятий обеспечивает активацию интеллектуальных функций, поддержание работоспособности на должном уровне, восстановление физических сил, профилактику утомления от учебы и оздоровление организма студентов в целом. [1, 3, 5, 6].

В ходе проведенных исследований было установлено, что возрастают требования к профессиональной и психофизиологической готовности выпускников вузов. Поэтому в ходе эксперимента проводился поиск эффективных средств и методов тренировки со студентами СМГ. Для этого изучались особенности проведения занятий со студентами СМГ и оценивалась их эффективность. Эффективность занятий оценивалась по сравнительной оценке динамики показателей физической подготовленности студентов ЭГ и КГ. (Таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей физической подготовленности студентов ЭГ (п=23) и КГ(п=22) в ходе эксперимента_

Тест Группа До После Достоверность

Бег 100 м (сек) ЭГ 16,3±0,1 15,2±0,2 Р <0,05

КГ 15,9±0,2 15,8±0,1 Р >0,05

Поднимание и опускание туловища лежа (кол-во раз) ЭГ 50±1,3 59±1,2 Р <0,05

КГ 51±1,4 52±1,5 Р >0,05

Сгибание разгибание рук (кол-во раз) ЭГ 12,8± 1,1 19,3±0,9 Р <0,05

КГ 12,9±1,2 14,1±1,3 Р >0,05

Гибкость, наклон стоя (см) ЭГ 11,3±1,3 17,8±0,9 Р <0,05

КГ 11,5±1,2 12,4±1,1 Р >0,05

Представленная в таблице 1 динамика показателей физической подготовленности студентов опытных групп свидетельствует о высокой эффективности упражнений из экспериментальной программы. У студентов ЭГ наблюдалось достоверное улучшение показателей по всем тестам. В КГ эти изменения были не достоверны.

В ЭГ значительное внимание уделялось правильному подбору упражнений для данного контингента учащихся. Содержание занятий отвечало и соответствовало особенностям заболевания. Занятия на первоначальном этапе были максимально унифицированы. Этому способствовало использование общеукрепляющих упражнений унифицированного характера.

В ходе проведенных исследований было установлено, что занятия по физической культуре со студентами СМГ должны строиться на основе развития когнитивного и моти-вационного компонентов их деятельности, направленного на повышение функциональных

резервов организма, работоспособности и эффективности учебной деятельности. Очень важным моментом в ходе эксперимента со студентами ЭГ являлось формирование у них навыков самостоятельной диагностики состояния своего здоровья. Это позволяло студентам правильно планировать нагрузку и подбирать необходимые упражнения в процессе самостоятельной тренировки и в соответствии, с отклонениями в состоянии здоровья. Этот момент был главным при организации самостоятельных тренировочных занятий студентов ЭГ.

В ходе эксперимента было установлено, что на занятиях по физической культуре со студентами СМГ серьезное внимание должно уделяться овладению навыками самоконтроля своего физического состояния, для эффективной учебной деятельности.

Таким образом, специфика занятий по физической культуре со студентами ЭГ состояла в их направленности на укрепление состояния здоровья и оптимизацию условий для повышения функциональных резервов их организма. Под специфическими особенностями занятий по физической культуре со студентов СМГ мы понимали их оптимизацию с целью улучшения физического состояния студентов ЭГ. Для этого использовались адекватные их возможностям упражнения для тренировки. Оздоровительные функции в ходе занятий по физической культуре со студентов СМГ обеспечивали повышение сопротивляемости их организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

В ходе исследований было установлено, что активная деятельность студентов СМГ, направленная на сохранение и улучшение своего здоровья, лежит в основе борьбы с вредными привычками, гиподинамией и другими неблагоприятными факторами, негативно влияющими на функциональное состояние их организма. Важнейшим компонентом борьбы с вредными привычками, гиподинамией и другими неблагоприятными факторами, негативно влияющими на функциональное состояние организма студентов, являлась двигательная активность. Двигательная активность являлась физиологической потребностью для организма студентов ЭГ и была реализована через использование физических упражнений, входящих в состав унифицированных тренировочных комплексов.

В ходе эксперимента было установлено, что двигательную активность и физические упражнения следует рассматривать как основной фактор укрепления здоровья студентов СМГ. В ходе эксперимента было также установлено позитивное влияние физической нагрузки на предупреждение заболеваний, а также на укрепление иммунной системы организма. (Таблица 2).

Таблица 2 - Динамика уровня физического здоровья студентов ЭГ (п=23) и КГ(п=22)

Уровни физического здоровья Группа Показатель в %

До эксперимента После эксперимента

Низкий ЭГ 69,3 17,2

КГ 68,2 52,7

Ниже среднего ЭГ 30,7 51,3

КГ 31,8 47,3

Средний ЭГ - 29,8

КГ - -

Выше среднего ЭГ - 1,7

КГ - -

Этому уделялось особенное внимание при использовании унифицированных тренировочных комплексов во время занятий со студентами. Из таблицы 2 следует позитивная динамика улучшения здоровья в ЭГ по сравнению с испытуемыми КГ. Так в ЭГ появились лица со средним и выше среднего состоянием здоровья, в КГ таких студентов не было.

Таким образом, было установлено, что двигательная активность положительно сказывается на здоровье студентов специальных медицинских групп. Компоненты костно-мы-шечной системы студентов, в свою очередь, тесно связаны с их функциональными возможностями. Было также установлено, что физические упражнения способствуют снижению риска возникновения дегенеративных заболеваний у студентов специальных медицинских

групп. Это является главным основанием для использования унифицированных тренировочных комплексов.

В ходе проведенных исследований было установлено, что учебная деятельность очень интенсивна. Поэтому в ЭГ создавались условия для эффективного физического развития и улучшения функционального состояния студентов. Учитывалось, что повышение работоспособности в ходе учебной деятельности, а также направленность этих занятий на укрепление здоровья студентов должно обеспечить правильное использование унифицированных тренировочных комплексов.

В ходе проведенных предварительных исследований было установлено, что задачи по укреплению здоровья у студентов специальных медицинских групп решаются без научной поддержки. Поэтому в ходе эксперимента выявлялось физическое состояние студентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика показателей физического состояния студентов ЭГ (п=23) и КГ(п=22) в ходе эксперимента_____

Изучаемый показатель Группа После Достоверность

ЧСС покой (уд/мин) ЭГ 82±3,1 80±2,9 р>0,05

КГ 83±3,2 84±2,2 р>0,05

ЧСС после приседаний (уд/мин) ЭГ 148±3,8 132±2,5 р<0,05

КГ 147±3,3 145±6,1 р>0,05

ЧСС через 3 мин. после приседаний (уд/мин) ЭГ 97±3,1 81±2,1 р<0,05

КГ 98±3,2 89±3,8 р>0,05

Жизненная емкость легких - ЖЕЛ (мл) ЭГ 3873±58,7 3907±91,4 р>0,05

КГ 3968±77,2 3887±83,5 р>0,05

Динамометрия левой кисти (кол-во раз) ЭГ 32±0,8 37±0,7 р>0,05

КГ 31±0,9 34±0,8 р>0,05

Динамометрия правой кисти (кол-во раз) ЭГ 34±0,7 39±0,8 р <0,05

КГ 33±1,1 35±0,9 р>0,05

В ходе эксперимента тренировки со студентами СМГ были направлены на решение оздоровительных задач. Это определяло главную особенность проведения тренировки со студентами СМГ. Занятия по физическому воспитанию со студентами СМГ были ориентированы на людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья или имеющих хронические заболевания. Поэтому основной целью, которая достигалась на занятиях, являлась реабилитация, профилактика осложнений, вызванных заболеванием, укрепление здоровья и обеспечение функциональной готовности студентов к решению учебных задач в вузе.

В ходе эксперимента учитывалось, что в настоящее время существуют несколько концепций, направленных на укрепление здоровья студентов, имеющих какие-либо отклонения в состоянии организма. Главная из них была направлена на воспитание у студенческой молодежи разумного отношения к своему здоровью. Для этого в ходе использования унифицированных тренировочных комплексов студенты не только занимались физической культурой, но и закаливанием организма; преимущественно использовали физические упражнения, направленные на профилактику основных заболеваний.

Профилактическая направленность занятий физическими упражнениями со студентами СМГ занимала особое место в ходе эксперимента. Двигательная активность таких студентов осуществлялась с использованием специальных оздоровительных программ. Было установлено, что эти программы должны быть универсальными и должны быть направлены на активацию, поддержание или восстановление физических сил, профилактику утомления от учебы и оздоровление организма студентов в целом. Особенно это важно было делать со студентами-первокурсниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, так как, попадая на учебу в вуз, они испытывают большие трудности с адаптацией. Учитывалось, что физическая культура со студентами СМГ на первоначальном этапе обучения должна закладывать основу здорового образа жизни, обеспечения функциональной готовности у студентов для выполнения сложных учебных задач и профессиональных

обязанностей в будущем, после окончания вуза.

ВЫВОД. В ходе исследований было установлено, что негативную роль, в сложившейся ситуации играет недостаточная разработанность теоретических и практических основ оздоровительной направленности занятий по физическому воспитанию со студентами СМГ, особенно на первоначальном этапе обучения в вузе, после поступления на учебу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих/ А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.

2. Карпова, С.Н. Структура факторов, определяющих необходимость использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 135-138.

3. Карпова, С.Н. Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. Пригода// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 113-117.

4. Карпова, С.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения состояния здоровья студентов специальных медицинских групп в ходе применения унифицированных тренировочных комплексов / С.Н. Карпова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 7 (173). - С. 80-83.

5. Bakaev, V.V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of subsituation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.

6. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 1177-1185.

REFERENCES

1. Bolotin A.E., Solntsev D.A., Kadyrov R.M., Silchuk S.M., Silchuk A.M., Medvedev Yu.I., Storozhenko I.I., Ivashchenko D.E. and Otev D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No.2, pp. 154156.

2. Karpova, S.N. and Prigoda G.S. (2019), "Structure of factors determining the necessity of using unified training complexes during physical education of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 169, No.3, pp. 135-138.

3. Karpova, S.N. and Prigoda G.S. (2019), "Technology of use of unified training complexes during physical education of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No.6, pp. 113-117.

4. Karpova, S.N. and Prigoda G.S. (2019), "Psychological and pedagogical conditions necessary to improve the health of students of special medical groups during the application of unified training complexes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173, No.7, pp. 80-83.

5. Bakayev V.V. and Bolotin A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.

6. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal ofPhysical Education and Sport, (JPES), 16(4), Art. 188, pp.1177-1185.

Контактная информация: karpovaSN@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.