Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма'

Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ-ЭКОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭКОТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Екатерина Игоревна, Соломченко Марина Александровна

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма. Результаты исследования свидетельствуют, что основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма являются: систематическое использование экотуризма в процессе профессиональной подготовки экологов в вузе, а также формирование устойчивого интереса у студентов-экологов к экотуризму. Важными условиями являются: создание обстановки в ходе экотуризма, требующей проявления повышенного внимания будущих экологов к последствиям модернизации производственной среды, а также формирование твердых убеждений у будущих экологов с помощью экотуризма о необходимости охраны окружающей среды. Исследования показали, что чуть менее значимыми условиями являются: использование в ходе экотуризма разнообразных методических приемов, повышающих уровень знаний у студентов-экологов о характере поведения человека в естественной среде, а также оценка и учет индивидуальных возможностей студентов-экологов в ходе экотуризма при изучении теоретических основ общей экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Екатерина Игоревна, Соломченко Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of quality of vocational training of ecologists in higher education institution with use of ecotourism

Results of the researches of authors on justification of the psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of the quality of vocational training of ecologists in higher education institution with use of ecotourism are presented in article. Results of the research demonstrate that the main psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of the quality of vocational training of ecologists in higher education institution with use of ecotourism are: the systematic use of ecotourism in the course of vocational training of ecologists in higher education institution and also formation of steady interest at students-ecologists in ecotourism. Important conditions are: the creation of the situation during ecotourism demanding manifestations of the special attention of the future ecologists to the consequences of modernization of the production environment and also formation of strong beliefs among the future ecologists by means of ecotourism about need in environmental protection. Researches have shown that slightly less significant conditions are: the use during ecotourism of the various methodical tools increasing the level of knowledge at students-ecologists of the nature of behavior of the person in the habitat and also assessment and accounting of the individual opportunities of the students-ecologists during ecotourism when studying the theoretical fundamentals of the general ecology.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма»

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ

УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОЛОГОВ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКОТУРИЗМА

Екатерина Игоревна Казакова, соискатель, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Марина Александровна Соломченко, кандидат педагогических наук, доцент, Приокский государственный университет, г. Орел

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма. Результаты исследования свидетельствуют, что основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма являются: систематическое использование экотуризма в процессе профессиональной подготовки экологов в вузе, а также формирование устойчивого интереса у студентов-экологов к экотуризму. Важными условиями являются: создание обстановки в ходе экотуризма, требующей проявления повышенного внимания будущих экологов к последствиям модернизации производственной среды, а также формирование твердых убеждений у будущих экологов с помощью экотуризма о необходимости охраны окружающей среды. Исследования показали, что чуть менее значимыми условиями являются: использование в ходе экотуризма разнообразных методических приемов, повышающих уровень знаний у студентов-экологов о характере поведения человека в естественной среде, а также оценка и учет индивидуальных возможностей студентов-экологов в ходе экотуризма при изучении теоретических основ общей экологии.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; студенты-экологи; профессиональная подготовленность; экотуризм.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF ECOLOGISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH USE OF ECOTOURISM

Ekaterina Igorevna Kazakova, the competitor, The Turgenev Oryol State University, Oryol, Marina Aleksandrovna Solomchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Prioksky state university, Oryol

Annotation

Results of the researches of authors on justification of the psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of the quality of vocational training of ecologists in higher education institution with use of ecotourism are presented in article.

Results of the research demonstrate that the main psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of the quality of vocational training of ecologists in higher education institution with use of ecotourism are: the systematic use of ecotourism in the course of vocational training of ecologists in higher education institution and also formation of steady interest at students-ecologists in ecotourism. Important conditions are: the creation of the situation during ecotourism demanding manifestations of the special attention of the future ecologists to the consequences of modernization of the production environment and also formation of strong beliefs among the future ecologists by means of ecotourism about need in environmental protection. Researches have shown that slightly less significant conditions are: the use during ecotourism of the various methodical tools increasing the level of knowledge at students-ecologists of the nature of behavior of the person in the habitat and also assessment and accounting of the individual opportunities of the students-ecologists during ecotourism when studying the theoretical fundamentals of the general ecology.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, students-ecologists, professional readiness, ecotourism.

В настоящее время профессиональная подготовка экологов в вузе недостаточно эффективна. С либерализацией всех сфер жизни и формированием гражданского общества, прежняя система подготовки экологов в вузе была демонтирована. Возникла острая необходимость создания новой системы профессиональной подготовки экологов в вузе, основанной на исторически сложившихся традициях охраны окружающей среды.

События последних лет подтвердили, что модернизация производственной среды оказала негативное влияние на экологическую обстановку в стране. В общественном сознании населения страны получили широкое распространение равнодушие к загрязнению окружающей среды, эгоизм и индивидуализм в поведении человека в естественной природной среде. Неудовлетворительный уровень соматического и психического здоровья современной студенческой молодёжи во многом связан с неблагоприятной экологической обстановкой в стране. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших задач экологического воспитания студенческой молодёжи как основы улучшения экологической обстановки в стране. Особенно это касается подготовки будущих экологов в вузе. Это обусловлено следующими причинами:

- резким снижением качества работы по экологическому воспитанию студенческой молодёжи в вузах;

- необходимостью улучшения деятельности по экологическому воспитанию студенческой молодёжи в вузах, с учётом происходящих в стране негативных экологических изменений окружающей среды.

В связи с этим, в процессе профессиональной подготовки экологов в вузе одно из первых мест должен занимать экотуризм. Именно регулярные занятия туризмом позволяют развивать у студентов лучшие черты характера, необходимые для будущей профессиональной деятельности в сфере экологии, а также улучшать состояние их здоровья. Создание современной системы профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма должно стать приоритетной задачей руководства вуза.

В настоящий момент остаются нерешёнными вопросы разработки технологии профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма. Не обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма.

Для решения этой задачи был проведён опрос преподавательского состава и специалистов-экологов. Всего в опросе приняло участие 68 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения качества профессиональной подготовленности экологов в вузе с использованием экотуризма (п=68)__

Ранг Психолого-педагогические условия Значение, %

1 Систематическое использование экотуризма в процессе профессиональной подготовки экологов в вузе 27,3

2 Формирование устойчивого интереса у студентов-экологов к экотуризму 22,7

3 Создание обстановки в ходе экотуризма, требующей проявления повышенного внимания будущих экологов к последствиям модернизации производственной среды 16,7

4 Формирование твердых убеждений у будущих экологов с помощью экотуризма о необходимости охраны окружающей среды 13,3

5 Использование в ходе экотуризма разнообразных методических приемов, повышающих уровень знаний у студентов-экологов о характере поведения человека в естественной среде 12,2

6 Оценка и учет индивидуальных возможностей студентов-экологов в ходе экотуризма при изучении теоретических основ общей экологии 7,8

Результаты исследования свидетельствуют, что основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма являются: систематическое использование экотуризма в процессе профессиональной подготовки экологов в вузе, а также формирование устойчивого интереса у студентов-экологов к экотуризму. Важными условиями

являются: создание обстановки в ходе экотуризма, требующей проявления повышенного внимания будущих экологов к последствиям модернизации производственной среды, а также формирование твердых убеждений у будущих экологов с помощью экотуризма о необходимости охраны окружающей среды. Исследования показали, что чуть менее значимыми условиями являются: использование в ходе экотуризма разнообразных методических приемов, повышающих уровень знаний у студентов-экологов о характере поведения человека в естественной среде, а также оценка и учет индивидуальных возможностей студентов-экологов в ходе экотуризма при изучении теоретических основ общей экологии.

Проведённый анализ свидетельствует, что сущность экологического воспитания студенческой молодёжи характеризуется особой направленностью её самореализации и социального поведения, критериями которых являются любовь к родному краю, бережное отношение к природе, ответственность за сохранность окружающей среды. Поэтому для воспитания этих качеств необходимо систематическое использование экотуризма в процессе профессиональной подготовки экологов в вузе.

Важным условием является формирование устойчивого интереса у студентов-экологов к экотуризму. В ходе формирования устойчивого интереса у будущих экологов к туризму происходит глубокое познание природы родного края и необходимости ее сохранения.

Важными условиями являются: создание обстановки в ходе экотуризма, требующей проявления повышенного внимания будущих экологов к последствиям модернизации производственной среды, а также формирование твердых убеждений у будущих экологов с помощью экотуризма о необходимости охраны окружающей среды. При реализации данных условий происходит экологическое воспитание. Экологическое воспитание характеризуется специфической направленностью студенческой молодёжи на формирование у неё готовности к охране окружающей среды, высокой личной ответственности за ее сохранность, убеждённостью в необходимости развития навыков по борьбе с неблагоприятными факторами, разрушающими экологию.

Исследования показали, что не менее значимыми условиями являются: использование в ходе экотуризма разнообразных методических приемов, повышающих уровень знаний у студентов-экологов о характере поведения человека в естественной среде, а также оценка и учет индивидуальных возможностей студентов-экологов в ходе экотуризма при изучении теоретических основ общей экологии.

В ходе экотуризма необходимо использовать разнообразные методические приемы, повышающие уровень знаний у студентов-экологов о характере поведения человека в естественной среде. При этом следует учитывать индивидуальные возможности студентов-экологов в ходе изучения теоретических основ общей экологии.

Проведённое исследование позволило выявить противоречия свойственные экологическому воспитанию студенческой молодёжи в современных условиях. К их числу относятся:

- противоречие между высокими современными требованиями, предъявляемыми к системе экологического воспитания студенческой молодёжи при подготовке к профессиональной деятельности и фактическим неудовлетворительным состоянием этого процесса;

- противоречие между необходимостью учёта особенностей профессиональной подготовки экологов в вузе и проведением данного процесса с игнорированием этих специфических особенностей;

- противоречие между педагогически оправданным применением экотуризма при подготовке экологов в вузе и недостаточным использованием этого средства их подготовки;

- противоречие между широкими возможностями использования туризма при подготовке экологов в вузе и относительно узкой сферой реализации этих возможностей.

ВЫВОД. Использование выявленных психолого-педагогических условий позволило улучшить процесс профессиональной подготовки экологов в вузе. Это требует внедрения этих условий в практику подготовки экологов в других вузах России.

Контактная информация: eco2017@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.2018

УДК 796.325

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДАЧИ ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

Юлия Юрьевна Карева, преподаватель, Ирина Валерьевна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Владимирович Шиховцов, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара; Ирина Анатольевна Демидкина, доцент, Александр Александрович Лобанов,

доцент, Самарский государственный технический университет, Самара

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы современного состояния уровня тактико-технического мастерства волейболистов-студентов, выполняющих подачу. Проанализированы показатели уровня точности выполнения силовых и планирующих подач. Проведенное авторами исследование позволяет на основе данных об уровне точности выполнения силовых и планирующих подач из разных зон подачи в различные участки волейбольной площадки сделать достаточно адекватное заключение об уровне тактико-технической подготовленности волейболистов при выполнении подачи.

Ключевые слова: волейбол, студент, подача, уровень точности, исследование, тактико-техническая подготовленность, балл.

ANALYSIS OF INDICATORS OF SERVE EXECUTION ACCURACY BY VOLLEYBALL PLAYERS OF STUDENT TEAMS

Yuliya Yurievna Kareva, the teacher, Irina Valerievna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Vladimirovich Shikhovtsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics, Samara; Irina Anatolievna Demidkina, the senior lecturer, Aleksandr Aleksandrovich Lobanov, the senior lecturer, Samara State Technical University, Samara

Annotation

The article has considered the questions of the current state of the tactical and technical skill of volleyball players-students, when they perform a serve. Indicators of the power and glide serves' accuracy are analyzed. The study conducted by the authors allows making the adequate conclusion on the level of the tactical and technical training of the volleyball players when performing the serve on the basis of data on the level of accuracy of power and planning serves from the different zones to different areas of the volleyball court.

Keywords: volleyball, student, serve, level of accuracy, research, tactical and technical readiness,

grade.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение спортивного мастерства волейболистов различных команд базируется на высоком уровне специальной физической подготовленности, совершенном владении тактико-техническими приёмами, умении четко взаимодействовать с партнерами по команде в экстремальных пространственно-временных и психоэмоциональных условиях волейбольного матча [1, 7, 8, 9]. При этом на первый план выдвигаются качественные и прочные навыки владения техникой и тактикой игры [4, 6]. Но главенствующая роль принадлежит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.