Научная статья на тему 'Педагогическая технология социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с использованием экотуризма'

Педагогическая технология социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с использованием экотуризма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ-ЭКОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭКОТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова Екатерина Игоревна, Соломченко Марина Александровна

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической технологии социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с использованием экотуризма. В ходе исследования было выявлено, что экотуризм обладает широкими возможностями для социальной адаптации будущих экологов, к профессиональной деятельности. Установлено, что социальная адаптация будущих экологов к условиям профессиональной деятельности протекает во время экотуризма в виде изучения последствий модернизации производственной среды и ее влияния на окружающую среду. Это происходит в ходе группового контакта студентов-экологов в ходе экотуризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казакова Екатерина Игоревна, Соломченко Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of social adaptation of future ecologists to professional activity with use of ecotourism

In article, the results of researches of authors on justification of the pedagogical technology of social adaptation of the future ecologists to professional activity with use of ecotourism are presented. During the research it has been revealed that the ecotourism has ample opportunities for the social adaptation of future ecologists to professional activity. It is established that the social adaptation of the future ecologists to conditions of the professional activity proceeds during the ecotourism in the form of studying of the consequences of modernization of the production environment and its influence on the environment. It occurs during the group contact of the students-ecologists during ecotourism.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с использованием экотуризма»

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2018

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ЭКОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКОТУРИЗМА

Екатерина Игоревна Казакова, соискатель, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Марина Александровна Соломченко, кандидат педагогических наук, доцент, Приокский государственный университет, г. Орел

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической технологии социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с использованием экотуризма. В ходе исследования было выявлено, что экотуризм обладает широкими возможностями для социальной адаптации будущих экологов, к профессиональной деятельности. Установлено, что социальная адаптация будущих экологов к условиям профессиональной деятельности протекает во время экотуризма в виде изучения последствий модернизации производственной среды и ее влияния на окружающую среду. Это происходит в ходе группового контакта студентов-экологов в ходе экотуризма.

Ключевые слова: педагогическая технология; студенты-экологи; профессиональная деятельность; социальная адаптация; экотуризм.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SOCIAL ADAPTATION OF FUTURE ECOLOGISTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY WITH USE OF ECOTOURISM

Ekaterina Igorevna Kazakova, the competitor, The Turgenev Oryol State University, Oryol, Marina Aleksandrovna Solomchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Prioksky state university, Oryol

Annotation

In article, the results of researches of authors on justification of the pedagogical technology of social adaptation of the future ecologists to professional activity with use of ecotourism are presented. During the research it has been revealed that the ecotourism has ample opportunities for the social adaptation of future ecologists to professional activity. It is established that the social adaptation of the future ecologists to conditions of the professional activity proceeds during the ecotourism in the form of studying of the consequences of modernization of the production environment and its influence on the environment. It occurs during the group contact of the students-ecologists during ecotourism.

Keywords: pedagogical technology, students ecologists, professional activity, social adaptation, ecotourism.

Экотуризм обладает широкими возможностями для социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности [2]. Адаптация будущих экологов к условиям профессиональной деятельности протекает во время экотуризма в виде изучения последствий модернизации производственной среды и их влияния на окружающую среду. Это происходит в ходе группового контакта студентов-экологов.

Педагоги отмечают, что действия в ходе группового контакта студентов-экологов расширяют их знания по основам общей экологии. В ходе экотуризма студенты-экологи объединены общим предметом внимания. Они совместно переживают и думают над решением проблемы, связанной с охраной окружающей среды. Для такой деятельности характерным является: общая заинтересованность и готовность к действию по охране

окружающей среды [1]. Сходные общие реакции и эмоциональные проявления позволяют им более качественно решать учебные задачи, связанные с охраной окружающей среды.

Для групповой деятельности студентов-экологов в ходе экотуризма характерна кооперации в изучении теоретических основ общей экологии. Она возникает на основе признания общих групповых интересов, целей и ценностей при решении вопросов охраны окружающей среды. Следовательно, в ходе экотуризма и совместной групповой деятельности вырабатываются определенные способы действий. Появляется внутренняя организация контроля над качественным решением задач охраны окружающей среды. Наличие устойчивого, осознанного взаимодействия, когда каждый студент-эколог олицетворяет и представляет группу в целом, влияет не только на индивидуальное усвоение учебного материала, но и на степень взаимопонимания и согласия при решении задач охраны окружающей среды. В ходе экотуризма в наибольшей степени проявляются требования и ожидания каждого к каждому студенту, происходят их согласование на основе общего дела, связанного с решением задач охраны окружающей среды [2].

Для социальной адаптации в ходе экотуризма важно, что каждый студент-эколог включен в групповую деятельность, где кооперация непосредственно влияет на качество профессиональной деятельности по охране окружающей среды. Исследования показали, что процесс социализации личности студентов-экологов опосредуется ее индивидуальным статусом. Основываясь на данных теоретических положениях, нами была обоснована педагогическая технология социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности, с использованием экотуризма (рисунок 1).

В ходе проведенных исследований было установлено, что на успешность социальной адаптации студентов-экологов к профессиональной деятельности влияют различные факторы. Социальный и психологический анализ различных факторов, влияющих на успешность социальной адаптации студентов-экологов к профессиональной деятельности, позволил определить, что эффективность адаптации зависит от характера и условий деятельности в ходе экотуризма. Следует учитывать индивидуальные и личностные особенности будущих экологов; способы взаимовлияния в процессе деятельности в ходе экотуризма, совместимость по индивидуальным признакам.

Индивидуальные и личностные особенности студентов-экологов в ходе экотуризма определяют процесс их приспособления к новым условиям будущей профессиональной деятельности.

Среди личностных характеристик студентов-экологов наиболее значимые являются следующие:

- психологическая готовность к профессиональной деятельности эколога, понимание социальной значимости решаемых задач по охране окружающей среды;

- уровень развития личностных качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности будущих экологов по охране окружающей среды в разных условиях (это могут быть организованность, аккуратность, исполнительность и т.п.);

- степень развития морально-правового сознания и нравственных качеств личности будущих экологов (законопослушность, чувство долга, дисциплинированность, требовательность к себе и т. п.);

- опыт групповой деятельности в ходе экотуризма и общения студентов-экологов, который формирует адекватную самооценку, способность ценить усилия других, воспринимать чужую точку зрения, быть более терпимым к другим мнениям.

- Разная степень развития этих качеств и создаёт проблемные ситуации не только при решении общих задач охраны окружающей среды, но и во взаимоотношениях студентов-экологов в ходе экотуризма. Один студент более развит или сознателен, более профессионально подготовлен или терпелив, другой не имеет этих достоинств. Столкновение разных позиций, ценностей, стилей мышления студентов-экологов в ходе экотуризма ведет к более качественному решению профессиональных задач.

- Важнейшим фактором социальной адаптации студентов-экологов является включенность в совместную деятельность в ходе экотуризма. Однако, положительную роль для социальной адаптации студентов-экологов в ходе экотуризма она будет играть только в том случае, если она правильно организована.

Рисунок 1 - Педагогическая технология адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с

использованием экотуризма

Индивидуальные типологические характеристики будущих экологов проявляются в особенностях их социальной адаптации к профессиональной деятельности. В ходе экотуризма происходит познание типичных свойств каждого студента-эколога. Это является важной педагогической задачей.

Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность разработанной педагогической технологии социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с использованием экотуризма. Студенты-экологи,

прошедшие подготовку в вузе с использованием экотуризма имели достоверно более высокие показатели по основам общей экологии и при решении практических задач охраны окружающей среды по сравнению со студентами контрольной группы.

ВЫВОД. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости внедрения разработанной педагогической технологии социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с использованием экотуризма в практику подготовки студентов-экологов в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-27.

2. Казакова, Е.И. Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения качества профессиональной подготовки экологов в вузе с использованием экотуризма / Е.И. Казакова, М.А. Соломченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 115-118.

REFERENCES

1. Bolotin A.E., Tokareva A.V. and Pauls A.A. (2013), "The organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of specialists in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-27.

2. Kazakova, E.I. and Solomchenko, M.A. (2018), "The psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of quality of vocational training of ecologists in higher education institution with use of ecotourism", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 115-118.

Контактная информация: eco2017@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2018

УДК 796.01

О ТЕРМИНОЛОГИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

Светлана Георгиевна Казарина, доктор филологических наук, профессор, Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Василиса Григорьевна Леонтьева, соискатель, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма, Краснодар

Аннотация

В публикации представлены дискуссионные и неоднозначно решённые в настоящее время вопросы терминологической грамотности и адекватности профессиональной речи, актуальные не только для специалистов в области физической культуры и спорта, но и для граждан, участвующих в выполнении норм комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Предлагаются профессионально значимые номинации и их дефиниции, обоснованные с позиций современной науки о терминах.

Ключевые слова: Комплекс ГТО, нормативы испытаний, тесты, нормативно-правовые документы, термин, дефиниция, профессиональная речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.