Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия коррекции восприятия интернета современными школьниками'

Психолого-педагогические условия коррекции восприятия интернета современными школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ИНТЕРНЕТ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / COMMUNICATION / TEENAGERS / INTERNET / MEDIA SPACE / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Е.А.

Одним из актуальных аспектов современных психолого-педагогических исследований является выявление и обоснование условий, обуславливающих развитие личности современного ребенка. Особую значимость это приобретает в условиях активного использования ИКТ-технологий и погруженность детей в мир Интернета. Одним из наиболее острых становится проблема восприятия подростками виртуального пространства. Опасения вызывает многочасовое пребывание подростков в интернете, замена реального общения виртуальным, подмена реального пространства и ценностей виртуальными. В статье представлены результаты исследования, направленные на изменение восприятия детьми интернета. Полученные данные основаны на психолого-педагогических условиях, сформулированных автором на основе его теоретических и практических изысканий. Основой коррекционной работы является формирование критического восприятия получаемой информации как ведущего психолого-педагогического условия представленного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CORRECTION OF THE PERCEPTION OF THE INTERNET MODERN SCHOOL CHILDREN

One of the topical aspects of modern psychological and pedagogical research is the identification and justification of the conditions that determine the development of the personality of the modern child. This is particularly important in the context of the active use of ICT technologies and the immersion of children in the world of the Internet. One of the most acute is the problem of teenagers ' perception of virtual space. Fears are caused by many hours of stay of teenagers on the Internet, replacement of real communication with virtual, substitution of real space and values virtual. The article presents the results of a study aimed at changing the perception of children of the Internet. The data obtained are based on psychological and pedagogical conditions formulated by the author on the basis of his theoretical and practical research. The basis of the correctional work is the formation of a critical perception of the information received as the leading psychological and pedagogical conditions of the presented direction.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия коррекции восприятия интернета современными школьниками»

УДК 37.018.761

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТА СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Е.А. Малышева

Аннотация. Одним из актуальных аспектов современных психолого-педагогических исследований является выявление и обоснование условий, обуславливающих развитие личности современного ребенка. Особую значимость это приобретает в условиях активного использования ИКТ-технологий и погруженность детей в мир Интернета. Одним из наиболее острых становится проблема восприятия подростками виртуального пространства. Опасения вызывает многочасовое пребывание подростков в интернете, замена реального общения виртуальным, подмена реального пространства и ценностей - виртуальными.

В статье представлены результаты исследования, направленные на изменение восприятия детьми интернета. Полученные данные основаны на психолого-педагогических условиях, сформулированных автором на основе его теоретических и практических изысканий. Основой коррекционной работы является формирование критического восприятия получаемой информации как ведущего психолого-педагогического условия представленного направления.

Ключевые слова: общение, подростки, интернет, медиапространство, общеобразовательная организация.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CORRECTION OF THE PERCEPTION OF THE INTERNET MODERN SCHOOL CHILDREN

E. Malyshevа

Abstract. One of the topical aspects of modern psychological and pedagogical research is the identification and justification of the conditions that determine the development of the personality of the modern child. This is particularly important in the context of the active use of ICT technologies and the immersion of children in the world of the Internet. One of the most acute is the problem of teenagers ' perception of virtual space. Fears are caused by many hours of stay of teenagers on the Internet, replacement of real communication with virtual, substitution of real space and values -virtual.

The article presents the results of a study aimed at changing the perception of children of the Internet. The data obtained are based on psychological and pedagogical conditions formulated by the author on the basis of his theoretical and practical research. The basis of the correctional work is the formation of a critical perception of the information received as the leading psychological and pedagogical conditions of the presented direction.

Keywords: communication, teenagers, Internet, media space, educational organization.

Феномен «психолого-педагогические

условия» многими авторами понимается как составляющая понятия «педагогические условия». Трактовка термина «педагогические условия» нашли отражение в трудах В.И. Андреева, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и других.

С точки зрения Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлевой, педагогические условия - это меры педагогического процесса, направленные на повышение его эффективности. Авторы считают, что условия - это всегда внешние по отношению к предмету факторы. В связи с тем, что предметом исследования, как правило, выступает педагогическая система как система созданная людьми и функционирующая при непосредственном участии людей, то условия ее эффективной могут и должны специально

создаваться и внешне ее дополнять в праксеологическом контексте [4, с.158].

Несомненно, педагогические условия способствуют организации педагогического процесса, это необходимый компонент педагогической образовательной

(воспитательной) системы, влияющей на личностное развитие ребенка [3].

Обобщив материалы ряда исследований, можно сказать, что психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее, в свою очередь, повышение эффективности образовательного процесса [2].

Рассматривая вопрос, связанный с развитием школьников в условиях медиапространства, мы

будем придерживаться концепции Б.В. Куприянова и С.А. Дынининой и рассматривать данную проблему через «деятельность детей», «отношение детей к деятельности» и «внутреннюю среду детского объединения (образовательного учреждения)».

Для выявления условий коррекции восприятия школьниками интернета, нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 7 города Костромы. Диагностическим инструментарием выступил опросник «Восприятие интернета», разработанный кандидатом психологических наук Е.А. Щепилиной.

Исследованием был охвачен 11 «А» класс в количестве 22 человек и 11 «Б» класс в количестве 21 человек.

Результаты мы представили в виде таблицы № 1.

Результаты опроса показали необходимость создания условий для корректировки поведения школьников в условиях медиапространства. Данные мероприятия были проведены в рамках внеклассной работы (факультативов) с 11 «Б» классом. Фрагмент тематического плана занятий прилагается.

На завершающем этапе мы провели повторный опрос «Восприятие интернета» Е.А. Щепилиной. Результаты отражены в таблице № 2.

Таблица 1. - Результаты первичной диагностики с помощью методики Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета»

Шкалы 11 «А» класс 11 «Б» класс

1. Факторы зависимости

Принадлежность к сетевой субкультуре 36,3% 57,12%

Нецеленаправленность поведения 32% 43%

Потребность в сенсорной стимуляции 27,27% 24%

2. Особенности восприятия интернета

Мотивация использования развлечения 31,8% 33,3%

поиск информации 40,77% 19%

общение 13,6% 38%

Изменения состояния сознания в результате использования интернета

3. Последствия зависимости

Время в интернете 41% 43%

Пространство в интернете 14,3% 19%

Восприятие интернета как проективной реальности 13,6% 14,2%

Одушевленность интернета 0% 0%

Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный 23% 24%

Таблица 2. - Темы занятий по корректировке восприятия школьниками интернета

№ Название темы занятий Количество часов Форма проведения

1. Нормативно правовая база. ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

ФЗ от 27.07.2006 Г. № 152-ФЗ «О персональных данных». 1 Лекторий.

ФЗ от 29.12.2010 Г. № 436-Ф3 «О защите детей от

информации, причиняющей вред их здоровью и

развитию»

2. «Общение в жизни человека» (формы коммуникативного общения) 1 Дискуссия.

3. Решение педагогических ситуаций, связанных с культурой общения. 1 Практическое занятие.

4. Человек в мире интернета. Правила поведения в 1 Просмотр роликов.

соцсети. Персональные данные Дискуссия

5. Правила интернет-этикета 1 Фокус-группа.

6. Интернет-мошеничество 1 Лекторий

7. Интернет- хулиганство (гриферы) 1 Лекторий

8. Интернет-зависимость 1 Практическое занятие

По итогам проведенного исследования мы видим позитивные изменения в поведении школьников в Интернет-пространстве и восприятия этого пространства.

Так, снизилась с 43% до 29 % нецеленаправленность в использовании Интернета подростками после проведенных занятий. Ниже стал процент использования интернета в качестве развлечения и общения и увеличилось использование его в целях поиска

На основании полученных результатов нами были сформулированы психолого-педагогические условия коррекции восприятия школьниками интернета:

1. Необходимость развития способности критически воспринимать полученную информацию.

2. Развитие навыков коммуникации и взаимодействия подростков;

3. Формирование культуры общения в реальном и виртуальном мире;

4. Формирование представлений об опасностях и угрозах интернета (мошенничество,

информации. Снизилось количество времени, проводимое подростками в Интернет-пространстве.

Помимо этого, позитивными изменениями после проведенных занятий можно считать снижение процента восприятия подростками интернета как проективной реальности и стремления перенести нормы виртуального мира в реальный.

хулиганство, зависимость и др.)

5. Повышение уровня компетентности родителей и педагогов в информационных технологиях как субъектов образовательного процесса.

6. Создание условий для установления доверительных отношений между ребенком и взрослыми на основе знаний его возрастных особенностей и потребностей.

Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной программы и возможности ее применения в работе образовательных организации с подростками.

Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный

Восприятие интернета как проективной реальности Пространство в интернете Время в интернете Мотивация общения Поиск информации Мотивация развлечения Потребность в сенсорной стимуляции Нецеленаправленность поведения Принадлежность к сетевой субкультуре

н Вторичная диагностика

20 40

Первичная диагностика

60

Рисунок 1. - Результаты сравнительной диагностики восприятия интернета после проведенной

коррекционной работы

0

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 1996. - 568 с.

2. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.

3. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические

условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. -№ 2. - С. 101-104.

4. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

Сведения об авторе:

Малышева Елена Александровна (г. Кострома, Россия), аспирант кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад № 25», e-mail: malyshewaelena78@yandex.ru

Data about the author:

E. Malysheva (Kostroma, Russia), post-graduate student of the Department of psychological and pedagogical education of the Kostroma state University, Head of the municipal budget preschool educational institution of the city of Kostroma «Kindergarten № 25», e-mail: malyshewaelena78@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.