Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования у будущих психологов навыков диагностики самосознания ребёнка'

Психолого-педагогические условия формирования у будущих психологов навыков диагностики самосознания ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДИАГНОСТИКИ / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF THE SKILLS OF DIAGNOSTICS / ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА / AGE AND INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF A CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Надежда Александровна

В данной статье определены психолого-педагогические условия формирования навыков диагностики самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены особенности их диагностики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical conditions for formation of the skills of diagnostics of a child’s self-awareness at the future psychologists

In this article determined the psycho-pedagogical conditions for formation of the skills of diagnostics of a child's self-awareness and revealed the peculiarities of their diagnostics taking into account age and individual characteristics.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования у будущих психологов навыков диагностики самосознания ребёнка»

В помощь преподавателю

социально-гуманитарных дисциплин ===============

Н.А. КОЛЕСНИКОВА,

_ _ *

ФГБОУВПО «БГПУ им. М. Акмуллы», преподаватель (г. Уфа)

Психолого-педагогические условия формирования у будущих психологов навыков диагностики самосознания ребёнка

Развитие самосознания человека неразрывно связано с самопознанием как процессом наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом. При этом самосознание, как стержневое свойство личности человека, отражающее его стремление к познанию окружающего мира и себя самого, осознание себя как мыслящего, чувствующего и действующего субъекта, выступает одним из основных объектов психодиагностических исследований личности.

В ходе жизни человек познаёт себя и накапливает о себе различные знания - эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако не всё реально постигаемое в себе самом ясно осознаётся; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными1. Выявление знаний человека о себе самом, его самооценки и самоотношения, понимание «Я-концепции» личности как итогового процесса самосознания - все эти вопросы и служат предметом психодиагностики самосознания.

Колесникова Надежда Александровна, e-mail: antia08@mail.ru

1 Дуэк, К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей [Текст] / К. Дуэк. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 400 с.

Важность выявления у школьников формирующейся у них оценочной позиции (и, прежде всего, у обучающихся в начальных классах, поскольку именно при подготовке к школе и первичном вхождении в школьную среду закладывается фундамент самооценки и самоотношения ребёнка, определяющий весь дальнейший процесс его обучения, развития интеллектуальных способностей, устанавливаемые им межличностные отношения и пр.) обусловлена тем обстоятельством, что с возрастом у слабо успевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведёт к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний2. Причём в реальном учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей.

Таким образом, существует очень тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и самосознанием, самооценкой младшего школьника. Учитель должен хорошо знать особенности самосознания и самоотношения детей подготовительных и начальных классов школы, уметь понять индивидуальные особенности каждого ребенка и находить адекватные методы обучения и воспитания, формирования познавательной мотивации. Поэтому очень важным и необходимым является наличие у учителей подготовительной и начальной школы знаний

2

Евдокимова, Л.М. Большие заботы маленького школьника [Текст] / Л.М. Евдокимова. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2012. 256 с.

и навыков психодиагностики самосознания детей, что требует их соответствующей подготовки в педагогических вузах.

Особое внимание при обучении студентов психодиагностическим методам выявления особенностей самосознания детей должно быть уделено формированию практических навыков психодиагностики: овладению конкретными тестами и методиками, умению интерпретировать результаты применяемых диагностических технологий, обеспечению соответствующей практической базы обучения (живого общения с детьми, возможности применения психодиагностических методик на практике). Для этого предлагается обеспечить реализацию в учебном процессе высших педагогических учебных заведений следующих психолого-педагогических условий: - организация семинаров по изучению студентами особенностей психодиагностики самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рассмотрению специфики проведения диагностических процедур в данном возрасте; овладению традиционными и вновь разрабатываемыми психодиагностическими методиками. В числе наиболее востребованных диагностических методик: методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки (модификация А.М. Прихожан), проективный тест М.З. Дукаревич «Несуществующее животное», методика «Неоконченные предложения» (разработчики В.В. Шмидт, В.Р. Шмидт), методика А.И. Липкиной по изучению самооценки младших школьников «Три оценки», методика Р.С. Немова «Какой я?» для определения самооценки старших дошкольников, методики для определения сформированности уровня притязаний младших школьников «Игра в мяч» Т.А. Репиной, «Крестики» (автор Й. Шварцландер, модификация Л.В. Бороздиной) и пр.);

- проведение контрольных работ по темам: «Способы решения психодиагностических задач в начальных классах школы», «Информативные показатели специфики развития самосознания ребёнка в возрасте 7-10 лет», «Использование проективных методов в исследованиях самоотношения и «Я-концепции» детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста», «Тесты-опросники, их виды, достоинства и недостатки при выявлении самооценки детей на этапе их перехода от дошкольного детства к школе» и др.;

- создание условий для осуществления студентами самостоятельных психодиагностических исследований, разработки и проведения тестов по психодиагностике самоотношения, самопринятия, самоощущения в социуме, уровня притязаний, самооценки детей на этапе вхождения в школьную среду (в том числе и с использованием компьютерной техники, способствующей расширению возможностей и повышению эффективностей психодиагностических исследований).

Осуществление студентами самостоятельных психодиагностических исследований с использованием соответствующих методик будет способствовать развитию у них таких профессионально-необходимых качеств педагогического мастерства учителей (и, в особенности, учителей подготовительных и начальных классов школы), как перцептивные способности (способности воспринимать и определять эмоциональное состояние детей по их внешнему виду, мимике, движениям и в соответствии с этим осуществлять процесс педагогического воздействия), конструктивные способности (способности к созданию творческой атмосферы урока, чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития младших

школьников), педагогический такт и чувствительность к индивидуальным особенностям детей.

Так, например, интерпретация студентами результатов, полученных в результате проведения опроса ребенка по методике «Какой я?» (эта методика предназначается для определения самооценки детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста и подразумевает оценку ребёнком своих личностных качеств (хороший, добрый, умный, аккуратный и т.д.) по

о

10-балльной шкале3) и «Несуществующее животное» (данный проективный тест позволяет выявить жизненную позицию ребёнка (активный или пассивный), уровень самооценки и притязаний, потребность в признании со стороны окружающих и пр.4), будет способствовать формированию у них представления об особенностях самоотношения, самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, что позволит в будущем, в их профессиональной деятельности более успешно осуществлять подготовку старших дошкольников к школе и адаптацию младших школьников к ученическому коллективу, способствовать гармонизации их отношений с одноклассниками и успешной учебной деятельности.

При использовании в учебных психодиагностических исследованиях адаптивной методики «Неоконченные предложения» (методика диагностирует отношение ребёнка к себе как ученику с помощью ответов на четыре группы индукций (заданные начала предложений), содержащие указание на учебный предмет, на желания и успехи ребёнка, различные учебные ситуации и особенно-

Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики [Текст] / Д.Я. Райгородский. Т. 1. Психодиагностика детей. Самара: БахраХ-М, 2008. 624 с.

4 Музыченко, Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное» [Текст] / Г.Ф. Музыченко. СПб.: Речь, 2012. 560 с.

сти организации временной перспективы/ретроспективы ребёнка) студенты познают основы анализа рефлексивности (осознанности) или нерефлексивности (процессуальности) высказываний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста для выявления возрастных и индивидуальных особенностей развития самоотношения, его динамику5. Умение определять направленность отношения детей к себе как к ученикам позволит будущим педагогам в выборе и разработке различных коррекционно-развивающих программ по формированию положительной адаптации младших школьников6.

На заключительном этапе изучения студентами педагогических вузов психодиагностических методик представляется желательным проведение результирующих опросных тестов по выявлению у них знаний и навыков психодиагностики детей - по таким вопросам, как, например: 1. Что полезного для себя как будущего учителя начальной школы вы получили из опыта изучения психодиагностики самосознания? 2. Что даёт использование психодиагностики самосознания в подготовительных и начальных классах школы? 3. Каковы основные методики психодиагностики самосознания и самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста? 4. Какие вы можете предложить рекомендации по использованию указанных методик в современной российской школе?

Результаты тестов должны показать степень усвоения студентами педагогических специальностей учебного материала по психодиагностике самосознания детей старшего дошкольного и

5 Райгородский, Д.Я. Указ. соч.

6 Архипова, И.А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе [Текст] / И.А. Архипова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 216 с. (Мир вашего ребёнка).

младшего школьного возраста, их самостоятельность в использовании конкретных психодиагностических методик и интерпретации полученных данных. При выявлении недостаточной степени освоения будущими учителями знаний и навыков психодиагностики самосознания детей будет целесообразным проведение дополнительных факультативных занятий, тестирования, выдачи самостоятельных контрольных заданий по психодиагностике.

Таким образом, необходимыми психолого-педагогическими условиями формирования у будущих психологов навыков диагностики самосознания ребёнка является применение в учебном процессе семинаров по данной тематике, организация проведения студентами практических самостоятельных психодиагностических исследований, систематический контроль полученных ими знаний в форме контрольных работ и опросных тестов.

Овладение будущими учителями подготовительной и начальной школы теоретическими знаниями и практическими навыками применения психодиагностических методик самосознания станет залогом успешного вхождения детей в школьную среду, активизации их учебно-познавательной деятельности, повышения эффективности усвоения знаний и овладения приёмами умственной деятельности - то есть залогом гармоничного развития личности школьника.

Колесникова Н.А. Психолого-педагогические условия формирования у будущих психологов навыков диагностики самосознания ребёнка.

В данной статье определены психолого-педагогические условия формирования навыков диагностики самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены особенности их диагностики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Ключевые слова: самосознание, психолого-педагогические условия формирования навыков диагностики, возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Kolesnikova N.A. Psycho-pedagogical conditions for formation of the skills of diagnostics of a child's self-awareness at the future psychologists. In

this article determined the psycho-pedagogical conditions for formation of the skills of diagnostics of a child's self-awareness and revealed the peculiarities of their diagnostics taking into account age and individual characteristics.

Key words: self-awareness, psycho-pedagogical conditions for formation of the skills of diagnostics, age and individual characteristics of a child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.