Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе предпрофильного сопровождения'

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе предпрофильного сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
условия / субъектная позиция / воздействие / руководители элективных курсов / conditions / infl uence / subjective position / teachers of elective courses

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Юлия Анатольевна

В статье рассмотрены условия психолого-педагогического воздействия, способствующие развитию субъектной позиции учащихся. Статья предназначена психологам, руководителям элективных курсов, студентам, аспирантам, обучающимся по педагогическим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of psychological and pedagogical infl uence, promoting the development of students' subjective positions, are considered in the article. The article is addressed to psychologists, teachers of elective courses, students and postgraduates specialising in pedagogics.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе предпрофильного сопровождения»

Ю. А. Артемьева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Работа представлена кафедрой психодиагностики и дисциплин специализации Иркутского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Л. И. Ларионова

В статье рассмотрены условия психолого-педагогического воздействия, способствующие развитию субъектной позиции учащихся. Статья предназначена психологам, руководителям элективных курсов, студентам, аспирантам, обучающимся по педагогическим специальностям.

Ключевые слова: условия, субъектная позиция, воздействие, руководители элективных курсов.

Yu. Artem’yeva

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN’S SUBJECTIVE POSITION FORMING IN THE PROCESS

OF PREPROFILE SUPPORT

The conditions of psychological and pedagogical influence, promoting the development of students’ subjective positions, are considered in the article. The article is addressed to psychologists, teachers of elective courses, students and postgraduates specialising in pedagogics.

Key words: conditions, influence, subjective position, teachers of elective courses.

Закономерное усложнение и изменчивость современного мира обусловливают запрос общества на личность, способную самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия. Современный успешный человек представляется как субъект, способный к самоопределению в ситуации

динамичности происходящих процессов, индивид, у которого на основе образования сформирована субъектная позиция свободного выбора форм и способов самостоятельной деятельности и личной ответственности, способный к постоянному развитию. В нашем обществе субъектная позиция школьников

развита недостаточно; так, результаты анкетирования учащихся 9-х классов показали низкий уровень сформированности свободы выбора в дальнейшем самоопределении, недостаточную способность принимать решения о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания и самоанализа.

Таким образом, проведенный анализ указывает на необходимость осуществления углубленного предпрофильного психологопедагогического сопровождения подростков, способствующего формированию субъектной позиции старшеклассников. Такое сопровождение предполагает создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения учащихся через знакомство с профессиями, развитие позитивного образа «Я», формирование отношения к себе как к субъекту собственной жизни, умеющему осуществлять выбор.

В процессе формирующего эксперимента нам удалось разработать авторскую модель формирования субъектной позиции старшеклассников [1, с. 121], представленную на рис. 1.

Рис. 1. Модель формирования субъектной позиции старшеклассников

Эта модель координирует психолого-педагогические воздействия, диагностируя уровень сформированности субъектной позиции учащихся, и представлена пятью уровнями.

Проявления субъектной позиции первого уровня определяются активностью субъекта в том или ином виде деятельности, самостоятельностью принятия решения и саморегуляцией. Обогащение субъектной позиции на втором уровне проявляется собственной инициативой к новым формам деятельности через диалоговое общение и речевую культуру. Проявление субъектности на третьем уровне отмечается умением предвидеть, способностью ориентироваться и соотносить собственные действия. Субъектная позиция четвертого уровня характеризуется процессом самопознания внутренних психических актов и состояний через самооценку, рефлексию произведенных действий и самоопределение личности. Субъектная позиция пятого уровня проявляется в умении прогнозировать свои действия, строить планы на будущее, разрешая свои проблемы, неся ответственность за свои поступки.

Эмпирическое изучение субъектной позиции старшеклассников в ходе предпрофильной подготовки выявило необходимость создания следующих психолого-педагогических условий, способствующих формированию данной позиции:

1) использование модели (рис. 1) формирования субъектной позиции старшеклассников как средства мотивации субъектной деятельности на элективных курсах;

2) основным условием психолого-педаго-гического воздействия на уровень формирования субъектной позиции старшеклассника выступила интеграция, которая позволила нам создать авторскую образовательную программу интегрированных элективных курсов «Быть субъектом своей жизни». Эта программа создана для учащихся 8-9-х классов и ориентирована на приоритеты развития самоценности личности учащихся, реализации их субъектной позиции в образовательном пространстве школы, активного вхождения в мир культуры на основе гуманистических ценностей [2, с. 306], предусматривая реализацию ниже перечисленных требований:

• поощрение высказывания оригинальных идей учащихся;

• обеспечение возможностей для прак-тико-ориентированных занятий, широко использующих вопросы дивергентного типа мыш ления;

• использование личного примера и креативного подхода к решению проблем самим педагогом;

• необходимость самостоятельно искать закономерности, объяснять явления, отстаивать свое мнение в дискуссии;

• формулировка вопросов, рецензирование, оппонирование ответов товарищей, самооценка своих достижений;

• методы взаимного обучения, элемент тьюторства;

• методы научно-исследовательской работы и поисковой деятельности;

• организация психологического сопровождения процесса осознания личностью своей неповторимости, выработка круга жизненных ценностно-смысловых приоритетов, лежащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути и его корректировка в процессе взросления;

• проведение тренингов по развитию эмоционально-волевой сферы, по самопрезентации, развитию рефлексии;

• создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом и самоотчетом, моделирование проблемных нестандартных ситуаций;

• введение в обучение заданий, способствующих ориентированию, свободе выбора, самопрогнозированию и дальнейшему самоопределению;

• выход в триединое воспитательное пространство: на урок, во внеклассную работу, в специальную воспитательную работу учителя-предметника, психолога, классного руководителя.

Все эти частные положения подводят нас к обобщенному выводу: обучение может быть эффективно тогда, когда оно строится на методах и формах, инициирующих деятельность самого обучаемого, и служит непосредственно развитию его субъектности.

Реализация выше перечисленных условий способствовала положительной динамике в развитии субъектной позиции учащихся.

Эмпирическое изучение диагностируемых параметров осуществлялось в рамках мониторинга, выявляя и оценивания эффективность проведенных педагогических действий. При этом для проверки ее эффективности были созданы контрольная и экспериментальная группы. Учащиеся экспериментальной группы обучались по образовательной программе «Быть субъектом своей жизни» [2], подростки, составляющие контрольную группу, обучались по обычной школьной программе.

Согласно наблюдениям и полученным данным на завершающем этапе исследования, следует отметить, что в контрольной группе не наблюдается проявления существенных изменений в стратегии формирования собственной жизни, затруднен самостоятельный выбор дальнейшего профиля обучения учащимися. В экспериментальной группе, напротив, такие изменения можно не только диагностировать, но и наблюдать со стороны. Испытуемые стали более активны, самостоятельны, научились простраивать диалоговые отношения, производить свободу выбора через отраженную субъектность, разрешая свои проблемы и неся ответственность за свои поступки, 99% учащихся осуществили самостоятельный выбор профиля дальнейшего обучения.

По результатам исследования получены статистически достоверные различия сформированности субъектной позиции старшеклассников на изучаемых выборках, измеряемые с помощью t-критерия Стьюден-та и выражены в следующих показателях: в экспериментальной группе данный параметр выражен в высоком уровне достоверности (t = 4,408 при p = 0,001); в контрольной группе общий уровень формирования субъектной позиции старшеклассников обнаруживает значимые различия на более низком уровне достоверности (t = 1,361 при p = 0,005). Этот анализ позволяет говорить о том, что старший подростковый возраст является сензитивным периодом для становления

80

70-

60-

50-

40-

30-

20-

10-

0

О Экспериментальная группа

I замер

Экспериментальная группа

II замер

■ Контрольная группа

I замер

Ш Контрольная группа

II замер

Рис. 2. Совокупные показатели уровней субъектной позиции учащихся

I - показатель развития субъектности через свободное выражение своего «Я»; II - показатель обогащения субъектности через диалог с другим человеком; III - показатель свободы выбора; IV - показатель развития через отраженную субъектность; V - показатель развития стратегии собственной жизни; I замер - входящая диагностика; II замер - итоговая диагностика

субъектной позиции старшеклассников, а специально созданные психолого-педагогические условия в процессе предпрофильного сопровождения способствуют формированию данной позиции.

Результативность внедрения и апробации данных условий представлена графически на рис. 2.

Необходимо отметить, что эффективная реализация обозначенных условий возможна лишь при достаточном уровне использования учителем механизмов трансляции субъектных характеристик в процессе педагогического общения с учащимися и обоснованием своей системы ценностей, убеждений и взглядов на жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьева Ю. А. Модель формирования субъектной позиции учащихся в процессе предпрофильного сопровождения // Успехи современного естествознания. М.: Академия Естествознания, 2008. № 8. С.121-123.

2. Константинова В. К. Программное обеспечение инновационной деятельности педагогов школы счастья / В. К. Константинова, Ю. А. Артемьева, Е. В. Григорова и др. Иркутск, 2008. 356 с.

REFERENCES

1. Artemyeva Yu. A. Model’ formirovaniya sub’yektnoy pozitsii uchashchikhsya v protsesse predprofil’nogo soprovozhdeniya // Uspekhi sovremennogo yestestvoznaniya. M.: Akademiya Yestestvoznaniya. 2008 N 8 S. 121123.

2. Konstantinova V. K. Programmnoye obespecheniye innovatsionnoy deyatel’nosti pedagogov shkoly schast’ya / V. K. Konstantinova, Yu. A. Artem’yeva, E. V. Grigorova i dr. Irkutsk, 2008 356 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.