Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стрессоустойчивость / студенты колледжа / психолого-педагогические условия / уровень и тип стрессоустойчивости / stress resistance / college students / psychological and pedagogical conditions / level and type of stress resistance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анохин Андрей Михайлович, Воробьева Альбина Рашидовна

В статье говорится об психолого-педагогических условиях формирования стрессоустойчивости. Рассматривается понятие стрессоусточивости, возрастные особенности юношества. Описывается теоретическая разработанность данной проблемы различными учеными. В статье представлены результаты диагностики показателей стрессоустойчивости у студентов колледжа по различным методикам, направленным на выявление уровня и типов стрессоустойчивости, а также результаты опытно-экспериментальной работы с применением специально разработанной программы по формированию стрессоусточивости у студентов Стерлитамакского колледжа строительства и профессиональных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анохин Андрей Михайлович, Воробьева Альбина Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF STRESS RESISTANCE IN COLLEGE STUDENTS

The article talks about the psychological and pedagogical conditions for the formation of stress resistance. The concept of stress tolerance, age characteristics of youth is considered. The theoretical elaboration of this problem by various scientists is described. The article presents the results of diagnostics of stress resistance indicators in college students using various methods aimed at identifying the level and types of stress resistance. The results of experimental work with the use of a specially developed program for the formation of stress tolerance among students of the Sterlitamak College of Construction and Professional Technologies are presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGY

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Анохин А. М.

кандидат педагогических наук, доцент Воробьева А. Р.

студент бакалавриата

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. В статье говорится об психолого-педагогических условиях формирования стрессоустойчивости. Рассматривается понятие стрессоусточивости, возрастные особенности юношества. Описывается теоретическая разработанность данной проблемы различными учеными. В статье представлены результаты диагностики показателей стрессоустойчивости у студентов колледжа по различным методикам, направленным на выявление уровня и типов стрессоустойчивости, а также результаты опытно-экспериментальной работы с применением специально разработанной программы по формированию стрессоусточивости у студентов Стерлитамакского колледжа строительства и профессиональных технологий.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, студенты колледжа, психолого-педагогические условия, уровень и тип стрессоустойчивости.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF STRESS RESISTANCE IN COLLEGE STUDENTS

Anokhin A. M.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Vorobyova A.R. Undergraduate Student

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch Sterlitamak, Russia

Abstract. The article talks about the psychological and pedagogical conditions for the formation of stress resistance. The concept of stress tolerance, age characteristics of youth is considered. The theoretical elaboration of this problem by various scientists is described. The article presents the results of diagnostics of stress resistance indicators in college students using various methods aimed at identifying the level and types of stress resistance. The results of experimental work with the use of a specially developed program for the formation of stress tolerance among students of the Sterlitamak College of Construction and Professional Technologies are presented (Sterlitamak). Keywords: stress resistance, college students, psychological and pedagogical conditions, level and type of stress resistance.

С увеличением интенсивности темпов жизни в современном мире на человека влияет все большее количество внешних стрессовых факторов, к которым он должен адаптироваться. Различные уровни стрессоустойчивости как совокупности качеств личности позволяют по-разному реагировать организму на стресс. Особенно актуальна

проблема стрессоустойчивости в среде студенческой молодежи, так как стресс оказывает на студентов негативное воздействие: снижает качество ведения учебной деятельности, особенно это наблюдается в предэкзаменационный период. Помимо этого, стрессовые ситуации возникают из-за того, что учебный процесс требует, чтобы студент постоянно осваивал новые роли и приспосабливался к учебной среде.

Стрессоустойчивость характеризуют как свойство личности, являющееся показателем стойкости к стрессовым ситуациям [2, с. 217]. Б. Х. Варданян дает следующее определение стрессоустойчивости: «это особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных». Он говорит, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [1, с. 52].

Исследованием стрессоустойчивости занимались такие авторы, как Б. Х. Варданян, Л. С. Выготский, Д. Гринберг, А. П. Катунин, Л. А. Китаев-Смык, Л. В. Куликов, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, М. Розенберг, С. Л. Рубинштейн, Г. Селье. Изучением стрессоустойчивости у людей в студенческом возрасте занимались Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, О. Б. Дарвиш, И. С. Кон, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Э. Эриксон.

В рамках нашей работы была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой стало формирование стрессоустойчивости у студентов колледжа. В качестве гипотезы было высказано предположение о том, что стрессоустойчивость у студентов колледжа может быть частично или полностью сформирована, если обеспечить следующие условия: 1) организовать целенаправленную работу со студентами колледжа по специально разработанной программе, направленной на формирование стрессоустойчивости; 2) выстроить работу со студентами колледжа на основе игрового тренинга; 3) включить в программу занятия, направленные на снижение уровня психоэмоционального напряжения; 4) обучение эффективным методам взаимодействия с другими людьми, развитие навыков стрессоустойчивого поведения.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы с целью выявления исходных показателей стрессоустойчивости у испытуемых была проведена их диагностика с применением методик «Самооценка стрессоустойчивости личности» И. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой, «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н. П. Фетискина.

Полученные результаты исследования испытуемых на констатирующем этапе эксперимента по методике «Самооценка стрессоустойчивости личности» И. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой мы отразили в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ уровня стрессоустойчивости у испытуемых

Уровень стрессоустойчивости ЭГ КГ Уровень значимости различий (р-уровень)

Кол-во чел. % Кол-во чел. %

очень низкий - - - -

низкий 5 20 6 24

ниже среднего 9 36 8 32

чуть ниже среднего - - - - -

средний 6 24 7 28

чуть выше среднего 5 20 4 16

выше среднего - - - -

высокий - - - -

очень высокий - - - -

Полученные результаты наблюдения над испытуемыми на констатирующем этапе эксперимента по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н. П. Фетискина мы представили в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительный анализ типов стрессоустойчивости у испытуемых

Тип стрессоустойчивости ЭГ КГ Уровень значимости различий (р-уровень)

Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Б - - - - -

Б1 10 40 9 36 -

А 8 32 8 32 -

А1 7 28 8 32 -

Подводя итог вышесказанному и опираясь на результаты исследования, необходимо отметить, что полученные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы указывают на то, что по уровню стрессоустойчивости у всех испытуемых выявлены средние и низкие показатели. Это говорит о том, что со студентами необходима организация целенаправленной работы по формированию у них стрессоустойчивости. В связи с этим мы разработали программу по формированию стрессоустойчивости у студентов колледжа.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы с испытуемыми ЭГ проводились занятия с применением разработанной нами программы. После формирующего этапа, на контрольном этапе, было проведено повторное диагностирование испытуемых ЭГ и КГ. Для проверки эффективности проделанной работы нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. После проведенной диагностики испытуемых мы сравнили их результаты, полученные на этапе констатирующего эксперимента (ДО), с результатами, полученными на контрольном этапе (ПОСЛЕ), с целью выявления динамики показателей.

Динамика показателей уровня стрессоустойчивости у испытуемых по методике «Самооценка стрессоустойчивости личности» И. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика показателей уровня стрессоустойчивости у испытуемых

Уровень стрессоустойчивости ДО ПОСЛЕ Уровень значимости различий (р-уровень)

Кол-во чел % Кол-во чел. %

очень низкий - - - - 0,001

низкий 5 20 - -

ниже среднего 9 36 - -

чуть ниже среднего - - 2 8

средний 6 24 9 36

чуть выше среднего 5 20 6 24

выше среднего - - 6 24

высокий - - 4 16

очень высокий - - - -

Динамика показателей типов стрессоустойчивости у испытуемых по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н. П. Фетискина экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика показателей типов стрессоустойчивости у испытуемых

Тип стрессоустойчивости ДО ПОСЛЕ Уровень значимости различий (р-уровень)

Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Б - - 7 28 0,001

Б1 10 40 13 52 0,01

А 8 32 3 12 0,001

А1 7 28 2 8 0,001

Сравнительный анализ результатов испытуемых экспериментальной и контрольной групп показал, что уровень развития стрессоустойчивости, где формирующий этап работы не проводился (КГ), не изменился, а у испытуемых ЭГ отмечаются значительные изменения. Это свидетельствует о том, что разработанная программа способствует эффективному формированию стрессоустойчивости у испытуемых.

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет нам сделать вывод о том, что проведенная работа является эффективной, а разработанная нами программа может быть рекомендована для работы со студентами колледжа в целях формирования у них стрессоустойчивости. В контрольной группе каких-либо статистически достоверных изменений выявлено не было, что, по-нашему мнению, связано с тем, что студенты не принимали участия в реализации разработанной нами программы.

Список литературы

1. Варданян Б. Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. М. : Наука, 2018. 243 с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. : Академия, 2018. 583 с. УДК 658.8.013

РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТАМИ РАЗЛИЧНОГО ТЕМПЕРАМЕНТА

Кондраков И. В.

кандидат экономических наук, доцент

Пестерева А. А.

студент бакалавриата

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Институт экономики, управления и сервиса Тамбов, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия работников сферы сервиса с клиентами, имеющими различный темперамент. В условиях постоянного расширения сферы услуг требуется формирование новых профессиональных компетенций у работников сферы сервиса. Умение находить подход к любому клиенту на основе его индивидуальных особенностей является одной из таких компетенций. Темперамент клиента выступает как уникальная характеристика, и его знание поможет сервисному работнику выстроить грамотную стратегию обслуживания и наиболее полно удовлетворить потребности клиента.

Ключевые слова: сервисная деятельность, обслуживание, темперамент клиента, эффективный механизм обслуживания, сервис, контактная зона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.