Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
социальная активность / волонтерство / формирование социальной активности / social activity / volunteering / formation of social activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филатова О.В.

В данной статье рассматривается понятие «волонтерство», законодательство РФ о волонтерстве, подходы к изучению феномена социальной активности у зарубежных и отечественных ученых, а также психолого-педагогические условия формирования социальной активности у студентов-волонтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY IN STUDENTS DURING VOLUNTEER ACTIVITIES

This article examines the concept of “volunteering”, the legislation of the Russian Federation on volunteering, approaches to studying the phenomenon of social activity among foreign and domestic scientists, as well as the psychological and pedagogical conditions for the formation of social activity among student volunteers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.9

Филатова О.В.

магистрант 2 курса, очной формы обучения направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

(Тамбов, Россия)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие «волонтерство», законодательство РФ о волонтерстве, подходы к изучению феномена социальной активности у зарубежных и отечественных ученых, а также психолого-педагогические условия формирования социальной активности у студентов-волонтеров.

Ключевые слова: социальная активность, волонтерство, формирование социальной активности.

В современном мире волонтерская деятельность постоянно развивается, приобретает новые формы и виды оказания помощи людям и группам людей, которые в ней нуждаются, а участники волонтерской деятельности оказывают влиянии не только на становление себя как личности, но и на государство, в котором они живут. Значение волонтерской деятельности для государства заключается в следующем - помощь в эффективном решении задач, поставленных перед государством и обществом, развитие и становление гражданского общества, повышение роли некоммерческих и общественных организаций.

Согласно статье 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 1Э5-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и

юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели [1].

Законодательство Российской Федерации на федеральной уровне регулирует благотворительную и добровольческую (волонтерскую) деятельность и регламентирует ее осуществление в различных целях. Перечислим некоторые из них: содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в области физической культуры и спорта; охраны окружающей среды и защиты животных и т.д. (полный перечень целей волонтерской деятельности закреплен в ст. 2 ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве).

Исходя из целей волонтерской деятельности, можно сделать вывод о том, что по своей природе волонтерство - это деятельность просоциальная (в целевом, процессуальном, содержательном компонентах), ведь включаясь в нее, человек стремится на безвозмездных условиях повлиять на трансформацию общества в положительную сторону.

Волонтерство является значимой формой социальной активности, которая способствует развитию личности, формированию гражданской позиции и социальной ответственности. Исследование феномена волонтерства в последние годы привлекает внимание отечественных ученых по нескольким причинам:

1) Волонтерство способствует формированию у молодежи нравственных ценностей, гражданской ответственности, так как участники волонтерских движений могут вносить вклад в улучшение социальной среды, оказывать помощь нуждающимся и способствовать решению социальных проблем;

2) Волонтерство положительно влияет на развитие навыков лидерства, командной работы и умения организовать собственную деятельность, что зачастую является важными качествами для овладения профессией, так как работодателями высоко ценятся социальная ответственность и самоотдача;

3) Участие в волонтерской деятельности дает студентам возможность расширить социальные связи и приобрести новый опыт.

Волонтерская деятельность студентов относится к внеучебной деятельности вуза, однако именно в данном виде деятельности студент может получить необходимый опыт для формирования ценностей, отношений, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и др. сферах жизнедеятельности, направленных на развитие эмоционально-нравственной и практико-действенной сфер личности.

Особое значение в студенческой жизни имеет социальная активность, ведь именно она положительно влияет на развитие коммуникативных навыков, способствует установлению и приобретению новых социальных контактов, развитию творческих способностей и формированию лидерских качеств. Важно помнить, что участие в общественной жизни университета способствует расширению кругозора, поиску новых сфер интересов, которые могут быть полезны для будущей профессии.

Социальную активность как качество личности характеризуют общественно ценные мотивы и активное поведение, умение не только приспосабливаться к обстоятельствам, но и учитывать и изменять их в соответствии с усвоенными моральными требованиями. По мнению ученых, социальная активность является значимым показателем проявления жизненной позиции личности [2, с. 48].

Проблема активности изучалась в различных психологических школах: психодинамическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни и др.), поведенческий подход (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), гештальтпсихология (К. Левин и др.), экзистенциальная психология (В. Франкл, Р. Ассаджиоли); гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.). Следует отметить, что в теориях зарубежных психологов содержание понятия активность чаще всего раскрывается через другие понятия (реакция, поведение, самоактуализация и пр.).

В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода термин активность - особый вид деятельности или особая деятельность. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности. Б.Г. Ананьев помимо игровой, учебной и трудовой деятельностей к множеству активно-деятельностных форм отношения человека к миру выделяет боевую, спортивную, познание, общение, управление людьми, самостоятельность. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, посредством активности человек решает вопрос о согласовании объективных и субъективных факторов свой жизни и деятельности. Мобилизуя свою активность, действую по собственному побуждению, используя спои способности, человек достигает цели. В.А. Петровский предлагает рассматривать активность как высшую форму развития деятельности.

К основным составляющим социальной активности принято относить: потребность в деятельности, интересы личности, мотивы действий личности, направленность на окружающую действительность и отношение к ней.

Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач [2, с. 50]:

- формирование мотивационных основ познавательной деятельности на всех этапах педагогического процесса;

- развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;

- понимание, осмысление и обобщение получаемой информации, поиск дополнительной информации;

- развитие креативности личности будущего социального работника, его деловых качеств;

- формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний;

- формирование умений видеть ближние и дальние перспективы социальной работы, влиять на социальные процессы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи;

- ознакомление с различными видами исследований в сфере социальной работы;

- использование знаний об особенностях социальной работы с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, проектирования и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях.

Волонтерская деятельность дает значительные возможности для формирования устойчивого профессионального самоопределения личности будущего специалиста, позволяя студентам-волонтерам получить первичные представления о будущей профессии и реальный опыт будущей профессиональной деятельности [3, с.114].

Для исследования уровня социальной активности студентов Педагогического института ТГУ им. Г.Р. Державина, которые принимают участие в волонтерской деятельности был проведен ряд тестирований, с помощью которых удалось выявить показатели по трем критериям. В качестве контрольной группы выступили студенты Педагогического института ТГУ им. Г.Р. Державина, которые не являются волонтерами. Исследования проводились по следующим критериям: когнитивный критерий (знание истории возникновения, законодательства и особенностей осуществления волонтерской деятельности), эмоциональный критерий (эмоциональная готовность к участию в волонтерской деятельности и отношение к различным видам волонтерства),

деятельностно-поведенческий критерий (наличие коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности, а также реальный вклад в социально-значимую деятельность).

Для выявления показателей когнитивного критерия был использован тест «История добровольчества», в котором приняли участие 60 человек (30 человек - экспериментальная группа и 30 человек - контрольная группа). В экспериментальной группе показатель осведомленности об истории развития волонтерства и законодательстве, регламентирующем деятельность волонтеров в РФ значительно выше, чем в контрольной группе (70% и 40% соответственно).

Уровень показателя по эмоциональному критерию выявлялся при помощи ориентировочной анкете Басса, которая включает в себя 27 пунктов-суждений, по каждому из которых предлагаются 3 варианта ответов, соответствующих трем видам эмоциональной направленности личности (направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело). Показатели экспериментальной группы: у 7 студентов преобладает направленность на себя, у 11 студентов - направленность на общение, у 12 студентов - направленность на дело. Показатели контрольной группы - у 14 студентов преобладает показатель направленности на себя, у 9 студентов -направленность на общение, у 7 студентов - направленность на дело. Исходя из полученных данных, имеется необходимость в корректировке уровня направленности на дело у студентов контрольной группы, а именно, способствовать их проявлению активности в общественно полезных мероприятиях, чтобы они могли видеть результат своей деятельности и были заинтересованы доведении начатых дел до конца.

Для выявления показателей деятельностно-поведенческого критерия у студентов, участвовавших в исследовании, была использована методика Коммуникативные и организаторские склонности (КОС), авторами которой являются В. В. Синявский, Б. А. Федоришин. После анализа полученных данных были определены три уровня сформированности коммуникативных и

организаторских способностей у студентов: высокий, средний, низкий. К высокому уровню сформированности коммуникативных и организаторских способностей было отнесено 13 человек - экспериментальная группа и 7 человек - контрольная группа, средний уровень - 12 (экспериментальная группа) и 10 (контрольная группа) студентов, низкий уровень - 5 человек из экспериментальной группы и 13 человек из контрольной группы.

После обработки полученных результатов следует сделать вывод о том, что исследуемые показатели были лучше сформированы у студентов, которые принимали участие в волонтерской деятельности, которая и оказала положительное влияние на социальную активность студентов.

Таким образом, психолого-педагогические условия играют важную роль в формировании социальной активности у студентов через волонтерскую деятельность, обеспечивая поддержку, руководство и развитие необходимых навыков и мотивации для участия в этом виде социальной деятельности. Именно в процессе волонтерской деятельности студенты развивают способность работать в команде, брать на себя ответственность за собственные решения и поступки, учитывать мнения и интересы других людей и налаживать социальные связи с участниками команды и партнерами. Для нашей страны волонтерство является достаточно молодой и постоянно развивающейся отраслью, которая предоставляет молодым людям широкий спектр возможностей вхождения в систему гражданских отношений общества, способствует выработке необходимых навыков социального взаимодействия, подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №33. Ст. 3340;

2. Рюмина Ю.Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности / Ю.Н. Рюмина // Концепт. 2013. №2. С. 46-52;

3. Маркеева М.В. Психолого-педагогический потенциал волонтерской деятельности в работе со студентами вуза / М.В. Маркеева, А.Н. Канашкин // Молодой ученый. 2014. № 21.1. С. 112-117.

Filatova O.V.

Tambov State University named after G.R. Derzhavin (Tambov, Russia)

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY IN STUDENTS DURING VOLUNTEER ACTIVITIES

Abstract: this article examines the concept of "volunteering", the legislation of the Russian Federation on volunteering, approaches to studying the phenomenon of social activity among foreign and domestic scientists, as well as the psychological and pedagogical conditions for the formation of social activity among student volunteers.

Keywords: social activity, volunteering, formation of social activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.