ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 37.017.4
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-234-242
ВОЛОНТЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
СОВРЕМЕННОСТИ
Васильковская Маргарита Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: margo [email protected]
Пономарев Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебно-творческой и проектной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье представлены основы феномена добровольного социального служения на благо других - волонтерства, которое вызывает исследовательский интерес в различных научных дисциплинах. Авторами представлен комплексный анализ результатов исследований с определенных теоретических позиций, учитывающих потребность в целостном междисциплинарном исследовании динамики российского волонтерства как инициативной общности и социального института, как широкого социально-культурного феномена, обладающего собственными устойчивыми свойствами и признаками, и как педагогического процесса, сопровождающего данный вид деятельности. Устойчивой характеристикой социального феномена «волонтерство» является социальная солидарность, которая обеспечивает в условиях постоянных социально-экономических и политических трансформаций позитивную, неформальную и востребованную в современном обществе деятельность волонтеров, нацеленную на конкретные социально значимые результаты.
В соответствии с общественно значимыми целями, волонтерство имеет несколько направлений деятельности, в которых участники волонтерской деятельности могут прибрести профессиональный опыт, что является актуальным для обучающихся средних специальных и высших учебных заведений. В качестве примера представлена деятельность объединения «Волонтеры культуры» кафедры социально-культурной деятельности факультета социально-культурных технологий Кемеровского государственного института культуры.
Авторы статьи утверждают, что волонтерство как социально-культурный феномен в отечественной истории и современности играет значительную роль в развитии гражданского общества в современных социокультурных условиях, в том числе в подготовке конкурентоспособных выпускников высших учебных заведений, в наибольшей степени формируя универсальные и общекультурные компетенции.
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, гражданское общество, социально-культурный феномен.
VOLUNTEERING AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON
OF MODERNITY
Vasilkovskaya Margarita Ivanovna, PhD of Pedagogy, Associate Professor of Department of Sociocultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: margo197411@ rambler.ru
Ponomarev Valeriy Dmitrievich, Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Educational, Creative and Project Activity, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article presents the basics of the phenomenon of volunteering and voluntary social service for the benefit of others, which arouses research interest in various scientific disciplines. The authors present the results of a comprehensive review of research results from certain theoretical positions, taking into account the need for a holistic interdisciplinary study of the dynamics of Russian volunteering as an initiative community and a social institution, as a broad sociocultural phenomenon with its own stable properties and characteristics, and as a pedagogical process accompanying this type of volunteering. Social solidarity is a stable characteristic of the social phenomenon of "volunteering," which ensures, in the conditions of constant socio-economic and political transformations, positive, informal and demanded in modern society activity of volunteers, aimed at specific socially significant results.
In accordance with socially significant goals, volunteering has several areas of activity in which participants in volunteering can gain professional experience, which is relevant for students of secondary specialized and higher educational institutions. As an example, the activity of the volunteer association "Volunteers of Culture" of the Department of Sociocultural Activities of the Faculty of Sociocultural Technologies of the Kemerovo State Institute of Culture is presented.
As a result of the study, the authors of the article argue that volunteering as a sociocultural phenomenon in Russian history and modernity plays a significant role in the development of civil society in modern sociocultural conditions, including the preparation of competitive graduates of higher educational institutions, to the greatest extent forming the universal and general cultural competencies.
Keywords: volunteering, volunteering, civil society, socio-cultural phenomenon.
Социальной реальностью современного общества является инициативная и добровольная деятельность на благо других. Часто такая деятельность - проявление позитивных жизненных принципов, способ самореализации и самосовершенствования. Общественным феноменом добровольного социального служения на благо других выступает волонтерство.
В современный исторический период волон-терство как общественное явление порождает заинтересованность ученых разных академических дисциплин, частично исследуется в области экономики, социологии, социально-культурной деятельности, социального менеджмента и др. Кроме этого, в настоящее время выполнены также общенациональные научные исследования, направленные на подробное изучение разновидностей волонтерства в спорте, экологическом просвещении, при проведении масштабных международных форумов и т. д.
В итоге отечественными и зарубежными исследователями накоплен богатейший теоретический и эмпирический материал по волонтерству, который дает возможность получить статистику
и характеристики волонтерских организаций, отследить происхождение разновидностей волон-терства.
Так, среди зарубежных ученых, посвятивших свои исследования теме волонтерства, необходимо назвать Д. Байди, К. Бернгардта, Т. Вантилбор-га, Ю. Вей, Дж. Виллемса, М. Джегерса, А. Джил-Лакруза, Н. Донти, К. Марчелло, С. Найджела, Р. Пеперманса, Г. Хайбректса, Дж. Хофманса, Т. Шлезингера и др. Как явление гражданского общества волонтерство в этих научных исследованиях чаще всего рассматривается через участие и вовлеченность населения в деятельность третьего некоммерческого сектора экономики. Иностранными социологами исследуются нюансы управления волонтерством в некоммерческих организациях общественной сферы, предоставляется анализ волонтерской деятельности как предмета государственного регулирования.
С конца ХХ века в международном научном сообществе начинает развиваться междисциплинарная теория волонтерского труда. Так, S. Chambré и C. Einolf определили, что в научных обсуждениях, дискуссиях и экспериментальных
исследованиях волонтерство необходимо анализировать с различных позиций - как труд добровольцев, филантропическое поведение или досу-говая деятельность. T. Rotolo, J. Wilson, проводя некоторые обобщения, которые построены на результатах междисциплинарных исследований, выделили группу «социально-демографических, институциональных и культурных теорий» [9].
В научной жизни современной России исследования социального феномена волонтерства проводятся с начала XXI века. Ученые рассматривают его, в первую очередь, как социальный источник благотворительности, как общественное движение и активную организационную форму гражданской роли человека в реализации тех или иных социально-культурных практик. Также анализ научной литературы показывает существование эмпирических исследований российского во-лонтерства и его видов.
Из числа российских исследователей следует выделить работы Н. Г. Бодренковой, Л. А. Кудринской, И. В. Мерсияновой, М. В. Певной, И. В. Самаркиной, Е. Е. Строковой, А. Е. Шадрина, П. В. Шевченко и др., в которых на основе различных научных подходов дается толкование и описание феноменологических характеристик волонтерства.
Мотивация социальных работников к участию в добровольческой деятельности рассматривается в социологических исследованиях Я. В. Дидковской, А. А. Клепиковой, Л. А. Кудринской, В. С. Лукьянова, И. В. Мерсияновой, С. В. Михайловой, Е. Л. Шековой, Л. И. Якобсона и др.
Н. В. Авдеева, С. М. Васильева, В. С. Лукьянов, С. В. Михайлова и др. изучают социальную значимость добровольчества, уделяя внимание актуальности взаимодействия государственного и общественного движения в его развитии.
Р. П. Колосова, Л. А. Кудринская рассматривают вопросы социально-экономической значимости добровольческого труда, добровольческой занятости. Социально-культурные условия участия населения в добровольческой деятельности анализируются в трудах М. А. Аларичевой, Т. А. Лисовской, И. А. Медведева.
В работах К. Бидермана, П. Джордана. И. Ф. Албегова, Н. А. Антипова, Е. Н. Глубокова, А. Н. Кошелевой и др. рассматриваются вопро-
сы управления добровольческой деятельностью волонтеров, исследуются взаимосвязи добровольчества и социальной сферы, а также проблемы социального добровольчества в России.
Накопленный практический материал требует всестороннего анализа, необходим междисциплинарный подход к изучению динамики отечественного волонтерства как активной общности, социального института, социально-культурного феномена, обладающего собственными устойчивыми свойствами и признаками, а также педагогического процесса, сопровождающего данный вид деятельности.
Разрабатывая собственную концепцию во-лонтерства, российские социологи акцентируют внимание на формальной и неформальной волонтерской деятельности, определяя, что содействие в проектах волонтерской направленности активизирует стремление участника волонтерской деятельности осуществлять неформальную поддержку нуждающихся. Неофициальная поддержка, обусловленная индивидуальными взаимоотношениями, не реорганизуется в формальные добровольческие практики. Волонтерство рассматривается как социальный вид деятельности, который увеличивает социальный капитал и укрепляет общественные связи. Таким социальным капиталом выступает социальная солидарность как устойчивая характеристика социального феномена «волонтерство».
Социальная солидарность основывается на сформировавшейся в обществе традиции взаимной поддержки как позитивной ценности, а также определенных методах общественной коммуникации (в нашем случае - волонтерстве) с целью трансляции данной ценности. Социальная солидарность как итог неформального волонтерства гарантирует социокультурное единство общества. При этом целенаправленное включение индивида в волонтерскую деятельность как систему добровольных социальных коммуникаций предполагает личностное развитие, формирование позитивного мышления, усвоение социальных норм деятельности «на благо других», образцов поведения по оказанию неформальной помощи кому-либо, общечеловеческих ценностей, приобретение коммуникативных навыков сотрудничества. В этом состоит сущность педагогики волонтерства.
Социальная солидарность как феномен во-лонтерства, несмотря на социально-экономиче-
ские и общественно-политические модификации, гарантирует положительную, неформальную и востребованую в сегодняшнем мире деятельность волонтеров, направленную на определенные общественно значимые результаты. Необходимость современного общества в волонтерстве при расширяющемся диапазоне вопросов (финансовых, общественных, природоохранных, культурных, общественно-политических) оказывает большое влияние на исследование развития социального феномена волонтерства.
Волонтерами считаются физические или юридические лица, осуществляющее деятельность, направленную на безвозмездную помощь людям. Волонтерская деятельность является добровольной общественно полезной, социально направленной, выполняется по свободному волеизъявлению в интересах физических и (или) юридических лиц и осуществляется с целью оказания помощи нуждающимся [6]. Следовательно, устойчивыми феноменологическими характеристиками волонтерства выступают добровольность, безвозмездность и социальная значимость.
В научной литературе встречаются два понятия: добровольчество (добровольческая деятельность) и волонтерство (волонтерская деятельность). Исследователи часто используют оба эти понятия, рассматривая вопрос о волонтерской деятельности с различных позиций: культурной, институциональной, экономической, психологической, организационной, социально-демографической и др.
Для определения понятия отметим, что термин «волонтерство» вошел в научную среду в 1990-е годы, когда в России стали появляться первые социально ориентированные некоммерческие организации (НКО), миссией которых была благотворительность и просветительская работа, а не получение прибыли от своей деятельности.
Французское слово volontaire («волонтер») произошло от латинского voluntarius («добровольный»), поэтому понятие «волонтер» - это полный синоним русского «доброволец», что закреплено в пятой статье Федерального закона № 135 «О благотворительной деятельности и волонтерстве».
Стоит отметить, что в последние годы именно добровольческая деятельность достаточно масштабно стала исследоваться Всероссийским центром изучения общественного мнения. В статье «Добровольчество в России: потенциал уча-
стия молодежи» подробно описывается волонтерская деятельность российских добровольцев [3]. Фонд общественного мнения рассматривает возможность государства помогать добровольцам в статье «О волонтерах: о помогающем поведении и добровольческой деятельности» [4]. Считаем, что «добровольность», «добровольчество» - термины, которые отражают сущность волонтерской деятельности и, следовательно, являются устойчивыми характеристиками социального феномена «волонтерство».
Рассматривая процесс становления волон-терства в России, отметим, что это продолжение тимуровского движения, которое появилось сразу после выхода в свет в 1940 году повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». В военное и послевоенное время дети-тимуровцы безвозмездно помогали пожилым людям, своим сверстникам, а также тем семьям, у которых родственники ушли на фронт. Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение стало массовым, получив широкое распространение. Так, по различным данным, в РСФСР насчитывалось свыше двух миллионов тимуровцев [1].
Добровольцы в советский период, а в современном понимании - волонтеры, работали на целине, были заняты на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Добровольчеством или добровольческим трудом принято было считать занятость в уборке урожая, общественный труд на субботниках. Отметим, что государственной законодательно-правовой базы, включающей закон о добровольческом труде, в то время не существовало.
В настоящее время исследования «Мирового рейтинга благотворительности» международной благотворительной организации Charities Aid Foundation (CAF) показывают, что Россия входит в топ-10 стран по числу участников, работавших в некоммерческих организациях в качестве волонтера. В соответствии с Мировым индексом благотворительности, рассчитанным на основании данных ООН о численности взрослого населения, число граждан, занимавшихся волонтер-ством, в России составляет 21 млн человек, или 14,6 % от всего населения страны [8].
При этом государство активно поддерживает волонтерскую деятельность и создает определенные условия для инициативной социально ориентированной деятельности волонтеров. С целью
поддержки волонтерства в Российской Федерации 27 декабря 2018 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2950-р была утверждена Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. 20 июня 2019 года Правительством Российской Федерации был утвержден план мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волон-терства) в Российской Федерации до 2025 года и популяризации добровольчества, деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительности № 5486п-П44.
В российском законодательстве представлены следующие социально значимые цели добровольческой деятельности:
- помощь малообеспеченным, социально незащищенным гражданам, инвалидам, детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
- подготовка волонтеров к преодолению последствий чрезвычайных ситуаций и помощь пострадавшим в них;
- участие в значимых социально-культурных проектах и мероприятиях сфер здравоохранения, культуры, науки, творчества и др.;
- деятельность по сохранению архитектурного и природного наследия;
- поддержка инициатив, связанных с защитой животных;
- оказание бесплатной юридической консультативной помощи;
- создание социальной рекламы.
В соответствии с общественно значимыми целями волонтерство имеет несколько направлений, среди которых самыми популярными являются социальное, экологическое, культурное, спортивное, медицинское и др., реализовать которые может любой гражданин, желающий проявить лидерские качества, инициативность и предприимчивость, а также прибрести опыт профессиональной деятельности, что является актуальным для обучающихся средних специальных и высших учебных заведений.
В качестве примера представим объединение «Волонтеры культуры» кафедры социально-культурной деятельности факультета социально-культурных технологий Кемеровского государственного института культуры. Одним из направлений его деятельности является «Проектная лаборатория», в которой разрабатываются социально-
культурные проекты, направленные на решение социально значимых проблем Кемеровской области - Кузбасса. Данные инициативы нашли поддержку муниципальных властей региона и учреждений социально-культурной сферы. Наиболее яркие проекты - это «Музей для молодежи», благодаря которому студенты КемГИК получили возможность посетить Областной музей изобразительных искусств, и социальный проект «Открытая арена», разработанный совместно с Кемеровской региональной общественной организацией содействия в развитии образования, науки и культуры «АРТ-ПРОСПЕКТ», ставший победителем второго конкурса Президентских Грантов 2019 года.
Безвозмездность - важная устойчивая феноменологическая характеристика волонтерства. Действительно, в характеристике волонтерства предполагается отсутствие денежного вознаграждения за труд, но волонтеры все же получают определенные бонусы, к которым относятся опыт, специальные знания, умения и навыки: работать в команде; аргументировать свою точку зрения по принятию решения; находить компромиссы, чтобы решить проблему; коммуницировать с людьми, разными в культурном, психологическом и других аспектах; разрабатывать, продвигать социальные проекты и осуществлять управление ими, используя основы комьюнити-менеджмента.
Чаще всего волонтерской деятельностью занимаются студенты, обучающиеся в системе среднего или высшего профессионального образования. Современная действительность требует наличия высокого творческого потенциала у студентов, умения внедрять полученные знания и опыт в волонтерскую деятельность. Данной отрасли постоянно нужны профессионалы, наделенные умением находить нестандартные решения возникающих проблем.
Ежегодно 5 декабря в России отмечается День добровольца (волонтера), установленный Указом Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года. Учреждению праздника предшествовала длительная история развития волонтерского движения в России, а выбор даты пал на день, когда отмечается Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития, установленный в 1985 году по решению Генеральной Ассамблеей ООН.
Правительством Российской Федерации разработан и принят ряд документов, касающихся добровольчества: планы мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации (№ 4723п-П44) и реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волон-терства) в Российской Федерации до 2025 года (№ 5486п-П44), методические материалы по разработке ведомственных планов поддержки развития добровольчества в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации, методические рекомендации о размещении материалов в формате свободных публичных лицензий (Creative Commons) для информационных ресурсов, содержащих текстовой, фото-, аудио-и видеоконтент о добровольчестве, деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительности, в том числе для сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений.
Представленные документы направлены на использование созидающего потенциала участников волонтерской деятельности в формировании позитивного социально-культурного пространства России. Рассматривая понятие «потенциал», отметим, что существуют различные мнения и трактовки, отечественных исследователей, касае-мые определения этого понятия:
- стремление познавать новое, открытость всему новому, высокая степень развития мышления, его гибкость, критичность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности и т. п. (Т. Г. Браже, Ю. Н. Колюткин).
- социально-психологическая установка на нетрадиционное решение противоречий объективной реальности (Е. В. Колесникова);
- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень культурного, эмоционального, психологического и т. д. развития (Г. Л. Пихтовников, Л. Н. Моск-вичева);
- свойство, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения субъекта творчества (С. Р. Евинзон);
- характерное качество индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М. В. Колосова);
- синтетическое (интегрирующее) свойство, характеризующее меру возможностей личности в осуществляемой деятельности (И. О. Мар-тынюк, В. Ф. Овчинников) (см. [6]).
Творческий потенциал представляет собой комплекс личных, индивидуальных свойств человека, благодаря которым он развивается, создает что-то новое, необыкновенное, важное. Творчество часто сопряжено с понятием «креативность», сущность которого представлена в отклонении от стереотипов и использовании новых, нестандартных решений. При этом волонтерство предполагает возможность использования обеих категорий для существования, развития и создания новых материальных и духовных ценностей, где основным критерием, характеризующим творчество, является уникальность его результата. Собственно, данный аспект позволяет придать продуктам творчества дополнительную ценность, в сравнении с серийными продуктами производства.
Согласно Н. А. Бердяеву, творчество неразрывно связано с освобождением, преодолением и переживанием, приносящим удовлетворение и стремление личности двигаться дальше. Следовательно, реализация творческого потенциала предполагает самовыражение, неповторимое взаимодействие со своим внутренним «я» и внешним миром.
По нашему мнению, волонтерство вызывает стремление к творческому движению, независимому принятию решений, развивает лидерские свойства и творческую динамичность молодого поколения, дает возможность личностной реализации. Волонтерство, кроме того, способствует укреплению ценностей общества и собственного творческого потенциала, служит социализации личности, развивая такие социально важные качества, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, милосердие.
На основе современной теории профессионального образования выделим три основных субъекта волонтерства: волонтерскую среду; воз-
действующие на нее воспитательные структуры; личность лидера. При этом потенциал субъектов волонтерского движения; потенциал целей и содержания образовательных программ волонтерской деятельности; потенциал лидеров волонтерского движения; потенциал организационных форм, методов и средств волонтерского движения считаем структурными компонентами потенциала волонтерского движения, совокупность которых составляет потенциал волонтерской деятельности [2].
Оценочные показатели состояния потенциала волонтерской деятельности могут включать в себя:
- результативность деятельности волонтерского сообщества;
- эффективность воздействия волонтерских структур на среду образовательных учреждений;
- уровень подготовки лидеров волонтерского движения;
- актуальность используемых средств, форм и методов организации волонтерской деятельности).
Считаем, что не только представленные показатели, но и содержание, структура, характеристики волонтерской деятельности будут изменяться и расширяться в соответствии с реальным состоянием и перспективами волонтерства на территории Российской Федерации.
В практике волонтерской деятельности одним из значимых процессов считаем процесс его актуализации, являющийся целенаправленным, мобилизующим ресурсы волонтерства и скрытых в нем возможностей. Он определяется как комплекс возможностей, формирующих и развивающих у волонтера определенные компетенции, необходимые в будущей или настоящей профессии. Поэтому можно утверждать, что потенциал волонтерского движения влияет на успешность социального управления и результативную подготовку современных конкурентоспособных специалистов.
Представленные материалы исследования позволяют рассматривать волонтерство как социально-культурный феномен и как направление государственной молодежной политики, включающее студенческое самоуправление, воспитательную среду высших, средних специальных
образовательных организаций, влияющих на формирование и развитие личности, в том числе ее профессиональных компетенций [5].
Следовательно, волонтерскую деятельность можно назвать «билетом в будущее», она открывает дорогу в самых разных профессиональных направлениях. Так, например, студенты-волонтеры Кемеровского государственного института культуры, оказывая безвозмездную помощь в организации и проведении концертов, праздников, памятных вечеров, проводя экскурсии, организуя выставки и творческие встречи в учреждениях социально-культурной сферы Кузбасса, формируют собственную профессиональную культуру, что позволяет им в дальнейшем успешно трудоустроиться и занять соответствующее место в профессиональном сообществе.
Предложенные примеры наглядно показывают, что волонтерство обладает обширным спектром функций для самоопределения и самосовершенствования личности и способствует:
- развитию творческих, организаторских, коммуникативных, способностей;
- обретению опыта проектной деятельности;
- формированию корпоративной культуры и получению опыта работы в коллективе, распределения обязанностей и ответственности и другие [1].
Основным новообразованием, свидетельствующим о личностном совершенствовании будущих специалистов, выступает их социальная зрелость, развитие деятельности от индивидуальной до общественной, направленной на окружающих нуждающихся членов общества. Примером этого является деятельность молодежного объединения «Волонтеры культуры» КемГИК в 2021-2022 годах в «Проектной лаборатории», где было разработано более 15 социально-культурных проектов, созданных на основе студенческих инициатив волонтерской направленности.
Таким образом, продвижение волонтерства в современных социально-культурных условиях, предоставляет существенные возможности для профессионального и личностного роста будущего специалиста, деятельность которого направлена на развитие гражданского общества, способствует реализации программ Национального проекта «Культура» и выполнению поручений
Президента Российской Федерации В. В. Путина в направлении развития волонтерства на территории Российской Федерации.
Опираясь на вышесказанное, стоит отметить, что волонтерство как социально-культурный феномен в отечественной истории и современности
играет значительную роль в развитии гражданского общества при современных социокультурных условиях, в том числе в подготовке конкурентоспособных выпускников высших учебных заведений, в наибольшей степени формируя универсальные и общекультурные компетенции.
Литература
1. Балакирев А. Н. Тимуровцы: маленькие волонтеры Великой войны [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/ntimurovtsy-malenkie-volontery-velikoy-voyny (дата обращения: 05.11.2021).
2. Герасимова Л. Г. Волонтерская деятельность в рамках современного подхода к воспитательному процессу в профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Ученые записки ЗабГУ Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2012. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskaya-deyatelnost-v-ramkah-sovremennogo-podhoda-k-vospitatelnomu-protsessu-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 05.11.2021).
3. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи. Городское управление. - 2011. - № 7 (180). -С. 89-92.
4. О волонтерах: о помогающем поведении и добровольческой деятельности [Электронный ресурс]. -URL: https://fom.ru (дата обращения: 15.09.2021).
5. Проказина Н. В., Бобылева Н. Ю., Хатнюк Н. Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России [Электронный ресурс] // Научный результат. Социология и управление. - 2019. - № 2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/realizatsiya-dobrovolcheskogo-volonterskogo-potentsiala-v-rossii (дата обращения: 05.11.2021).
6. Певная М. В., Зборовский Г. Е. Методология исследования перспективных практик, проблем и возможностей управления российским волонтерством // Известия Уральского Федерального университета. - 2016. -№ 4 (154). - C. 212-220.
7. Реанович Е. А. Смысловые значения понятия «Потенциал» [Электронный ресурс] // МНИЖ. - 2012. -№ 7-2 (7). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/smyslovye-znachenie-ponyatiya-potentsial (дата обращения: 05.11.2021).
8. Стегний В. Н., Никонов М. В. Мотивация волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 05.11.2021).
9. Rotolo T., Wilson J. State-level differences in volunteerism in the united states: research based on demographic, institutional, and cultural macrolevel theories // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2011. - № 41 (3). -Р. 452-473.
References
1. Balakirev A.N. Timurovtsy: malen'kie volontery Velikoy voyny [Timurovtsy: little volunteers of the Great War]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/timurovtsy-malenkie-volontery-velikoy-voyny (accessed 05.11.2021).
2. Gerasimova L.G. Volontеrskaya deyatel'nost' v ramkakh sovremennogo podkhoda k vospitatel'nomu protsessu v professional'nom obrazovanii [Volunteer activity within the framework of a modern approach to the educational process in vocational education]. Uchеnyye zapiski ZabGU. Seriya: Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya [Scientific notes of ZabGU. Series: Vocational education, theory and teaching methods], 2012, no. 6. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskaya-deyatelnost-v-ramkah-sovremennogo-podho-da-k-vospitatelnomu-protsessu-v-professionalnom-obrazovanii (accessed 05.11.2021).
3. Dobrovol'chestvo v Rossii: potentsial uchastiya molodezhi. Gorodskoe upravlenie [Volunteering in Russia: the potential for youth participation. City administration], 2011, no. 7 (180), pp. 89-92. (In Russ.).
4. O volontеrakh: o pomogayushchem povedenii i dobrovol'cheskoy deyatel'nosti [About volunteers: about helping behavior and volunteering]. (In Russ.). Available at: https://fom.ru (accessed 05.11.2021).
5. Prokazina N.V., Bobyleva N.Yu., Khatnyuk N.N. Realizatsiya dobrovol'cheskogo (volonterskogo) potentsiala v Rossii [Realization of volunteer (volunteer) potential in Russia]. Nauchnyy rezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie [Scientific result. Sociology and Management], 2019, no. 2. (In Russ.). Available at: \\cyberleninka.ru/article/n/ realizatsiya-dobrovolcheskogo-volonterskogo-potentsiala-v-rossii (accessed 05.11.2021).
6. Pevnaya M.V., Zborovskiy G.E. Metodologiya issledovaniya perspektivnykh praktik, problem i vozmozhnostey upravleniya rossiyskim volonterstvom [Methodology for the study of promising practices, problems and opportunities of managing Russian volunteering]. Izvestiya Uralskogo Federal'nogo universiteta [Proceedings of the Ural Federal University], 2016, no. 4(154), pp. 212-220. (In Russ.).
7. Reanovich E.A. Smyslovye znacheniya ponyatiya "Potentsial" [Semantic meaning of the concept of "Potential"], 2012, no. 7-2 (7). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovye-znachenie-ponyatiya (accessed 05.11.2021).
8. Stegniy V.N., Nikonov M.V. Motivatsiya volonterskoy deyatel'nosti [Motivation of volunteer activity], 2018, no. 1. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (accessed 05.11.2021).
9. Rotolo T., Wilson J. State-level differences in volunteerism in the united states: research based on demographic, institutional, and cultural macrolevel theories. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2011, no. 41(3), pp. 452-473. (In Engl.).
УДК 004:[378.1:008(470+571)]
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-242-248
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Гриневич Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и информационных технологий, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
Проанализированы основные направления цифровизации образовательно-воспитательного процесса в сфере современного российского высшего образования, охарактеризован феномен личной готовности преподавателей отечественной высшей школы к выполнению своих профессиональных функций в модернизированной информационно-коммуникационной среде. Изложен авторский взгляд на теоретическое понятие о процессах цифровизации образования; определены группы факторов, обусловивших глубокую интеграцию информационных технологий в педагогический процесс, протекающий в образовательных организациях высшего образования. Рассмотрены проблемы адаптации преподавателей современной российской высшей школы к новым информационно-коммуникационным технологиям, охарактеризована специфика педагогического взаимодействия с обучающимися поколения Z (родившимися с 1997 по 2012 год), рассмотрены ключевые психолого-педагогические особенности представителей этого поколения. Кратко охарактеризован ряд популярных цифровых инструментов организации современной педагогической среды, определяющих результативность образовательного процесса. Представлен обзор вариантов интерпретации научного понятия «интерактивное обучение». Автор критически осмысливает мнение британских экспертов, предлагающих сосредоточиться на цифровой модернизации трех направлений деятельности в сфере высшего образования. Изложены промежуточные итоги многолетнего авторского опыта преподавания дисциплин предметного цикла «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» студентам Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Российская Федерация) с использованием современных технических средств, общедоступных онлайн-ресурсов. Автор приходит к выводу об определяющем влиянии цифровизации педагогического процесса на ролевые позиции участников пары «студент - преподаватель», обусловливающей необходимость внедрения специальных адаптационных механизмов. Цифровизация образовательного процесса, по замечанию исследователя, предполагает также существенные изменения в системе управления образовательной организацией высшего образования.
Ключевые слова: цифровое образование, высшее образование, цифровизация образовательного процесса, информационные технологии, поколение Z, инновации, интерактивные методы обучения.