Научная статья на тему 'Психолого-педагогические технологии ремесленного профессионального образования'

Психолого-педагогические технологии ремесленного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические технологии ремесленного профессионального образования»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э.Ф.Зеер, чл. корр. РАО, д.псих.н., профессор, А.М.Павлова, к.псих.н., Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург

Одной из целевых установок масштабных социальных преобразований в России выступает ориентация на развитие малого предпринимательства, а именно на экономически активного индивида, хозяйствующего объекта способного принимать самостоятельные решения и брать ответственность за их осуществление. Одной из форм малого предпринимательства является ремесленничество.

Ремесленная деятельность (ремесло) -это, прежде всего, целостная профессиональная деятельность, направленная на производство товаров и услуг по индивидуальным заказам, малыми сериями для удовлетворения эстетических, бытовых потребностей граждан. Ремесленника мы рассматриваем как работника квалифицированного труда, непосредственно участвующего в производстве продукции и оказании услуг признанного качества по индивидуальным заказам на малых предприятиях либо в процессе индивидуальнопредпринимательской деятельности.

Анализ распространенных ремесленных профессий позволяет выделить следующие профессиональные группы: профессии строительного профиля, ремонт бытовой техники, кузнечное, мебельное, обувное производство и пр. Широкий круг профессий, тесно примыкающих к ремесленным образуют художественные промыслы: вышивальщики, кружевники, изготовители художественных изделий из дерева, камня, металла и др. Изделия народных художественных промыслов всегда имеют художественную ценность и обязательно предусматривают технологию изготовления с применением творческого варьирования типовых образцов данных изделий в соответствии с традициями народного искусства в данной области.

Особенностью ремесленной деятельности является индивидуально-бригадный характер работы с широким спектром функций: от проектирования до изготовления изделия и его реализации. Значительную роль играет взаимодействие работника не только со средствами труда, но и с коллегами, клиентами, а также включенность в правовые и экономические отношения малого предпринимательства. В ремесленной деятельности присутствуют элементы предпринимательства, творчества и производства в сочетании с эстетической и художественной направленностью труда.

Профессиональная подготовка ремесленников отличается от подготовки рабочих, ориентированных на нужды крупных предприятий. Крупные предприятия, как правило, не специализируются на частном секторе экономики, выпуская лишь незначительную долю товаров народного потребления. Они не могут сегодня полностью покрыть спрос на предметы быта, мебель, кухонные принадлежности, ювелирные изделия, строительные услуги, парикмахерские услуги и др. Данный сектор экономики - это прерогатива малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В отличие от деятельности в условиях крупного промышленного производства, ремесленная деятельность характеризуется постоянной сменой рабочих ситуаций, отсутствием нормативной продукции, необходимостью самостоятельной организации и планирования труда, поэтому работник данной сферы должен обладать не только высокими квалификационными характеристиками, но и определенными социальнопрофессиональными качествами. Однако выпускники учреждений системы начального профессионального образования по-

лучают, как правило, узкую специальную подготовку, ограничивающую их профессиональную мобильность в реальных социально-экономических условиях.

Для решения обозначенной проблемы необходимо включить в структуру ремесленной квалификации личностные характеристики, формирование которых в процессе профессионального обучения позволит, с одной стороны, достичь объективно заданной цели обучения (подготовленность обучаемых в соответствии с государственным образовательным стандартом), а с другой будет содействовать социально-

профессиональному развитию личности обучаемых. В качестве таких личностных характеристик нами рассматриваются соци-ально-профессио-нальные компетенции, являющиеся результатом профессионального становления обучаемых. Имея отчетливо выраженную практическую направленность, деятельностный характер, компетенции приобретают важное значение для прикладных видов труда, в частности для ремесленного.

Понятие компетенции сформировалось в условиях становления нового подхода к человеческим ресурсам на Западе, который позволил зафиксировать возникшую потребность в адаптации человека к интенсивным изменениям технологий и требований рабочих мест. При таком подходе компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы. В отличие от навыков, предполагающих

действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе обобщенных знаний.

Введение в профессионально-

образовательную практику нового понятия - компетенции обусловлена необходимостью преодоления противоречия между содержанием учебных предметов и будущей профессиональной деятельностью. В учебной дисциплине знания, знаковые системы, программы действий (когнитивная компонента) заданы в отрыве от целостной профессиональной деятельности специалиста (ремесленника). Компетенции, включающие знания, умения, навыки, деятельностные способности, опыт и ценностномотивационные компоненты, в большей степени адекватны будущим профессиональным действиям и формам поведения. Компетенции, по определению, органично включены в профессионально значимые ситуации, в контекст будущей профессии. Особенностью реализации компетенций является вовлеченность в учебнопрофессиональную деятельность не только познавательных процессов, но также по-требностно - мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности.

Определяя компетенции ремеслен-ников-предпринимателей как общую способность и готовность мобилизовать в профессиональной деятельности соб-

ственные знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения, нами предложена следующая их структура (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика социально-профессиональных компетенций

Социально-

профессио- Содержание компе- Критерии оценки

нальные ком- тенций компетенций

петенции

1 2 3

Социальные компетенции Способность к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовности к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей, и др. Обмениваться информацией Способствовать сотрудничеству Использовать критику и самокритику Уметь улаживать разногласия и конфликты Проявлять эмоциональную устойчивость в ситуациях социально-профессиональной напряженности Проявлять терпимость к другим мнениям и позициям Оказывать при необходимости помощь Участвовать в работе команды

е ыи нии й я р £ § | ап нм п О ок с Способность к систематизации, оценке учебно-профессиональной информации, самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей и др. Самостоятельно обрабатывать информацию Структурировать информацию Уметь конспектировать Самостоятельно учиться Переносить освоенные способы учения в новые ситуации Устанавливать межпредметные связи Находить источники информации

Методические компетенции Способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов, способов при выполнении учебнопрофессиональных заданий Применять различные приемы учения Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами Правильно обращаться с аудиовизуальной техникой Выбирать соответствующие методы решения проблемы Находить и оценивать альтернативы решения проблемы

Организационные компетенции Способность и готовность самостоятельно организовывать учебно-профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки Определять цели работы Определять порядок работы Обобщать результаты Осуществлять самоконтроль Выявлять ошибки Использовать в работе полученные ранее результаты Оценивать и корректировать планы Определять временной режим работы Уметь противостоять неуверенности и неопределенности

Способность самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм

Применять знания и умения на практике Рационализировать отдельные производственные процессы

Гибко перестраиваться в новых ситуациях Обеспечивать качество выполняемой работы Определять параметры рабочих процессов и оценивать их

Оценивать результаты работ с экономической и экологической точек зрения Использовать профессиональную терминологию Соблюдать технику безопасности Уметь использовать новые технологии информационного и коммуникационного взаимодействия

Содержательная характеристика компетенций, анализ психологических составляя-ющих и психических механизмов их реализации позволяет определиться с психологопедагогическими технологиями развития компетенции в учебно-профессиональной деятельности. Современные образовательные технологии саморазвивающегося обучения обобщены в табл. 2.

Тематическим ядром саморазвива-ющегося обучения является установка на самообразование, самовоспитание, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Учитывая целевую ориентацию на самостоятельность и самоорганизацию в развитии компетенций ремесленников, оправдано в рамках этой концептуальной модели, прежде всего, выделить саморе-гулируемое учение.

Сущность этого вида учебной деятельности заключается в освоении учащимися новых знаний о свойствах предметов и явлений действительности и их применении в практической деятельности, приобретении учебно-профессиональных компетенций в процессе выполнения учебно-профессиональных заданий.

Основными принципами саморе-гулируемого учения являются:

учебно-технологический принцип: акцент делается на учебные действия и учебные процессы, а не на результат учения;

принцип целостности профессионально-образовательного процесса; программа

учения состоит из взаимосвязанных тем учебных занятий, обеспечивающих осознание учащимися понимания взаимосвязи между учебными целями и самостоятельным приобретением знаний и умений;

аффективный принцип; учет влияния эмоциональных состояний обучаемых на познавательную и учебно-профессиональную деятельность;

практико-ориентированный принцип: формирование у обучаемых осознания значимости и необходимости в будущей профессиональной деятельности компетенций, которыми они овладевают в процессе учения;

принцип переноса: формирование у обучаемых понимания общепрофессионального характера компетенций, что способствует их применению в других областях деятельности;

принцип рефлексии: развитие у обучаемых умений по отслеживанию и коррекции процесса собственного учения, диагностики и его коррекции

принцип активности: организация

учебных занятий таким образом, чтобы обучаемые могли выбирать способы реализации саморегулируемой учебнопрофессиональной деятельности;

принцип самоорганизации: постепенное перемещение ответственности за учебно-профессиональный процесс с преподавателя на самих учащихся, что позволяет трансформировать обучение в процесс

учения, тем самым трансформируя обучение в процесс учения; принцип сотрудничества: организация групповых форм в процессе учения обучаемых выполнения учебных заданий.

К технологиям саморегулируемого учения относятся:

когнитивно-ориентированные: диалогические методы обучения, когнитивное инструктирование, инструментально-

логи-ческий тренинг, тренинг рефлексии;

деятельностно-ориентированные: метод проектов, направляющих текстов, организационно-деятельностные игры,

комплексные (дидактические) задания, технологические карты, моделирование технологических процессов, личностно ориентированные: интерактивные и имитационные игры, когнитивные карты, тренинг общения, тренинг развития профессионально-значимых психофизиологических свойств.

Таблица 2. Образовательная технология саморазвивающегося профессионального образования ремесленников

Компоненты личности Содержание личностных компонентов Целевые ориентации Образовательная технология Объект мониторинга

1 2 3 4 5

Направленность Мотивы, ценностные ориентации, установки, отношения, Я-концеп-ция Формирование социально-про- фессиональной Я-концепции Социально профессиналь-ное воспитание Система социаль-но-профессио-нальных нравственных качеств

Профессионально-образовательная компонента Ключевые компетентности, компетенции и квалификация Обеспечение академической, профессионально мобильности подготовка "унивесаль-ного" специалиста Контекстное обучение Зачетные кредитные единицы

Когнитивная компонента Познавательные умения, академический и практический интеллект Формирование ЗУН развитие познавательных способностей Когнитивное научение Знания, умения и навыки

Коммуникативная компонента Коммуникабельность, социальнокоммуникативные качества Формирование коммуникативной культуры развитие способности общения Субъект- субъектное взаимодейст- вие Корпоративная культура

Регулятивная компонента Регуляция психических состояний, целепологание, самостоятельность, самоконтроль Развитие, саморазвитие, самоконтроль Саморегули-руемое учение самоуправляемое воспитание Знания, учения, навыки, социально-нравственные качества

В заключение отметим основные достоинства компетентностного подхода в профессиональной подготовке ремесленников: наиболее адекватной психологопедагогической технологией развития компетенции у обучаемых по ремесленным профессиям является саморегулируемое учение;

развитие компетенций обучаемых посредством саморегулируемого учения осуществляется на основе учета контекста будущей профессиональной деятельности;

компетентностный подход позволяет значительно сократить продолжительность профессионального обучения, т.к. компетенции в большей мере, чем «разнесенные» по учебным предметам знания, умения и

навыки, направлены на выполнение профессиональной деятельности.

В системе профессионального образования, ориентированного на подготовку и повышение квалификации предпринимателей ремесленных видов деятельности, актуальным становится поиск средств их развития. Решение данной проблемы позволит профессиональным образовательным учреждениям осуществлять более целенаправленную подготовку предпринимателей по ремесленным видам деятельности, способных не только выполнять работу в соответствии с профессиональными требованиями, но и выступать субъектом собственного профессионального развития.

СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ

Ф.Г.Мухаметзянова, д.п.н., зав.каф.педагогики и педагогической, психологии АСО (КСЮИ), Р.А. Зайнутдинов, соискатель АСО (КСЮИ)

Качество профессионального образования определяется не только объемом приобретенных знаний, сформированных умений и привычек, но и степенью развития будущего специалиста - профессионала как субъекта деятельности. В процессе профессиональной деятельности знания и умения в совокупности с потребностями и мотивами, возможностями и способностями начинают определять стратегию становления и развития компетентного специалиста как субъекта профессионального опыта и жизненного пути [1-5].

В целом, тактика субъектного подхода в системе профессионального высшего образования современного общества определяет стратегию его становления и развития на новом уровне конкурентоспособного компетентного специалиста. Рост наукоемких производств современного общества объективно требуют того, чтобы более 50% пер-

сонала имели профессиональное высшее образование.

В системе высшего профессионального образования наметились ряд объективных и субъектных тенденций: во-первых, тенденция увеличения количества учителей, педагогов, психологов, педагогов-психологов, стремящихся получить профессиональное высшее образование; во-вторых, интенсивный рост объема научной, технической, учебно-методической информации стали определять имидж современного специалиста-профессионала, в котором ключевыми компетенциями становятся не только информационная и научно-методическая грамотность, но и социально-личностная ориентация на формирование компетентности; в третьих, быстрая смена технологий и их моральное старение, которое требует проявления от современного специалиста профессиональной идентичности, мобильности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.