УДК 371
Makina L.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Medical University of Ministry of Health Care of RF (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Batishcheva L.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Medical University of Ministry of Health Care of RF (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Tsarev P.V., MA student (49.04.02 Physical Education for People with Health Disabilities), Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Medical University of Ministry of Health Care of RF (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL REHABILITATION AMONG MEN OF MATURE AGE AFTER THE EXPERIENCED STROKE IN THEIR EARLY RECOVERY PERIOD. The problem of cerebral stroke is extremely relevant due to its wide prevalence, high mortality and disability. The issues of recovery of patients with cerebral circulation disorders are the subject of close attention of many specialists involved with this category of patients at various stages of rehabilitation treatment. The complex task of mental and physical activation, social and labor adaptation of the heavy contingent of patients who have suffered a stroke is most successfully solved in the system of physical rehabilitation. Physical rehabilitation involves the use of various means aimed at restoring motor function (drug therapy, massage, therapeutic gymnastics, physiotherapy, occupational therapy and orthopedics). Key words: ischemic stroke, physical rehabilitation, physical exercises, technique.
Л.Р. Макина, д-р пед. наук, зав. каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
Л.Д. Батищева, канд. пед. наук, каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
П.В. Царёв, магистрант 2 курса 262 группы, каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский
государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Ставрополь,
Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МУЖЧИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА В РАННИЙ ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Вопросы восстановления больных с нарушением мозгового кровообращения являются предметом пристального внимания многих специалистов, занимающихся с данной категорией больных на различных этапах восстановительного лечения. Сложная задача психической и физической активизации, социального и трудового приспособления тяжелого контингента больных, перенесших инсульт, наиболее успешно решается в системе физической реабилитации. Физическая реабилитация предусматривает использование различных средств, направленных на восстановление двигательной функции (медикаментозная терапия, массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия, трудотерапия и ортопедия). Ключевые слова: ишемический инсульт, физическая реабилитация, физические упражнения, методика.
Проблема церебрального инсульта чрезвычайно актуальна в связи с его широкой распространенностью, высокими показателями летальности и инвали-дизации.
Тем не менее, до настоящего времени проблема реабилитации больных мозговым инсультом полностью не изучена. Несмотря на все многообразие многообразие используемых методик восстановления утраченных функций у больных с мозговым инсультом, на сегодняшний день нет единой системы дифференцированного использования средств и методов лечебной физкультуры, учитывающей не только особенности развития мозгового инсульта, но и особенности развития двигательной функции в норме в процессе онтогенеза, стадийность спонтанного восстановления функций после мозгового инсульта, возможности рационального сочетания преимуществ различных методов лечения движением (кинезотерапии) при лечении отдельного конкретного больного.
Ишемический инсульт - это острая недостаточность мозгового кровообращения, влекущая за собой нарушения неврологических функций
Среди заболеваний, приводящих к развитию инфаркта мозга, первое место занимает атеросклероз, поражающий магистральные сосуды головного мозга на шее или интракраниальные сосуды или одновременно и те и другие.
Факторами риска возникновения инсульта являются: возраст старше 50 лет; артериальная гипертензия; болезни сердца, особенно сопровождающиеся аритмиями; сахарный диабет; курение, злоупотребление алкоголем; ожирение. В случае ишемического инсульта последствия могут быть самыми разнообразными - от очень тяжёлых, при обширном ишемическом инсульте, до незначительных, при микро приступах. Всё зависит от места локализации и объёма очага.
Основными последствиями ишемического инсульта являются: психические расстройства; нарушение чувствительности в конечностях и на лице; нарушение двигательной функции; нарушения речи; нарушение координации. К основным двигательным нарушениям после инсульта головного мозга относятся - параличи и парезы (обычно односторонние гемипарезы) со снижением силы и ограничением движений в конечностях, нарушением тонуса и чувствительности [1 - 2].
В восстановлении пациентов с двигательными нарушениями после ише-мического инсульта головного мозга большое значение имеет своевременное лечение неврологических дефектов, раннее применение физических методов реабилитации - массажа, кинезотерапии, физиотерапии, рефлексотерапии, биоуправления с обратной связью и мануальной терапии [3-4].
Каждый период реабилитации после инсульта головного мозга имеет определенные задачи по восстановлению двигательных нарушений. Комплекс физических упражнений лечебной гимнастики и ЛФК направлен на увеличение
объема движений, нормализацию повышенного мышечного тонуса, повышение способности к произвольным движениям мышц, затем и обучение главным двигательным навыкам - ходьбе, стоянию и утраченным навыкам бытового самообслуживания. В остром и раннем восстановительном периодах преобладают пассивные движения, стимулирующие появление активных движений, предупреждают развитие контрактур, улучшающие крово- и лимфообращение и уменьшают мышечную гипертонию с постепенным добавление активных движений. Также в этих периодах начинается обучение больных к сидению, стоянию, ходьбе и самообслуживанию. В поздний восстановительный период физические упражнения направлены на совершенствования навыков ходьбы и тренировка устойчивой вертикальной позы и баланс-терапию.
Эффективность восстановления двигательных способностей после перенесенного ишемического инсульта в раннем восстановительном периоде во многом зависит от вовремя начатой реабилитации. Физические упражнения благотворно влияют на восстановление систем организма людей, перенёсших ишемический инсульт.
Задачей исследования являлось проведение исследования по развитию двигательных способностей в раннем восстановительном периоде у людей зрелого возраста, перенёсших ишемический инсульт. Исследование проходило в Государственном Учреждении Здравоохранения Ставропольского края «Городская клиническая больница № 3» г Ставрополя. В исследовании принимали участие мужчины зрелого возраста с имеющимися двигательными нарушениями в результате перенесенного ишемического инсульта. У всех испытуемых, после проведения медицинского осмотра и выполнения тестовых заданий: «тест с колышками» (с), «проба Ромберга (пяточно-носочное положение)» (с), «тест ходьба 6 минут» (м), «Гониометрия», (градусы) отмечался низкий уровень развития двигательных способностей и частичная утрата двигательных функций верхних и нижних конечностей.
Анализ результатов педагогического исследования позволил выявить развитие двигательных возможностей у лиц зрелого возраста перенёсших ишемический инсульт (таблица 1).
Анализ результатов развития двигательных способностей у мужчин зрелого возраста, перенесших ишемический инсульт показал, что в тесте проба «Ромберга пяточно-носочная» средне групповой показатель составил 4,6 (см), в тесте проба «Ромберга Аист» средне групповой показатель составил 2,8 (см); в тесте с колышками средне групповой показатель составил 20,6 (см); в тесте «ходьба 6 минут» средне групповой показатель составил 307,0 (м).
Таблица 1
Показатели
развития двигательных способностей у мужчин зрелого возраста с ишемическим инсультом раннем восстановительном периоде
Испытуемый Тестовые задания
Проба «Ромберга пяточно-носочная», (с) Проба «Ромберга Аист», (с) Колышки, (с) 6 мин тест, (м)
Испытуемый 1 4,5 2,7 20,0 275,9
Испытуемый 2 5,2 3,5 19,6 318,7
Испытуемый 3 4,7 2,0 18,2 302,2
Испытуемый 4 3,9 2,2 19,5 296,4
Испытуемый 5 4,1 3,0 17,8 325,5
Испытуемый 6 5,0 3,4 19,3 327,1
Испытуемый 7 4,9 3,0 21,1 288,2
Испытуемый 8 4,6 2,6 25,4 301,4
Испытуемый 9 4,0 2,5 21,7 335,7
Испытуемый 10 5,7 3,2 23,9 299,3
Мср 4,6 2,8 20,6 307,0
Библиографический список
1. Вайнер Е.Н. Лечебная физическая культура: учебник. Москва: Флинта: Наука, 2011.
2. Парфенов В.А. Острый период ишемического инсульта: диагностика и лечение. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2009.
3. Стародубцева О.С., Бегичева С.В. Анализ заболеваемости инсультом с использованием информационных технологий. Фундаментальные исследования. 2012; 8 - 2.
4. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). Под общей редакцией проф. С.Н. Попова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
References
1. Vajner E.N. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura: uchebnik. Moskva: Flinta: Nauka, 2011.
2. Parfenov V.A. Ostryj period ishemicheskogo insul'ta: diagnostika i lechenie. Nevrologiya, nejropsihiatriya, psihosomatika. 2009.
3. Starodubceva O.S., Begicheva S.V. Analiz zabolevaemosti insul'tom s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij. Fundamental'nyeissledovaniya. 2012; 8 - 2.
4. Fizicheskaya reabilitaciya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij «Fizicheskaya kul'tura dlya lic s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya» (Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura). Pod obschej redakciej prof. S.N. Popova. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 372.857
Mongush O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Mongush B.S., junior research associate, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources SB RAS (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF WORK AT A SCHOOL EXPERIMENTAL WORKSHOP FOR GARDENING. The article is dedicated to a relevant problem of teaching biology at school and how the tradition of work of children at a school experimental workshop for gardening may be restored as an integral part of the educational process. Recently, the problem of organizing laboratory, research, active forms of education at school's educational experimental land plots has become of particular importance. The authors have proposed original ideas for creating Grain Cereals Department at a school-based workshop, where schoolchildren, without violating the rules of training sessions and spending a minimum of time, could conduct experiments. It is noted that the work on the creation of the Grain Cereals Department at the school grounds will allow students not only to gain agrotechnical experience in cultivation of crops, but also to learn more about the main foods of plant origin that play a huge role in preserving human health. The authors described the state register of crop varieties, focusing on local varieties of cereals. On the basis of a large amount of factual material, the researchers carry out an analysis of the current state of the school district of urban and rural schools, and the effectiveness of growing cereals at the school gardens. The results of the research can be useful by both teachers and students of pedagogical education.
Key words: school experimental workshop for gardening, cereals, education, department, local varieties, state register of plant varieties.
О.С. Монгуш, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Б.С. Монгуш, мл. н. с., Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
Статья посвящена актуальной проблеме преподавания школьной биологии - возобновлению работы на пришкольном учебно-опытном участке как неотъемлемой части образовательного процесса. В последнее время проблема организации лабораторных, исследовательских работ, активных форм обучения на пришкольном учебно-опытном участке стоит особенно важно. Авторами предложены оригинальные идеи создания отдела «Хлебные злаки» на пришкольном учебно-опытном участке, где школьники, не нарушая регламента учебных занятий и затратив минимум времени, проводят опыты и ученические эксперименты. Отмечено, что работа по созданию отдела «Хлебные злаки» на пришкольном участке позволит ученикам не только приобрести агротехнический опыт возделывания культур, но и лучше узнать об основных продуктах питания растительного происхождения, которые играют огромную роль в сохранении здоровья человека. Достаточно подробно авторами описан государственный реестр сортов сельскохозяйственных культур, сделан акцент на местные сорта хлебных злаков. На основе большого фактического материала сделан анализ современного состояния пришкольного участка городских и сельских школ и экспериментально проверена эффективность выращивания хлебных злаков на пришкольном участке. Результаты могут быть полезны как педагогам, так и студентам педагогического образования.
Ключевые слова: пришкольный учебно-опытный участок, хлебные злаки, образование, отдел, местные сорта, государственный реестр сортов растений.
Современная отечественная система образования ставит перед школой зом, современность требует от системы образования оперативного и гибкого задачи воспитания инициативной, творческой личности, наделенной яркой реагирования на запросы общества, с учетом основных тенденций его обра-индивидуальностью, способной к самосовершенствованию [1]. Таким обра- зования.