Научная статья на тему 'Физическая реабилитация больных, перенесших ишемический инсульт, в постстационарный период'

Физическая реабилитация больных, перенесших ишемический инсульт, в постстационарный период Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
515
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ / ISCHEMIC STROKE / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / SPECIAL EXERCISES / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / EXPERIMENTAL TECHNIQUE / ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / IDEOMOTOR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Деньгова Л.Е., Евстигнеева М.И., Беспалов И.С.

В данной работе рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся физической реабилитации людей пожилого возраста, перенесших ишемический инсульт. Одной из проблем является то, что ежегодно в России диагностируется около 500 тысяч инсультов, в мире 5-6 миллионов. Более чем у половины выживших больных в течение последующих 5 лет наступает повторный инсульт, причем большинство случаев приходится на первый год. Примерно 30% людей, перенесших эту болезнь, нуждаются в посторонней помощи, 20% не могут самостоятельно ходить и лишь 8% выживших больных могут вернуться к прежней социальной активности. Последствиями инсульта являются разнообразные нарушения двигательные, речевые, зрительные, бульбарные, высших психических функций. Инвалидизация после инсульта связана с тяжёлыми двигательными расстройствами изменение мышечного тонуса, парезы и параличи, нарушения функции ходьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Деньгова Л.Е., Евстигнеева М.И., Беспалов И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL REHABILITATION OF PATIENT CARRIED ISCHEMIC INSULTS IN THE POST-STATIONARY PERIOD

In the paper topical issues related to physical rehabilitation of elderly people who have undergone ischemic stroke are considered. One of the problems is that about 500,000 strokes are diagnosed annually in Russia, 5-6 million in the world. More than half of the surviving patients have a second stroke in the next 5 years, with most cases occurring in the first year. Approximately 30% of people who have had this disease need help, 20% cannot walk by themselves and only 8% of surviving patients can return to their former social activities. The consequences of stroke are a variety of disorders motor, speech, visual, bulbar, higher mental functions. Invalidation after a stroke is associated with severe motor disorders changes in muscle tone, paresis and paralysis, violations of walking.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация больных, перенесших ишемический инсульт, в постстационарный период»

Билиографический список

1. Давыденко М.В. Проблема художественности в контексте эстетических принципов постмодернизма. Известия Алтайского государственного университета. 2010; № 2-1: 207 - 209.

2. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. 2010.

3. Рубцова Е.В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Екатеринбург, 2004.

4. Новая философская энциклопедия. Москва, 2001: 75 - 76.

5. Печко Л.П. Культурно-эстетическая толерантность и её становление в среде художественного образования. Международный интерактивный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании». 2011. Available at: http://www.art-education. ru/project/seminar-2011/seminar-2011.htm

6. Петракова Е.Н. Формирование культурно-эстетической толерантности как психолого-педагогическая проблема. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013; Вып. 15б: 118 - 125.

7. Лазарев М.А., Ласкин А.А. Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования. Вестник Московского университета МВД России. Педагогические науки. 2015; 11: 254 - 259.

8. Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и анализе художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999.

References

1. Davydenko M.V. Problema hudozhestvennosti v kontekste 'esteticheskih principov postmodernizma. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 2-1: 207 - 209.

2. Ezhova E.Yu. Hudozhestvennaya kul'tura lichnosti v diskurse polikul'turnogo prostranstva. Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina. 2010.

3. Rubcova E.V. Istorichnost' paradigm iskusstva i problema sovremennoj hudozhestvennosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Ekaterinburg, 2004.

4. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Moskva, 2001: 75 - 76.

5. Pechko L.P. Kul'turno-'esteticheskaya tolerantnost' i ee stanovlenie v srede hudozhestvennogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj interaktivnyj setevojseminar «Integrativnye processy vsovremennom obrazovanii». 2011. Available at: http://www.art-education.ru/project/seminar-2011/ seminar-2011.htm

6. Petrakova E.N. Formirovanie kul'turno-'esteticheskoj tolerantnosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2013; Vyp. 156: 118 - 125.

7. Lazarev M.A., Laskin A.A. Kul'turno-'esteticheskaya tolerantnost' v srede hudozhestvennogo obrazovaniya. VestnikMoskovskogo universiteta MVD Rossii. Pedagogicheskie nauki. 2015; 11: 254 - 259.

8. Branskij V.P. Iskusstvo i filosofiya. Rol'filosofii vformirovaniiianalize hudozhestvennogo proizvedeniya na primere istoriizhivopisi. Kaliningrad, 1999.

Статья поступила в редакцию 11.05.18

УДК 37

Dengova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru Evstigneeva M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru Bespalov I.S., MA student (Physical training for people with disabilities in health), Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

PHYSICAL REHABILITATION OF PATIENT CARRIED ISCHEMIC INSULTS IN THE POST-STATIONARY PERIOD. In the paper topical issues related to physical rehabilitation of elderly people who have undergone ischemic stroke are considered. One of the problems is that about 500,000 strokes are diagnosed annually in Russia, 5-6 million in the world. More than half of the surviving patients have a second stroke in the next 5 years, with most cases occurring in the first year. Approximately 30% of people who have had this disease need help, 20% cannot walk by themselves and only 8% of surviving patients can return to their former social activities. The consequences of stroke are a variety of disorders - motor, speech, visual, bulbar, higher mental functions. Invalidation after a stroke is associated with severe motor disorders - changes in muscle tone, paresis and paralysis, violations of walking. Key words: ischemic stroke, rehabilitation, special exercises, experimental technique, ideomotor training.

Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

М.И. Евстигнеева, канд. пед. наук, преп. каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

И.С. Беспалов, магистрант 2 курса каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ,

ПЕРЕНЕСШИХ ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ, В ПОСТСТАЦИОНАРНЫЙ ПЕРИОД

В данной работе рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся физической реабилитации людей пожилого возраста, перенесших ишемический инсульт. Одной из проблем является то, что ежегодно в России диагностируется около 500 тысяч инсультов, в мире - 5-6 миллионов. Более чем у половины выживших больных в течение последующих 5 лет наступает повторный инсульт, причем большинство случаев приходится на первый год. Примерно 30% людей, перенесших эту болезнь, нуждаются в посторонней помощи, 20% не могут самостоятельно ходить и лишь 8% выживших больных могут вернуться к прежней социальной активности. Последствиями инсульта являются разнообразные нарушения - двигательные, речевые, зрительные, бульбарные, высших психических функций. Инвалидизация после инсульта связана с тяжёлыми двигательными расстройствами - изменение мышечного тонуса, парезы и параличи, нарушения функции ходьбы.

Ключевые слова: ишемический инсульт, реабилитация, специальные упражнения, экспериментальная методика, идеомоторная тренировка.

Эффективность восстановления двигательных способностей после перенесенного ишемического инсульта во многом зависит от вовремя начатой реабилитации. Физические упражнения благотворно влияют на восстановление систем организма.

Задачей исследования являлась разработка и экспериментальное обоснование методики развития двигательных способностей в позднем восстановительном периоде у людей пожилого возраста, перенёсших ишемический инсульт.

Исследование проходило в Государственном Учреждении Здравоохранения Ставропольского края «Городская клиническая больница № 3» г. Ставрополя. В исследовании принимали участие люди пожилого возраста с наличием двигательных нарушений вследствие перенесенного ишемического инсульта. У всех испытуемых, после проведения медицинского осмотра и выполнения тестовых заданий: «тест с колышками» (с), «проба Ромберга (пяточно-носочное положение)» (с), «тест ходьба 6 минут» (м), «Гониометрия», (градусы) отмечался низкий уровень развития двигательных способностей и частичная утрата двигательных функций верхних и нижних конечностей.

В разработанную экспериментальную методику, направленную на развитие двигательных способностей в позднем восстановительном периоде у людей пожилого возраста, перенёсших ишемический инсульт, были специальные упражнения для кистей рук и пальцев, упражнения для рук и плечевого сустава, упражнения для ног, упражнения для профилактики инсульта, самомассаж, идеомоторная тренировка [1- 4].

Анализ результатов за период педагогического эксперимента позволил выявить эффективность экспериментальной методики развития двигательных возможностей у лиц пожилого возраста перенёсших ишемический инсульт (таблица 1).

Анализ развития двигательных способностей у людей пожилого возраста больных ишемическим инсультом показал, что по всем тестовым заданиям были выявлены положительные достоверные сдвиги.

Так в тесте «Сгибание в плечевом суставе» (сагиттальная плоскость) средне групповой показатель в начале педагогического эксперимента составлял 64 градуса, а по окончанию педагогического эксперимента составил 110,8 градуса (Р<0,001).

В тесте «Отведение в плечевом суставе» средне групповой показатель в начале педагогического эксперимента составлял 56,2 градуса, а по окончанию педагогического эксперимента он составил 100,7 градуса (Р<0,001).

В тесте «Сгибание в локтевом суставе» средне групповой показатель в начале педагогического эксперимента составлял 66,2 градуса, а по окончанию педагогического эксперимента он составил 106,1 градуса (Р<0,001).

В тесте «Сгибание в тазобедренном суставе при разгибании в коленном суставе» средне групповой показатель в начале педагогического эксперимента составлял 35,2 градуса, а по окончанию педагогического эксперимента он составил 69,1 градуса (Р<0,001).

В тесте «Подошвенное сгибание в голеностопном суставе» средне групповой показатель в начале педагогического эксперимента составлял 15,2 градуса, а по окончанию педагогического эксперимента он составил 25,9 градуса (Р<0,001).

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Люди пожилого возраста, перенесшие ишемический инсульт, нуждаются в проведении разнообразных реабилитационных мероприятий для восстановления нарушенных двигатель-

Таблица 1

Показатели

развития двигательных способностей у людей пожилого возраста больных ишемическим инсультом

Тесты Исходные данные Конечные данные t Р

M & m M & m

Колышки, (с) 22,4 4,8 1,5 15,2 1,6 0,5 4,5 <0,01

Проба «Ромберга», (с) 4,5 2,1 0,7 8,2 1,8 0,6 4,2 <0,01

6 мин тест, (м) 318,3 90 28,5 463 30,2 9,5 4,8 <0,01

Анализ результатов развития двигательных способностей людей пожилого возраста перенесших ишемический инсульт показал, что по окончанию педагогического эксперимента в тесте с колышками средне групповой показатель составил 15,2 (см) (Р<0,05); в пробе Ромберга средне групповой показатель составил 8,2 (см) (Р<0,01);в тесте «ходьба 6 минут»средне групповой показатель составил 463 (м) ^<0,05) (таблица 2).

ных способностей, в целях социальной адаптации и интеграции в общество.

2. Разработана экспериментальная методика, направленная на развитие двигательных способностей у людей, перенесших ишемический инсульт.

3. Анализ результатов за период педагогического эксперимента позволил выявить эффективность экспериментальной

Таблица 2

Показатели

развития двигательных способностей у людей пожилого возраста больных ишемическим инсультом

Тесты до педагогического эксперимента после педагогического эксперимента t Р

M & m M & m

1 Сгибание в плечевом суставе (сагиттальная плоскость), (градусы) 64,0 12,6 4,0 110,8 19,5 6,1 6,4 <0,001

2 Отведение в плечевом суставе; фронтальная плоскость, (градусы) 56,2 15,5 4,9 100,7 19,9 6,3 5,6 <0,001

3 Сгибание в локтевом суставе; сагиттальная плоскость, (градусы) 66,2 16,7 5,3 106,1 18,6 5,9 5,0 <0,01

4 Сгибание в тазобедренном суставе при разгибании в коленном суставе; сагиттальная плоскость, (градусы) 35,2 12,6 4,0 69,1 12,6 4,0 6,0 <0,001

5 Подошвенное сгибание в голеностопном суставе; сагиттальная плоскость, (градусы) 15,2 1,6 0,5 25,9 4,0 1,3 7,8 <0,001

методики развития двигательных возможностей у лиц пожилого возраста перенёсших ишемический инсульт. Так в пробе Ром-берга средне групповой показатель составил 8,2 (см) (Р<0,01); в тесте с колышками средне групповой показатель составил 15,2 (см) (Р<0,05); в тесте «ходьба 6 минут» средне групповой показатель составил 463,0 (м) (Р<0,05).Средне групповые показатели в тестах: «Сгибание в плечевом суставе» 110,8 градуса (Р<0,001), в тесте «Отведение в плечевом суставе» 100,7 градуса (Р<0,001), в тесте «Сгибание в локтевом суставе» 106,1 градуса (Р<0,001), в тесте «Сгибание в тазобедренном суставе

Библиографический список

при разгибании в коленном суставе» 69,1 градуса (Р<0,001), в тесте «Подошвенное сгибание в голеностопном суставе» 25,9 градуса (Р<0,001).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что разработанная и апробированная методика развития двигательных способностей в позднем восстановительном периоде у людей пожилого возраста, перенёсших ишемический инсульт, доказала свою эффективность, сто позволяет нам рекомендовать её к активному использованию в различных реабилитационных медицинских и спортивных учреждениях.

1. Вайнер Е.Н. Лечебная физическая культура: учебник. Москва, 2011.

2. Макина Л.Р., Махмутова Р.Р. Роль дыхательных упражнений в управлении психических состояний в процессе спортивной деятельности высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата (научная статья). Социализация и индивидуализация как единый процесс социального развития растущего человека: материалы международной научно-практической конференции, Якутия, 2015: 455 - 458.

3. Стародубцева О.С., Бегичева С.В. Анализ заболеваемости инсультом с использованием информационных технологий. Фундаментальные исследования. 2012; № 8-2.

4. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). Ростов-на-Дону, 2005.

References

1. Vajner E.N. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura: uchebnik. Moskva, 2011.

2. Makina L.R., Mahmutova R.R. Rol' dyhatel'nyh uprazhnenij v upravlenii psihicheskih sostoyanij v processe sportivnoj deyatel'nosti vysokokvalificirovannyh plovcov s porazheniem oporno-dvigatel'nogo apparata (nauchnaya stat'ya). Socializaciya i individualizaciya kak edinyj process social'nogo razvitiya rastuschego cheloveka: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Yakutiya, 2015: 455 - 458.

3. Starodubceva O.S., Begicheva S.V. Analiz zabolevaemosti insul'tom s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; № 8-2.

4. Fizicheskaya reabilitaciya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij «Fizicheskaya kul'tura dlya lic s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya» (Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura). Rostov-na-Donu, 2005.

Статья поступила в редакцию 07.05.18

УДК 371

Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State

University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

Dzhioeva G.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State

University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL STUDY ACTIONS AT RUSSIAN LESSONS. The article reveals the basics of cognitive universal study actions, ways of their formation at the lessons of the Russian language in educational process of secondary school. The exemplary study complex of assignments and exercises aimed at helping students in forming of the main types of universal study actions: general, logic and problem solving actions. It is concluded that the forming of cognitive training action facilitates the development of a person's key competencies, the preparation for individual's integration in modern society.

Key words: cognitive universal study actions, general, logic and problem solving actions, problem situation, integration in modern society.

А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет

имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

Г.Х. Джиоева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет

имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье раскрывается суть познавательных учебных действий, рассматриваются средства их формирования на уроках русского языка в образовательном процессе средней школы. В исследовании приводится примерный комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование у школьников основных видов познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, постановки и решения проблемы. Делается вывод о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий способствует развитию ключевых компетенций личности, подготовке к активной интеграции индивида в современное общество.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, общеучебные действия, логические действия, постановка и решение проблемы, проблемная ситуация, интеграция в современное общество.

В числе приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения указывается, как известно, развитие у школьников универсальных учебных действий (УУД), способствующих формированию у них умения учиться, обеспечивающих возможность саморазвития и самосовершенствования через сознательное и активное присвоение и обогащение социального опыта.

Основные виды универсальных учебных действий представлены, согласно вышеупомянутому документу, в содержании

четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного. Рассмотрим суть познавательного блока УУД в контексте возможностей его реализации на уроках русского языка. В структуре данного блока выделяются, как известно, следующие группы универсальных учебных действий: 1) общеучебные действия, 2) логические действия, 3) постановка и решение проблемы.

Первая группа познавательных УУД направлена на обучение школьников самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; находить и выделять необходимую информацию;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.