Научная статья на тему 'Психолого-педагогические подходы к работе с родителями'

Психолого-педагогические подходы к работе с родителями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1784
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА / МОДЕЛИ ПОМОЩИ СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черкасова О.В.

В статье анализируются проблемы воспитания детей в семье на современном этапе развития общества, рассматриваются подходы к психолого-педагогической работе с родителями, представлены основные идеи программы Т. Гордона «Тренинг эффективности родителя», основные положения программы А. Адлера-Р. Дрейкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE WORK WITH PARENTS

In this article problems in the field of raising children in the context of society’s current development state are analyzed, approaches to the psychological pedagogical work with parents are viewed, the main ideas of Dr. Gordon’s «Parent Effectiveness Training» program and main concepts of A. Adler-R. Dreikurs program are presented.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические подходы к работе с родителями»

УДК 37.018.262

О.В. Черкасова*

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В статье анализируются проблемы воспитания детей в семье на современном этапе развития общества, рассматриваются подходы к психолого-педагогической работе с родителями, представлены основные идеи программы Т. Гордона «Тренинг эффективности родителя», основные положения программы А. Адлера—Р. Дрейкурса.

Ключевые слова: семейное воспитание, формирование ро-дительства, модели помощи семье.

Любая общность развивается в первую очередь за счет накопления и передачи социального опыта. Нарушение этого процесса в период реформирования, революционных процессов или войн дестабилизирует сообщество, создает предпосылки для появления негативных демографических и социальных процессов. Современное мировое сообщество меняется как никогда динамично, поэтому для всех стран актуальна задача осмысления национальных и родовых традиций с целью сохранения неизменяемой части культуры — национальной идентичности, обеспечивающей единство народа и необходимые ориентиры для организации собственной жизни. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что наряду с объективными общемировыми тенденциями изменения характера социального взаимодействия, произошло дополнительное нарушение межпоколенных связей из-за продолжительного периода репрессий, войн и смены идеологических ориентиров в ходе общественно-политических реформ. В результате общий потенциал культуры, который слагается из физиологического, психологического и социального компонентов, резко снизился. Соответственно изменились и целевые установки, отражающие мировосприятие и образ будущего как граждан страны, так и социальных институтов. Выделенное явление — снижение культурного потенциала на всех уровнях социальной организации — указывает на необходимость комплексного подхода к решению социальных проблем. Первое звено в этой цепи занимает семья, находящаяся в ряду родовых связей. Именно семья в первую очередь является носителем духовно-нравственных норм общества, передавая их в виде образа жизни и традиций следующему поколению [2]. Логика рассуждений приводит к выводу о том, что фундаментом семейной политики, как основы социальной политики, должно стать:

— восстановление культурного потенциала семьи в объеме, необходимом для успешной, социально-позитивной жизни в современных условиях;

— пропаганда необходимости и преимуществ семейной жизни, в первую очередь для молодежи, и предоставление возможности всем желающим гражданам воспринять и реализовать его;

— расширение воспитательной функции семьи [5, с. 84].

Семейные отношения, нравственные ценности и родственные связи внутри малой семьи формируют среду, в которой растет и развивается ребенок. Благодаря этому

* © Черкасова О.В., 2014

Черкасова Ольга Викторовна (chererepa@yandex.ru), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

опыту ребенок усваивает представления о себе, других и о целом мире, это придает ему чувство общности и значимости.

В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складытаются эти отношения. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен. Согласно точке зрения Р.В. Овчаровой, зарождение родительской позиции происходит в родительской семье, и этот процесс начинается задолго до появления собственных детей. Проявления родительской позиции зависят от множества факторов, среди которых необходимо отметить индивидуально-типологические и личностные характеристики человека. И поэтому, на наш взгляд, вполне правомерна постановка проблемы образования родителей, под которым прежде всего понимается накопление знаний и навыков, помогающих вытолнять родительские функции в процессе воспитания детей [3].

Таким образом, одним из приоритетных направлений в области семейного воспитания обозначилась проблема, связанная с образованием родителей. Необходимость психолого-педагогической работы по образованию родителей складытается из нескольких составляющих: во-первыгх, растущая потребность и заинтересованность родителей в знаниях, умениях и навыках воспитания ребенка в семье; во-вторыгх, желание самого ребенка иметь отношения с родителями, основанные на доверии и поддержке; в-третьих, бесспорная связь между качеством домашнего воспитания и соци-альныши проблемами общества [1].

Современная практическая педагогика и психология предусматривает многообразие психолого-педагогических практик в работе с родителями, одной из которыгх является организация групп по педагогическому образованию родителей, которые являются одним из направлений формирования позитивного взаимодействия и создания более надежного и прочного основания для конструктивных взаимоотношений. На нынешний момент наиболее известными, получившими признание в нашей стране и за рубежом, являются модели образования родителей А. Адлера, Р. Дрейкур-са, X. Джинота, Т. Гордона, модель, основанная на транзактном анализе, христианская модель и многие другие [5, с. 62]. В данной статье мы решили остановиться на двух моделях, которые, на наш взгляд, могли помочь педагогам-психологам выстроить работу в родительских группах.

Одним из первых исследователей, кто заговорил о взаимодействии взрослого и ребенка, стал Альфред Адлер. В начале двадцатого века (1919 г.) А. Адлер открытает в Вене психопедиатрический центр, где проводит консультационную работу детьми, родителями и преподавателями. Им в этот период было впервые использовано понятие «семейная терапия». Проблемы, связанные с воспитанием детей, всегда оставались для А. Адлера приоритетными в его психологической практике. Многие его публикации были посвящены вопросам взаимодействия и сотрудничества между взрослыми и детьми: «Врач как воспитатель» (1904), «Воспитание родителей» (1912).

В этих статьях мы находим идеи, которые во многом обусловливают современные практики работы с родителями. Приведем основные принципы, которые, на его взгляд, лежат в основе воспитания ребенка в семье:

— любовь ребенка необходимо завоевать. Самое основное средство воспитания — любовь. Отношение к ребенку и с ребенком, которое базируется на любви — вернейшая гарантия успехов в его воспитании;

— необходимо прививать ребенку уверенность в собственных силах. Уверенное отношение ребенка в себе, его смелая личностная позиция — великое благо для него;

— дети слабые и болезненные очень быстро теряют уверенность в себе, так же как и дети, которыгх излишне опекают родители;

— страх ребенка — самое отвратительное в отношениях между ним и воспитателем;

— хвалить ребенка необходимо за проявление инициативы, успехи в различных видах деятельности, это гораздо предпочтительнее наказания. Если наказания неизбежно, то оно должно нести информацию о том, что ребенок сделал неверно и привлекать его внимание к положительным способам поведения;

— свобода и ответственность — две позиции, которые обязательно должны быть в системе семейного воспитания.

По мнению А. Адлера и его последователя Р. Дрейкурса, организация групп по педагогическому образованию родителей является одним из направлений формирования позитивного взаимодействия и создания более надежного и прочного основания для конструктивных взаимоотношений. Подход Адлера — это одна из моделей педагогического образования родителей, которая сосредоточивает внимание на семье как на целостной социальной системе и предусматривает возможность для каждого члена семьи исследовать свое взаимодействие внутри семьи.

Группы по обучению родителей основываются на следующих психолого-педагогических принципах:

— взаимодействие родителей и детей основывается на уважении, доброжелательном отношении друг к другу и проявлении твердости. Доброта — это выражение уважения к растущему человеку; твердость является отражением принятия взрослого своих позиций, которые выстраиваются на уважении к самому себе;

— возможность определять неправильные цели в поведении ребенка и понимание социальных последствий этих отношений помогают родителям принять ситуацию в целом;

— поскольку авторитарным методам наказания и поощрения нет места в семейном взаимодействии, естественные и логические последствия заменяют власть взрослого человека;

— помощь и поддержка со стороны родителей, которая строится на уважительном отношении к ребенку, становится одним из главных средств привития ребенку чувства собственного достоинства;

— нежелательное поведение рассматривается как показатель затруднений.

Через опору на сильные стороны ребенка и на основе родительского расположения и любви устанавливаются отношения взаимного сотрудничества. Благодаря этим дружеским взаимоотношениям родитель может оказывать влияние на ребенка с целью выработки у него более конструктивных и социально полезных установок и типов поведения [4]. Таким образом, занятия в родительских группах по системе А. Адлера характеризуются такими важными идеями, как целью воспитания и взаимодействия с ребенком является не просто модификация его поведения, но, что гораздо более важно, изменение его мотивации.

Нам представляется целесообразным и своевременным использование в психолого-педагогической работе с родителями программы Т. Гордона «Тренинг эффективности родителей», благодаря которой родители переключаются на взаимно удовлетворяющие формы поведения в семье.

Цели данной программы: показать родителям способы построения отношений с детьми и познакомить их с различными приемами межличностного общения, необходимого для реализации данной модели.

Задачи:

1. Родители учатся понимать своих детей, анализировать их поведение в терминах конкретных особенностей и фактов, а не давать оценку личности ребенка, которая обычно сопровождается негативными оценочными суждениями.

2. Родители осознают важность своего поведения по отношению к поведенческим реакциям своих детей независимо от того, являются ли это поведение приемлемым для них или нет.

3. Родители достигают уровня компетентности, который позволяет им использовать коммуникативные навыжи, помогающие адекватно реагировать на те «символьные послания», которые передают им дети, когда хотят выразить чувства и рассказать о своих проблемах.

4. Родители обучаются трем умениям, которые помогают им выстроить отношения с детьми на полном доверии: а) сохранять молчание; б) располагать к полной откровенности и задавать такие вопросы, которые допускают различные ответы и толкования; в) активно слушать и слышать (рефлексивное слушание).

5. Родители узнают о родительском авторитете, а именно, узнают различия между авторитетом, базирующимся на знаниях и опыте, и авторитетом, появляющимся в результате применения поощрения и наказания (что, по сути, является авторитарностью).

6. Родители узнают о различных защитныгх реакциях, используемыши детьми в ответ на проявление родителями силы (открытое неповиновения, мстительность, агрессивность, уход в себя, озлобленность, покорность, подхалимство, ложь, некоммуникабельность, избегание и т. д.).

7. Родители узнают о тех издержках, которые подстерегают их на пути попустительства: при таких способах разрешения конфликта, когда ребенок явно вышгрытает, а родитель оказывается проигравшим. Она начинает понимать, что ситуация, при которой потребности ребенка удовлетворяются за счет потребностей родителей, ока-зытает разрушительное влияние на их взаимоотношения.

8. Родители узнают о тех проблемах, которые ожидают их на пути авторитарности (применение силы для того, чтобы заставить ребенка подчиниться родительской воле, в результате чего родитель вышгры1вает, а ребенок проигрывает). Они узнают о цене, которую приходится платить, когда потребности детей разрушаются силой. В этом случае им приходится иметь дело с агрессивными реакциями ребенка, с ухудшающимися взаимоотношениями в семье.

9. Родители знакомятся с альтернативой этим непродуктивным подходам — с «методом без проигравших», при помощи которого ребенок и родитель используют многоступенчатый процесс решения проблем, что позволит удовлетворить потребности обоих.

10. Родители изучают пути влияния на ценности и убеждения детей, применяя методы успешно работающего консультанта, а именно он «обслуживает» клиента (в данном случае ребенка); заинтересованно выслушивает его проблемы; предлагает, а не навязытает свои знания и опыт; оставляет за ребенком право выбора — принимать или не принимать знания и опыт консультанта (родителя) [4, с. 98].

Результатами проделанной совместной работы с родителями являются следующие: новый взгляд на родительскую роль; более высокий уровень осознания себя как родителя; иной, более качественный уровень знания и понимания детей; вера в способности ребенка; появление и проявление у родителей большей уверенности в себе; более тесные и доверительные взаимоотношения с детьми; проявление детьми большей ответственности и умения ориентироваться в складывающихся обстоятельствах; усилившиеся способности детей к осознанию и самостоятельному решению имеющихся проблем; более внимательное отношение детей к потребностям своих родителей; более честное и открытое взаимодействие; большая готовность детей к обсуждению конфликтныгх ситуаций; возросшее уважение родителей к своим собственныш правам и потребностям; ослабление авторитарного контроля со стороны родителей; исключение из отношений с детьми навязытвания родительской воли [4, с. 100].

Рассмотренные выше программы, на наш взгляд, могут быть результативно использованы в качестве теоретической и практической основы для подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями, основная идея которой заключается в передаче родителям тех знаний, которые помогут им выстроить конструктивные отношения с ребенком в семье.

Библиографический список

1. Горячев М.Д., Моисеева Л. Г. Система социальной защиты детства. Самара: Изд-во: «Самарский университет», 2011. 176 с.

2. Егорова У.Г. Родительско-детские отношения в свете концепций развития личности // Психологические исследования: сборник научных трудов. 2013. Вып. 10. 324 с.

3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.

4. Помощь родителям в воспитании детей / под ред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс,

1992. С. 98-100.

5. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. С. 62-84.

References

1. Goriachev M.D., Moiseeva L.G. System of social protection of childhood. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2011, 176 p. [in Russian].

2. Egorova U.G. Parent-child relations in the light of personality concept development. Psihologicheskie issledovaniia: sbornik nauchnyh trudov [Psychological researches: collection of research papers]. 2013, Issue 10, 324 p. [in Russian].

3. Ovcharova R.V. Psychological follow-up of parenthood. M., Izd-vo Instituta psihoterapii, 2003, 319 p. [in Russian].

4. Assisstance to parents in childrearing practices. V.Ya. Pilipovskiy (ed.). M., Progress, 1992, pp. 98 - 100 [in Russian].

5. Hjamjaljajnen Ju. Upbringing of parents: concepts, directions and prospects. M., Prosveshhenie,

1993, pp. 62 - 84 [in Russian].

O.V. Cherkasova*

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE WORK WITH PARENTS

In this article problems in the field of raising children in the context of society's current development state are analyzed, approaches to the psychological pedagogical work with parents are viewed, the main ideas of Dr. Gordon's «Parent Effectiveness Training» program and main concepts of A. Adler—R. Dreikurs program are presented.

Key words: family education, parenthood formation, models of family assistance.

* Cherkasova Olga Viktorovna (chererepa@yandex.ru), Department of Pedagogy, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.