Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСРЕГУЛЯЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диривянкина Ольга Владимировна

В настоящее время проблема изучения различных форм девиантного поведения имеет высокую актуальность в силу изменений общественных ценностей и норм, которые влекут за собой тенденцию развития деструктивных форм поведения в обществе. Интерес к проблеме аутоагрессивного поведения не является исключением. Поэтому исследования аутоагрессивного поведения, его проявлений и форм, коснулись не только представители психологии, но и ученые из других наук, таких как: социология, медицина, педагогика. Именно разностороннее рассмотрение данной проблемы привело к возникновению разных теорий, объясняющих механизмы формирования и реализации аутоагрессивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE PREVENTION AND CORRECTION OF SELF-HARMING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Currently, the problem of studying various forms of deviant behavior is of high relevance due to changes in social values and norms, which entail a tendency to develop destructive forms of behavior in society. Interest in the problem of autoaggressive behavior is no exception. Therefore, the study of autoaggressive behavior, its manifestations and forms, touched not only representatives of psychology, but also scientists from other sciences, such as sociology, medicine, pedagogy. It is the versatile consideration of this problem that has led to the emergence of various theories explaining the mechanisms of formation and implementation of autoaggressive behavior.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

2. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г. Асмолов 11 Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. -М., 1990.

3. Бороненко, Т.А. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы / Т.А. Бороненко, B.C. Федотова 11 Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2021. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-tsifrovoy-kompetentnosti-pedagogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii" obrazovatelnoy-sredy-shkoly (дата обращения: 18.02.2022).

4. Зверева, Л.Г. Этапы и пути становления цифрового образования в России / Л.Г. Зверева 11 International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2019. - Vol. 1. -№ 1. - P. 43-46

5. Law Kris, M.Y. Student enrollment, motivation and learning performance in a blended learning environment: The mediating effects of social, teaching, and cognitive presence [Электронный ресурс] / M.Y. Law Kris 11 Computers & Education. -2019.-Vol. 136.-P. 1-12

6. Лапидус, Л.В. Турбулентность цифровой среды как драйвер цифровой трансформации / Л.В. Лапидус 11 Международная научная конференция «Ломоносовские чтения - 2021». Секция экономических наук: сборник тезисов выступлений, ISBN 978-5-906932-65-5, место издания Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.- 2021.

7. Need satisfaction and need dissatisfaction: A comparative study of online and face-to-face learning contexts / Cong Wang [et al ] 11 Computers in Human Behavior. - 2019. - Vol. 95. - P. 114-125

8. Прудникова, Т.А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации / Т.А. Прудникова, Т.А. Поскакалова 11 Современная зарубежная психология. - 2019. - Том 8.-№2. - С. 67-82

9. Сафуанов, P.M. Цифровизация системы образования / P.M. Сафуанов, М.Ю. Лехмус, Е.А. Колганов 11 Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2019. - № 2 (28). - С. 116-121

10. Stylianos, S. Investigating the impact of Flipped Classroom on students' learning experiences: A Self-Determination Theory approach / S. Stylianos 11 Computers in Human Behavior. - 2018. - Vol. 78. - P. 368-378

11. Zainuddin, Z. Students' learning performance and perceived motivation in gami ed ipped-class instruction / Z. Zainuddin 11 Computers & Education. - 2018. - Vol. 126. - P. 75-88

12. Шелдон, K.M. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста / К.М. Шелдон 11 СПЖ. -2016.-№62.-С. 7-17

УДК 378.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

кандидат психологических наук, доцент Диривянкина Ольга Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственныйуниверситет» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. По статистическим данным, которые приводит в своем исследовании H.A. Польская, приблизительно 15-20% школьников-подростков от 13 лет и старше, прибегают к самоповреждающему поведению на регулярной основе, или эпизодически, имея либо ситуационную склонность к актам самоповреждений, либо сформированное самоповреждающее поведение. В отечественной педагогике и психологии практически отсутствуют систематические диагностические исследования, которые могут помочь в выявлении самоповреждающего поведения подростков, что ставит в тупик изучение данного феномена, механизмов и факторов его развития, а также разработку и реализацию программ и методов его профилактики [7].

В ходе изучения различных теорий, объясняющих феноменологию самоповреждающего поведения подростков, было выявлено, что большинство отечественных и зарубежных авторов (H.A. Польская, А.Г. Амбрумова, Г.С. Банников, К. Гратц, Д. Гросс) выделяют эмоциональную дисрегуляцию, как основной фактор формирования самоповреждающего поведения подростков.

В силу восприимчивости к негативным переживаниям и эмоциям, психоэмоциональный фон детей подросткового возраста имеет нестабильный характер. Подросток, который еще не имеет навыка продуктивного копинга для того, чтобы конструктивно справляться со своими эмоциями, наиболее подвержен их влиянию, и, как следствие, прибегает к самоповреждающему поведению, как к способу контроля над своими негативными эмоциями.

Самоповреждающее поведение совсем недавно было отделено от суицидального поведения, что объясняет недостаток знаний о данном феномене. Вследствие этого существует проблема дефицитарности теоретических знаний и эмпирических данных, которая является серьезным вызовом, ответом на который должно стать создание профилактических и коррекционных программ для общеобразовательных учреждений.

Изложение основного материала исследования. Понятие девиантного поведения, по Н.И. Бумаженко, представляет собой «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, С. 114].

Л.А. Азарова, В.А. Сятковский, И.Я. Гилинский определяют девиантное поведение как поведение, несоответствующее общепринятым и социальным нормам, то есть законам, правилам, традициям. [1, С. 94]. В.Д. Менделевич говорит, что «девиантное поведение можно определить, как систему поступков, или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [7, С. 112].

Таким образом, из вышеизложенных определений можно выделить общие характеристики, среди которых: отклонения и нарушения в палитре социальных норм, социальная дезадаптация личности. Данные поведенческие паттерны наносят ущерб не только личности, но и обществу, лицам, окружающим девианта. На данный момент существует проблема в упорядочении типов и форм девиантного поведения. Так как единой классификации в настоящее время не существует, каждый автор дифференцирует девиантное поведение, в зависимости от цели, его последствий и мотивов, а также характера наносимого ущерба. Существующие классификации имеют много общего, но при этом можно заметить и некоторые

различия. Так, одни рассматривают обширные сгруппированные между собой формы девиантного поведения, другие -подвергают всестороннему анализу каждую из форм девиантного поведения, как самостоятельную единицу.

В классификации Дж. Кристенсона и К. Болта, Амбрумовой А.Г. и Л.Я. Жезлова, Е.В. Змановской прослеживается тенденция, свидетельствующая о том, что аутоагрессивное поведение выделяется отдельно, в автономный феномен, тогда как, в типологии Ю.А. Клейберга, встречаются объединенные по характеру социального реагирования типы девиантного поведения [4, С. 77].

Исходя из данных классификаций, можно сделать вывод, что аутоагрессия является одной из форм девиантного поведения. Ряд исследователей понимают под «аутоагрессией» один из видов агрессивного поведения, при котором действия враждебного характера по каким-либо причинам не могут быть направлены на внешний объект, а направляются человеком на самого себя. Такие действия могут иметь различные проявления, например, такие как: нанесение себе физических повреждений. При этом они также могут носить и психоэмоциональный характер (унижение себя, оскорбления).

С.К. Нартова-Бочавер аутоагрессией называет «вторичную психологическую защиту, которая перенаправляет негативный аффект с объекта агрессии на самого себя» [6]. В свою очередь, А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, H.A. Ратинова под аутоагрессивным поведением понимают действия различного рода, которые могут наносить вред не только физическому здоровью человека, но и его психоэмоциональному состоянию. Стоит заметить, что агрессия и аутоагрессия имеют общие патологические механизмы. Выделяют следующие типы аутоагрессивного поведения [2, С. 105]: суицидальное поведение: осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни; суицидальные эквиваленты и аутодеструктивное поведение: неосознанные действия (иногда преднамеренные поступки), целью которых не является добровольное лишение себя жизни; несуицидальное аутоагрессивное поведение: различные формы нанесение физического и психического ущерба самому себе.

Аутоагрессивное поведение подразумевает не только повреждение собственного тела или суицидальное поведение, но также и употребление психоактивных веществ, алкоголя, табака.

Н.И. Бумаженко понимает аутоагрессивное поведение как причинение вреда самому себе и делит аутоагрессию на два вида [3, С. 113]: самоубийство: суицидальное поведение; самоповреждение: парасуицидальное поведение.

Данные виды аутоагрессивного поведения имеют существенные отличия. Так, целью суицидального поведения является смерть, тогда как самоповреждающее поведение не имеет такой цели, а также мотив совершения суицида и нанесение человеком себе какого-либо рода повреждения, имеют разное содержание [3, С. 114]. Таким образом, аутоагрессивное поведение характеризуется стремлением индивида нанести ущерб своему физическому, психическому здоровью посредством порезов, ожогов, различных модификаций собственного тела, стремления к риску, употребления веществ, негативно влияющих на организм и психику человека, также самоунижения и порицания, а в отдельных случаях, целью аутоагрессивного поведения является смерть. В этой связи можно предположить, что в свою структуру аутоагрессия включает суицидальное поведение и самоповреждающее поведение.

В настоящее время в отечественной педагогике и психологии не так много исследований о самоповреждающем поведении, одним из основных исследователей является H.A. Польская, чьи работы посвящены данной проблематике. Рассмотрим понятие «самоповреждающее поведение» на примере её работ [7].

Под самоповреждающим поведением H.A. Польская понимает социально неодобряемое поведение, которое связано с намеренным нанесением себе телесных повреждений, но при этом не имеющим суицидальный характер [7, С. 88].

Вне зависимости от того, как рассматривается данный термин в рамках психологии или психиатрии, можно выделить основные характеристики данного вида поведения, которые служат маркерами при выявлении и определении самоповреждающего поведения. К таким характеристикам H.A. Польская относит: преднамеренность; повторяемость; целенаправленность; социальная неприемлемость; отсутствие суицидального намерения; чувство напряжения или тревоги, предшествующее акту; чувство облегчения или беспокойства после акта.

На данный момент под самоповреждающим поведением понимается не только нанесение себе каких-либо порезов или ожогов, но и иные виды и формы телесных повреждений, такие как: удары, самоудушение. Некоторые авторы также рассматривают обкусывание ногтей, выдергивание волос, расковыривание ран, как виды самоповреждений, другие считают, что данные действия не соответствуют мотивам самоповреждающего поведения и не входят в его структуру [2, 5, 6]. В отечественных и зарубежных исследованиях термин «самоповреждающие поведение» интерпретируется так же, как «селф-харм», «членовредительство», «парасуицид», «самоувечья», что позволяет понимать под данными терминами одно и то же явление.

При изучении проблемы самоповреждающего поведения мы столкнулись с тем, что данный вид девиантного поведения рассматривается и как ритуальное поведение. То есть, нанесение себе каких-либо увечий в данном случае лишено мотива контроля над эмоциями или самонаказания. Ритуальное поведение является частью культуры, а лица, совершающие самоповреждение, в большинстве случаев, имеют прямое отношение к религии, чаще всего носителями такой культуры являются представители закрытых племен. Так, самопорезы и самоожоги могут служить способом избавления от грехов, приближения себя к божественным силам и так далее. Подобные ритуалы и обряды можно наблюдать у ацтеков, племен Майя, на некоторых территориях Марокко [7]. H.A. Польская выделяет четыре стратегии самоповреждающего поведения, к ним относятся: восстановление контроля над эмоциями; избавление от напряжения; воздействие на других; изменение себя, поиск нового опыта.

Практически все из данных стратегий предполагают воздействие на эмоции, если в одном случае, это снижение интенсивности эмоций, то в другом, - привлечение внимания к существующей проблеме и негативному психоэмоциональному состоянию. То есть, самоповреждающее поведение служит не только способом снятия эмоционального напряжения, но и в целом является средством контроля над эмоциональной сферой. В связи с этим самоповреждающее поведение практически всегда носит систематический характер, так как для подростка это является привычным и адаптированным способом регуляции эмоций.

Выводы. Таким образом, обобщая работы отечественных ученых по проблеме самоповреждающего поведения, выделяет основные причины, которые являются провокаторами самоповреждающего поведения, к ним относятся: эмоциональная дисрегуляция, где самоповреждающее поведение служит средством контроля психоэмоциональных состояний; неблагополучная окружающая среда (проблемы в отношениях с родителями, сверстниками, учителями,

различные формы девиантного поведения у окружения); кризисные состояния; буллинг и кибербуллинг; негативное отношение к себе и собственному телу.

Как можно заметить, за всеми причинами, провоцирующими самоповреждающее поведение, стоят сильные негативные эмоции, которые подросток не умеет или не может каким-либо конструктивным способом выразить и пережить, что приводит к самоповреждающему поведению, так как оно является доступным и привычным способом, а он, в свою очередь, помогает регулировать или выплескивать негативные эмоции, которые были получены в следствии различных обстоятельств.

На основе вышеизложенных тезисов, можно прийти к выводу, что основным и наиболее опасным возрастом для формирования самоповреждающего поведения является подростковый, а также стоит заметить, что в 14-17 лет модель самоповреждающего поведения уже сформирована, то есть подростки либо систематически, либо эпизодично, прибегают к данной форме поведения. И основываясь на этом, можно сказать, что профилактическую работу необходимо выстраивать в более раннем возрасте, чтобы минимизировать риски дальнейшего формирования самоповреждающего поведения. При этом к самоповреждающему поведению в большей степени прибегают девочки-подростки, что было выявлено в ряде исследований, проведенных, например, П. Байденом, Н.А. Польской [1, С.18].

Аннотация. В настоящее время проблема изучения различных форм девиантного поведения имеет высокую актуальность в силу изменений общественных ценностей и норм, которые влекут за собой тенденцию развития деструктивных форм поведения в обществе. Интерес к проблеме аутоагрессивного поведения не является исключением. Поэтому исследования аутоагрессивного поведения, его проявлений и форм, коснулись не только представители психологии, но и ученые из других наук, таких как: социология, медицина, педагогика. Именно разностороннее рассмотрение данной проблемы привело к возникновению разных теорий, объясняющих механизмы формирования и реализации аутоагрессивного поведения.

Ключевые слова: самоповреждающее поведение, аутоагрессия, эмоциональная дисрегуляция, психоэмоциональные состояния, психолого-педагогическое сопровождение.

Annotation. Currently, the problem of studying various forms of deviant behavior is of high relevance due to changes in social values and norms, which entail a tendency to develop destructive forms of behavior in society. Interest in the problem of autoaggressive behavior is no exception. Therefore, the study of autoaggressive behavior, its manifestations and forms, touched not only representatives of psychology, but also scientists from other sciences, such as sociology, medicine, pedagogy. It is the versatile consideration of this problem that has led to the emergence of various theories explaining the mechanisms of formation and implementation of autoaggressive behavior.

Key words: self-harming behavior, autoaggression, emotional dysregulation, psychoemotional states, psychological and pedagogical support.

Литература:

1. Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. -Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.

2. Амбрумова, А.Г. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, Н.А. Ратинова // Шестой Всерос. съезд психиатров: Тез. докл. - М., 1990. - Т. 1. -С. 105-106

3. Бумаженко, Н.И. Виктимология: учебно-методическое пособие / Н.И. Бумаженко; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П.М. Машерова", Каф. социально-педагогической работы. - Витебск: УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2010. - 115 с.

4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю.А. Клейберг. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 290 с.

5. Нефедова, А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций / А.В. Нефедова; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. - 76 с.

6. Нартова-Бочавер, С.К. Психология личности и межличностных отношений: учебное пособие для вузов / С.К. Нартова-Бочавер. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. -262 с.

7. Польская, Н.А. Основы диагностики и профилактики самоповреждающего поведения / Н.А. Польская, А.Ю. Разваляева Монография. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 220 с.

8. Сычева, Т.Ю. Клинико-психологические особенности лиц с нарушениями пищевого поведения / Т.Ю. Сычева, А.Н. Султанова, А.В. Слугин, Е.А. Кустова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2020. - №XI. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.09.2022).

УДК 378.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДИСРЕГУЛЯЦИИ

ПОДРОСТКОВ

кандидат психологических наук, доцент Диривянкина Ольга Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственныйуниверситет» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Одной из основных проблем и сложностей профилактики самоповреждающего поведения является табуированность и стигматизация данной темы. Это обусловлено дефицитом знаний в данной области не только в обществе, но и в педагогической среде. Отсутствие знаний у учителей, школьных психологов и родителей приводит к тому, что подростки скрывают нанесенные себе увечья, так как за данными действиями может последовать не только непонимание со стороны взрослых или сверстников, но и порицание или высмеивание.

На данный момент в отечественной педагогике и психологии мы наблюдаем дефицит программ, направленных на профилактику самоповреждающего поведения. Так как большинство программ и подходов реализуются в рамках психиатрии и психотерапии, то они направлены на работу с клиническими случаями самоповреждающего поведения. Что касается психолого-педагогических мер профилактики, то основная часть их направлена на коррекцию уже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.