Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников'

Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4037
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / ВОЗРАСТ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акаева Наида Багавтиновна

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников в условиях сельского социума, рассматривается понятие «воспитание» как часть процесса социализации, представляющая собой управление развитием личности на основе ее направления в различные виды социальных взаимоотношений в общении, практической деятельности, игре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников»

22

Известия ДГПУ, №2, 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S EDICATION

©2014 Акаева Н. Б.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Akaeva N. B. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье раскрываются психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников в условиях сельского социума, рассматривается понятие «воспитание» как часть процесса социализации, представляющая собой управление развитием личности на основе ее направления в различные виды социальных взаимоотношений в общении, практической деятельности, игре.

Abstract. The author of the article describes the psychological and pedagogical features of junior schoolchildren’s education in the rural society, discusses the concept of “education” as a part of the socialization process, which is a management of the personal development on the basis of his/her involvement in the various types of the social relationships in the communication, practical activity, game.

Rezjume. V stat’e raskryvajutsja psihologo-pedagogicheskie osobennosti vospitanija mladshih shkol’nikov v uslovijah sel’skogo sociuma, rassmatrivaetsja ponjatie «vospitanie» kak chast’ processa socializacii, predstavljajushhaja soboj upravlenie razvitiem lichnosti na osnove ejo napravlenija v razlichnye vidy social’nyh vzaimootnoshenij v obshhenii, prakticheskoj dejatel’nosti, igre.

Ключевые слова: младшие школьники, воспитание, процесс образования, возраст, учебная деятельность, личность, мышление.

Keywords: junior schoolchidren, education, process of education, age, educational activity, personality, thinking.

Kljuchevye slova: mladshie shkol’niki, vospitanie, process obrazovanija, vozrast, uchebnaja deja-

tel’nost’, lichnost’, myshlenie.

Приобщение к общечеловеческим ценностям невозможно без усвоения особенностей конкретной социальной среды, в которой проживает ребёнок. Естественно, в переломные моменты истории проблема социализации обостряется. Современная Россия переживает именно такой период - период переломных реформ. Основными субъектами социализации школьников традиционно выступали такие социальные институты, как семья, школа и общество.

По справедливому мнению В. А. Си-тарова, «младший школьный возраст -

есть особенный этап в жизни каждого ребёнка, который связан с формированием нового вида основной деятельности (от игры к учению), с серьезной перестройкой всей логики его психологического развития, с обретением социально значимой роли - статуса ученика с собственным набором прав и обязанностей перед обществом» [1. С. 42].

Социокультурное развитие младших школьников обуславливается вступлением ребенка в непростой мир социальных отношений. При этом очевиден факт явной потребности общества в деле социа-

Психолого-педагогические науки •••

лизации детей рассматриваемого нами возраста. Несомненно, решающая роль в данном процессе принадлежит семье. Прибавлению социального опыта в немалой степени способствуют взаимоотношения в семье, частое общение со сверстниками, а также усвоение и овладение новыми социальными ролями, приобщение к социальной среде. Сегодня общеобразовательная школа является главным социальным институтом, в котором имеются много объективных предпосылок для обеспечения процесса социализации младшего школьника на профессиональном уровне.

Сущность социализации заключается, прежде всего, в подготовке конкретного человека как представителя общества, желающего «слепить» определённый тип человека, в соответствии его социальным, религиозным, этическим, культурным идеалам. Содержание таких идеалов соответственно различается в зависимости от исторических традиций, культурного, социально-экономического развития, политического и общественного строя.

Раскрывая процесс социализации детей в применении к непредсказуемым особенностям современного периода, необходимо отметить, что подобный процесс приобретает ряд сходных и универсальных характеристик, связанных с общепланетарными и глобальными тенденциями, к которым можно отнести урбанизацию, информатизацию общества, демографические, экономические и другие особенности.

Поэтому очевидна потребность общества в нормальном обеспечении образовательными и воспитательными средствами в процессе социализации младшего школьника, в получении и освоении ребёнком социального опыта всего человечества, обретении социальной роли, социальной ориентации, социального функционирования.

По заключению О. С. Газмана, воспитание в целостном процессе образования, направлено на формирование «образа жизни», а образование - на формирование «образа действия» [2. С. 64].

Исследуя проблему соотношения воспитания и обучения, В. В. Краевский акцентирует внимание на обстоятельство, в котором педагог пытается решить две взаимосвязанные задачи, а именно: подготовка детей к жизни и включение их в жизнь. Обучение, по его мнению, решает первую, а воспитание - вторую

23

задачу. При этом обучение призвано решать собственные задачи по переносу компонентов социального опыта не через включение детей в формы деятельности подобным образом, как они происходят в реальном мире, а посредством их схематизации, моделирования, создания учебных ситуаций, искусственность которых для учащихся очевидна. Воспитание же предполагает, чтобы дети «естественно», реально, а не формально переживали воспитательные ситуации. При этом В. В. Краевский отмечает единство воспитания и обучения, реализующееся через их различие [3].

В. А. Петровский раскрывает смысл обучения в виде трансляции инструментов жизни, создавая фонд «могу», а воспитание - как приобщение к общечеловеческим ценностям, создавая фонд «хочу». В качестве основания для нахождения подобной формы активности, где «могу» и «хочу» выступают совместно, поддерживая друг друга, и переходя друг в друга, предлагается рассмотрение устремлений человека [4], исходя из чего можно сделать вывод: воспитание - есть неотъемлемая составляющая социализации личности младшего школьника.

Отечественная педагогическая литература предлагает целый ряд определений понятия «воспитание».

Часто воспитание представляется в виде процесса целенаправленного воздействия на личность с тем, чтобы воспитанник следовал правилам социального поведения, определённым нормам (П. П. Блонский, А. П. Пинкевич).

В ряде источников воспитание характеризуется, как широкое понятие, включающее собственно воспитание, обучение и образование (К. Д. Ушинский).

Некоторые российские педагоги представляют воспитание в узком педагогическом смысле, в частности Ю. К. Бабанский рассматривает его в виде «процесса и результата целенаправленного влияния на развитие личности, её убеждений, отношений, качеств, черт, взглядов, способов поведения в обществе» [5. С. 56].

В 1970-80-е гг., при характеристике сущности воспитания, педагоги в основном трактовали его в виде двустороннего процесса взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Характеризуя процесс и результаты воспитания, педагоги высказывают мысль о том, что воспитывает практически всё, в

24

Известия ДГПУ, №2, 2014

том числе и социальная среда, что подразумевает социальное воспитание.

Заслуживает внимания формулировка В. И. Андреева: «воспитание является одним из видов человеческой деятельности, которое осуществляется в процессе педагогического взаимодействия воспитателя с учеником при управлении трудовой, игровой и другими видами общения и деятельности воспитанника для развития отдельных личностных качеств и в целом личности, а также развитие его умений к самовоспитанию» [6. С. 16].

По мнению отечественного учёного И. С. Кона, понятие «социализация» несколько шире понятия «воспитание». Воспитание, по Кону представляется системой целенаправленных воздействий, с использованием которых индивиду прививаются некоторые желаемые свойства и черты, социализация же вместе с тем включает также спонтанные, ненамеренные влияния, с помощью которых индивид, приобщается к культуре и тем самым, становится полноправным членом конкретного общества [7. С. 78].

Изучение, анализ и обобщение понятия «воспитание» позволяет рассмотреть и представить его, как составную часть всего процесса социализации, заключающееся в целенаправленном управлении развития личности на основе её вхождения в разные виды социальных отношений в игре, общении, практической деятельности. Вместе с тем, для более эффективной организации социального воспитания требуется создать условия для социального творчества, используя многообразие форм деятельности, которые позволили бы ребёнку осознать себя, как личность, самоутверждаясь, развить способности и интересы в меняющихся социально-экономических условиях.

В младшем школьном возрасте (шесть-десять лет), который имеет свои особенности, необходимо настроить установку, заключающуюся в активном поиске своего реального посильного участия в делах школы, общества, в семье; сознательное убеждение в необходимости саморазвития личности, самоподготовки.

Н. С. Лейтес определил этот возраст как «период накопления, впитывания знаний, период усвоения по преимуществу». Благополучному выполнению сей важной функции, по его мнению, должны благоприятствовать характерные

особенности детей данного возраста, а именно, доверчивое подчинение авторитету, внимательность, повышенная восприимчивость, наивное и игровое отношение ко многому из всего, с чем они сталкиваются [8. С. 54].

Что же представляют собой данные особенности? Попытаемся их перечислить и дать им краткое объяснение:

- анатомические и физиологические особенности младшего школьника вместе с уровнем его физического развития необходимо учитывать в организации педагогической деятельности в начальных классах. Физически в возрасте 6-10 лет ребенок развивается относительно равномерно и спокойно, его костная система находится в стадии формирования, мышцы сердца быстро растут. Происходит постепенное функциональное совершенствование мозга, плавно изменяется взаимоотношение процессов торможения и возбуждения, развивается аналитикосинтетическая функция коры. Наукой доказано, что социально-педагогическая деятельность ни в каком другом школьном возрасте не находится в такой тесной связи с физическим развитием и состоянием здоровья, как в младшем;

- с самого начала обучения в школе возникает главное противоречие, являющееся в младшем школьном возрасте движущей силой развития. Это противоречие возникает между: с одной стороны постоянно растущими требованиями, предъявляемыми учебной работой, коллективом, учителем к личности ребенка, к его памяти, вниманию, мышлению; с другой стороны - наличным показателем развития качеств личности, его психического развития. С нарастанием требований наличный уровень психического развития постоянно подтягивается к их уровню;

- в младшем школьном возрасте в значительной мере закладываются как личностная, так и социальная основы человеческого индивидуума. На данном этапе крепнет основа нравственного поведения, происходит постепенное усвоение морально-этических норм, правил поведения, формируется общественная направленность личности. При этом, характер, отличаясь импульсивностью, отзывчивостью, общей недостаточностью воли, упрямством, капризностью, непосредственностью, любознательностью, доверчивостью, начинает только складываться. Возрастной особенностью

Психолого-педагогические науки •••

является подражательность, недостаточно устойчивое, но осознанное чувство долга, эмоциональность. Заметно развиваются интеллектуальная любознательность, интересы к изучению окружающего мира;

- социальные мотивы, занимающие значимое место в системе мотиваций, побуждающих любую деятельность младших школьников, способны определить позитивное отношение детей к деятельности, даже подчас лишенной для них познавательного интереса. Такие мотивы являются результатом социальных влияний, среди которых наиболее значимыми считаются мотивы самосовершенствования, то есть «быть развитым» и мотивы самоопределения (продолжать учиться, работать после школы);

- на первом - втором году обучения складывается устойчивое положение ученика в системе общения класса, таким образом, ответственность за нравственное развитие школьника в коллективе с первых дней обучения лежит на педагоге. Если положение ребенка в системе межличностных отношений благоприятно, то коллектив может положительно влиять на индивидуальное развитие личности, в другом случае - формирование в коллективе личности ребенка затрудняется;

- выбор методов воздействия определяется возрастными особенностями. Если дошкольный период можно назвать ступенью категорического требования, то в младшем школьном возрасте значительна роль наглядной памяти, наглядного мышления, немалое значение имеет ступень наглядного образа, то есть пример окружающих его людей, литературный образ.

По заключению И. А. Зимней, младший школьный возраст считается началом общественного бытия человека, как субъекта деятельности [9]. Становление личности ребёнка осуществляется непосредственно на фоне новых взаимоотношений со сверстниками и учителями, вхождения в целую систему коллективов (классного, общешкольного), новых видов общения и деятельности (учения).

Коллектив позитивно способствует развитию у детей навыков общественного поведения (например, коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.), элементов различных социальных чувств. В млад-

25

шем школьном возрасте появляются возможности по формированию положительных черт личности и ее нравственных качеств. Внушаемость и податливость, склонность к подражанию, доверчивость, высокий авторитет, которым пользуется учитель, - всё это создаёт положительные предпосылки для формирования высоконравственной личности. Именно в начальной школе закладывается основа нравственного поведения, являющаяся базисом социализации личности школьников.

Источником развития и самоутверждения личности выступают противоречия между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь такие проявления его индивидуальности, которые могут соответствовать задачам, условиям и нормам развития и функционирования в данной общности. Благоприятное преодоление такого противоречия может обеспечивать интеграцию личности в группе, и далее - в системе общественных отношений. Педагогическая литература отмечает этапы развития личности, на каждом из которых она проходит такие уровни социализации:

1. Идентификация - уровень социализации. Его результат определяется вхождением индивида в систему общественных отношений, осознанием им социального поведения, принадлежности собственного статуса. Идентификация является первоначальным и необходимым этапом жизни в обществе.

2. Индивидуализация - протекает за счёт целеустремлённости человека стать интересным и полезным для других и реальной возможности воплотить свои способности, социальные цели и интересы и здесь нужно учитывать такое стремление к индивидуализации, направляя его к постепенному достижению позитивного результата.

3. Персонализация - предполагает постепенное превращение индивида в личность, которая обладает развитым уровнем самоутверждения и самоопределения.

Знание психолого-педагогических особенностей позволяет раскрыть во всей полноте механизм связей общества и личности. Общество воздействует на личность ребёнка через родителей, педагогов, сверстников и др., являющимися в своем роде агентами социализации.

26

Известия ДГПУ, №2, 2014

Именно через совместную деятельность со своими сверстниками ребёнок, приобретая знания межличностных отношений, получает возможность для реализации этих знаний, тем самым обретает коммуникативные умения, умения оценивать собственную деятельность и окружающую действительность.

Изучение проблемы, касающейся младшего школьного возраста, невозможно без рассмотрения структуры процесса социализации, позволяющей выстроить его наиболее эффективно.

Становление личности довольно сложный процесс, он включает целый ряд взаимосвязанных аспектов развития человека: психологический, биологический, мировоззренческий, социальный, каждый из которых имеет свои частные особенности, крепко связанные друг с другом, образуя единое целое. В характере деятельности отражается вся специфика взаимодействия отдельных компонентов в ходе развития личности.

Развитие младшего школьника, происходящее в учебной деятельности, активно развивается в процессе общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми; ребенок получает удовольствие, участвуя в разнообразных подвижных играх, где ему предоставляется прекрасная возможность в проявлении инициативы, ответственности, умении действовать творчески и коллективно.

Целенаправленное и грамотное воспитание в младшем школьном возрасте дает возможность в приобщении ребёнка к посильному производительному труду, значение которого в формировании социальных качеств личности высоко. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи старшим школьникам или взрослым. Стремление школьника к необычному, яркому, желание познать прекрасный окружающий мир чудес и испытаний, двигательную, подвижную активность -все это должно удовлетворяться в разумной, тактичной, приносящей удовольствие и пользу игре, развивающей у детей культуру движений, трудолюбие, разностороннюю активность и навыки коллективных действий.

Таким образом, младший школьный возраст можно считать оптимальным и благоприятным для социализации детей, а общеобразовательная школа при эффективных педагогических условиях будет благополучно способствовать оптимизации этого процесса. Результативность и качество педагогического содействия социализации младших школьников будет выражаться в сформированно-сти знаний социального поведения, конкретных качеств личности, навыков, умений и применяемых способов взаимодействия с другими людьми.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000.

2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.

3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. Редакторы-составители: А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. М. : МИРОС, 2002. 4. Зимняя И. А. Основы педагогической психологии / И. А. Зимняя. М. : Просвещение, 1980. 5. Краевский В. В. Общие основы педагогики [текст]: уч. для студ. высш. пед. уч. зав. / В. В. Краевский. М. : Академия, 2008.

6. Кон И. С. Социологическая психология. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1999.

7. Лейтес Н. С. Воспоминания, размышления, беседы // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. 8. Петровский В. А. Опыт построения теории психологии // Вопросы психологии. 2000. № 5.

9. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. М. : Академия, 2004.

References

1. Andreev V. I. Pedagogy. Training course for creative self-development. Second edition. Kazan, 2000.

2. Babansky Yu. K. Learning methods in modern comprehensive school. M, 1985. 3. Gazman O. S . Non-classical edication: from authoritaric pedagogy to pedagogy of freedom. Editors and compilers:

A. N. Tubelsky, A. O. Zverev. M. : MIROS, 2002. 4. Zimnyaya I. A. The basis of pedagogical pychology. M. : Prosveshenie, 1980. 5. Kraevsky V. V. General basics of pedagogy [text]: textbook for students of pedagogical universities of higher edication / V. V. Kraevsky. M. : Akademiya, 2008. 6. Kon I. S. Sociological psychology. Selected psychological works. Moscow-Voronezh, 1999. 7. Leites N. S. Memories, thoughts, conversations // Psychological journal. 1992. V. 13. # 1. 8. Petrovsky V. A. Experiense of constructing the theory of psychology // Problems of Psychology. 2000. # 5. 9. Sitarov V. A. Didactics: Textbook for the students of pedagogical universities of higher edication / еdited by V. A. Slastenin. Second edition, stereotype. M. : Academy, 2004.

Психолого-педагогические науки

27

Literatura

1. Andreev V. I. Pedagogika. Uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija. 2-e izd. Kazan', 2000.

2. Babanskij Ju. K. Metody obuchenija v sovremennoj obshheobrazovatel'noj shkole. M., 1985.

3. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody.

Redaktory-sostaviteli: A. N. Tubel'skij, A. O. Zverev. M. : MIrOs, 2002. 4. Zimnjaja I. A. Osnovy

pedagogicheskoj psihologii / I. A. Zimnjaja. M. : Prosveshhenie.1980. 5. Kraevskij V. V. Obshhie osnovy pedagogiki [tekst]: uch. dlja stud. vyssh. ped. uch. zav. / V. V. Kraevskij. M. : Akademija, 2008.

6. Kon I. S. Sociologicheskaja psihologija. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.-Voronezh, 1999.

7. Lejtes N. S. Vospominanija, razmyshlenija, besedy // Psihologicheskij zhurnal. 1992. T. 13. № 1.

8. Petrovskij V. A. Opyt postroenija teorii psihologii // Voprosy psihologii. 2000. № 5. 9. Sitarov V. A. Didaktika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. V. A. Slastenina. 2-e izd., stereotip. M. : Akademija, 2004.

Статья поступила в редакцию 20.03.2014 г.

УДК 37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE

OF SOCIAL TEACHER

©2014 Залитинова С. А., Акаева Н. Б. Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Zalitinova S. A., Akaeva N. B. Dagestan State Pedagogical University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюме. В статье раскрываются особенности психолого-педагогической компетентности социального педагога как основы профессиональной деятельности, описываются его должностные обязанности, предполагающие широкую эрудицию, в том числе систему психолого-педагогических знаний и умений.

Abstract. The authors of the article reveal the peculiarities of psychological and pedagogical competence of a social pedagogue as the basis of professional activity, and describe his/her job responsibilities, involving a broad erudition, including the system of psychological and pedagogical knowledge and skills.

Rezjume. V stat'e raskryvayutsya osobennosti psihologo-pedagogicheskoi kompetentnosti so-cial'nogo pedagoga kak osnovy professional'noi deyatel'nosti, opisyvayutsya ego doljnostnye obya-zannosti, predpolagayuschie shirokuyu erudiciyu, v tom chisle sistemu psihologo-pedagogicheskih znanii i umenii.

Ключевые слова: социальный педагог, личность, функция, компетентность, формы, методы, творчество, процесс.

Keywords: social pedagogue, personality, function, competence, forms, methods, creativity, process.

Klyuchevye slova: social'nyipedagog, lichnost', funkciya, kompetentnost', formy, metody, tvor-chestvo, process.

Введение института социальных педагогов ознаменовало собой кардинальный поворот в отношении общества к проблемам детства, который обусловлен

общими тенденциями гуманизации и демократизации социальной жизни России. Расширена сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.