Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
716
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЛОГОПЕДИЯ / ДЕФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / PRESCHOOLER / PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA / SPEECH DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS / SPEECH DISORDERS / SPEECH THERAPY / DEFECTS OF SOUND

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Полохова В.С.

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического развития дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Автор раскрывает понятие псевдобульбарной дизартрии, причины ее возникновения у детей. Описана структура дефекта при псевдобульбарной дизартрии, выявлены первичные и вторичные нарушения. Исследование также выявило дефекты звука и голоса у детей. Изучено влияние псевдобульбарной дизартрии на общее развитие детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA

The article deals with the features of psychological and pedagogical development of preschool children with pseudobulbar dysarthria. The author reveals the concept of pseudobulbar dysarthria, the causes of its occurrence in children. The structure of the defect in pseudobulbar dysarthria is described, primary and secondary disorders are identified. The study also revealed defects of sound and voice in children. The influence of pseudobulbar dysarthria on the overall development of preschool children was studied.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

Полохова В.С. студент магистратуры «Дефектологии и инклюзивного образования» «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ДГТУ

Россия, г. Ростова-на-Дону ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ

ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического развития дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Автор раскрывает понятие псевдобульбарной дизартрии, причины ее возникновения у детей. Описана структура дефекта при псевдобульбарной дизартрии, выявлены первичные и вторичные нарушения. Исследование также выявило дефекты звука и голоса у детей. Изучено влияние псевдобульбарной дизартрии на общее развитие детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольник, псевдобульбарная дизартрия, речевое развитие, психолого-педагогическое развитие дошкольников, нарушения речи, логопедия, дефекты звукопроизношения.

Polohova V.S.

master's degree in "Defectology and inclusive education"

"DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY» (DSTU) Rostov-on-don PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA

Annotation: The article deals with the features of psychological and pedagogical development of preschool children with pseudobulbar dysarthria. The author reveals the concept of pseudobulbar dysarthria, the causes of its occurrence in children. The structure of the defect in pseudobulbar dysarthria is described, primary and secondary disorders are identified. The study also revealed defects of sound and voice in children. The influence of pseudobulbar dysarthria on the overall development of preschool children was studied.

Key words: preschooler, pseudobulbar dysarthria, speech development, psychological and pedagogical development of preschoolers, speech disorders, speech therapy, defects of sound.

В современном обществе часто встречаются речевые патологии у детей дошкольного возраста. Более распространенной формой дизартрии у дошкольников является псевдобульбарная дизартрия, что обуславливает

актуальность исследования психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

Псевдобульбарная дизартрия является нарушением фонетической стороны речи вследствие недостаточной иннервацией речевого аппарата из-за органического поражения нервной системы [5, с. 96].

Вопросы псевдобульбарной дизартрии у дошкольников раскрыты в исследованиях таких авторов как: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.

Распространенность псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста определяется высоким процентом возникновения различного рода органических патологий нервной системы в пренатальный, натальный и постнатальный периоды (из-за энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.). Во время беременности частым проявлением является патология вынашивания, а в период родов -родовые травмы.

Псевдобульбарный паралич или парез появляется у ребенка при органическом поражении мозга. Он обусловлен поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется в нарушении фонетической стороны речи, обусловленном поражением проводящих путей черепномозговых нервов. В большей степени страдает моторная сфера, наблюдается расстройство произвольных движений и действий. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы [2, с. 256].

Структура дефекта при псевдобульбарной дизартрии имеет первичные и вторичные нарушения. Первичными нарушениями являются нарушения моторной сферы, возникающие на фоне первичной патологии ЦНС: нарушения регуляции мышечного тонуса, парезы, параличи, гиперкинезы, синкинезии. Таким образом, первично страдает развитие артикуляционной моторики, звукопроизношение и просодическая сторона речи. Недоразвитие фонематических процессов и лексикограмматической стороны речи являются вторичными нарушениями при псевдобульбарной дизартрии.

Главным дефектом при псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста является нарушение фонетической стороны речи, т.е. нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи. Данное нарушение связано с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии может проявляться в разной степени в зависимости от характера и тяжести поражения нервной системы. При легкой степени нарушение звукопроизношения характеризуется отдельным искажением звуков, «смазанной речью». При более тяжелой

степени наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Симптоматикой псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста являются дефекты звукопроизношения и голоса, которые сочетаются с нарушениями артикуляционной моторики и речевого дыхания. Для таких детей свойственны полиморфные нарушения звукопроизношения, т.е. в устной речи у них нарушается произношение двух и более фонетических групп звуков.

Нарушения звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии характеризуются трудностями в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков [р, л, ш, ж, ч], потому что у детей нарушены главным образом наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения [1, с. 337].

Так же к основным дефектам нарушений устной речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией относятся мелодико-интонационные расстройства, которые значительно оказывают влияние на эмоциональную выразительность, разборчивость речи детей.

Нарушения голоса у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией имеют свою специфику, выраженную в недостаточной силе голоса (слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), отклонении тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, и т.д.), слабой выраженности или отсутствии голосовых модуляций (дети не способны произвольно менять высоту тона). Такие нарушения возникают вследствие парезов мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, изменений их мышечного тонуса и ограничения подвижности.

Паретичность или спастичность отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией определяют фонетические и просодические нарушения.

Дети с псевдобульбарной дизартрией неточно употребляют многие лексические значения. Их активный словарь богат существительными и глаголами, но в нем не хватает слов для обозначения признаков, состояния и качества предметов и действий. Дети с псевдобульбарной дизартрией слабо овладевают способами словообразования, испытывают сложности при подборе однокоренных слов, словообразовании при помощи суффиксов и приставок. Так же у таких детей в свободных высказываниях доминируют простые распространенные предложения, мало используются сложные конструкции [3, с. 12].

Итак, у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией нарушено произношение более сложных по артикуляции групп звуков,

характеризующееся нарушениями дыхания, голоса, интонационно -мелодической стороны речи, а так же слюноотделением.

Дефекты речи и моторной сферы у детей дошкольного возраста при псевдобульбарной дизартрии влияют на общее развитие детей. Такие дети характеризуются застенчивостью, необщительностью, пассивностью, а главное отстраненностью от детского коллектива из-за отстающего речевого развития.

Для детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией характерны нарушения эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в высокой эмоциональной возбудимости и повышенной истощаемости нервной системы. Дошкольники с псевдобульбарной дизартрией проявляют двигательную беспокойность, склонность к раздражительности, неустойчивость настроения, суетливость, грубость, непослушание. При утомлении принимает более выраженный характер двигательное беспокойство, возможны реакции истероидного типа (дети падают на пол, криком добиваются желаемого). С другой стороны, дети могут быть пугливыми, избегать трудностей, у них может проявляться заторможенность в незнакомых ситуациях и новой обстановке. У многих проявляются затруднения при формировании навыков самообслуживания.

У детей дошкольного возраста при псевдобульбарной дизартрии возможны затруднения при формировании пространственно-временных представлений, оптико-пространственного восприятия, конструктивного праксиса, фонематического анализа [4, с. 163].

Таким образом, в ходе исследования мы рассмотрели особенности психолого-педагогического развития детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение фонетической стороны речи вследствие недостаточной иннервацией речевого аппарата из-за органического поражения нервной системы. Дети дошкольного возраста при псевдобульбарной дизартрии характеризуются нарушениями артикуляционной моторики, звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Так же проявляются различной степени выраженности нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших психических функций.

Использованные источники:

1. Аникеенко Г.В., Каракулова Е.В. Недоразвитие моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. - Екатеринбург, 2017. - С. 336-338.

2. Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.

- М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2007. - Том 1. - С. 268-284.

3. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед. - 2009. - № 1. - С. 10-17.

4. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: дис. ...канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007.

- 263 с.

5. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - Екатеринбург, 2008. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.