Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности понимания младшими школьниками информационных текстов'

Психолого-педагогические особенности понимания младшими школьниками информационных текстов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕКСТ / ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунькова Елена Вячеславовна

В статье обсуждается проблема развития читательских умений учащихся младших школьников при работе с информационными текстами. В статье приводятся результаты исследования, направленного на проектирование и апробацию текстовых заданий, нацеленных на формирование у младших школьников читательских умений, обеспечивающих понимание информационных текстов. Проверяется гипотеза о том, что система заданий, нацеленных на обучение младших школьников работать с авторской логикой в информационных текстах, способствует повышению их уровня понимания информационных тестов. Приведены примеры заданий для учащихся 4-х классов, нацеленных на формирование грамотности чтения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности понимания младшими школьниками информационных текстов»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕКСТОВ

Лунькова Елена Вячеславовна

учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 773 «Центр образования «Печатники»,

РФ, г.Москва E - mail: lena.lunkova. 72@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается проблема развития читательских умений учащихся младших школьников при работе с информационными текстами. В статье приводятся результаты исследования, направленного на проектирование и апробацию текстовых заданий, нацеленных на формирование у младших школьников читательских умений, обеспечивающих понимание информационных текстов. Проверяется гипотеза о том, что система заданий, нацеленных на обучение младших школьников работать с авторской логикой в информационных текстах, способствует повышению их уровня понимания информационных тестов. Приведены примеры заданий для учащихся 4-х классов, нацеленных на формирование грамотности чтения младших школьников.

Ключевые слова: ФГОС; младшие школьники; читательская грамотность; информационный текст; понимание текста.

Актуальность нашего исследования связана с введением образовательных стандартов начального общего образования, в которых сформулированы требования к метапредметным результатам, связанным с пониманием информационных текстов. Так, одним из требований к результатам обучения является «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [9].

Действия смыслового чтения связаны с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание [1]. Именно эти умения и составляют основную трудность для младших школьников. Проблема трудностей в обучении школьников, связанная с пониманием ими прочитанного текста, уже длительное время является одной из самых обсуждаемых среди педагогов и психологов.

Так, в 1940-х гг. этой проблемой занимался А.Н. Соколов, в 1960-1990 гг - Липкина, Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и Л.А. Концевая, Г.Д. Чистякова, Н.П. Локалова, в 2000-х гг. — Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, О.Л. Обухова, О.В. Соболева Г.А. Цукерман и др.

В зарубежных исследованиях систематическое психологическое изучение понимания текста проводятся в течение последних 40 лет. Д. Кердеман, Д. П. Ньютон, Х. Вилди, Дж. Вэллес отмечают, что понимание есть необходимое условие процесса обучения, способствующее наличию гибких, глубоких ответов в сообщениях учащихся, положительно влияющее на процесс обучения, обусловливающее получение прочных и удовлетворяющих требованиям программы знаний (Kerdeman, 2003; Newton, D., Newton L., 2000; Wildy, Wallace, 1992) [2].

Кроме того, следует учесть, что за последние 50 лет в мире изменилась социокультурная ситуация. На людей, и на учащихся в частности, обрушивается огромный поток различной информации. Это требует от них новых умений работы с этой информацией, например, умение работать с противоречивой информацией, требующей критической оценки, умение строить гипотезы на основе предложенной в тексте информации, умение работать с точками зрения, которые не согласуются с житейскими представлениями и здравым смыслом [6].

Однако проведенные в последнее время мони-торинги говорят о том, что этими необходимыми умениями обладают далеко не все учащиеся. Вслед за Г.А. Цукерман, здесь и далее, говоря об информационном чтении, мы будем иметь ввиду не столько характеристики текста, сколько задачи, которые решает читатель этого текста. Чтение для получения информации принято отличать от художественного чтения [7].

Трудности, связанные с восприятием младшими школьниками информационных текстов, влекут за собой пагубные последствия для их дальнейшего обучения: учащиеся при чтении искажают формулировки заданий, инструкций, неверно воспринимают текст математической задачи, правила или сообщения [6].

Одна из основных трудностей, которую испытывает большинство выпускников начальной школы при чтении информационных текстов - это умение формулировать гипотезы, перенос полученных сведений на другую ситуацию. Гипотеза в явном виде в тексте не задается, однако в тексте обычно содержится информация, которая может стать отправной точкой для размышлений. Кроме того, это умение предполагает, что ученики также не умеют видеть в тексте условие задачи, отделяя избыточные данные и восстанавливая недостающие.

Поэтому возникла необходимость в разработке дополнительных текстовых заданий к учебнику окружающего мира, нацеленных на умение млад-

ших школьников при работе с информационными текстами работать с авторской логикой, формулировать гипотезы, осуществлять перенос полученных сведений на другую ситуацию.

В исследовании диагностики учебных достижений младших школьников Г.А. Цукерман показала роль текстов, описывающих естественнонаучные эксперименты [3]. С помощью этих текстов можно продиагностировать уровень понимания авторской логики, умение сформулировать гипотезу, отделить авторское сообщение от иной информации и др. В указанном исследовании эти тексты и задания к ним использовались как диагностические. В нашем исследовании мы использовали подобные тексты в качестве обучающих.

Цель исследования - спроектировать и апробировать текстовые задачи, нацеленные на формирование у младших школьников читательских умений,

обеспечивающих понимание информационных текстов.

Необходимость составления текстовых задач возникла после того, как ними были проанализированы тексты учебника по окружающему миру 4 класс:

1) Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл., Учебник для общеобразовательных учебных заведений, М.: Просвещение, 1996 г., УМК «Школа России».

2) Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл., Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях, М.: Просвещение, 2016 УМК «Школа России».

В качестве примера приведем тексты и задания к тексту из учебников по окружающему миру 1996 года и 2016 года по теме: «Мир глазами астронома» (описание планеты Меркурий).

Таблица 1.

Сравнительный анализ текстов учебника

1996 год 2016 год

Примеры текстов

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Своё название она получила в честь одного из древнеримских богов. Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной. Похожа на лунную и ее поверхность: те же многочисленные кратеры, горы. Из-за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до +4000 С. Меркурий практически лишен газовой оболочки - атмосферы (слово «атмосфера» образовано от греческих слов «атмос» - пар и «сфера» -шар. Спутников у него нет. [4] Самая маленькая планета - Меркурий. Её диаметр -4880 км. [5]

Примеры заданий

Подумайте! Используя материалы учебника, выпишите в таблицу температуры на разных планетах. Сравните их данные. Какой вывод из этого можно сделать? [4] Обсудим! Температура на Меркурии достигает +4800, на Марсе редко поднимается выше 00, на Юпитере температура близка к -1300, а на Сатурне приближается к -1700. Как вы это объясните? Проверь себя 1. Коротко расскажи о планетах Солнечной системы. 2. Назови планеты по схеме. Для самопроверки используй схему на с.5 учебника. [5]

Из таблицы видно, что структура текстов информационного типа и заданий к ним идентична.

Мы обнаружили, что в современном учебнике тексты, как и 10 лет назад, имеют энциклопедический характер, а задания - репродуктивный уровень, предполагающий восприятие информации и последующее воспроизведение ее.

Содержание учебника принципиально не изменилось и не может в полной мере способствовать реализации ФГОС. Учителю необходимо самостоятельно преобразовывать структуру текстов и заданий, способствующих формированию у младших школьников умения учиться.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил определить, что основными прие-

мами обучения младших школьников пониманию текста являются: самостоятельная постановка читателем вопросов в любое время процесса чтения, диалог с текстом, составление плана, построение таблицы как основы осмысления текста, пересказ прочитанного текста, компрессия текста (сжатый пересказ, тематические выписки, тезирование, конспектирование), аналитическое связное (письменное или устное) высказывание читателя о тексте.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что система заданий, нацеленных на обучение младших школьников работать с авторской логикой в информационных текстах, будет способствовать повышению уровня понимания информационных тестов.

В нашей работе мы подобрали задания, в которых учащиеся работали с авторской логикой и провели эксперимент с учащимися 4-х классов по формированию грамотности чтения информационных текстов на уроках окружающего мира.

На первом этапе исследования нами была определена выборка. Это 43 ребенка учащиеся 4-х классов (9-10 лет). Испытуемые были разделены на две группы: контрольная группа (КГ) - 20 человек; экспериментальная группа (ЭГ) - 23 человека.

В качестве методики, с помощью которой мы определяли уровень грамотности чтения младших школьников нами была выбрана методика «Пчёлы» (автор Г.А. Цукерман) [3].

Данная методика позволяет выявить особенности понимания младшими школьниками информационных текстов. Автором методики выделены триобласти компетентности читателя

информационных текстов - воспроизводящая, понятийная и творческая.

Понимание эмпирического слоя описания, требующее читательскойработы по реконструкции картины жизни, изображенной в тексте, соответствует первому уровню компетентности читателя информационного текста. Понимание рефлексивного слоя описания, требующее читательской работы по реконструкции мыслей автора по поводу картины жизни, изображенной в тексте, со соответствует второму уровню компетентности читателя информационного текста. Третьему уровню компетентности соответствует читательская работа, предполагающая использование авторской фактологии и логикидля созданиясвоих собственныхзнаний, не упомянутыхв тексте [7].

Для проверки гипотезы ними были выстроены формирующие занятия с учащимися четвертых классов по предмету «Окружающий мир», на которых была организована специальная работа по формированию грамотности чтения информационных текстов.

Приведем пример текстов и заданий.

Пример №1.

Прочитай текст и выполни задания.

Те метеориты, которые долетают до земли, -большая ценность для науки. Изучая эти кусочки из космоса, ученые определяют их состав, ведь это -вещества, которые получились не на Земле! Получается, можно узнать, из чего сделаны небесные тела. Пока что ни в одном метеорите нет неизвестных нам элементов. Значит, можно сказать, что метеориты состоят из тех же веществ, что и Земля и другие планеты Солнечной системы. Многие ученые думают, что метеоры - это осколки бывшей планеты. Есть мнение, что метеориты появились из-за извержений мощных вулканов на других планетах. А еще одна группа ученых считает, что метеориты, как и Земля, появились из облака пыли и газа, когда-то окружавшего Солнце.

1. Запишите свои вопросы к автору текста.

2. О каком новом явлении в поведении птиц вы узнали из текста?

3. Кратко запишите основную мысль текста

[8].

Пример №2.

Прочитай текст и выполни задания.

Ученые обнаружили очень интересный факт, который трудно объяснить. В Южной Америке обитают термиты, которые строят свои жилища на ветках деревьев. И один вид попугайчиков этим пользуется. Когда попугайчику нужно отложить яйца, он просто наполовину разрушает термитник и использует его как гнездо. Сначала термиты атакуют попугаев, но затем привыкают к ним и не трогают ни их самих, ни птенцов. А вот через дырки термитника пролезают враги термитов - муравьи и постепенно вытесняют хозяев. А попугаи на следующий год используют другие термитники. Непонятно поведение термитов. Они могли бы легко избавиться от попугаев, но почему-то этого не делают.

1. Запишите свои вопросы к автору текста.

2. О каком новом явлении в поведении птиц вы узнали из текста?

3. Кратко запишите основную мысль текста [8].

По результатам проведенного стартового

исследования (сентябрь) нами были получены следующие данные.

Рисунок 1. Результаты стартового исследования

По рисунку видно, что в экспериментальной группе большая часть учащихся - 25% имеют 1 уровень компетентности читателя информационных текстов, 22% учащихся показали 2 уровень компетентности, и 13% обучающихся показали 3 уровень компетентности. В контрольной группе большинство учащихся - 28% имеют 1 уровень компетентности читателя информационных текстов, 26% учащихся показали 2 уровень компетентности,

По рисунку 2 видно, что в экспериментальной группе уровни компетентности читателя информационных текстов в экспериментальной группе увеличились по сравнению с контрольной группой. ^критерий Манна-Уитни Шмп (0) находится в зоне значимости.

Помимо методики, которая подтвердила повышение уровня понимания информационных текстов в экспериментальной группе у младших школьников, эффективность экспериментальных занятий по окружающему миру можно было наблюдать и на

и 16% обучающихся показали 3 уровень компетентности.

Таким образом, по рисунку видно, что уровни компетентности читателя информационных текстов в контрольной и экспериментальной группах практически совпадают. ^критерий Манна-Уитни Шмп(2) находится в зоне незначимости.

На рисунке 2 представлены результаты исследования на конец учебного года (май).

других предметах. Например, на уроках математики ребята стали лучше решать задачи, т.к. стали лучше понимать тексты задач.

Таким образом, наша гипотеза о том, что система заданий, нацеленных на обучение младших школьников работать с авторской логикой в информационных текстах, способствует повышению их уровня понимания информационных тестов, подтвердилась.

В перспективе планируется продолжить данное исследование с учащимися в 5-ом классе.

Рисунок 2. Результаты исследования на конец учебного года

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; - М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

2. Борзова Т. В. Понимание текста в учебном процессе: особенности, специфика, перспективы (по материалам зарубежных источников) // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 213-218.

3. Диагностика учебной успешности в начальной школе (Под ред. П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина.- М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009.

4. Плешаков А.А., Крючкова Окружающий мир. 4 кл., Учебник для общеобразовательных учебных заведений, М.: Просвещение, 1996 г., УМК «Школа России».

5. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл., Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях, М.: Просвещение, 2016 УМК «Школа России».

6. Санина С.П., Енжевская М.В. Современные зарубежные исследования проблемы понимания текстов младшими школьниками [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 83—91. doi:10.17759/jmfp.2016050310

www.sibac.info

7. Цукерман Г.А. Как быть с грамотностью чтения информационных текстов в начальной школе? http://sam.ciced.ru/wp-content/uploads/2015/10/DM-gramotnost-chteniya-informatsionnyh-tekstov.pdf

8. Чудинова Е.В. Окружающий мир: 3 класс: 33 удовольствия! : научно-популярные тексты к авторскому курсу Е.В.Чудиновой-Е.Н.Букваревой / Е.В. Чудинова, А.А. Егорова. - Москва : Рассказовъ, 2003. - 40 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.