Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы с учащимися старшего школьного возраста'

Психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы с учащимися старшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2029
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЕДУЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна, Туков Вадим Александрович, Юновидов Георгий Юрьевич

В статье анализируются психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы со старшими школьниками, роль медиа в развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы с учащимися старшего школьного возраста»

2. Воробьева А.С. Значение изучения иностранного языка в эпоху глобализации // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития. СПб.: Институт бизнеса и права, 2008.

3. Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchatinostrannye-yazyki/ (дата обращения: 29.11.2018).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

12 3

Челышева И.В. , Туков В.А. , Юновидов Г.Ю.

1Челышева Ирина Викториновна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Туков Вадим Александрович - магистрант;

3Юновидов Георгий Юрьевич - магистрант, направление подготовки: организация работы с молодежью, кафедра педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А.П. Чехова, г. Таганрог

Аннотация: в статье анализируются психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы со старшими школьниками, роль медиа в развитии личности.

Ключевые слова: старшеклассники, возрастные особенности, ведущий тип деятельности, медиакультура, интернет.

Старший школьный возраст (соответствующий важному возрастному этапу ранней юности) определяется возрастными рамками с 15 до 18 лет. Ведущей деятельностью в данном возрасте является учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, интересы, самосознание, идеалы и ценности. В старшем школьном возрасте происходит дельнейшая социализация личности, знаменуя собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого.

Одной из центральных проблем в старшем школьном возрасте выступает выбор профессионального пути. Именно в выпускных классах школы наиболее активно развиваются профессионально значимые интересы и способности, формируется профессиональное самосознание, происходит углубленное изучение тех учебных предметов, которые выступают профилирующими при поступлении в профессиональные учебные заведения. Важную роль в процессе подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению принадлежит организатору работы с молодежью, одной из профессиональных задач которого выступает сопровождение процесса сознательного выбора профессии, оказание помощи учащимся в определении перспектив личностной и профессиональной самореализации.

В старшем школьном возрасте активно продолжается процесс познавательного развития. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность их систематизировать и упорядочивать. В данный период значительно возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности; существенно расширяется сфера осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об

окружающем мире. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития личности.

По мнению Р.С. Немова, в старших классах «развитие познавательных процессов детей достигает высокого уровня. Они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные» [2, с. 239]. Одновременно с увеличением продуктивности опосредствованного запоминания в данном возрасте наблюдается замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания. Характерной чертой раннего юношеского возраста является психологическая готовность и фактическая способность к различным видам научения [2, с. 44]. В эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Мышление старшеклассников становится более систематическим и критическим. Меняются способы запоминания информации, стремительно развивается творческая активность юношей и девушек.

Огромное значение для каждого современного молодого человека имеют произведения медиакультуры. Современная медиакультураочень неоднородна, «включает в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида, чувство групповой общности и солидарности, характерная манера поведения, ритуалы общения» [Федоров]. В связи с этим современные масс-медиа требуют весьма существенного внимания со стороны школы.

О.А. Баранов и С.Н. Пензин пишут: «информирование о социальных, политических, экономических и культурных событиях в семье и школе должно стать регулярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься не только учителя и родители, но и сами дети. Тогда у них выработается потребность в обращении к средствам массовой информации, установка на понимание, знание, запоминание прочитанного, или увиденного и услышанного, хороший вкус и избирательность в восприятии информации. Рекомендуя что-либо детям, родители и учителя постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий эффект обращения к средствам массовой информации, ее значение в развитии личности» [1, 42].

Современные школы достаточно хорошо оснащены компьютерной и телевизионной техникой, большинство педагогов признают все возрастающее влияние средств массовой коммуникации на подрастающее поколение. Поэтому к организации учебного и воспитательного процесса, в том числе - и экологического, необходимо активнее привлекать средства медиакультуры (телевидение, видео, прессу, кинематограф и т.д.). «Сфера образования и культуры также все более тесно связывается с виртуальным миром и принимает медийный характер: создана широкомасштабная сеть дистанционного обучения, для школьников и студентов разрабатываются электронные учебники, энциклопедии, справочные материалы, словари и т.п. В Интернете широко представлены виртуальные версии музеев, открываются виртуальные выставки как классического, так и современного искусства, картинные галереи, да и сохранение многих памятников мировой культуры все чаще происходит в цифровом формате» [3, с. 102].

Учащиеся старшего школьного возраста относятся к произведениям медиакультуры уже достаточно избирательно: у них накоплен достаточно большой опыт общения со средствами массовой коммуникации, имеются собственные предпочтения и интересы.

Список литературы

1. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся

молодежью: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005.

2. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2008.

3. Челышева И.В. Дети и интернет: взаимодействие с миром виртуальной культуры / Медиаобразование, 2014. № 3. С. 98-103.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ ГАЙМОРИТЕ Рютина Л.Н.1, Бидагаева Т.А.2, Пашаева Г.Т.3

1Рютина Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта;

2Бидагаева Татьяна Андреевна - студент; 3Пашаева Ганира Тохидовна - студент, кафедра таможенного дела и правоведения, факультет МЛиТД, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный университет путей и сообщения, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье изложены аспекты занятий физической культурой и спортом при гайморите. Рассматривается организация специальных упражнений для лечения и профилактики гайморита. Говорится об осознании роли физической культуры и спорта в дальнейшей жизни для понимания важности физического воспитания студентов. Предназначена для обучающихся всех направлений и специальностей, форм обучения, а также для преподавателей и всех интересующихся. Ключевые слова: заложенность носа, симптомы, лечение, комплекс упражнений.

Физическая культура и спорт являются неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. В настоящее время нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана со спортом и физической культурой. В последние годы все чаще упоминается о физической культуре не только как об автономном социальном факте, но и как об устойчивом качестве личности. Очень часто приходя к ЛОР- врачам, пациенты с плохим дыханием задумываются о возможности включения физической культуры в свой ритм жизни без нанесения ущерба их здоровью [1].

У обучающихся с заболеваниями ОРВИ одним из которых является гайморит появляется интерес заниматься физической культурой для улучшения дыхательной системы.

Гайморит — это воспаление слизистой оболочки гайморовой (верхнечелюстной) пазухи. Гайморит бывает: односторонним - при воспалении гайморовой пазухи с одной стороны; двусторонним - когда воспаляются обе гайморовы пазухи. Процесс воспаления активизируется при нарушениях свободных оттоков из пазухи слизистого секрета (с одной стороны или с обеих). В таком условии застоя создаётся идеальная среда для развития воспалительных процессов, когда организм испытывает трудности при борьбе с инфекцией [4].

По данным международной медицинской статистики, острым гайморитом и другими синуситами ежегодно заболевает около 10% населения развитых стран. Заболевание поражает людей всех возрастов. У детей до 7 лет гайморит почти не встречается, поскольку в этом возрасте придаточные пазухи еще недостаточно развиты. По той же статистике выявлено, что у больных с хронической формой гайморита, прошедших полный курс лечения в медицинском учреждении, полное выздоровление наступает только в 14% случаев, а у людей, подвергшихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.