Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности организации современного иноязычного учебного процесса в высшей школе'

Психолого-педагогические особенности организации современного иноязычного учебного процесса в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информатизация образования / психолого-педагогические особенности магистрантов / психолого-педагогические особенности миллениалов и центениалов / организация учебного процесса / высшая школа. / informatization of education / psychological and pedagogical features of undergraduates / psychological and pedagogical features of millennials and centennials / organization of the educational process / higher school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева А.А., Назаров Д.А., Алмазова Н.И.

Цель исследования – выявить психолого-педагогические особенности обучения современных студентов уровня магистратуры, находящихся в периоде юношества и принадлежащих к поколениям миллениалов и центениалов. Научная новизна заключается в сопоставительном анализе психофизических, психологических, а также социологических особенностей организации обучения современных студентов в условиях информатизации системы образования. В результате предложены рекомендации по организации процесса обучения миллениалов и центениалов в высшей школе на методически целесообразной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical features of the organization of the modern foreign language educational process in higher school

The purpose of this study is to identify the psychological and pedagogical features of teaching modern students of the master's level who are in their youth and belong to the generations of millennials and centennials. Scientific novelty lies in a comparative analysis of the psychophysical, psychological, and sociological features of the organization of education of modern students in the conditions of informatization of the education system. As a result, recommendations are proposed for organizing the process of teaching millennials and centennials in higher education on a methodologically expedient basis.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности организации современного иноязычного учебного процесса в высшей школе»

Psychological and pedagogical features of the organization of the modern foreign language educational process in higher school

Andreeva Antonina Andreevna, Senior Teacher, Graduate School of Applied Linguistics, Translation and Interpreting

Nazarov Denis Alexandrovich, Senior Teacher, Graduate School of Engineering Pedagogy, Psychology and Applied Linguistics

Almazova Nadezhda Ivanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Graduate School of Applied Linguistics, Translation and Interpreting

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

The purpose of this study is to identify the psychological and pedagogical features of teaching modern students of the master's level who are in their youth and belong to the generations of millennials and centennials. Scientific novelty lies in a comparative analysis of the psychophysical, psychological, and sociological features of the organization of education of modern students in the conditions of informatization of the education system. As a result, recommendations are proposed for organizing the process of teaching millennials and centennials in higher education on a methodologically expedient basis.

Keywords: informatization of education; psychological and pedagogical features of undergraduates; psychological and pedagogical features of millennials and centennials; organization of the educational process; higher school.

Цитировать: Андреева А.А., Назаров Д.А., Алмазова Н.И. Психолого-педагогические особенности организации современного иноязычного учебного процесса в высшей школе // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 266-271. EDN: NZENFF. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.48

Андреева Антонина Андреевна, старший преподаватель, Высшая школа лингводидактики и перевода

Назаров Денис Александрович, старший преподаватель, Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики

Алмазова Надежда Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Высшая школа лингводидактики и перевода

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель данного исследования – выявить психолого-педагогические особенности обучения современных студентов уровня магистратуры, находящихся в периоде юношества и принадлежащих к поколениям миллениалов и центениалов. Научная новизна заключается в сопоставительном анализе психофизических, психологических, а также социологических особенностей организации обучения современных студентов в условиях информатизации системы образования. В результате предложены рекомендации по организации процесса обучения миллениалов и центениалов в высшей школе на методически целесообразной основе.

Ключевые слова: информатизация образования; психолого-педагогические особенности магистрантов; психолого-педагогические особенности миллениалов и центениалов; организация учебного процесса; высшая школа.

УДК 378

5.8.7

Андреева А.А., Назаров Д.А., Алмазова Н.И.

Психолого-педагогические особенности организации современного иноязычного учебного процесса в высшей школе

Введение

Один из ключевых факторов успешной организации обучения, направленного на формирование способностей, является учет психологических особенностей современных студентов. Они являются целевыми установками, зафиксированными в регулирующих образовательных документах и определяющие качество каких-либо достижений в сфере образования. Фокусной группой, которая будет задействована в разработке технологии, направленной на формирование компетентности в области профессионального онлайн-взаимодействия на иностранном языке, будут будущие преподаватели иностранных языков, находящиеся в процессе магистерской подготовки в образовательных учреждениях с педагогическим уклоном.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в определении объективных психолого-педагогических особенностей обучения современных студентов уровня магистратуры.

Чтобы понять, как решить поставленные задачи, в статье применяется несколько методов исследования: анализ и изучение нормативного, педагогического и методического материала, а также изучение передового опыта вузов России.

Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных и зарубежных исследователей в области психофизических, психологически и социологических особенностей обучения: N. Howe, W. Strauss, Б.Г. Ананьев, А.А. Андреева, Д.О. Баринова, С.И. Сарамаха, С.А. Бергер, Н.В. Бордовская, Л.С. Выготский, И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова, Е.П. Звягинцева, Е.А. Мухортова, А.В. Леденева, А.Н. Леонтьев, Т.В. Малютина, М.Р. Мирошкина, Е.М. Ожиганова, С.Л. Рубинштейн, Н. Соколова, К.В. Султанов, А.А. Воскресенский, Е.И. Хомякова, М.М. Чашко, Е. Шамис, Е.Л. Никонов, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в нем теоретические положения и выводы вносят свой вклад в развитие научного дискурса по теме, а также позволяют объективно оценить психолого-педагогические особенности организации современного иноязычного учебного процесса. Теоретические аспекты и образовательная практика, описанные в данном исследовании, могут быть использованы в курсе лекций или семинаров в рамках повышения квалификации педагогов высшей школы.

Основная часть

Ученые отмечают, что ступень магистратуры предполагает предоставление углубленной и фундаментальной подготовки профессионалов высокого уровня. Обучение на уровне магистратуры - это процесс и результат освоения основной образовательной программы, которая направлена на развитие профессиональных навыков, личностных качеств и профессиональной компетенции, необходимых для решения инновационных задач, возникающих в процессе дальнейшего обучения. Главная особенность магистерской программы - это гибкость профессиональной подготовки, которая проявляется в реагировании на запросы современного общества [11; 20]. В свою очередь, это подтверждает значимость группы студентов, у которых есть мотивы, связанные с саморазвитием и дальнейшей профессиональной деятельностью.

Исследователи отмечают, что для достижения углубленной фундаментальной подготовки профессионалов высокого уровня на ступени магистратуры необходимо объединить учебную и исследовательскую деятельность. Важность развития исследовательского потенциала каждого студента, включая будущих преподавателей иностранных языков, и его свойств, творческой активности и интересов нельзя переоценить. Магистерская степень является ключевым моментом для развития исследовательского потенциала, включая творческий, интеллектуальный и личностный рост. Одной из важных составляющих являются практические, проблемные и проектные задания, предоставляемые в рамках обучения [6; 7]. В ходе нашего исследования особое внимание будет уделено мотивам саморазвития и профессиональной деятельности учащихся, связанным с их исследовательским потенциалом.

Ряд исследователей (А.Д. Каримова, Т.И. Кушнарева, М.М. Чашко, Е.Б. Ястребова и др.) выделяют определенные черты магистров, которые являются ключевыми участниками образовательного процесса. Это включает определение своего профессионального пути и стремление к развитию карьеры, имеющийся опыт (как учебный, так и профессиональный), а также высокий уровень мотивации к научной и академической деятельности, которая рассматривается ими как фактор, определяющий профессиональный рост. У студентов, которые зачислены в магистратуру, могут быть разные стартовые условия, в том числе связанные с предыдущим образованием, профессиональным опытом и опытом жизни, а также навыками изучения иностранных языков. В таком случае, для успешного формирования компетентностной основы будущей профессиональной деятельности необходимы методические усилия, ориентированные на развитие знаний и навыков в рамках учебной и профессиональной практической деятельности.

Согласно Т.В. Малютиной, студенческий возраст представляет собой период развития личности, который имеет определенные особенности. Если рассматривать лишь биологический аспект, то этот период можно отнести к юношескому возрасту, который у физиологов и антропологов связывается с возрастом 17‒25 лет. Студенческий возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, возможности планирования своего будущего и выбора путей самореализации. Б.Г. Ананьев выделяет две фазы периода юношества: раннюю юность и юность как таковую [13; 4]. Современное высшее образование делает первая фаза соответствующей бакалавриату, а вторая – обучению на уровне магистратуры (21–25 лет).

Юношество - это возрастной период, на котором личностное и профессиональное самоопределение, а также самосознание представляют собой новообразования. Эти изменения, как отмечал Л.С. Выготский, впервые возникают в данном периоде развития личности и определяют сознание индивида, а также открывают ему новые возможности для развития в будущем [8]. Для будущих преподавателей иностранных языков на этом этапе происходят психические и социальные изменения, которые определяют их жизнь внутри и снаружи, а также направляют их развитие в будущем.

С.Л. Рубинштейн считал, что наиболее важный возраст для того, чтобы установить свой собственный образ жизни и начать процесс самоопределения, это юношеский возраст. Этот процесс способствует внутренней и внешней последовательности человека, позволяя ему пропускать значение внешнего мира через призму собственных ценностей [16]. В свою очередь, в теории деятельности А.Н. Леонтьева было обращено внимание на изменение ведущего типа деятельности в юношеском возрасте. Д.Б. Эльконин определил этот период как смену ведущей деятельности от развития личных отношений к обучению и профессиональной деятельности [12; 24]. Следовательно, у будущих преподавателей иностранных языков в этом возрасте обнаруживаются мотивации, связанные с самоопределением, развитием и профессиональной карьерой.

Э. Эриксон утверждал, что юношеский период является ключевым в психосоциальном развитии личности, так как именно тогда индивид начинает планировать свое будущее и строить свою жизнь. Однако это время также сопровождается социальными и личностными выборами, идентификацией и самоопределением, что делает его кризисным [25; 13]. Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости эмоциональной поддержки студентов магистратуры на этом этапе их жизни, для того чтобы помочь им успешно преодолеть этот кризисный период и продолжить личностный рост.

Помимо изучения психофизиологических, психологических и возрастных особенностей будущих преподавателей иностранных языков, возможно стоит провести анализ характеристик обучающихся в контексте социологической теории поколений. Мы считаем, что такой подход в педагогике высшей школы недооценен, хотя активно используется в других областях, таких как социология, реклама, маркетинг, психология и подбор персонала.

Наборы убеждений и ценностей, характерные для людей разных возрастных групп, были описаны Н. Хоувом и У. Штраусом как концепция теории поколений. Она объясняет влияние исторических условий на формирование этих наборов на раннем жизненном этапе. В соответствии с концепцией, поколение - это люди, родившиеся примерно в течение 20–25 летнего периода жизни [1; 2; 3]. Что касается России, исследователи теории поколений (Ю.В. Асташова, А.А. Воскресенский, И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова, Е.П. Звягинцева, М.Р. Мирошкина, Е.А. Мухортова, Е.Л. Никонов, Е.М. Ожиганова, Н. Соколова, К.В. Султанов, Е.И. Хомякова, Е. Шамис и др.) уточнили периодизацию поколений, применительно к российской действительности. Стоит отметить, что разделение поколений, используемое авторами теории, основывалось на истории США.

В настоящее время в образовательном процессе задействованы студенты уровня магистратуры, родившиеся между 1998 и 2005 годами, которые относятся к поколениям миллениалов и центениалов. Интересное направление исследований заключается в использовании концепции теории поколений для выявления психолого-педагогических особенностей иноязычного обучения на магистерском уровне. Это позволяет понять ценности, которые движут представителями этих поколений и использовать их как источник внутренней мотивации. Согласно исследованиям, представители поколения Y (1985–2002) придают большое значение гражданскому долгу, морали, однако они скептически настроены к подчинению и ждут немедленной награды. Поколение Z (2003–2023), самое молодое, высоко ценит многозадачность, практичность, информационную и техническую грамотность и уделяет большое внимание доверительным отношениям с родителями [17; 21; 22; 5]. Применение концепции теории поколений в образовательном процессе высшей школы позволило бы адаптировать методику обучения к потребностям представителей этих поколений, создать понимание между студентами и преподавателями с учетом их различий и повысить мотивацию учащихся [18; 21; 22; 5].

Согласно отечественным и зарубежным исследованиям в области социологии, а также на основе опыта преподавания в высшей школе, можно выделить психологические особенности обучающихся современных поколений, которые следует учитывать при разработке методических подходов к организации учебного процесса. Особое внимание стоит уделить факту того, что студенты этого поколения выросли в эпоху развития мобильных устройств, Интернета и социальных сетей. Их стиль жизни, мышление и восприятие информации сильно зависят от данных технологий, и они проводят большую часть своего времени за мобильными или стационарными устройствами, что нужно учесть при выборе методик, принципов и средств обучения, включая применение современных программных и аппаратных средств ИКТ [18; 9; 21; 22; 5]. Также следует учитывать данную особенность при изучении иностранных языков.

Отмечается, что члены этих поколений обладают клиповым мышлением, что позволяет им легко осваивать обильную информацию и приспосабливаться к быстроменяющемуся миру. Однако такое поведение не всегда способствует тому, чтобы они смогли сосредоточить внимание на решении проблем и формировании логических цепочек, и они предпочитают просмотровое чтение. В связи с этим исследователи рекомендуют использовать в обучении аудиовизуальные средства, такие как инфографику, яркие иллюстрации, схемы и модели, чтобы обеспечить мультимедийность, интерактивность и наглядность [21; 22; 15; 5]. При изучении иностранного языка такой подход также должен быть учтен, а использование аудиовизуальных инструментов должно быть профессионально обоснованным.

Сегодня студенты могут легко получить доступ к информации в Интернете, что меняет роль преподавателя в образовательном процессе. Исследователи подчеркивают, что, помимо лекций, преподаватель должен стать наставником, координатором и помощником студентов. Для этого, особенно в процессе изучения иностранного языка, необходимо использовать современные ИКТ-средства, которые предоставляют творческие задания и проблемно-поисковый метод обучения. Такой подход поддерживают исследователи в своих работах [17; 14; 23; 5].

Согласно исследованиям, современные студенты, которые относятся к новому поколению, хотят проявить свой творческий потенциал, однако более практично - через участие в конкурсах и соревнованиях. Поэтому использование творческих, проблемных и проектных методов обучения иностранным языкам является методически оправданным и позволяет удовлетворить их потребности [19; 18; 10; 5].

Исследователи отмечают, что для того, чтобы молодые люди могли успешно развиваться в своей профессиональной сфере на мировой арене, крайне важно выбирать образовательный материал исходя из его актуальности, соответствия реалиям и подлинности на иностранном языке. Это позволит им получить необходимые знания и понимание современной отрасли, как глобально, так и на местном уровне [9; 21; 22; 5].

Заключение

Изучение особенностей учебного процесса магистрантов, которые находятся в периоде юности и относятся к поколениям миллениалов и центениалов, показало, что они имеют следующие потребности в обучении, в том числе, в изучении иностранных языков:

1) потребность в большей ясности и взаимодействии в учебном процессе из-за их склонности к клиповому мышлению;

2) необходимость ярковыраженной ориентации на практику в обучении, поскольку у них меняется доминирующий тип деятельности на учебно-профессиональную, требующую овладения научными понятиями и профессиональными знаниями и навыками;

3) потребность в получении знаний и умений, способствующих их профессиональной мобильности, потому что они мотивированы стремлением к саморазвитию, самоопределению и дальнейшей профессиональной деятельности;

4) необходимость выполнения творческих заданий, так как в этом возрасте они стремятся к саморефлексии и нуждаются в положительном поддерживающем эмоциональном опыте;

5) потребность в активном и осознанном использовании аппаратных и программных средств ИКТ, потому что они планируют свое будущее и пути самореализации в условиях информатизации.

Литература:

1. Howe N., Strauss W. (1991). Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069.

2. Howe N., Strauss W. (1997). The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny.

3. Howe N., Strauss W. (2002) Millennials: A profile of the Next Great Generation (DVD). WMFE & PBS. ISBN 978-0-9712606-7-2.

4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. - 280 с.

5. Андреева А.А. Психолого-педагогические особенности обучения будущих преподавателей иностранных языков с точки зрения социологической теории поколений / А.А. Андреева, Д.О. Баринова, С.И. Сарамаха // Успехи гуманитарных наук. – 2021. – № 1. – С. 59-65. – EDN HZUMCQ.

6. Бергер С.А. Развитие теории научно-исследовательской деятельности преподавателя педагогического вуза в контексте непрерывного педагогического образования: дис. … канд. пед. н. - Ростов-на-Дону, 2001.

7. Бордовская Н.В. Методологический статус понятия «исследовательский потенциал студента» // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. - М, 2012. - № 2(26).

8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.

9. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений: современное развитие и прикладные аспекты // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2016. - № 14.

10. Звягинцева Е.П., Мухортова Е.А. Метакачества студентов поколения «игрек», определяющие успешность их обучения и карьеры в финансово-экономической сфере (на примере студентов финуниверситета) // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». – 2015. - № 6(1).

11. Леденева А.В. Профессионально-квалификационный портрет магистранта / А. В. Леденева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 31 января 2015 г. Секция «Педагогика и психология». - Белгород, 2015. - Вып. 7–10. - С. 78–81.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

13. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // ОНВ. - 2014. - №2 (126).

14. Мирошкина М.Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. – 2014. - № 2.

15. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2015. - №1.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 705 с.

17. Соколова Н. Поколение игрек // Wayback Machine // Профиль. - 2010.

18. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2015. - №3 (36).

19. Хомякова Е.И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе // Известия Томского политехнического университета. - Т. 319. – 2011. - № 6. - С. 153-156.

20. Чашко М.М. Особенности обучения иностранным языкам на уровне магистратуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. - №1 (790).

21. Шамис Е., Никонов Е.Л. В семье не без Миллениума. Что делать поколению, которое меняет мир. - RuGenerations, Синергия, 2019. - 184 с.

22. Шамис Е., Никонов Е.Л. Теория поколений. Необыкновенный Икс. - RuGenerations, Синергия, 2019. - 130 с.

23. Шамис Е., Никонов Е.Л. Теория поколений. Стратегия Беби-Бумеров. - RuGenerations, Синергия, 2017. - 256 с.

24. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - № 4.

25. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.