Научная статья на тему 'Партнерские отношения в браке: репрезентации двух поколений'

Партнерские отношения в браке: репрезентации двух поколений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
409
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В БРАКЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПОКОЛЕНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ С ПАРТНЕРОМ / PARTNERSHIP IN MARRIAGE / SOCIAL REPRESENTATIONS / GENERATIONS / COMMUNICATION WITH THE PARTNER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Татьяна П., Шмидт Дарья А.

В статье излагаются результаты исследования социальных представлений о партнерских отношениях двух поколений X и Y. Выборка составила 368 чел. Опрос проводился по авторской анкете, включающей пять блоков. Результаты показали, что общими для обоих поколений являются нравственные основы брака идеи ответственности, верности, нацеленности на долгосрочные отношения. Миллениалы больше ценят способность партнеров договариваться, нацеленность на взаимную помощь в развитии, отсутствие сексуальных ограничений между партнерами. Различия обнаружены и в сфере отношения к родительству, хозяйственно-бытовой сфере, а также в стремлении миллениалов к личной автономии и в нежелании отказываться в браке даже от части своих интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Емельянова Татьяна П., Шмидт Дарья А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership in marriage: representations of two generations

The results of a study of social ideas about partnership between two generations X and Y are presented in the article. The sample was 368 people. The survey was conducted according to the author's questionnaire, which includes five blocks. The results showed that common to both generations are the moral foundations of marriage the ideas of responsibility, fidelity, and focus on longterm relationships. Millennials value the ability of partners to negotiate, the focus on mutual development assistance, the absence of sexual restrictions between partners. Differences were also found in the sphere of attitude to parenthood, the household sphere, as well as in the desire of millennials for personal autonomy and in the unwillingness to refuse to marry even part of their interests.

Текст научной работы на тему «Партнерские отношения в браке: репрезентации двух поколений»

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2019-4-63-79

Партнерские отношения в браке: репрезентации двух поколений

Татьяна П. Емельянова

Институт психологи Российской академии наук, Москва, Россия, t_emelyanova@inbox.ru

Дарья А. Шмидт

Московский гуманитарный университет, Москва, Россия, daiiashmidt@mail.ru

Аннотация. В статье излагаются результаты исследования социальных представлений о партнерских отношениях двух поколений - X и Y. Выборка составила 368 чел. Опрос проводился по авторской анкете, включающей пять блоков. Результаты показали, что общими для обоих поколений являются нравственные основы брака - идеи ответственности, верности, нацеленности на долгосрочные отношения. Миллениалы больше ценят способность партнеров договариваться, нацеленность на взаимную помощь в развитии, отсутствие сексуальных ограничений между партнерами. Различия обнаружены и в сфере отношения к родительству, хозяйственно-бытовой сфере, а также в стремлении миллениалов к личной автономии и в нежелании отказываться в браке даже от части своих интересов.

Ключевые слова: партнерские отношения в браке, социальные представления, поколения, коммуникация с партнером

Для цитирования: Емельянова Т.П., Шмидт Д.А. Партнерские отношения в браке: репрезентации двух поколений // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. №.4. С.63-79. DOI:

10.28995/2073-6398-2019-4-63-79

Partnership in marriage: representations of two generations Tatiana P. Emelyanova

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, t_emelyanova@inbox.ru

© Емельянова Т. П.,Шмидт Д.А.,2019

Daria A. Shmidt

Moscow Humanitarian University, Moscow, Russia, dariashmidt@mail.ru

Abstract. The results of a study of social ideas about partnership between two generations - X and Y - are presented in the article. The sample was 368 people. The survey was conducted according to the author's questionnaire, which includes five blocks. The results showed that common to both generations are the moral foundations of marriage - the ideas of responsibility, fidelity, and focus on long-term relationships. Millennials value the ability of partners to negotiate, the focus on mutual development assistance, the absence of sexual restrictions between partners. Differences were also found in the sphere of attitude to parenthood, the household sphere, as well as in the desire of millennials for personal autonomy and in the unwillingness to refuse to marry even part of their interests.

Keywords: partnership in marriage, social representations, generations, communication with the partner

For citation: Emelyanova TP, Shmidt DA. Partnership in marriage: representations of two generations. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2019;4:63-79. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-4-63-79

Введение

Брачные отношения в современном обществе за последние десятилетия подверглись радикальным изменениям как по форме (люди вступают в такие отношения, как гражданский брак, «свингерство», гостевой брак, открытый брак, синтрагамный брак, бикарьерная семья и др.), так и по структуре (бездетный брак, одинокое материнство, коммуны и др.). Характер партнерских отношений в браке в связи с большим диапазоном его возможных форм также претерпел значительные трансформации за исторически краткий период времени.

Основываясь на этом, мы предположили, что черты желательного партнера и партнерских отношений в разных возрастных когортах общества существенно различаются, что может порождать межпоко-ленческие барьеры. В частности, в настоящей статье авторы обсуждают проблему различий в репрезентациях поколений «отцов» и «детей», а именно, поколений X и Y. Авторы полагают, что концепция социальных представлений (СП) [Moscovici 1976] обеспечивает адекватную методологическую основу для анализа феномена партнерских отношений. Структурный подход [Abric 2000, Moliner 2015] в рамках этой концепции позволяет дать качественно-количественное описание общего и различного в репрезентациях двух поколенческих групп.

Выборка и задачи исследования

Выборка составила 368 человек, среди них представителей поколения X (35-55 лет) 176 человек и поколения Y (18-34 года) 192 человека. Исследование было проведено в 2018 г. среди москвичей методом опроса, сбор анкет осуществлялся с помощью метода «снежный ком». Опрос проводился по авторской анкете, состоящей из пяти блоков: 1) авторский опросник СП о брачном партнере (45 утверждений, оцениваемых по шкале от 1 до 5), разработанный на основе результатов предыдущих этапов исследования - контент-анализа эссе респондентов и публикаций в социальных сетях [Емельянова, Шмидт 2017, Емельянова, Шмидт 2018]; 2) опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой [Волкова 2007, с 184-194], адаптированный для заполнения респондентами обоего пола 3) модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения, 4) блок социально-демографических характеристик, 5) блок о каналах коммуникации и опыте пользования социальными сетями.

Обработка результатов осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 22. Были проанализированы частотные распределения, таблицы сопряженности, а также проделан корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона. Для выделения ядра и периферии СП использовался коэффициент Ж.-К. Абрика [Abric 2000, pp. 87-89], с целью выявления различий применялся непараметрический критерий U Манна-Уитни для двух независимых выборок.

Задачи исследования:

1. Проанализировать структуру СП о партнерских отношениях в браке у респондентов двух поколений, определить различия в ядрах СП у представителей поколения Х и Y (миллениалы).

2. Выявить особенности СП миллениалов относительно предпочтений в распределении ролей в семье, готовности жертвовать своими интересами ради партнера, роли и места мессенджеров в общении с партнером и др.

3. Проанализировать оценки ролевой адекватности в паре у представителей поколения Х и миллениалов.

Результаты исследования

Данные СП о партнерских отношениях были получены в результате обработки шкальных оценок утверждений авторского опросника в соответствии с методикой Ж.-К. Абрика, который предложил использовать коэффициент позитивных ответов - TCP (Taux catégorique positif) для каждого из 45 утверждений опросника. Расчет коэффициента TCP (i) производился по следующей формуле [Abric 2000, pp. 87-89]:

= И( 4) + п(5) 100

N

где n(4) - число ответов «скорее согласен», n(5) — число ответов «абсолютно согласен», N - общее число ответов.

Согласно полученным данным, в ядро СП респондентов обеих возрастных групп (это элементы, коэффициенты которых выше среднего плюс среднеквадратичное отклонение) входят следующие утверждения: «Настоящая семья имеет общие мечты и планы на будущее» (TCP=90 у миллениалов и представителей поколения Х); « Чувство юмора делает отношения с партнером более гармоничными» (91 и 89 баллов соответственно); «В крепкой семье партнер не боится брать на себя ответственность за жизнь близких» (91 и 94); «Крайне важно, чтобы твой партнер умел находить выход из трудных жизненных ситуаций» (90 и 89); «Нужно стремиться найти такого партнера, с которым можно было бы прожить жизнь» (89 и 88); «Это не врождённое чувство быть верным, это решение» (86 и 85). Кстати, данный элемент СП в поколении Х коррелирует с полом (чаще поддерживается женщинами, корреляция значима на уровне р<0,05).

Таким образом, у представителей двух рассматриваемых нами поколений оказались общими нравственные основы брака: базу СП о партнерстве в браке составляют идеи ответственности, верности, нацеленности на долгосрочные отношения.

В ядро СП миллениалов, помимо указанных пунктов, входят три утверждения, которые не встречаются у представителей поколения X: «Все проблемы возникают, когда люди почему-то не могут сесть и спокойно поговорить о наболевшем» (TCP=89 баллов у миллениалов и 79 у представителей поколения Х, различия значимы на уровне р<0,05); «У партнеров в сексе не должно быть никаких ограничений, никакого стеснения» (89 баллов у миллениалов против 73 у представителей поколения Х, различия значимы на уровне р<0,001); «Основная задача партнеров — помогать друг другу развиваться во всех отношениях» (89 баллов у миллениалов сравнительно с 82 у представителей поколения Х, различия значимы на уровне р<0,05).

Значимых различий между мужчинами и женщинами миллениалами в ядерных элементах не зафиксировано, что свидетельствует о том, что ядро СП является конструктом, не зависящим от пола. Таким образом, можно отметить, что миллениалы, в отличие от поколения Х, нацелены на совместное развитие и конструктивное решение проблем, а также на отсутствие ограничений в сексе.

Среди специфичных элементов ядра СП поколения X можно отметить только один: «Хочется жить с сексуально привлекательным

человеком». По мнению авторов проекта «RuGeneration», эгалитарные установки представителей поколения Х привели к тому, что инициаторами романтических отношений все чаще становятся женщины [Васильева 2009]. Исследователи делают акцент на том, что представители поколения Х воспринимают партнера как равного себе, уважая его личность и интересы. Они не стремятся раствориться в партнере, а, напротив, нацелены на равноправные отношения, в том числе и в финансовых делах [Гришай, Зенин 2018, с. 88-93]. Так, в семьях данного поколения зачастую сосуществуют три бюджета: общесемейный и каждого из супругов в отдельности [Васильева 2009]. Это рано повзрослевшие самостоятельные люди («дети с ключом на шее»), индивидуалисты-одиночки, которые демонстрируют скептический настрой по отношению к жизни, принимают изменения, но не стремятся к ним. Кроме того, в этом поколении отмечается значительное количество трудоголиков [Шамис, Никонов 2019a].

Среди поколения Y, по наблюдениям аналитиков, описанные тенденции получили дальнейшее развитие. Партнеры все меньше проявляют готовность жертвовать личными интересами ради брака, а женщины берут на себя главенствующую роль в семье [Соколова 2010, Шамис, Никонов 2019b]. Женщины-миллениалы стали смелее заявлять о своих желаниях и чаще становятся инициаторами как начала, так и разрыва отношений [Васильева 2009]. Данные тенденции отчасти находят подтверждение и в нашем исследовании: миллениалы реже, чем представители поколения Х, соглашались с утверждением « Совместная жизнь предполагает отказ от части своих интересов, и это нормально» (TCP=36 баллов среди миллениалов против 60 у поколения Х, различия значимы на уровне р<0,001). Однако с утверждением « Сегодня определяющая роль в семье принадлежит женщинам» чаще соглашались представители поколения X (33 баллов против 25 среди миллениалов, различия значимы на уровне р<0,05). Результаты наших предыдущих исследований показывают, что причина кроется в растущем запросе на возвращение «истинных» мужественности и женственности [Емельянова, Шмидт 2017, Емельянова, Шмидт 2018]. Данный запрос формулируется и широко пропагандируется популярными пабликами в социальных сетях, и многие представители поколения Y, по-видимому, интегрируют его в свои СП о брачном партнере. Вот примеры высказываний [Емельянова, Шмидт 2017] из групп «ВКонтакте»: «Девушки, ждете принца ? Ведите себя как подобает Женщине, Матери его будущих детей»; «О Боже! Ты создал женщин женщинами, а они хотят стать роботами и еще деньги за это требуют!»; «Женщине следует понимать, что, устраиваясь на работу

ради денег, она автоматически берет на себя мужские функции и теряет свою женскую суть ... Почему? Потому что пытается соревноваться с мужчинами в их мужской сути!»; «Мужчина в отношениях всегда задает направление, т. е. предлагает проявить интерес к чему-нибудь новому, где, по его мнению, могут возникнуть новые впечатления, и тем самым ему начнут внимать».

В первую очередь, под воздействие такого императива попадают женщины, что подтверждается данными нашего опроса.

Таблица 1 Репрезентация миллениалами ролей мужчины и женщины в паре (значение коэффициентов TCP)

Мужчины Женщины Различия

Сегодня определяющая роль в семье принадлежит женщинам 11 28 0,002**

Многие проблемы современных семей оттого, что женщины утратили истинную женственность, а мужчины - мужественность 28 64 0,000***

Настоящая женщина все может сделать сама, но настоящий мужчина никогда этого не допустит 36 67 0,000***

Рядом с мужчиной женщина должна позволить себе быть слабой 39 71 0,000***

Задача женщины - избавить мужчину от мелких забот таких, как выбор подарков родственникам 19 37 0,016**

Женское поведение - результат мужского отношения 28 51 0,016**

Примечания. Уровень значимости различий: * p < 0,05; ** p < 0,01; *** p

< 0,000; оценка по критерию и Манна-Уитни

Как было указано выше, в ядро СП обоих поколений входит элемент, касающийся верности, причем миллениалы чаще, чем представители поколения Х, соглашаются с утверждением «Нет верности, значит, нет любви» (73 балла против 61 среди представителей поколения Х, значимые различия на уровне р<0,05).

Среди миллениалов идею верности в большей степени поддерживают женщины, которые чаще соглашались с высказываниями «Нет верности, значит, нет любви» (77 балла против

58 среди мужчин поколения Y, значимые различия на уровне р<0,05), а также «Почти каждая женщина хотела бы хранить верность. Трудность лишь в том, чтобы найти такого мужчину, для которого можно было бы хранить верность» (47 баллов против 25 среди мужчин, значимые различия на уровне р<0,05).

Женщины-миллениалы также в большей степени ориентированы на создание долгосрочных отношений, что подтверждается высокой степенью согласия с высказываниями «Встречайтесь так, чтобы в будущем пожениться. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на бессмысленные отношения» (65 баллов против 36 среди мужчин, значимые различия на уровне р<0,001), а также «Не будьте с кем попало, ждите родную душу» (72 балла против 56 среди мужчин, значимые различия на уровне р<0,05). Для сохранения отношений женщины-миллениалы готовы поступиться амбициями: они чаще мужчин соглашались с высказыванием «Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями» (70 баллов против 50 среди мужчин, значимые различия на уровне р<0,05).

Мужчины поколения Y, напротив, ориентированы на менее продолжительные отношения, что выражается в высокой степени согласия с высказыванием «На разных жизненных этапах допустимо иметь разных спутников жизни» (75 баллов против 47 среди женщин, значимые различия на уровне р<0,005). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что мужчины и женщины по-разному видят ценность прочности и надежности отношений в паре.

По поводу еще одного элемента ядра СП миллениалов -сексуальной жизни - также наблюдаются небольшие различия в оценках мужчин и женщин. Последние чаще соглашались с утверждением «Самый лучший секс с тем, с кем хорошо и без секса» (78 баллов против 64 среди мужчин из поколения Y, значимые различия на уровне р<0,05). В целом, миллениалы в большей степени, нежели представители поколения Х, ориентированы на интенсивность чувств, что выражается в согласии с утверждениями «Пусть будут истерики и скандалы. Главное, чтобы чувства были настоящими» (39 баллов против 18 у поколения Х, значимые различия на уровне р<0,001), а также «Самая большая ценность в жизни — чувства, неважно, сколько они продлятся» (50 баллов против 42 среди поколения Х, значимые различия на уровне р<0,05). Значимых различий по полу здесь не зафиксировано.

Особенности СП миллениалов отражаются и в установках на минимизацию границ личного пространства с партнером. Миллениалы чаще, чем представители поколения Х, соглашались с утверждением

«У партнеров не должно быть секретов друг от друга» (47 баллов против 33 у поколения Х, различия значимы на уровне р<0,001) и реже — с высказыванием «Излишняя откровенность с партнером приносит только неприятности» (27 баллов против 51 у миллениалов, различия значимы на уровне р<0,001).

Результаты, полученные после анализа ответов на опросник ролевых ожиданий и притязаний в браке А.Н. Волковой [Волкова 2007], указывают на то, что у представителей обоих поколений оценки находятся в диапазоне от 4,00 до 6,99 балла (средние значения). Из таблицы 2 видно, что для поколения Х почти все шкалы семейных ценностей, кроме внешней привлекательности, имеют несколько бульшую значимость, особенно велики различия по шкалам «Родительско-воспитательная» и «Личностная идентификация с супругом».

Таблица 2 Интегральные оценки по опроснику А.Н. Волковой (в баллах)

Шкалы Поколение Y Поколение X

семейных ценностей Мужчин ы женщин ы среднее мужчин ы женщин ы среднее

Интимно-сексуальная 4,22 4,38 4,30 4,74 4,00 4,37

Личностная идентификац ия с супруг(ом)/ ой 5,81 6,38 6,10 6,48 6,52 6,50

Хозяйственно -бытовая 5,09 6,01 5,55 5,77 5,85 5,81

Родительско-воспитательн ая 4,92 5,98 5,45 6,64 6,05 6,35

Социальная активность 5,99 6,99 6,49 6,39 6,63 6,51

Эмоциональн

о- психотерапевтическая 6,22 6,94 6,58 6,38 6,85 6,62

Внешняя привлекатель -ность 5,46 6,35 .5,91 5,69 6,11 5,90

Примечания. Низкие оценки по шкалам - 0-3 балла; средние - 4-6 балла; высокие - 7-9 баллов

Зафиксированы межпоколенческие различия по отдельным утверждениям «Родительско-воспитательной» шкалы семейных ценностей: представители поколения Х чаще соглашались с высказываниями «Мужчина/женщина, который(ая) тяготится

отцовством/материнством, неполноценный(ая) мужчина/женщина» (61 балл против 45 у миллениалов, различия значимы на уровне р<0,005) и «Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка»> (70 баллов против 55 среди миллениалов, различия значимы на уровне р<0,05).

Миллениалы чаще соглашались с утверждением шкалы «Внешняя привлекательность» - «Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу» (63 балла против 53 у поколения Х, различия значимы на уровне р<0,05). Представители поколения Y в большем количестве ответов демонстрировали склонность к оказанию психологической поддержки ближнему (согласие с утверждением «Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей» - 82 балла против 74 у поколения Х, различия значимы на уровне р<0,05).

Методика А.Н. Волковой позволяет оценить ролевую адекватность партнеров. Например, ролевая адекватность жены будет равняться разности оценок ролевых притязаний жены и ролевых ожиданий мужа, и наоборот4. У представителей поколения Y наблюдается недостаток ролевой адекватности мужчин: ожидания женщин превосходят притязания мужчин (разность между притязаниями и ожиданиями составляет -7,54 балла). При этом представительницы слабого пола, наоборот, немного превосходят ожидания мужчин (разность 2,59 балла). Среди поколения Х ситуация несколько иная: и мужчины, и женщины не дотягивают до ожиданий противоположного пола (мужчины -4,43 балла, женщины -2,12 балла), однако абсолютные значения несоответствий невысоки. Таким образом, наиболее сильное несоответствие наблюдается именно у поколения Y, что может препятствовать выстраиванию гармоничных взаимоотношений с партнером.

Миллениалы взрослели в период бурной информатизации, что, по мнению исследователей, сделало их крайне зависимыми от технологий [Howe, Strauss 2000, p. 184]. Ввиду постоянного доступа к сети Интернет представители поколения Y избавлены от необходимости запоминать большие объемы информации. Кроме того, миллениалы, как считают аналитики, предпочитают получать информацию не посредством текстовых документов, а в виде изображений, фильмов, аудиофайлов [Ожиганова 2015, с. 96]. Данная тенденция обусловливает повышенный интерес поколения Y к социальным сетям,

4 Ролевые ожидания - это установка на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания - личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли.

где информация чаще всего подается как раз в сжатом, фрагментированном виде. Среди миллениалов особой популярностью пользуются социальные сети «ВКонтакте» и «Инстаграм» (см. табл. 3), причем вторая как раз характеризуется акцентом на визуальные средства передачи информации.

Таблица 3 Использование социальных сетей представителями разных поколений (доля респондентов)_

Какими социальными сетями вы пользуетесь хотя бы иногда? Поколение Y Поколение Х

ВКонтакте 89,1% 59,7%

Фейсбук 26,0% 46,0%

Одноклассники 26,6% 42,0%

Инстаграм 70,8% 41,5%

Твиттер 5,7% 2,3%

Живой Журнал 6,3% 22,7%

Мой мир 1,0% 11,4%

Не пользуюсь социальными сетями 1,0% 9,1%

Другое 2,1% 1,1%

Для миллениалов пользование соцсетями представляет собой неотъемлемую часть жизни: 90,6% представителей поколения, по данным нашего опроса, заходят в социальные сети ежедневно. Среди пользователей поколения Х доля таковых оказалась 82,6%. 49,7% пользователей из поколения Y посвящают социальным сетям более двух часов в день (среди пользователей поколения Х этот показатель составляет 26,3%).

Большее внимание миллениалов (чем поколения Х) к аудиовизуальному контенту демонстрируют данные, представленные в табл. 4, к тому же миллениалы незначительно чаще используют соцсети в качестве мессенджеров.

Таблица 4 Использование сервисов социальных сетей представителями разных поколений (доля тех, кто пользуется социальными сетями)_

Что из перечисленного вы делаете в социальных сетях? Поколение У Поколение Х

Читаю ленту новостей 86,9% 87,5%

Делаю публикации (фото, текст, видео) 65,4% 63,8%

Делаю перепосты публикаций других людей 34,6% 34,4%

Пишу и читаю личные сообщения 81,7% 75,6%

Слушаю музыку, смотрю видео, картинки, читаю тексты развлекательного характера 65,4% 38,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слушаю музыку, смотрю видео, картинки, читаю тексты познавательного характера 64,4% 46,9%

Затрудняюсь ответить 0,5% 3,8%

Установка миллениалов на общение с помощью СМС и мессенджеров, о которой пишет Е.М. Ожиганова [Ожиганова 2015, с. 96], находит подтверждение в данных нашего опроса. Представители поколения У общаются с партнером/потенциальным партнером с помощью электронной переписки так же часто, как и с помощью голосовых звонков (см. табл. 5), в то время как для представителей поколения Х переписка не является столь важным форматом коммуникации с партнером.

Таблица 5 Распределение ответов на вопрос «Как часто вы общаетесь с супругом / партнером / потенциальным партнером с помощью следующих средств коммуникации» (доля ответов «часто» и «всегда»)

Средства коммуникации Поколение У Поколение Х

Личное общение 79,7% 79,9%

Голосовые звонки 63,0% 58,3%

Переписка (по электронной почте, через мессенджеры, соцсети) 65,6% 42,0%

48,2% миллениалов отметили, что часто встречают в социальных сетях публикации по теме взаимоотношения мужчин и женщин (среди пользователей поколения Х этот показатель составляет 35,0%, значимые различия на уровне р<0,05). только 11,5% респондентов из поколения Y заявили, что не видят таких публикаций или затруднились ответить на вопрос.

Обсуждение результатов

Применение поколенческого подхода [Шамис, Никонов 2019a, Шамис, Никонов 2019b, Howe, Strauss 2000, Исаева 2011, Петрушихина, Солодникова и др. 2016] позволило сопоставить взгляды на брачное партнерство представителей поколений Х и Y. Проведенное исследование выявило как сходства, так и различия в СП о партнерских отношениях в браке у респондентов, принадлежащих к этим двум поколениям. При сходстве традиционных для российского общества представлений о надежности, ответственности и верности партнеров, общности планов на будущее респонденты группы миллениалов большее значение, чем респонденты поколения их родителей, придают «договороспособности» партнеров, их умению обсуждать насущные проблемы. Также отличительной чертой миллениалов оказалась нацеленность на взаимную помощь партнеров в развитии - идея, одинаково выраженная как у мужчин, так и у женщин. Единодушие миллениалов проявилось и в декларировании свободы в проявлениях сексуальности, отсутствия ограничений и стеснения между партнерами.

По наблюдениям аналитиков [Шамис, Никонов 2019b], миллениалы — это раскрепощенные, заботящиеся о здоровье и внешности, ценящие возможность выбора молодые люди, что не противоречит и нашим результатам. На формирование их мировоззрения повлияли распад СССР, военные конфликты и теракты, развитие цифровых технологий, появление мобильных телефонов и Интернет. Но, несмотря на активное использование современных коммуникационных технологий, миллениалы, по мнению исследователей [Ожиганова 2015, с. 96], часто испытывают дефицит в общении. Представители поколения Y отличаются оптимистичным настроем и высокой самооценкой, они мобильные и гибкие, стремятся

к изменениям и характеризуются высокой скоростью принятия решения.

Суждения аналитиков о миллениалах подтверждены нашими результатами в отношении того, что представители поколения У, действительно, не готовы жертвовать своими интересами ради партнера, однако мнение о том, что в семьях миллениалов главенствующая роль принадлежит женщинам, не нашло подтверждения в представлениях наших респондентов. Напротив, миллениалы (прежде всего женщины) демонстрируют запрос на возращение «истинных» мужественности и женственности. Возможно, мы имеем дело со своего рода диссонансом, когда реальное распределение ролей в семье входит в противоречие с установкой на желаемые проявления маскулинности и фемининности. Фактически субъектами принятия решений в семьях миллениалов все чаще становятся женщины, однако при этом партнеры не воспринимают такую ситуацию как «правильную», возможно, считая ее временным или исключительным явлением. При этом женщины-миллениалы остаются «хранительницами очага», они в большей степени ориентированы на создание долгосрочных отношений, в их представлениях больший вес имеет идея верности.

В СП миллениалов обнаружено противоречие в отношении единения с партнером либо сепарации. С одной стороны, они ориентированы на сохранение личного пространства, что выражается в возможности иметь раздельные с партнером увлечения и круг общения, проводить время по своему усмотрению. С другой стороны, респонденты демонстрируют запрос на полную информационную открытость, откровенность и отсутствие секретов. Таким образом, общее информационное пространство партнеров, которое декларируется, по факту таковым не оказывается из-за наличия сфер жизни, где интересы партнеров не пересекаются. При этом наиболее предпочтительной формой коммуникации с партнером для миллениалов является общение с помощью мессенджеров. По результатам опроса представители поколения У общаются с партнером по переписке гораздо чаще, чем поколение Х. Не исключено, что потоки информации в сети стимулируют у партнеров появление собственного круга интересов и увлечений. Ведь по сравнению с поколением своих родителей, миллениалы значительно более активно пользуются возможностями интернета, предпочитая аудиовизуальный контент.

Заключение

Миллениалы, как показывают наши результаты по ряду параметров отличаются своими репрезентациями от поколения Х

(свобода обсуждения насущных проблем и открытость в сексе, стремление к развитию в браке); они в большей степени, чем поколение Х [Шамис, Никонов 2016], боятся трудностей, связанных с воспитанием детей, и, вообще, не считают родительство неотъемлемой функцией женщины или мужчины. Анализ ролевых ожиданий и притязаний респондентов выявляет существенный недостаток ролевой адекватности миллениалов-мужчин, что может приводить к проблемам при выстраивании романтических и семейных отношений у представителей этого поколения. Тем не менее можно утверждать, что поколение Y унаследовало серьезное, ответственное отношение к брачному союзу и партнерству. При этом непонимание между поколениями «отцов» и взрослых «детей» в представлениях о супружестве возможно в сфере отношения к родительству, хозяйственно-бытовой сфере, а также в заметном стремлении миллениалов к личной автономии и в нежелании отказываться даже от части своих интересов в браке, что не характерно для поколения их родителей.

Благодарности

Работа выполнена в рамках темы НИР по госзаданию «Психология коллективного субъекта в изменяющихся условиях совместной жизнедеятельности», госзадание № 0159-2019-0002. Acknowledgements

The work is performed in the framework of the theme of research on state assignment "Psychology of a collective subject in the changing conditions of joint activity", state assignment no. 0159-2019-0002.

Литература

Васильева 2009 - Васильева Л. Любовь и секс глазами разных поколений. 2009

[Электронный ресурс]. URL: https://1^епегайош^и/2009/04/30/любовь-и-

секс-глазами-разных-поколени (дата обращения 4 февраля 2019).

Волкова 2007 - Волкова А.Н. Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) //

Психология семейных кризисов. СПб: Речь. 2007. С. 184-194.

Гришай, Зенин 2018 - Гришай В.Н., Зенин К.А. К вопросу о воспроизводстве

социальных тенденций в контексте теории поколений // Вестник АГУ. 2018. № 2

(219). С. 88-93.

Емельянова, Шмидт 2017 - Емельянова Т.П., Шмидт Д.А. Представления о будущем партнере и браке, транслируемые в социальной сети "ВКонтакте" [Электронный ресурс] / / Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. N° 2. С. 46-65. URL: http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document346.pdf - 0,5 (дата обращения 4 апреля 2019).

Емельянова, Шмидт 2018 - Емельянова Т.П., Шмидт Д.А. Романтические отношения и готовность к браку, репрезентируемые интернет-сообществами (опыт анализа визуальных сообщений) // Социальная и экономическая психология.

Часть 2: Новые научные направления / Отв. ред. Ю.В. Ковалева, Т.А. Нестик. М. 2018. С. 321-337.

Исаева 2011 - Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290-295. Ожиганова 2015 - Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94-97.

Петрушихина, Солодникова и др. 2016 - Петрушихина Е.Б., Солодникова И.В., Солодников В.В., Седова О.Л., Загорулько А.В., Дорожевец А.Н., Смирнова Т.Ю. Поколенческий подход в гуманитарных науках // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4 (6). С. 139-150. Соколова 2010 - Соколова Н. Поколение игрек [Электронный ресурс] // Профиль, 20.09.2010. URL: https://profile.ru/arkhiv/item/58878-pokolenie-igrek-58878 (дата обращения 21 дек. 2018).

Шамис, Никонов 2016 - Шамис Е, Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный икс. М.: Университет «Синергия». 2016. 140 с. Шамис, Никонов 2019a - Шамис Е, Никонов Е. Rugenerations - российская школа теории поколений. X (1964-84). 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://rugenerations.su/category/x-64-84 (дата обращения 26 апр. 2019). Шамис, Никонов 2019b - Шамис Е, Никонов Е. Rugenerations - российская школа теории поколений. Миллениумы (Y). 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://rugenerations.su/category/миллениумы-y-85-03 (дата обращения 12 апр. 2019).

Abric 2000 - Abric J.-Cl. La notion de noyau central: bilans et perspectives actuelles // Actes de la Cinquinme conférence internationale sur les représentations sociales. Montréal. 2000. P. 87-88.

Howe, Strauss 2000 - Howe N, Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation, New York. NY: Vintage Books. 2000. 432 p.

Moliner 2015 - Moliner P., Abric J-Cl. Central core theory // The Cambridge Handbook of Social Representations / Ed. by G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner. Cambridge: CAP. 2015. P. 83-95.

Moscovici 1976 - Moscovici S. La psychanalyse son image et son public. Paris: PUF. 1976. 506 p.

References

Abric, J.-Cl. (2000), "La notion de noyau central: bilans et perspectives actuelles", Actes de la Cinquième conférence internationale sur les repréésentations sociales, Montréal, pp. 87-88.

Emel'yanova, T.P. and Shmidt, D.A. (2017), "Ideas about future partner and marriage broadcast in social network "Vkontakte"", Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Electronic], vol. 2 (2), pp. 46-65, available at: http://soc-econom-

psychology.ru/engine/documents/document346.pdf-0,5 (Accessed 4 Apr 2018). Emel'yanova, T.P. and Shmidt, D.A. (2018), "Romance and commitment to marriage, the represented Internet communities (experience in the analysis of visual messages)", in Kovaleva, Yu. V. and Nestik, T. A. (ed.), Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya. Ch. 2: Novye nauchnye napravleniya, Moscow, Russia, pp. 321-337. Grishay, V.N. and Zenin, K.A. (2018), K voprosu o vosproizvodstve sotsial'nykh tendentsii v kontekste teorii pokolenii [On the question of the reproduction of social

developments in the context of the theory of generations ], Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 2 (219), pp. 88-93.

Howe, N. and Strauss, W. (2000), Millennials Rising: The Next Great Generation, Vintage Books, New York, 432 p.

Isaeva, M.A. (2011) "Generation of the crisis and the rise in the theory of W. Strauss and N. Howe", Znanie. Ponimanie. Umenie, vol. 3, pp. 290-295. Moliner, P. and Abric, J.-Cl. (2000), "Central core theory", The Cambridge Handbook of Social Representations, in Sammut, G., Andreouli, E., Gaskell and G., Valsiner, J. (ed.), CAP, Cambridge, pp. 83-95.

Moscovici S. (1976), La psychanalyse son image et son public, PUF, Paris, 506 p. Ozhiganova, E.M. (2015), "The theory of generations by N. Howe and W. Strauss. Opportunities for practical applications", Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii, vol. 1, pp. 94-97.

Petrushihina, E.B. Solodnikova, I.V., Solodnikov, V.V., Sedova, O.L., Zagorul'ko, A.V., Dorozhevec and A.N., Smirnova, T.U. (2016), "The Generation Approach in the Humanities", RSUH/RGGUBulletin, Series "Psychology. Pedagogic. Education", vol. 4 (6), pp. 139-150.

Shamis, E. and Nikonov, E. (2016), Teoriya pokolenii. Neobyknovennyi iks [Theory of

generations. Unusual X], Universitet "Sinergiia", Moscow, Russia, 140 p.

Shamis, E. and Nikonov, E. (2019a), "Rugenerations - Russian school of theory of

generations. X (1964-84)", [Online], available at:

https://rugenerations.su/category/x-64-84 (Accessed 26 Apr 2019).

Shamis, E. and Nikonov, E. (2019b), "Rugenerations - Russian school of theory of

generations. Millennials (Y)", [Online], available at:

https://rugenerations.su/category/миллениумы-y-85-03 (Accessed 12 Apr 2019). Sokolova, N. (2010), "Generation Y", Profil'[Electronic], 20.09.2010, available at: https://profile.ru/arkhiv/item/58878-pokolenie-igrek-58878 (Accessed 21 Dec 2018).

Vasil'eva, L. (2009), "Love and sex through the eyes of different generations", [Online], available at: https://rugenerations.su/2009/04/30/любовь-и-секс-глазами-разных-поколени (Accessed 4 Feb 2019).

Volkova, A.N. (2007), "Role expectations and claims in marriage (ROP)", Psikhologiya semeinykh krizisov [The Psychology of family crises], Rech', Saint-Petersburg, Russia, pp. 184-194.

Информация об авторах

Татьяна П. Емельянова, доктор психологических наук, профессор, Институт психологи РАН, Москва, Россия; 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, 13; t_emelyanova@inbox.ru

Дарья А. Шмидт, аспирант кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, Москва, Россия; 111395, Россия, Москва, ул. Юности, 5; dariashmidt@mail.ru

Information about the authors

Tatiana P. Emelyanova, Dr. of Sci. (Psychology), professor, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; bld. 13, Yaroslavskay Street, Moscow, Russia, 129366; t_emelyanova@inbox.ru

Daria A. Shmidt, postgraduate student, Moscow Humanitarian University, _ Moscow, Russia; bld. 5, Yunosti Street, Moscow, Russia, 111395; dariashmidt@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.