Научная статья на тему 'Применение теории поколений для повышения эффективности коммуникаций между преподавателем поколения x и обучающимися-миллениалами'

Применение теории поколений для повышения эффективности коммуникаций между преподавателем поколения x и обучающимися-миллениалами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ Х / ПОКОЛЕНИЕ МИЛЛЕНИАЛЫ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ / БАРЬЕРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТОРИТЕЛЛИНГ / STRAUSS-HOWE GENERATIONAL THEORY / GENERATION X / MILLENIAL GENERATION / INTERPERSONAL COMMUNICATION / COMMUNICATION EFFICIENCY / EFFECTIVE COMMUNICATION BARRIERS / TRAINING / EDUCATIONAL ACTIVITIES / STORYTELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выпряжкина Ирина Борисовна, Головецкий Николай Яковлевич, Немков Дмитрий Евгеньевич

Представленная статья посвящена проблеме повышения эффективности коммуникаций между преподавателем и обучающимися. Одной из причин, препятствующей эффективной коммуникации, по мнению авторов, является различие в ценностях и способах коммуникаций между представителями разных поколений. Поколение группа людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, окружающего мира и обладающих одинаковыми ценностями, которые человек не замечает, но они постоянно влияют на его решения и поступки. В рамках данной статьи были рассмотрены преподаватели поколения Х и обучающиеся поколения миллениалов. Были выявлены основные черты преподавателей, принадлежащих к данному поколению. В частности, способность быстро переключаться между различными занятиями, раздражение от «бессмысленного растекания мыслей», высказывание похвалы только за существенные достижения, отношение к профессионализму как важной ценности, низкая мотивация выполнять задания без возможности выбора вариантов решения, когда в наличии только одна идея и один вариант ее воплощения, автоматический стёб, интеллектуальное ёрничество, демонстративное использование символов в пародийном контексте, интерес к техническим новинкам, гаджетам. Авторы сопоставили выявленные особенности преподавателей поколения Х с чертами поколения студентов-миллениалов. Были предложены рекомендации по повышению эффективности коммуникаций в каждом выявленном случае несоответствия. Авторы пришли к выводу, что, выявленные барьеры эффективной коммуникации, основанные на поколенческом подходе, не являются непреодолимыми. Эффективность коммуникаций и, как следствие, процесса образования в целом, можно существенно повысить, если выявить и научиться учитывать особенности различных поколений при работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Strauss-Howe generational theory to increase the effectiveness of communication between a lecturer of generation X and millenial students

The presented article is devoted to the problem of increasing the effectiveness of communication between the teacher and students. One of the reasons hindering effective communication, according to the authors, is the difference in values and methods of communication between representatives of different generations. Generation a group of people born during a certain period, experienced the influence of the same events, features of upbringing, the world around and possessing the same values that a person does not notice, but they constantly influence his decisions and actions. Within this article, the teachers of generation X and the students of the millennial generation were examined. The main features of teachers belonging to this generation were identified. In particular, the ability to quickly switch between different activities, irritation from the “senseless spreading of thoughts”, expressing praise only for significant achievements, attitude to professionalism as an important value, low motivation to perform tasks without the possibility of choosing solutions, when there is only one idea and one version of its embodiment, automatic banter, intellectual motivation, demonstrative use of symbols in parody context, interest in technical innovations, gadgets. The authors compared the revealed features of the teachers of generation X with the features of the generation of milleniali students. Recommendations were made to improve the effectiveness of communications in each identified case of non-compliance. The authors concluded that, the identified barriers to effective communication, based on a generational approach, are not insurmountable. The effectiveness of communications and, as a result, the process of education in general, can be significantly improved if we identify and learn to take into account the peculiarities of different generations when working with students.

Текст научной работы на тему «Применение теории поколений для повышения эффективности коммуникаций между преподавателем поколения x и обучающимися-миллениалами»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/42ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Выпряжкина И.Б., Головецкий Н.Я., Немков Д.Е. Применение теории поколений для повышения эффективности коммуникаций между преподавателем поколения X и обучающимися-миллениалами // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/42ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vypryazhkina I.B., Goloveckij N.Ja., Nemkov D.Ye. (2019). Application of Strauss-Howe generational theory to increase the effectiveness of communication between a lecturer of generation X and millenial students. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https://esj.today/PDF/42ECVN219.pdf (in Russian)

УДК 336 ГРНТИ 06.81

Выпряжкина Ирина Борисовна

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» Московский областной филиал, Красногорск, Россия Заведующий кафедрой «Менеджмента» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: vipirina@inbox.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=817144

Головецкий Николай Яковлевич

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия Профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления

Кандидат экономических наук, профессор E-mail: nik1957@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=715010

Немков Дмитрий Евгеньевич

АНО ВО «Международная академия бизнеса и управления», Москва, Россия Старший преподаватель департамента менеджмента E-mail: d.e.nemkov@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=996201

Применение теории поколений для повышения эффективности коммуникаций между преподавателем поколения X и обучающимися-миллениалами

Аннотация. Представленная статья посвящена проблеме повышения эффективности коммуникаций между преподавателем и обучающимися. Одной из причин, препятствующей эффективной коммуникации, по мнению авторов, является различие в ценностях и способах коммуникаций между представителями разных поколений. Поколение - группа людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, окружающего мира и обладающих одинаковыми ценностями, которые человек не замечает, но они постоянно влияют на его решения и поступки.

В рамках данной статьи были рассмотрены преподаватели поколения Х и обучающиеся поколения миллениалов. Были выявлены основные черты преподавателей, принадлежащих к

данному поколению. В частности, способность быстро переключаться между различными занятиями, раздражение от «бессмысленного растекания мыслей», высказывание похвалы только за существенные достижения, отношение к профессионализму как важной ценности, низкая мотивация выполнять задания без возможности выбора вариантов решения, когда в наличии только одна идея и один вариант ее воплощения, автоматический стёб, интеллектуальное ёрничество, демонстративное использование символов в пародийном контексте, интерес к техническим новинкам, гаджетам.

Авторы сопоставили выявленные особенности преподавателей поколения Х с чертами поколения студентов-миллениалов. Были предложены рекомендации по повышению эффективности коммуникаций в каждом выявленном случае несоответствия.

Авторы пришли к выводу, что, выявленные барьеры эффективной коммуникации, основанные на поколенческом подходе, не являются непреодолимыми. Эффективность коммуникаций и, как следствие, процесса образования в целом, можно существенно повысить, если выявить и научиться учитывать особенности различных поколений при работе со студентами.

Ключевые слова: теория поколений; поколение Х; поколение миллениалы; межличностные коммуникации; эффективность коммуникаций; барьеры эффективной коммуникации; обучение; образовательная деятельность; сторителлинг

С развитием теории поколений приобретает актуальность вопрос применения выводов данной теории к образовательной деятельности. Необходимо учитывать различие в ценностях и способах коммуникаций между представителями разных поколений для совершенствования процессов обучения и воспитания обучающихся.

Поколение - группа людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, окружающего мира и обладающих одинаковыми ценностями, которые человек не замечает, но они постоянно влияют на его решения и поступки [3; 9, с. 10]. В рамках данной статьи рассмотрим основные проблемы взаимодействия преподавателей поколения Х и обучающихся поколения миллениалов.

Согласно адаптации американской теории поколений для России, предложенной Е. Шамис и Е. Никоновым, к поколению Х относятся преподаватели 1963-1984 годов рождения. К поколению миллениалов (миллениумов, поколению У) относятся обучающиеся 1985-2004 годов рождения. Необходимо отметить, что принадлежность к определенному поколению определяется не столько по году рождения или возрасту, а на основании общих ценностей.

Одной из черт поколения Х выделяют способность быстро переключаться между различными занятиями, что не так просто для представителей поколения миллениалов. В связи с этим в процессе обучения могут возникнуть барьеры эффективной коммуникации, когда преподаватель, системно представляя весь предмет и междисциплинарные связи, ссылается на методы и инструменты других учебных дисциплин, приводит примеры из других наук и практики. Из-за низкой способности обучающихся-миллениалов быстро переходить от одного занятия, метода, инструмента или примера к другому эффективность коммуникации и процесса обучения в целом может быть снижена. Таким образом, для преподавателей поколения Х рекомендуется учитывать данное различие в процессе контактной работы со студентами.

Отмечают, что представитель поколения Х устает от «бессмысленного растекания мыслей» [9, с. 20]. В процессе занятий или на промежуточной аттестации преподаватель данного поколения хочет слышать от обучающегося краткую выжимку, ключевую

информацию, и, при необходимости, уточнит ее с помощью дополнительных вопросов. Поколение миллениалов настроено давать развернутые, подробные вопросы, «начинать издалека», что может восприниматься преподавателем поколения Х как недостаточное владение материалом, незнанием сути и ключевых моментов, что не всегда соответствует действительности и может вызывать обиду у обучающихся-миллениалов. Для повышения эффективности коммуникаций между преподавателем и студентом рекомендуется учитывать эти особенности, как педагогу, так и обучающемуся.

Характерной особенностью поколения Х является то, что они практически никогда не хвалят просто так. По их мнению, похвалу нужно заслужить, продемонстрировать результаты выше средних. Вместе с тем, поколение миллениалов любит похвалу и даже нуждается в ней, стремится, чтобы их действия были отмечены другими. В этом кроется одна из основных проблем в коммуникации преподавателя-икса и обучающегося-миллениала, ведь мотивация студентов к обучению будет неизбежно снижаться, если они не будут получать необходимой им похвалы в достаточной степени [1]. В целях повышения эффективности коммуникаций рекомендуем преподавателям поколения Х чаще хвалить студентов, создавать ситуации и применять интерактивные методы обучения, в которых студентам возможно получить похвалу, например, применяя балльно-рейтинговую систему для определения среднего уровня успеваемости и тех обучающихся, которые «выше среднего» и заслуживают похвалы.

Представители поколения миллениалов не любят, когда затрагивают их свободное время без особых нужд и необходимостей. Стоит отметить, что среди студентов снижается мотивация к посещению мастер-классов, конференций и других мероприятий во внеучебное время. Для представителей поколения Х важной принципиальной ценностью является профессионализм, который, по их мнению, более важен, чем свободное время. Поэтому преподаватели-иксы недоброжелательно и с непониманием относятся к отказам обучающихся-миллениалов от участия в различных внеучебных мероприятиях, что может негативно отражаться на эффективности коммуникаций. Рекомендуем преподавателям поколения Х больше учитывать такую ценность обучающихся как их свободное время и не всегда приравнивать отказ от участия в различных мероприятиях к отсутствию стремления стать профессионалами.

Поколению Х некомфортно выполнять задания без возможности выбора вариантов решения, когда в наличии только одна идея и один вариант ее воплощения. Соответственно, кейсы, задания и деловые игры, разработанные преподавателями поколения Х, как правило, предполагают различные варианты решения, отсутствие (где это возможно) единственно верного пути поиска решения, единственной альтернативы. В то время как поколению миллениалов, согласно американским корпоративным рекомендациям по управлению, необходимо давать задания с четким способом решения, конкретные указания, содержащие один вариант действий по достижению цели [2]. В данном моменте, в целях повышения эффективности процесса обучения, не считаем нужным рекомендовать преподавателям разрабатывать задания, требующие одновариантности, но советуем с пониманием относиться к данной особенности обучающихся-миллениалов. Необходимо отметить, что миллениалы любят элементы геймификации [10], в том числе в образовательном процессе, и, если преподаватель в подобные «творческие» многовариантные задания вносит игровые, соревновательные моменты, эффективность процесса обучения возрастает [4].

Еще одной особенностью представителей поколения Х является «автоматический стёб, интеллектуальное ёрничество, демонстративное использование символов в пародийном контексте» [9, с. 40]. Другими поколениями, особенно миллениалами, особенно в контексте взаимоотношений «преподаватель-студент», это обычно воспринимается как издевка, ехидство и стремление унизить, хотя, на самом деле, это совсем не так. У поколения Х «ёрничество», во-первых, носит интеллектуальный и ироничный, а не издевательский характер, во-вторых,

происходит практически автоматически и бесконтрольно. Безусловно, при незнании этой особенности, возникают серьезные коммуникационные барьеры между преподавателем и студентом. Рекомендуем преподавателям поколения Х учитывать, что ироничное отношение, нормально воспринимаемое коллегами того же поколения, может восприниматься обучающимися-миллениалами совсем иначе.

Но что объединяет два поколения и в значительной мере разрушает коммуникационные барьеры, так это интерес иксов и миллениалов к техническим новинкам, гаджетам. У представителей поколения Х это обусловлено стремлением к профессионализму, поиску новых методов и инструментов. Миллениалы, видя такой же, как у них, интерес к передовым устройствам, начинают по-другому относиться к иксам, в связи с чем эффективность коммуникаций повышается.

Взаимодействие разных поколений преподавателей и обучающихся будет специфичным. У определенных поколений процесс взаимодействия будет более продуктивным и эффективным, соответственно, каким-то поколениям будет труднее сотрудничать [7].

Одним из наиболее эффективных методов обучения, в связи с выявленными проблемами, нам представляется сторителлинг. Сторителлинг - педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, воспитания, наставничества, развития и мотивации. [6]. Техника сторителлинга, как правило, вызывает интерес, отклик у обучающихся, активизирует их познавательную активность, учебный процесс становится более привлекательным для обучающихся, а учебная информация - более доступной, наглядной и запоминающейся [5].

Сторителлинг стал лучшей бизнес-идеей 2006 года - по признанию журнала Harvard Business Review - лучшим способом сделать доклад или презентацию и передать знания является рассказывание историй [8]. Необходимо отметить, что при использовании сторителлинга в процессе обучения, нужно всегда помнить цели и задачи занятия. Главная задача - не поразить обучающихся, а научить их, поэтому в образовательном сторителлинге собственно история играет вспомогательную роль. Истории только показывают, как теория работает в жизни, и связывают все компоненты воедино (теорию, примеры, объяснение), обеспечивают контекст.

Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания. Неявное знание логически не оформляется и вербально не выражается. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков

Преимущества сторителлинга очевидны. Во-первых, увлекательная история способна быстро затронуть большое количество людей, удачная идея мгновенно будет подхвачена обучающимися, развита и персонализирована. Во-вторых, способность воспринимать истории - врожденная для каждого человека, формирующаяся в раннем детстве. Это один из древнейших способы передачи информации. В-третьих, сторителлинг - бесплатная технология, не требующая каких-либо серьезных вложений, не подразумевает привлечение дорогостоящих специалистов. В-четвертых, сторителлинг в большой степени развлекательная технология, в отличие от научных статей, написанных сухим научным языком, в сторителлинге описываются живые, человеческие объекты и отношения. В-пятых, по своей сути рассказ интерактивен. Преподаватель рассказывает, а обучающиеся создают в своём воображении каждый свою картинку. Таким образом, сторителлинг - интерактивный процесс, в котором успех зависит от умения повествователя прислушиваться к аудитории и подстраиваться под её настроение.

[7].

Таким образом, выявленные барьеры эффективной коммуникации, основанные на поколенческом подходе, на наш взгляд, не являются непреодолимыми. Эффективность коммуникаций и, как следствие, процесса образования в целом, можно существенно повысить, если выявить и научиться учитывать особенности различных поколений при работе со студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байрамов В.Д., Должикова И.В., Селивоненко О.Г. Управление профессиональным развитием педагогических кадров вуза в компетентностно-ориентированной модели обучения // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1 (31). С. 7-12.

2. Галий Е.А., Коршунов И.И. Целевое обучение, как перспективное направление развития высшего образования // Хроноэкономика. 2018. № 3 (11). С. 71-73.

3. Головецкий Н.Я., Гребеник В.В. Фундаментальные основы экономики совместного потребления // Вестник Московского университета им. С.Ю. 2017. № 4 (23). С. 21-26.

4. Головецкий Н.Я., Мирошниченко Л.Н., Колесникова С.В. К вопросу о мониторинге эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 26.

5. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н., Смирнова В.А. Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе // «Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация». 2016. №3. С. 71-76.

6. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В. Два вида педагогического сторителлинга. https://www.eduneo.ru/dva-vida-pedagogicheskogo-storitellinga.

7. Рахимов А.А. Социально-психологический потенциал взаимодействия с молодежью в системе образования через теорию поколений. М.: Издательство Академии наук РТ, 2017.

8. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Калинкина К.В., Григорян Н.М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций // Международный электронный научный журнал. № 5 (29). С. 7-12.

9. Шамис Е., Никонов Е. Необыкновенный Х (теория поколений). - М.: Издательский дом университета «Синергия», 2018.

10. Яппарова Д.И., Пацков А.Е. Теория поколений и роль молодых преподавателей в системе высшего образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве. 2018. № 9. С. 327-331.

Vypryazhkina Irina Borisovna

Russian Presidential academy of national economy and public administration

Moscow region branch, Krasnogorsk, Russia E-mail: vipirina@inbox.ru

Goloveckij Nikolaj Jakovlevich

Financial university under the government of Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: nik1957@mail.ru

Nemkov Dmitriy Yevgenievich

International academy of business and management, Moscow, Russia

E-mail: d.e.nemkov@gmail.com

Application of Strauss-Howe generational theory to increase the effectiveness of communication between a lecturer of generation X and millenial students

Abstract. The presented article is devoted to the problem of increasing the effectiveness of communication between the teacher and students. One of the reasons hindering effective communication, according to the authors, is the difference in values and methods of communication between representatives of different generations. Generation - a group of people born during a certain period, experienced the influence of the same events, features of upbringing, the world around and possessing the same values that a person does not notice, but they constantly influence his decisions and actions.

Within this article, the teachers of generation X and the students of the millennial generation were examined. The main features of teachers belonging to this generation were identified. In particular, the ability to quickly switch between different activities, irritation from the "senseless spreading of thoughts", expressing praise only for significant achievements, attitude to professionalism as an important value, low motivation to perform tasks without the possibility of choosing solutions, when there is only one idea and one version of its embodiment, automatic banter, intellectual motivation, demonstrative use of symbols in parody context, interest in technical innovations, gadgets.

The authors compared the revealed features of the teachers of generation X with the features of the generation of milleniali students. Recommendations were made to improve the effectiveness of communications in each identified case of non-compliance.

The authors concluded that, the identified barriers to effective communication, based on a generational approach, are not insurmountable. The effectiveness of communications and, as a result, the process of education in general, can be significantly improved if we identify and learn to take into account the peculiarities of different generations when working with students.

Keywords: Strauss-Howe generational theory; generation X; millenial generation; interpersonal communication; communication efficiency; effective communication barriers; training; educational activities; storytelling

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.