Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация / профессиональная успешность / эвристическая модель / субъект деятельности / self-realization / professional success / heuristic model / subject of activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Шаров Антон Александрович

В статье рассматривается психолого-педагогические особенности формирования профессиональной успешности, отдельно рассмотрен феномен самоорганизации как предиктор формирования профессиональной успешности субъекта деятельности. Предложена эвристическая модель самореализации субъекта профессиональной успешности, выделены структурные компоненты самореализации для социономических профессий, выполняющие инструментальные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Шаров Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the psychological and pedagogical features of the formation of professional success, separately considers the phenomenon of self-organization as a predictor of the formation of professional success of the subject of activity. A heuristic model of self-realization of the subject of professional success is proposed, structural components of self-realization for socionomic professions performing instrumental functions are identified.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Мироновская, И.К. Обзор проблемы изучения профессионально важных качеств в отечественной и зарубежной литературе / И.К. Мироновская // Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - 2018. - С. 368-373

7. Хрусталева, Н.С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник / Н.С. Хрусталева, A.M. Беглер, Т.Н. Беркалиев и др. - Санкт-Петербург: Издательство «Санкт-Петербургского государственного университета», 2013. - 590 с. - ISBN 978-5-288-05660-4

8. Цымбалюк, А.Э. Психологическое содержание soft skills / А.Э. Цымбалюк, В.О. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6,- С. 120-127

9. Smith, М.М. Coping strategies and psychological outcomes: The moderating effects of personal resiliency / M.M. Smith, D.H. Saklofske, K.V. Keefer // Thejournal of psychology. - 2016. -№ 3. - P. 318-332

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук Зеер Эвальд Фридрихович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Шаров Антон Александрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

УСПЕШНОСТИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается психолого-педагогические особенности формирования профессиональной успешности, отдельно рассмотрен феномен самоорганизации как предиктор формирования профессиональной успешности субъекта деятельности. Предложена эвристическая модель самореализации субъекта профессиональной успешности, выделены структурные компоненты самореализации для социономических профессий, выполняющие инструментальные функции.

Ключевые слова: самореализация, профессиональная успешность, эвристическая модель, субъект деятельности.

Annotation. The article examines the psychological and pedagogical features ofthe formation of professional success, separately considers the phenomenon of self-organization as a predictor ofthe formation of professional success ofthe subject of activity. А heuristic model of self-realization ofthe subject of professional success is proposed, structural components of self-realization for socionomic professions performing instrumental functions are identified.

Key words: self-realization, professional success, heuristic model, subject of activity.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ № 23-28-00227 «Персонификация субъекта деятельности как предиктор формирования социально-профессиональнойуспешности студенческой молодежи»

Введение. Профессиональная успешность - это достижение высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Это может включать в себя достижение карьерных целей, повышение квалификации, получение признания от коллег и руководителей, а также удовлетворение от своей работы.

Для достижения профессиональной успешности необходимо обладать определенными качествами и навыками. Во-первых, это умение ставить цели и планировать свою работу. Во-вторых, это способность к самоорганизации и управлению своим временем. В-третьих, это коммуникативные навыки и умение работать в команде. В-четвертых, это профессионализм и постоянное совершенствование своих знаний и навыков.

Профессиональная успешность также зависит от многих других факторов, таких как мотивация, трудолюбие, стрессоустойчивость, умение принимать решения и адаптироваться к изменениям.

Важно понимать, что профессиональная успешность не приходит сразу, она требует времени и усилий. Однако, если вы стремитесь к успеху, то можете достичь высоких результатов в своей профессии.

В настоящее время нет единого определения понятия «профессиональная успешность так как оно может быть рассмотрено с разных точек зрения и в разных контекстах. Однако, профессиональная успешность обычно связывается с достижением высоких результатов в работе, карьерным ростом, признанием со стороны коллег и руководства, а также удовлетворением от своей деятельности.. Профессиональной успешности посвящены работы психологов Бодрова В.А., Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Пряжникова, Н.С., Родиной О.Н., Толочека В.А. и др. [7].

На основании оценки профессиональной успешности можно определить уровень профессионализма и компетентности работника, а также его вклад в развитие организации, разработать рекомендации по повышению профессиональной эффективности работников, оценить эффективность системы профессионального образования и определить направления ее совершенствования.

Актуальность исследования проблемы успешности человека определяется ее значимостью для понимания механизмов достижения человеком высоких результатов в различных сферах жизни. Успешность является важным фактором, влияющим на самооценку и уровень удовлетворенности жизнью, а также на успешность в профессиональной и личной жизни. Исследование успешности может помочь выявить факторы, способствующие достижению успеха, и разработать стратегии, которые могут быть использованы для повышения уровня успешности среди населения.

Изложение основного материала статьи. Социальная ситуация развития субъектов профессиональной деятельности характеризуется различными противоречиями, между новыми требованиями, предъявляемыми к субъектам, и их готовностью к выполнению этих требований; между потребностями субъектов в профессиональном росте и возможностями их удовлетворения в рамках существующей системы образования и профессиональной подготовки; между интересами и возможностями субъектов в выборе профессионального пути и потребностями общества в определенных специалистах; между стремлением субъектов к профессиональной самореализации и возможностью достижения успеха в выбранной сфере деятельности.

Конфликтующие реальности порождают различные точки зрения и подходы к решению проблем, что может привести к разногласиям и конфликтам. Однако, осознание этих противоречий является важным шагом на пути к более глубокому пониманию проблемы и поиску эффективных решений.

Важное значение в осознании конфликтующих реальностей принадлежит рефлексии - как построению обобщенных представлений и оценок построению обобщенных представлений и оценок о себе, о ситуации, об окружающих людях и о своих взаимодействиях с ними. Исследования компетентностных дефицитов подтверждают эту мысль ведь только способность осознавать свои сильные и слабые стороны позволяет развиваться и профессионально совершенствоваться [9].

Самоопределение включает процесс формирования профессиональной идентичности субъектов, их осознания себя как специалистов в определенной области деятельности.

Самоопределение - это процесс выбора профессии или сферы деятельности, который основывается на личных интересах, способностях и потребностях. Оно включает в себя изучение различных профессий, оценку своих возможностей и предпочтений, а также принятие решения о том, какую профессию или сферу деятельности выбрать. Предиктором является самореализация личности [4].

В качестве ведущей деятельности, детерминирующей самореализацию личности, можно выделить профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность является основным источником самореализации для большинства людей, поскольку она позволяет им реализовать свои таланты, способности и интересы. Кроме того, профессиональная деятельность может быть источником материального благополучия и социального статуса, что также является важным фактором для самореализации [6].

Методологическим основанием моделирования (проектирования) самореализации личности является системный подход, который предполагает рассмотрение личности как сложной системы, состоящей из множества элементов и связей между ними. Системный подход позволяет учитывать различные факторы, влияющие на процесс самореализации, и разрабатывать эффективные методы его оптимизации. Предиктором самореализации человека выступает саморазвитие и самореализация.

Самореализация - это процесс реализации своих возможностей и способностей, который осуществляется человеком на протяжении всей жизни. Этот процесс включает в себя множество аспектов, таких как профессиональное развитие, личностный рост, достижение целей и т.д.

Процесс самореализации начинается с осознания своих потребностей и интересов, а затем переходит к выбору профессии и развитию необходимых навыков. Важным аспектом самореализации является также умение ставить цели и достигать их, а также способность к самоанализу и самоконтролю.

В целом, самореализация является ключевым элементом успешной жизни, так как позволяет человеку достичь своих целей и реализовать свой потенциал. [5].

Самореализация является важным аспектом жизни каждого человека. Она позволяет раскрыть свой потенциал, достичь поставленных целей и стать успешным. Однако, для того чтобы самореализация была успешной, необходимо иметь определенные качества и навыки. Одним из таких качеств является самоактуализация.

Самоактуализация - это процесс, в ходе которого человек реализует свой потенциал и достигает своих целей. Это включает в себя развитие своих способностей, талантов и умений, а также достижение успеха в жизни. Для самоактуализации необходимо иметь мотивацию, целеустремленность и настойчивость.

Кроме того, самоактуализация предполагает развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде и находить общий язык с другими людьми. Также важно иметь способность к анализу и критическому мышлению, чтобы принимать правильные решения и достигать успеха.

Таким образом, самореализация и самоактуализация являются важными аспектами жизни каждого человека, которые помогают ему достичь успеха и реализовать свой потенциал [1].

Самоорганизация - это процесс управления собственными ресурсами и временем для достижения поставленных целей. Она включает в себя умение планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, а также умение адаптироваться к изменяющимся условиям.

Самоорганизация является важным навыком для достижения успеха в профессиональной сфере. Она помогает человеку быть более эффективным и результативным в своей работе, а также позволяет ему лучше контролировать свою жизнь и достигать своих целей.

Одним из ключевых аспектов самоорганизации является планирование. Планирование помогает определить цели и задачи, а также разработать стратегию их достижения. Важно составлять планы на краткосрочную и долгосрочную перспективу, чтобы иметь возможность контролировать свой прогресс и корректировать свои действия в случае необходимости.

Организация - еще один важный аспект самоорганизации. Она включает в себя распределение ресурсов и времени, а также определение приоритетов. Необходимо уметь определять, какие задачи являются наиболее важными и срочными, и уделять им больше внимания.

Контроль - это процесс мониторинга и коррекции своей деятельности. Он включает в себя анализ результатов, выявление проблем и поиск решений. Контроль также помогает определить, насколько эффективно используются ресурсы и время, и при необходимости вносить коррективы в планы и стратегии.

Для научно-методического обоснования структуры и функций самореализации личности необходимо использовать системный подход, который позволяет рассматривать личность как сложную систему, состоящую из множества элементов и связей между ними. Это позволяет учитывать различные аспекты самореализации и разрабатывать методы ее оптимизации.

Аксиологическая компонента отражает формирование системы ценностных ориентаций субъектов, которая определяет их отношение к выполняемой профессиональной деятельности, к самим себе и к окружающим людям.

Компонента самоопределения характеризует процесс формирования профессиональной идентичности субъектов, их осознания себя как специалистов в определенной области деятельности. Компонента выключает самоопределение в культуре, нравственное и профессиональное самоопределение.

Компонента самоактуализации характеризует процесс раскрытия и реализации потенциала субъектов в профессиональной деятельности, их стремления к личностному и профессиональному росту. A.A. Деркач и Э.В. Сайко полагают, что самоактуализация выступает психологическим механизмом самореализации [1].

Информационно-коммуникационная компонента отражает способность субъектов к эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.. В качестве конструктов этой компоненты выступают многомерная ИКТ-компетентность, системность мышления, перцептивная адекватность; умение структурировать и визуализировать информацию с помощью современных технических устройств; и готовность к образованию в режиме онлайн-обучения.

Технологическая компонента предполагает варианты использования субъектами различных технологий и методов для достижения целей профессиональной деятельности. Вариативность технологий позволяет проектировать индивидуальные траектории самореализации субъектов труда и обеспечивать их профессиональную успешность.

Реализация информационно-коммуникационных технологий является важным аспектом для успешной самореализации личности. Эти технологии позволяют расширить возможности общения, обмена информацией и знаниями, а также повысить эффективность профессиональной деятельности [2].

Акмеологическая компонента обеспечивает достижение субъектами профессиональной деятельности высоких результатов и успехов в своей работе т.е. профессиональную успешность. Ее содержательная основа - ориентация на успех. Ориентация на успех является важным элементом самореализации личности. Она помогает человеку ставить перед собой цели и достигать их, что является ключевым фактором успешной карьеры и личной жизни.

Методологическим основанием транспрофессионализма выступает концепция непрерывного образования и принцип полипрофессионализма. [3].

Профессиональная многомерность реализуется soft - компетенциями и следующими метакачествами: многофункциональностью и многозначностью, виртуальной мобильностью, синергичностью [10]. Проектирование профессионального будущего и профессионального становления возможно путем построения персонализированных образовательных траекторий, обучающихся становятся весьма актуальными и востребованными для дальнейшей разработки [8].

Обобщим наши рассуждения об исходных концептуальных позициях анализа самореализации как компонента профессиональной успешности. Самореализация личности является важным аспектом профессиональной деятельности и успешной карьеры. Она включает в себя осознание своих потребностей и интересов, выбор профессии, развитие необходимых навыков и достижение поставленных целей. Для успешной самореализации необходимо иметь мотивацию, целеустремленность, настойчивость и умение работать в команде. Системный подход к анализу самореализации позволяет учитывать различные аспекты этого процесса и разрабатывать методы его оптимизации.

Выводы. Дальнейшее направление исследований психолого-педагогических особенностей формирования профессиональной успешности субъекта деятельности видится нами по следующей модели:

1. Определение субъективных и объективных критериев/предикторов профессиональной успешности субъекта деятельности.

2. Подбор и разработка диагностического инструментария, позволяющего с высокой валидностью и надежностью определять профессиональную успешность.

3. Разработка психолого-педагогических технологий формирования и развития профессиональной успешности субъекта деятельности.

Литература:

1. Деркач, A.A. Самореализация - основание акмеологического развития: монография / A.A. Деркач. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 224 с.

2. Зеер, Э.Ф. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося / Э.Ф. Зеер, B.C. Третьякова, М.В. Зиннатова//Образование и наука. - 2020. - Т. 22, № 3. - С. 83-115.-DOI 10.17853/1994-5639-2020-383-115. -EDNUIQSRV

3. Зеер, Э.Ф. Исследование факторов транспрофессионализма у инженерно-технических работников / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, A.A. Шаров // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 2. - С. 27-34. - DOI 10.24411/2307-4264-2019-10205

4. Зеер, Э.Ф. Самореализация субъектов персонализированного образования в инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей, Екатеринбург, 05-06 ноября 2020 года. Том Часть 3. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. - С. 301-304. - DOI 10.26170/Kso-2020-295. - EDN GZPPPQ

5. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, Е.В. Лебедева [и др.]; Под редакцией Э.Ф. Зеера, B.C. Третьяковой; Министерство просвещения Российской Федерации, Российский государственный профессионально-педагогический университет. -Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. - 120 с. - ISBN 978-58295-0791-6. - EDN MRLRDB

6. Сатдыков, А.И. Содержательные показатели в оценке педагогических процессов и результатов профессионально-педагогической деятельности / А.И. Сатдыков, A.B. Феоктистов, A.A. Шаров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2022. - № 4(12). - С. 32-50. - DOI 10.17853/2686-8970-2022-432-50. - EDN BPPAUH

7. Третьякова, B.C. Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности / B.C. Третьякова, А.Е. Кайгородова, Э.Ф. Зеер, A.A. Шаров // Science for Education Today. - 2023. -Т. 13,№3,-С. 101-124.-DOI: 10.15293/2658-6762.2303.05

8. Третьякова, B.C. Персонализация учебной деятельности как предиктор прогнозирования профессионального будущего / B.C. Третьякова, А.Е. Кайгородова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 27-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 19-20 апреля 2022 года. -Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. - С. 358-362. - EDN BDZGDS

9. Шаров, A.A. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей / A.A. Шаров, A.A. Коновалов // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 5. - С. 7-21. - DOI 10.15293/26586762.2205.01. - EDN NVCDZN

10. Ялалов, Ф.Г. Профессиональная многомерность: монография Казань Центр инновационных технологий / Ф.Г. Ялалов. - 2013. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.