Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога'

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1970
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Ольга Сергеевна

Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу, придерживаются основных правил для успешного взаимодействия воспитателя и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога»

своих учеников, выполнять основную задачу современного образования - научить ребенка учиться, помочь ему быть успешным.

Можно сделать вывод, что самостоятельная познавательная деятельность в системе дистанционного обучения работает на успех ребёнка, а значит и способствует формированию всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в социальной среде, способствует развитию детской одаренности.

Список литературы

1. Полат Е.С. «Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты». М.:ИНФО, 2006. 76 с.

2. Быков Д.А. «Детская одаренность». Дополнительное образование, 2006. № 4. С. 46-53.

3. Федеральный закон «Об образовании». Статья 32. Пункт 2. Подпункт 5.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ПЕДАГОГА Васильева О.С.

Васильева Ольга Сергеевна - магистрант, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Московский городской педагогический университет, Самарский филиал, г. Самара

Аннотация: сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу, придерживаются основных правил для успешного взаимодействия воспитателя и семьи.

Ключевые слова: взаимодействие семьи, дошкольное учреждение, сотрудничество, педагог.

Известно, что человек как личность, развивается на протяжении всей своей жизни, но от того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба, так как в дошкольном детстве формируется психологический фундамент. Родители и педагоги - две мощные силы, в процессе становления личности каждого человека их роль является основной на данном этапе. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, а прежде всего, взаимопонимание, сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Для того чтобы детский сад стал реальной, открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия [1].

Задача дошкольного учреждения - раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они - главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог»

понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия, является создание единого пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Для этого педагогу необходимо вырабатывать у себя «положительный взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями быть предельно тактичным не следует делать выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваша Маша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Недопустимо вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современныйпедагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка и конечно недопустимо призывать «принять меры».

Существует четыре основных правила для успешного взаимодействия воспитателя и семьи.

Первое правило. Установление контакта с родителями - это главная задача. Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, воспитатель, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. Но по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка. Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Второе правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного или навязанного вмешательства в жизнь семьи. Педагог нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, поэтому воспитатель должен быть предельно тактичен и доброжелателен.

Третье правило. Доверие к воспитательному процессу родителей, повышение педагогической культуры. Психологически родители готовы поддержать все требования воспитателя просто нужно правильно подвести родителей к этому.

Четвертое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Одной из форм установления контактов является общение родителей и педагога в процессе выполнения первыми педагогических поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную):

60

руководство кружком по интересам (или детским клубом, объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком); индивидуальное шефство, наставничество и т.д. [6; 67].

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи воспитателю: содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками); в организации встреч с интересными людьми.

Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и предложения ответить письменно на соответствующие вопросы (лучше это сделать на родительском собрании) [3; 87]. Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего - дети.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.

Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели -первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Список литературы

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. № 6. С. 256.

2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. № 9. С. 358

3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. 177 с.

4. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. № 1. С. 41-49.

5. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт. -сост. С.В. Глебова. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 111 с.

6. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ, 2009. № 9. С. 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.