УДК 373.2
Ханова Татьяна Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина
Белинова Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В статье представлен обзор научных понятий и подходов, характеризующих современное дошкольное образование. Показана сущность понятия «самоценность дошкольного детства» в современной академической науке. Обоснована необходимость создания условий для полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства. Проанализированы содержание и особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, выделены ключевые позиции современной дошкольной педагогики по вопросу специфики развития человека в дошкольном возрасте.
Ключевые слова:
амплификация детского развития, гуманизация, дошкольное детство, образовательный процесс, социальная ситуация развития, социокультурные условия, самоценность, специфически детские виды деятельности
Khanova Tatiana Gennadyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for Psychology and Pedagogy of Preschool and Elementary Education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Belinova Natalya Vladimirovna
PhD in Education Science, Head of Department for Psychology and Pedagogy of Preschool and Elementary Education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF CONTEMPORARY PRE-SCHOOL EDUCATION
Summary:
The article reviews scientific concepts and approaches dealing with the contemporary preschool education. The essence of the "intrinsic value of preschool childhood" concept in the modern academic science is described. The authors substantiate the necessity of creating conditions for full-scale preschool childhood experience. The paper analyses the content and features of the social situation of preschool development, considers the key points of contemporary preschool pedagogy in the context of the specificity of human development in the preschool age.
Keywords:
amplification of child development, humanization, preschool childhood, educational process, social situation of development, socio-cultural conditions, inherent value, specific children's activities.
В сфере дошкольного образования сегодня наблюдаются значительные изменения, обусловленные в первую очередь введением в практику Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим одной из ключевых проблем современного дошкольного образования является вопрос осмысления его теоретических оснований, понимания сущности и принципов происходящей в стране гуманизации дошкольного образования.
Гуманизация прежде всего предполагает отношение к дошкольному детству как к самоценному периоду. Одна из основных идей ФГОС - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека [1]. Понятие «самоценность дошкольного детства» не является новым для дошкольной педагогики. Впервые оно было введено в дошкольную педагогику в 1989 г. авторами «Концепции дошкольного воспитания» А.В. Петровским и В.В. Давыдовым [2], хотя сама идея уважительного отношения к дошкольному детству как особо важному этапу в жизни человека зародилась еще в истории педагогической мысли (Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.).
Сегодня это основная парадигма отечественного дошкольного образования. Трактовка сущности понятия «самоценность детства» представлена в п. 1.2 ФГОС: «понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» [3].
Дошкольное детство рассматривается сегодня как уникальный полноценный этап в жизни человека, поэтому неправомерно подчинять развитие ребенка-дошкольника требованиям
школы. Главным ориентиром в развитии дошкольника должно быть обеспечение условий для полноценного проживания им дошкольного периода жизни [4]. Отношение к детству как к самоценному периоду жизни способствует становлению детей полноценными школьниками, порождает базовые качества личности, выходящие за рамки дошкольного возраста. Однако речь не идет о полном отказе от занятий с дошкольниками, поскольку предпосылки учебно-познавательной деятельности необходимо заложить в дошкольном возрасте для оптимальной подготовки к обучению в школе. При этом особенно важно найти оптимальный баланс между необходимостью формирования всех компонентов готовности детей к обучению в школе и возможностью радостно и полноценно прожить дошкольное детство.
Близким по смыслу является понятие «амплификация детского развития», впервые введенное в дошкольную педагогическую науку в 1970-е гг. известным отечественным ученым А.В. Запорожцем. По его мнению, под амплификацией детского развития следует понимать расширение, углубление тех сторон развития личности, которые специфичны именно для дошкольного возраста. Амплификация развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов детской деятельности, общения детей со взрослыми и сверстниками [5]. Сделать жизнь ребенка максимально комфортной, предоставить условия для саморазвития всех сфер его личности через наиболее значимые способы деятельности, стимулирование творческой активности и инициативности, обеспечить реализацию его основных потребностей и интересов - таковы основные условия полноценного развития личности дошкольника.
Понятием, противоположным по значению, выступает интенсификация, акселерация, то есть искусственное ускорение детского развития путем введения раннего школьного обучения чтению, счету, письму, иностранному языку и др. и принудительного «натаскивания» детей. Сторонники данной концепции убеждены, что сверхраннее обучение обеспечит в дальнейшем успешность в освоении детьми школьной программы и профессиональном самоопределении. Однако, как показывают исследования ученых, практика слишком раннего принудительного обучения детей приводит к потере учебной мотивации и познавательного интереса и, как следствие, к возникновению школьной дезадаптации и неврозов.
Прочно стоя на позиции амплификации детского развития, отечественная дошкольная педагогика провозглашает приоритет специфически детских видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической и др. в развитии личности, ведь, как известно, вне деятельности развитие человека невозможно. Следует подчеркнуть, что наличие у ребенка знаний не является залогом успешности обучения, намного важнее умение самостоятельно их добывать и применять в практической и познавательной деятельности. Ученые делают особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, упорядочивающих процесс детского развития. Самостоятельный и творческий по своему характеру, процесс освоения ребенком этих средств должен быть специально и грамотно организован. Развивающий эффект достигается лишь в том случае, когда деятельность остается самодеятельной и творческой. Исходя из этого не следует использовать сюжетно-ролевую игру для обучения детей новым знаниям и умениям - эти функции успешно выполняет дидактическая игра [6].
Дошкольник представляет собой интенсивно развивающийся организм, и именно эта особенность во многом определяет значимость дошкольного периода жизни. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения детей определяются не совокупностью сформированных знаний, умений, навыков, а системой личностных качеств, обеспечивающих позитивную социализацию и прежде всего успешность школьного обучения. Неслучайно во ФГОС речь идет о целевых ориентирах, формируемых к концу дошкольного детства. Сегодня необходимо внедрение таких форм работы с детьми, которые позволят обучать дошкольников в недирективной занимательной форме и одновременно будут способствовать развитию их познавательной мотивации.
Социальная ситуация развития - одно из центральных понятий ФГОС, под которым понимается сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром [7]. Социальная ситуация развития обеспечивает динамику психического развития дошкольника, определяет условия и пути его развития в разных видах детской деятельности, приобретаемые психологические новообразования. Важно осознавать, что в каждом возрастном периоде складывается своя особая специфическая социальная ситуация развития, изучение которой обеспечивает понимание динамики возрастного развития и предпосылок возникновения психологических новообразований. Важнейшими новообразованиями дошкольного детства, по мнению отечественных ученых, являются наглядно-образное мышление, способность к замещению, произвольность поведения и познавательных процессов, творческая активность и др.
В каждой социальной ситуации развития возникает и развивается определенный ведущий вид детской деятельности. Социальная ситуация развития современного дошкольника характеризуется целым рядом особенностей. Так, большая открытость мира, доступность различных источников информации, зачастую негативной и/или не соответствующей возрасту, вызывает у дошкольника затруднения в отборе адекватных моделей поведения в той или иной ситуации. Сложность и изменчивость окружающего мира, интенсивность и противоречивость потока информации приводят к раннему взрослению детей, овладению комплексным инструментарием познания мира уже на этапе дошкольного детства.
Развитие ребенка-дошкольника происходит не в вакууме, а в определенном социокультурном пространстве, понимаемом в дошкольной педагогике как конкретная непосредственно окружающая ребенка социальная среда, обеспечивающая его взаимодействие с общественной культурой [8, п. 1.6]. Создание оптимальной социокультурной среды, обеспечивающей полноценное и гармоничное развитие дошкольника, обозначено как один из основополагающих принципов ФГОС ДО: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей» [9, п. 1.4]. Стандарт выдвигает задачу приобщения дошкольников к духовно-нравственным и социокультурным ценностям, социально одобряемым правилам и нормам продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Современное социокультурное пространство дошкольника - это прежде всего семья, окружающие его родители и родственники. В исследованиях доказано, что для создания оптимальной социальной ситуации развития детей с учетом специфики дошкольного возраста необходимо обеспечить взаимодействие общественного дошкольного образования с семейным воспитанием, активно вовлекать родителей в образовательную деятельность дошкольной организации. Причем это должно быть не простое посещение родителями праздников и собраний в детском саду, а интерактивное взаимодействие двух субъектов формирования личности ребенка, основанное на диалоге, создании образовательных проектов с учетом исследования потребностей семьи и поддержки ее образовательных инициатив. ФГОС дошкольного образования нацеливает на организацию в детском саду такой образовательной среды, которая обеспечит создание условий для максимального участия родителей в образовательном процессе как его активных субъектов.
Ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2014. 32 с.
2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. С. 10-23.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт ... П. 1.2.
4. Ханова Т.Г. «Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы»: по материалам региональной научно-практической конференции // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 31.
5. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986. 320 с.
6. Ханова Т.Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 152-155.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт ...
8. Там же. П. 1.6.
9. Там же. П. 1.4.
References:
1. The federal state educational standards of preschool education 2014, Moscow, 32 p.
2. 'The concept of preschool education' 1989, Preschool education, no. 5, p. 10-23.
3. The federal state educational standards of preschool education 2014, Moscow, 32 p.
4. Khanova, TG 2015, '"Modern preschool childhood: Problems and Prospects": Materials of regional scientific-practical conference', Herald of Minin University, no. 2 (10), p. 31.
5. Zaporozhets, AV 1986, 'The mental development of the child', Selected psychological works: in 2 vols., vol. 1. The child's mental development, Moscow, 320 p.
6. Khanova, TG 2015, 'Pedagogical conditions of development of children's play', Nizhny Novgorod education, no. 3, p. 152-155.
7. The federal state educational standards of preschool education 2014, Moscow, 32 p.
8. The federal state educational standards of preschool education 2014, Moscow, 32 p.
9. The federal state educational standards of preschool education 2014, Moscow, 32 p.