ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 370.153
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ
© 2012 Алибекова З.Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
Раскрываются социально-педагогические предпосылки формирования у школьников отношения к семье как ценности; рассматриваются система ценностей и психологопедагогические основы формирования эмоционально-ценностного отношения у школьников к семье, система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую.
The author of the article reveals social and pedagogical premises of forming the schoolchildren’s attitude to the family as to the value. She considers the value system and psychological and pedagogical bases of forming the schoolchildren’s attitude to the family, the system of step-by-step transformation of the socially significant into the personally significant one.
Ключевые слова: ценности, ценностная ориентация, ценностное отношение, эмоционально-ценностное отношение.
Keywords: values, value orientation, value attitude, emotional and value attitude.
Новые тенденции развития общества, особенности построения семейных отношений в современных
социокультурных условиях
актуализируют проблему формирования отношения к семье как ценности у старшеклассников. Ценностным
отношениям посвящены труды А. Г. Здравомыслова, В. А. Караковского, Н. Д. Никандрова, В. П. Тугаринова и др. Проблема эмоционального отношения у школьников и аксиологического подхода в эмоционально-ценностном отношении исследовалась М. Б. Богуславским, Б. И. Додоновым, Н. Д. Никандровым, З. И. Равкиным, А. Я Чебыкиным, П. М. Якобсоном. Известно, что процесс
формирования ценностного отношения в целом и эмоционально-ценностного в частности следует ориентировать на приобретение положительного опыта взаимодействия с семьей.
Для усвоения ценностей важны все три элемента эмоционально-ценностного отношения - система ценностных ориентаций, эмоциональные и волевые качества личности, но основным, системообразующим элементом
являются ценности, которые служат побудителями эмоционально-волевых проявлений и являются содержательной основой эмоций. Сами эмоции значимы в случае, если они адекватны
общественно значимым ценностям.
Ценности могут быть усвоены только в результате их эмоционального признания. Следует определить, какие ценности необходимы для усвоения отношения к семье как ценности, и какие эмоциональные реакции необходимо пробуждать в связи с этими ценностями.
Проблема ценностей привлекает все большее внимание ученых, педагогов. Подходов к рассмотрению проблемы -бесчисленное множество. Предельно обобщенно рассматривает вопрос В. А. Караковский. Его набор ценностей: человек - абсолютная ценность, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир [5. С. 29].
По утверждению Н. Д. Никандрова, «ценности и социальные нормы» в человеческой жизни - это основа основ. Переворот в ценностях означает новую эпоху. Крах всей системы ценностных приоритетов есть исчезновение цивилизации и приход другой. Кризис семейной цивилизации означает угасание роли матери и отца, братьев и сестер, семейности [9. С. 17].
Семейные ценности могут быть представлены двумя типами: ценности самодостаточные и инструментальные. К самодостаточному типу относятся социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед родными, близкими людьми и обществом, привязанность, уважение и любовь к детям, супругу, родителям; реализация самоутверждения. Ценности инструментального типа - это ценности-отношения, ценности-качества,
ценности-знания, умения, навыки. Их закладка и формирование происходят в родительской семье, а развиваются и реализуются они в течение всей жизни человека, составляя основу личности семьянина.
Внутренняя сторона взаимосвязи личности и общества, личностный аспект ориентации человека характеризуют ценностные ориентации, ценностное отношение, понятия, возникшие на стыке наук о человеке и обществе (В. Г. Алексеева, В. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, С. В. Кульневич, И. С. Кон, Т. Н. Мальковская, В. А. Ядов).
Ценностная ориентация - это предпочтение (или отвержение) определенных смыслов и построенный на их основе способ поведения.
Формирование ценностных ориентаций осуществляется путем соотнесения субъективного опыта с существующими в социуме образцами. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и
последовательность поведения,
постоянство взаимоотношений человека с социальным миром и другими людьми.
Взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью семьи, можно выделить следующие ценности семейного воспитания:
- удовлетворение потребности в родительстве;
- удовлетворение потребности в любви и признании;
- реализация потребности в общении, расширение его круга;
- преемственность поколений;
- сохранение и расширение семейных традиций.
Известный исследователь проблем семьи А. Г. Харчев отмечает, что «... семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность» [13. С. 47].
Эмоционально-ценностное отношение рассматривается нами как интегральное личностное качество, которое можно определить как направленность эмоций личности, обусловленную совокупностью
потребностей, которые определяют особенности деятельности и поведения.
Реализация эмоционально-ценностного отношения возможно осуществить, опираясь на актуальные потребности и интересы личности, для чего необходимо подобрать такие
педагогические технологии, которые предусматривают использование
методов и приемов, стимулирующих эмоциональное восприятие ценностей.
Эмоции неизменно соединены с ценностями, последние являются содержательным ядром эмоций, так как эмоции чаще всего обращены на определенный объект и соединены с выражением взгляда на него. Важнейшим условием передачи значимых ценностей школьникам является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний, потому что, как отмечают многие, без эмоций
нет отношений, есть только безразличие и равнодушие.
Единственный инструмент
воспитания - вооружение субъектноценными способами и средствами удовлетворения характерных ему потребностей. В некоторых случаях эмоции, например страх, пробуждаются не для усвоения ценностей, а как самостоятельные процессы. Личность же для своего нормального развития должна переживать всю палитру эмоций, включая и отрицательные.
Высшим этапом развития
эмоционально-ценностных отношений являются чувства, которые включают любовь к родителям и родным, уважение к родной земле, глубокое знание своего рода, родного языка, культуры, истории народа, заботу о младших, сопереживание тем, у кого горе, верность обычаям. При формировании эмоционально-ценностного отношения к семье для нас важно содержание эмоционального опыта, который состоит в сформировавшейся способности переживать эмоции, возможности восстанавливать в сознании пережитые эмоции, способности вызывать в себе эти эмоции.
Основным содержанием
эмоционально-ценностного отношения к семье выступают потребности в эмоциональном переживании процесса познания семейных ценностей, а также соответствующие мотивы и интересы. Данное отношение реализуется в бессознательном плане и реализуется в чувствах удовольствия-неудовольствия, радости-печали, восхищения-презрения.
По мнению И. А. Лернера, «опыт эмоционально-ценностного отношения представляет собой следствие потребностей, являющихся побудителем деятельности» [6. С. 74]. Согласно И. С. Якиманской, в субъективном опыте зафиксированы личностные смыслы, ценности, отношения [13. С. 36].
Таким образом, отношение -субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, оно определяет эмоционально-психологичес-кое состояние человека, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно-потребностную сферу, направленность личности, готовность
руководствоваться этими ценностями в жизни. Представляется интересной логика присвоения ценностей, по С. И. Маслову: эмоциональное принятие
ценностей - осознание - включение в систему ценностных ориентаций [8].
Процесс формирования эмоциональноценностного отношения можно
представить как совокупность
структурообразующих элементов:
потребность - эмоции - переживания (внутренние сигналы) - отношения личности - взгляды.
Ценности эмоционально
переживаются, их наличие
обусловливает положительные эмоции радости, восторга, удовлетворения. И наоборот, отсутствие, утрата ценностей вызывает эмоции отрицательные -обиду, гнев, раздражение.
Итак, ценности усваиваются на основе преобразования получаемой информации в результате ее предварительной оценки.
Таким образом, формирование эмоционально-ценностного отношения возможно в условиях организованной педагогической работы, учитывающей основные психологические каналы формирования отношений и этапы усвоения ценностей [1, 2, 7, 8].
Поэтому в качестве цели педагогических усилий выступает комплексное воздействие на личность школьника, затрагивающее когнитивную и эмоциональную сферу, что определяет его практическую деятельность и в конечном итоге повышает уровень развития эмоционально-ценностного отношения. Поэтому в основу работы по формированию эмоционально-ценностного отношения к семье положена система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую, что обеспечивает последовательность усвоения ценностей и применения их в практической деятельности. Эта последовательность имеет следующее построение: эмоциональное восприятие информации
- получение и осмысление новой информации - практическое применение усвоенного материала.
Первоначальное знакомство с содержанием осуществляется на этапе эмоционального восприятия
информации, который служит для того, чтобы, воздействуя на эмоции и чувства,
настроить учащихся на активное восприятие не только
непосредственными ощущениями, но и с эмоциями. Поэтому важно привлекать информацию, которая вызывает
эмоциональное стимулирование. На данном этапе деятельность учащихся
организуется таким образом, чтобы она приносила новые эмоции, новую информацию о семье, для чего полагаем целесообразным проведение
проблемных дискуссий, которые
способствуют развитию познавательной потребности (осознание школьниками ценности семьи для себя): слагаемые семейного благополучия, влияние семейных традиций на отношение к семье как ценности, уровни психологической совместимости
будущих супругов, формула счастливого брака, женская и мужская привлекательность, семья в религиозных культурах: мусульманской и
христианской, типы семейного
воспитания и др. Вопросы, касающиеся поддержания позитивного отношения к семье раскрывают ценность семьи, что способствует проявлению интереса к семье и формирует познавательную потребность. Это определяет
дальнейшее формирование отношения к семье как ценности по когнитивному каналу (интеллектуализация эмоций).
Этап эмоционального восприятия информации логически приводит к этапу получения новой информации, направленному на знакомство и осмысление содержания изученного
материала, когда устанавливаются связи между новым и ранее усвоенным знанием, учащиеся знакомятся с
понятиями, имеющими нормативно-ценност-ное содержание (принципы,
идеалы, поступки). При этом ученик дает собственную оценку материалу, что придает ей актуальную значимость и способствует личностной переоценке
ценностей. При отборе материала учитывается возраст учащихся, их познавательный интерес. Деятельность учащихся ориентирована на осознание личной значимости изученного
материала, побуждение школьников к
эмоциональной оценке. Выполняя
задания, школьники анализируют
полученную информацию и процесс ее
усвоения на предмет соответствия или несоответствия собственным взглядам и семейным ценностям, что способствует развитию критичности, умению и способности самоуправления и самореализации. На этом этапе используются диалоговые формы общения учащихся, приемы: рассказ с элементами эвристической беседы, информированное сообщение
школьников и др. В целом, на данном этапе деятельность школьников ориентирована на усвоение знаний о семье на основе личной оценки изучаемых знаний, раскрывающих ценность семьи.
На следующем этапе - этапе практического применения усвоенного материала - школьники реализуют потребность действовать на основе усвоенных ценностей, что способствует формированию осознанных поступков в конкретной деятельности и поведении целесообразно использование
педагогических ситуаций, мастер-классов, презентаций и защиты проектов. Важным направлением является внеклассная форма работы, которая позволяет целенаправленно в более короткие сроки познакомить учащихся с семейными ценностями. Эффективность такого рода работы повышается, когда она проводится в форме деловых игр на занятиях в школе, в кружках.
Закреплению ранее усвоенных знаний на основе выбранных ценностей способствуют: проективные процедуры на тему «Моя семейная жизнь»; групповое рисование «Молодая семья»; групповая парковая скульптура «Семья»; коллаж «Ценности моей семьи»; групповое написание сочинения «История семейной жизни», «Семейный договор»; мастер-классы «Духовнотворческая личность»; исторические «экспедиции» в прошедшие эпохи; игра «Войди в образ семейной жизни» и др.
В условиях современного общества эмоционально-ценностное отношение школьников к семье является основой воспитания самоопределения и самореализации школьников. От решения этой проблемы зависит во многом направление развития современной цивилизации.
Примечания
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. Казань : Изд-во Казанского университета, 1998. 164 с. 2. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники / под ред. И. Т. Фролова. М. : Наука, 1986. 290 с. 3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36. 4. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. 272 с. 5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. : Новая школа, 1993. 80 с. 6. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М. : Знание, 1980. 96 с. 7. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М. : Институт прикладной психологии. Воронеж : НПО « МОДЭК», 1998. 368 с. 8. Маслов С. И. Дидактические основы реализации эмоциональноценностного компонента в начальном образовании: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 302 с. 9. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. С. 310. 10. Тугаринов В. П. Жизненные ценности нового человека // Личность и общество. М. : Мысль, 1965. 191 с. 11. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.
: Просвещение, 1991. 288 с. 12. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М. : Статистика, 1973. 223 с. 13. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 1996. 95 с. 14. Якобсон П. М. Психология чувств. М. : АПН, 1958. 71 с.
Статья поступила в редакцию 11.06.2012 г.