Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Невзорова Ирина Борисовна

Раскрываются психолого-педагогические основания и требования работодателей к уровню подготовки техников программистов в организациях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF TRAINING TECHNICIANS PROGRAMMERS IN ORGANIZATIONS SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Reveals psychological and pedagogical foundations and requirements of employers to the level of training of technicians programmers in organizations of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

средством решения не только частной задачи - оптимизации проводимых им уроков физкультуры, но и педагогической задачи - духовного и физического развития подрастающего поколения на фоне положительных эмоций и повышенной жизненной активности. Кроме того, по нашему мнению, оптимизация деятельности учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательном учреждении может обеспечиваться внедрением программно-методических комплексов, которые подразумевают участие самого школьника в проектировании уроков, наличие и расширение возможностей выбора образовательного маршрута (или его элементов), которые, в свою очередь, помогут ему освоить разнообразные виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в соответствии с этим выбором.

Литература

1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров / Под общ. ред. Н.Н.Ма-ликова. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 528 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. - СПб.: Питер, 2008. -400 с. - (Серия «Мастера психологии»).

3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д.Горбунов. - 3-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2007. -296 с.: ил.

4. Ильин Е.П. Психология спорта /Е.П.Ильин - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

5. Максачук Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П.Максачук. - М.: Изд-во «Спутник +», 2012. -102 с.

6. Столов И.И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения (организационный компонент): монография / И.И.Столов. - М.: Советский спорт, 2008. - 132 с.

7. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С.Туманян. - 20е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 336 с.

8. Чесноков Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта: учебник / Н.Н.Чесноков, В.Г.Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2011. - 400 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Невзорова Ирина Борисовна,

преподаватель, Мурманский колледж экономики и информационных технологий, г. Мурманск

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF TRAINING TECHNICIANS PROGRAMMERS IN ORGANIZATIONS SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Nevzorova Irina, lecturer, Murmansk College of Economics and information technology, Murmansk АННОТАЦИЯ

Раскрываются психолого-педагогические основания и требования работодателей к уровню подготовки техников программистов в организациях среднего профессионального образования. ABSTRACT

Reveals psychological and pedagogical foundations and requirements of employers to the level of training of technicians programmers in organizations of secondary vocational education.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, готовность к профессиональной деятельности, профессионализм.

Keywords: professional training, readiness for professional activity, professionalism.

На современном этапе развития экономики обществу необходим специалист, способный гибко ориентироваться на рынке труда, в условиях частой смены технологий в своей профессиональной деятельности, быть востребованным и конкурентоспособным. Поэтому реформирование образования в нашей стране, в том числе и среднего профессионального, связано с повышением качества и эффективности образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной подготовки специалистов.

Профессиональная подготовка по мнению С.М.Ту-тарищевой, понимается процесс становления готовности к выполнению конкретных профессиональных функций в рамках выбранной профессии, а результатом данного

процесса выступает готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Само понятие «готовности» в психолого-педагогической литературы трактуется с разных позиций: с точки зрения психологической и педагогической наук. Эта категория была введена в 50-60-е годы двадцатого столетия Б.Г.Ананьевым, он считал, что понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда или общественной жизни, это «проявление способностей». С этим определением не совсем согласен В.А.Крутецкий, под готовностью к профессиональной деятельности он понимает синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности.

В Психологическом словаре понятие «готовность к профессиональной деятельности» трактуется, как психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей[6].

К.К.Платов, с учетом предложенной им концепцией личности, в структуре готовности выделяет три составляющие: моральную, психологическую и профессиональную. Это определило и подходы в психологических исследованиях готовности: как результат трудового воспитания, которое выражается в желании трудиться; как состояние психологической мобилизации, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов; как готовность к определенному виду труда, который станет профессией в результате профессионального обучения.

Большое внимание в психологической литературе по проблемам готовности, определяя ее как психологическую готовность к профессиональной деятельности, направлено на конкретные формы готовности, например, готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д.Ле-витов, К.К.Платонов); на раскрытие природы психологической готовности к труду, Е.А.Климов исходит из профессионального самоопределения, К.М.Гуревич по профпригодности к деятельности. Я.Л.Коломинский считает, что готовность-это определенный уровень развития личности, Р.А.Гаспарян, Е.Г.Козлов как направленность личности на выполнение определенных действий, Л.В.Конд-рашова как образование таких необходимых свойств и качеств личности, установок, которые позволят будущему специалисту сознательно, добросовестно и творчески выполнить свои профессиональные обязанности, а Н.В.Кузьмина, что она характеризуется наличием знаний, умений и навыков, которые позволят специалисту осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом уровня современных требований науки и техники. Таким образом большинство авторов объясняют готовность через совокупность мотивационных, познавательных и волевых качеств личности, обеспечивающих актуализацию ее возможностей.

В исследованиях психологической готовности к профессиональной деятельности проводятся в контексте разных подходов:

- личностно-деятельностного, когда готовность рассматривается как проявление всех сторон личности в их целостности, дающих возможность эффективного выполнения своих функций (А.А.Деркач, Л.А.Кадыбович);

- личностного, который позволил определять готовность как сложное психологическое образование (П.А.Рудик); как проявление способностей (Б.Г.Ананьев); как свойство и качество личности (М.И.Дьяченко); как спектр профессиональных способностей (В.А.Якунин); как устойчивую характеристику личности (Ф.Н.Гоноболин, А.И.Щербаков); как проявление профессиональной направленности и профессионального самосознания (В.А.Сластенин, Л.Б.Шнейдер);

- функционального, когда готовность представляется как психологический настрой, актуализация и приспособление возможностей для успешных действий в определенных условиях (Н.Д.Левитов, К.К.Платонов); как умение мобилизовать необходимые физические и психологические ресурсы для осуществления деятельности (А.Б.Леонов, В.Г.Мы-шкина); как состояние концентрации возможностей человека, достигающих высшей степени, которое проявляется перед, при выполнении и завершении деятельности (А.В.Самойлик);

- системного, который позволяет рассматривать готовность как отнесение свойств личности к категории системных(Б.Ф.Ломов); как диалектическую взаимосвязь психического состояния и качества личности (Т.Б.Гершкович, Р.Д.Санжаева); как устойчивое состояние личности (Е.П.Кораблина, Л.В.Мальцева); как иерархическую систему профессионально важных качеств личности, которые являются необходимыми и достаточными для эффективной деятельности (Б.А.Сосновский); как интег-ративное профессионально важное качество (Г.И.Вахромова, В.В.Коробкова).

С точки зрения педагогической науки понятие готовности рассматривается в контексте конкретного вида, формы качества деятельности, при этом выделяют: психологическую и практическую готовность (Ю.К.Васильев, А.И.Щербаков); функциональную и личностную (В.А.Сластенин); общую и специальную (Б.Г.Ананьев); временную(ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность (Л.С.Нерсесян). А.Н.Леонтьев рассматривает готовность к чему-либо как процесс формирования определенных умений, В.И.Байденко использует понятие «базовые навыки», к ним он относит коммука-тивные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; приспособляемость; способность работы в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка.

Проанализировав и обобщив исследования по вопросу готовности к профессиональной деятельности, можно сделать вывод, что профессиональная подготовка специалистов является сложным, многоуровневым, системным и личностным образованием человека. Следовательно, готовность к профессиональной деятельности - это комплекс интегративных свойств и качеств личности, обладающей специальными знаниями, умениями и навыками и результат профессиональной подготовки.

С учетом различных психолого-педагогических подходов можно выделить основные категории готовности: свойство и качество личности (личностный); целостность личности, эффективно выполняющая свои функции (личностно-деятельностный); мобилизация личности для выполнения успешных действий (функциональный); инте-гративное профессионально важное качество).

В государственной программе РФ «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы», указывается, что в рамках приоритетных направлений является исследования и разработки в области информационно-телекоммуникационных систем, которая включает в себя компьютерные архитектуры и системы, коммуникационные технологии, технологии обработки информации, электронные устройства, робототехнику, предсказательное

моделирование, методы и средства создания и обеспечение перспективных систем, информационную безопасность, алгоритмы и программное обеспечение. Решение этой проблемы связывается с процессом информатизации и компьютеризации образования. Поэтому подготовка специалистов по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» в настоящее время становиться достаточно актуальной.

По статистическим данным, подготовленными Институтом статистических исследований и экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с Федеральной службой статистики и Минобрнауки РФ на 2014 год в системе среднего образования насчитывается 2.6 тысяч учебных заведений, где обучаются 2.3 миллиона человек по 300 специальностям. Причем в государственных и муниципальных организациях по сравнению с частными обучается почти 93.64% всех студентов. По профилю информатика и вычислительная техника, к которой относится специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» обучается около 30 тысяч студентов. За последние 10 лет уровень занятости в экономике специалистов среднего звена увеличился с 68.8% до 72.5%, в 4 раза уменьшилось количество выпускников, зарегистрированных в центре занятости, а только 6% считаются безработными. Это можно объяснить теми значительными изменениями, которые происходят в последние годы в системе СПО в направлении соответствия структуры и содержания подготовки специалистов требованиями рынка труда.

Чтобы формировать готовность будущих техников-программистов к профессиональной деятельности в учебном процессе организаций СПО более эффективно, были изучены требования, предъявляемые к ним на рынке труда. Из анализа прогноза ежегодной потребности в кадрах предприятий и организаций Мурманской области на период до 2025 года, а также дополнительной потребности в кадрах предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты на 2014-2018 годы оказалось, что потребность в будущих техниках-программистах достаточно высока и стабильна.

Из опроса работодателей к уровню подготовки будущих техников-программистов было выяснено, что основными требованиями являются: умение ввода данных, обработки информации на ЭВМ, разрабатывать программный продукт, контролировать технических носителей информации, а также ответственность, коммуникабельность, владение смежными профессиями и знание европейских технологий. Следовательно, готовность будущих техников-программистов к профессиональной деятельности напрямую связана с наличием у него необходимого уровня профессионализма.

В психологической науке вопросами профессионализма занимались Е.А.Климов [1], А.К.Маркова [3], Л.М.Митина [4], Ю.П.Поваренков [5] и др. В большинстве случаев исследователи изучали набор профессионально-важных качеств специалиста, их формированием и оценки. Но быть профессионалом, это не только знать как делать, но и умения эти знания применять, добиваясь необходимого результата в своей профессиональной деятельности. Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает, как плавать», но не умеет этого делать [2].

Получение выпускником диплома по окончании организации СПО, говорит о том, что этим документом он подтвердил уровень своей квалификации. А это хотя и является необходимым, но недостаточным условием для его профессионализма. Будущему технику-программисту еще потребуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, необходима соответствующая профессиональная среда, которая даст ему возможность сформироваться ему как профессионалу.

Само слово «профессионализм» может использоваться в разных смыслах. Если говорят, что эта работа требует профессионализма, имеется в виду нормативные требования профессии к личности человека. Значит в данном смысле под профессионализмом понимают совокупность, набор личностных характеристик специалиста, которые необходимы ему для успешного выполнения труда. Такое понимание условно называют «нормативный профессионализм». Когда говорят, что этому человеку «присущ профессионализм», очевидно, имеется в виду обладанием необходимым набором психических качеств, и тогда профессионализм становиться внутренней характеристикой человека. И такое понимание подразумевает «реальный профессионализм» конкретного человека.

Обобщив и проанализировав исследования по вопросам профессионализма, можно констатировать то, что в процессе становления профессионализма у специалиста формируется особый «профессиональный» тип личности, который отличается от личности, не являющегося профессионалом в данном виде профессиональной деятельности. Поэтому под профессионализмом можно понимать особое свойство личности систематически, эффективно и надежно выполнять любую профессиональность в самых разнообразных условиях. В понятие «профессионализм» вкладывается такая степень овладения будущим специалистом психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует требованиям стандартов и работодателей к уровню профессиональной подготовки. Это понятие не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда, а включает еще в себя особое мировоззрение человека. Значит, для приобретения профессионализма и быть готовым к профессиональной деятельности техникам-программистам необходимы соответствующие способности, а также желание и готовность постоянно учиться и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Список литературы

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Владос, 2005. - 512 с.

2. Леонтьев, Д.А. Динамика смысловых процессов [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психол. журнал. - 1997. -№ 6. - Т. 18. - С. 13-27.

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996. -192 с.

4. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. [Текст] / Л.М. Митина. - М., 2002.

5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

6. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Грошевского. — 2е изд., ис-прав. и доп. - М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.