Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / MANAGEMENT OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION / STAGE-BY-STAGE FORMATION OF MENTAL ACTIONS / TECHNOLOGY OF PROGRAMMED INSTRUCTION / INDIVIDUALIZATION OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочиева Элина Романовна, Чибирова Альда Хасбулатовна

Статья посвящена выявлению наиболее эффективных психологических механизмов управления физическим воспитанием студентов, организацией здоровьесберегающей образовательной среды в современной образовательной организации. Физическое воспитание студентов в большей мере направлено на формирование совокупности знаний, умений и навыков, которые применяются для достижения физического и интеллектуального развития способностей в будущей профессиональной деятельности. В методической литературе по физической культуре и спорту представлены различные формы средства, технологии и приемы совершенствования системы физического воспитания в вузе. Однако, в настоящее время отсутствуют исследования по проблемам управления процессом физического воспитания, так как данный процесс большинство ученых считают недостаточно управляемым. В связи с этим в данной статье мы попытались раскрыть психолого-педагогические механизмы управления процессом физического воспитания студентов, при котором контролируется и анализируется каждый этап в продвижении студентов, когда используемые технологии позволяют преподавателю получать информацию о том, как каждый студент на любом этапе работы усваивает определенные знания, овладевает необходимыми умениями и навыками, а каждый новый материал подается в зависимости от степени усвоения предыдущего материала. В качестве основных механизмов управления физическим воспитанием студентов в статье рассматриваются образовательные технологии, построенные на основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин); технологии программированного обучения; методах активизации психических познавательных процессов (внимание, мышление, воображение, память). Выбор перечисленных технологий обоснован их направленностью на совершенствование интериоризационных учебных действий, совершаемых в онтогенетическом развитии человека, то есть постепенное преобразование внешних действий в умственные внутренние действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочиева Элина Романовна, Чибирова Альда Хасбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MECHANISMS OF THE MANAGEMENT OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article is devoted to identifying the most effective psychological mechanisms for managing the physical education of students and the organization of a health-saving educational environment in a modern educational organization. Physical education of students is more focused on the formation of a set of knowledge and skills that are used to achieve the physical and intellectual development of abilities in future professional activities. In the methodological literature on physical culture and sports, various forms of tools, technologies and techniques for improving the system of physical education in high school are presented. However, currently there are no studies on the problems of managing the process of physical education, since most scientists consider this process insufficiently manageable. In this regard, in this article we tried to uncover the psychological and pedagogical mechanisms of managing the process of physical education of students, during which each stage in the advancement of students is monitored and analyzed, when the technologies used allow the teacher to receive information about how each student learns at any stage of work knowledge, acquires the necessary skills and abilities, and each new material is fed depending on the degree of mastery of the previous material. As the main mechanisms for managing the physical education of students, the article deals with educational technologies based on the theory of the gradual formation of mental actions (P.Ya. Halperin); programmed learning technologies; methods of activating mental cognitive processes (attention, thinking, imagination, memory); differentiated learning technologies; theory of individualization of the educational process. The choice of the listed technologies is justified by their focus on the improvement of internalization educational actions performed in the ontogenetic development of a person, that is, the gradual transformation of external actions into mental internal actions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ»

педагогические науки

Кочиева Элина Романовна, Чибирова Альда Хасбулатовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ...

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0024

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ

© 2019

Кочиева Элина Романовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физической культуры и спорта Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected]) Чибирова Альда Хасбулатовна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры

естественных наук и психологии Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова (100001, Республика Южная Осетия, Цхинвал, ул. Московская, 8, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена выявлению наиболее эффективных психологических механизмов управления физическим воспитанием студентов, организацией здоровьесберегающей образовательной среды в современной образовательной организации. Физическое воспитание студентов в большей мере направлено на формирование совокупности знаний, умений и навыков, которые применяются для достижения физического и интеллектуального развития способностей в будущей профессиональной деятельности. В методической литературе по физической культуре и спорту представлены различные формы средства, технологии и приемы совершенствования системы физического воспитания в вузе. Однако, в настоящее время отсутствуют исследования по проблемам управления процессом физического воспитания, так как данный процесс большинство ученых считают недостаточно управляемым. В связи с этим в данной статье мы попытались раскрыть психолого-педагогические механизмы управления процессом физического воспитания студентов, при котором контролируется и анализируется каждый этап в продвижении студентов, когда используемые технологии позволяют преподавателю получать информацию о том, как каждый студент на любом этапе работы усваивает определенные знания, овладевает необходимыми умениями и навыками, а каждый новый материал подается в зависимости от степени усвоения предыдущего материала. В качестве основных механизмов управления физическим воспитанием студентов в статье рассматриваются образовательные технологии, построенные на основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин); технологии программированного обучения; методах активизации психических познавательных процессов (внимание, мышление, воображение, память). Выбор перечисленных технологий обоснован их направленностью на совершенствование интериоризационных учебных действий, совершаемых в онтогенетическом развитии человека, то есть постепенное преобразование внешних действий в умственные внутренние действия.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, физическое воспитание студентов, управление процессом физического воспитания, поэтапное формирование умственных действий, технология программированного обучения, индивидуализация процесса физического воспитания.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MECHANISMS OF THE MANAGEMENT OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

© 2019

Kochieva Elina Romanovna, candidate of biological sciences, associate professor of the department of sport games and biomedical disciplines of the faculty of physical culture and sports

North Ossetian State University K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: [email protected]) Chibirova Alda Khasbulatovna, candidate of agricultural sciences, associate professor of the department of natural sciences and psychology South-Ossetian State University named after A.A. Tibilov (100001, Republic of South Ossetia, Tskhinval, Moskovskaya st., 8, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to identifying the most effective psychological mechanisms for managing the physical education of students and the organization of a health-saving educational environment in a modern educational organization. Physical education of students is more focused on the formation of a set of knowledge and skills that are used to achieve the physical and intellectual development of abilities in future professional activities. In the methodological literature on physical culture and sports, various forms of tools, technologies and techniques for improving the system of physical education in high school are presented. However, currently there are no studies on the problems of managing the process of physical education, since most scientists consider this process insufficiently manageable. In this regard, in this article we tried to uncover the psychological and pedagogical mechanisms of managing the process of physical education of students, during which each stage in the advancement of students is monitored and analyzed, when the technologies used allow the teacher to receive information about how each student learns at any stage of work knowledge, acquires the necessary skills and abilities, and each new material is fed depending on the degree of mastery of the previous material. As the main mechanisms for managing the physical education of students, the article deals with educational technologies based on the theory of the gradual formation of mental actions (P.Ya. Halperin); programmed learning technologies; methods of activating mental cognitive processes (attention, thinking, imagination, memory); differentiated learning technologies; theory of individualization of the educational process. The choice of the listed technologies is justified by their focus on the improvement of internalization educational actions performed in the ontogenetic development of a person, that is, the gradual transformation of external actions into mental internal actions.

Keywords: physical education, physical culture, physical education of students, management of the process of physical education, stage-by-stage formation of mental actions, technology of programmed instruction, individualization of the process of physical education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Физическое состояние и здоровье современной молодежи, показатели их физической подготовленности и функционального состояния имеют устойчивую тенденцию к ухудшению, что обусловлено низкой двигательной активностью

(Д.А. Бешенец, С.С. Михайлов, А.С. Фетисов) [1], а также недостаточной управляемостью процесса физического воспитания студентов (О.В. Зеленюк, Г.В. Карева) [2; 3]. Состояние здоровья студентов - будущих специалистов вызывает все большую озабоченность, так как учебные занятия по физической культуре не компенсируют

Kochieva Elina Romanovna, Chibirova Alda Khasbulatovna PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MECHANISMS ...

pedagogical sciences

все увеличивающийся дефицит мышечной нагрузки; не способствуют формированию мотивации и ценностного отношения к физическим занятиям, к своему здоровью; не разработаны эффективные формы и методы управления процессом физического воспитания студентов. Таким образом, основная задача образовательной организации - обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение обучающимися основ наук, в результате которого приобретают различные умения и навыки. Это непосредственно касается и занятий по физической культуре и спорту, чтобы студенты овладели универсальными учебными действиями, направленными на формирование способности к осмысленному применению теоретических знаний при выполнении практических заданий.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализируя процесс физического воспитания в вузе, большинство исследователей (О.Ю. Бровашова, А.С. Бузоев,

A.Н. Корбан, Т.И. Тумасян) [4; 5], в том числе практиков (Г.Л. Драндров, В.С. Илакин, В.И. Кожанов,

B.И. Кожанов, А.Н. Левушин) [6; 7], отмечают недостаточно управляемый характер физического образования. Конечно, неправильно считать его абсолютно неуправляемым, стихийно складывающимся процессом, так как это противоречит дефиниции образования как целенаправленного процесса. Однако и тот факт, что физическое воспитание организует, руководит и направляет преподаватель (В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова, H.V. Ihnatenko, K.V. Ihnatenko), еще не значит, что оно представляет достаточно управляемый и регулируемый педагогический процесс [8; 9]. Ведь под управляемым образованием, при всех остальных соответствующих условиях, большинство исследователей (О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, Л.И. Кутепова, К.Э. Кетоев, С.В. Мусина, Д.А. Мустафина, Н.Н. Тем-ралиев, Н.М. Юдина и др.) [10; 11; 12] понимают такую форму организации обучения и воспитания, при котором проверяется каждое достижение студента, когда преподаватель постоянно получает необходимую информацию о том, как каждый из обучающихся на каждой стадии учебной деятельности овладевает соответствующими компетенциями, когда к изучению нового материала переходят только после прочного усвоения предыдущей темы. «Среди основных закономерностей развития педагогического процесса в вузе, как отмечают Н.Д. Бобырев, Н.В. Игошина и С.С. Русакова, выделяется закономерность его управления, от которого зависит достижение поставленных целей. Усложнение структуры и функций высшего образования предъявляет особые требования к системе управления как целенаправленной деятельности, обеспечивающей его устойчивое развитие, реализацию образовательных программ, целей деятельности» [13].

Формирование целей статьи (постановка задания). Разумеется, преподаватель не в состоянии проконтролировать весь процесс усвоения знаний, овладение практическими навыками во всех деталях, тем более в отношении каждого студента. Это, безусловно, существенный недостаток в системе образования, в частности физического воспитания студентов. И здесь напрашивается вопрос: как сделать физическое воспитание студентов максимально управляемым процессом?

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Как показали результаты нашего эмпирического исследования, традиционные формы и методы проведения занятий по физической культуре не способствуют получению студентами полноценного физкультурного образования, так как доминирующей функцией физической культуры остается подгонка занятий под стандартные нормативы общей физической подготовки для

повышения внешних показателей уровня физической подготовленности студентов. Разумеется, при таком подходе чаще страдает образовательная сторона физической культуры как обязательной учебной дисциплины. Это будет проявляться в: низкой информационной насыщенности занятий (Н.Д. Бобырев, В.Ю. Игошин, А.З. Хурамшина) [14]; неспособности студентов к анализу и оценке своих двигательных действий (С.С. Коровин, Л.Н. Малорошвило) [15]; отсутствии убеждения в необходимости в регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности (Т.Н. Иванова) [16]; незнании научно-обоснованных социальных и медико-биологических аспектов здорового образа жизни (О.Н. Макусев, О.В. Дмитриева) [17] и т.д.

Одним из возможных направлений решения данной проблемы, на наш взгляд, является специально организованная учебно-познавательная деятельность, основанная на концепции П.Я. Гальперина под названием «теория поэтапного формирования умственных действий», основанная на исследованиях Л.С. Выготского о психологических аспектах специфики формирования умственных действий [18]. Эффективность данной теории заключается в том, что в онтогенезе развития личности происходит интериоризация действий, выраженная в постепенном преобразовании внешних действий во внутренние умственные действия. Вначале студент имеет дело с внешними, материальными действиями. Дальше, вследствие последовательного его переосмысления, определения ориентировочной основы действий, обобщения, частичного сокращения и преобразования его ведущих структурных компонентов, осуществляется его интериоризация, то есть осознанное преобразование внешнего действия во внутреннее, уже протекающее всецело в уме обучающегося. Отсюда и название «поэтапное формирование умственных действий».

Данная концепция, как отмечается в некоторых исследованиях (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, С.Г. Вьшин, И.В. Орехова, Б.А. Тахохов Е.О. Ховрина,) [19; 20], не реализовывается беспрекословно всеми преподавателями, так как считают, что далеко не всегда эффективно последовательное осуществление всех указанных этапов. Вместе с тем, мы считаем, что теория поэтапного усвоения умственных действий является весьма эффективным в процессе усвоения теоретических знаний и их поэтапного претворения в практической деятельности в процессе физического воспитания, а также позволит максимально управлять процессом совершенствования физического образования студентов. Тип ориентировки в учебном материале формируется, когда студент еще не приступает к выполнению задания (В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова) [8]. Это совокупность рекомендаций на то, как выполнить данное действие на практике, руководствуясь полученными теоретическими знаниями и иметь представление о предполагаемых результатах. Дальше студент приступает к его практической реализации. Таким образом, осуществлялось максимальное управление процессом поэтапного формирования умственных действий по овладению теоретическими знаниями, а через них и осмысленная практическая реализация физических действий, то есть студенты знали, выполнение какого физического действия необходимо для укрепления и поддерживания соответствующего жизненно важного органа человека.

Следующим направлением совершенствования физического образования студентов на основе максимально-эффективного управления данным процессом мы считаем технологию программированного обучения. Технология программированного обучения предполагает повышение эффективности управления процессом обучения на основе кибернетического подхода, то есть когда учебно-познавательная деятельность осуществляется по заранее заданным алгоритмам, в процессе которой обучающийся овладевает определенными умениями и навыками. «Умения формируются и закрепляются в

педагогические науки

Кочиева Элина Романовна, Чибирова Альда Хасбулатовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ...

процессе упражнений, но не всякое упражнение, как повторение однотипных действий, приводит к формированию умений. Можно сотни раз повторять одно и то же действие, но не добиться желаемого результата, если не знаешь то, как правильно это сделать, не имеешь возможности периодически сравнивать результат с эталоном. Умения связаны с овладением точными приемами выполнения действий, то есть существуют различные уровни умения, которые оцениваются в зависимости от учебных задач и способов их решения» [12].

Что же происходит с отдельными компонентами сознательной деятельности при формировании навыков? «Прежде всего, действие на стадии навыка ускоряется, становится более точным. Далее перестраивается структура действия: происходит объединение более мелких, законченных элементов деятельности в более крупные, целостные действия. Действия освобождаются от лишних, побочных элементов, становятся более совершенными, экономными и рациональными. Наконец, отдельные компоненты действия автоматизируются, начинают осуществляться без непосредственного контроля, или при менее напряженном функционировании сознания. Освобождаясь от контроля над действиями, сознание концентрируется на более сложной и творческой стороне дальнейшей деятельности» [18]. Следует отметить, что навык не есть полностью автоматизированное действие, лишенное контроля. В нужный момент, в непредвиденных обстоятельствах сознание вмешивается и направляет действие в нужное русло. В этом и заключается суть технологии программированного обучения, которая способствует не только совершенствованию процесса физического образования студентов, но и эффективному управлению им.

Существенную роль в формировании культуры здоровья студентов играет учебная дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту», которая уже реализуется на всех курсах как дисциплина по выбору в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова с 2015-2016 учебного года. Основу данной дисциплины составляет теоретический курс лекций, ориентированный на формирование культуры здоровья; воспитание ценностного отношения к собственному здоровью; соблюдение установленного режима труда и отдыха; усвоение ва-леологического материала, необходимого для полноценного физкультурного образования и т.д. «В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО 3++) - бакалавриат по всем направлениям подготовки, утвержденными Министерством образования и науки РФ Приказом №121 от 12.02.2018 г., в наименовании категорий универсальных компетенций под УК-7 определяется способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [21]. Исходя из этого, при разработке элективного курса «Элективные курсы по физической культуре и спорту» мы исходили из того, что в процессе его усвоения студенты должны овладеть необходимыми универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, позволяющими в дальнейшем применять усвоенные теоретические знания самостоятельно в практической деятельности. Руководствуясь требованиями к структуре программ бакалавриата, представленные в ФГОС ВО 3++, которая «Должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в объеме не менее 2 зачетных единиц в рамках Блока 1 - Дисциплины (модули); в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы бакалавриата, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном

Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья» [21].

Исходя из спортивных предпочтений каждого студента, наличия в СОГУ им. К.Л. Хетагурова необходимой материально-технической физкультурно-оздоровительной базы, а также уровня квалификации педагогических работников факультета физического воспитания и спорта, у студентов была возможность выбора вида спортивной деятельности: аэробика, легкая атлетика, волейбол, баскетбол, спортивная гимнастика, плавание, футбол, гандбол. Во всех секциях занятия начинаются с развития общей физической формы, чтобы студент был готов к выполнению сложных элементов. В процессе реализации нашей программы мы старались совершить методически аргументированный переход от традиционных методов организации занятий по физическому воспитанию, которые проводились преимущественно в форме практических занятий, к инновационным формам и методам совершенствования физического воспитания студентов на основе применения теории поэтапного формирования умственных действий с опорой на ориентировочную основу деятельности, а также технологии программированного обучения, которая в логическом дополнении теории поэтапного формирования умственных действий позволяет самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками активизации физкультурно-оздоровительной деятельности студентов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, мы пришли к выводу, что для эффективного управления физическим воспитание студентов в рамках ФГОС ВО 3++ого, необходимо оптимизировать учебно-воспитательный процесс на основе реализации методов и форм организации обучения, позволяющих: осуществлять входной контроль и анализ физического состояния студентов первого курса в начале учебного года; организовать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию и спорту с соблюдением нормам и правил относительно количества занятий, представленных в ФГОС ВО 3++ по физической культуре из блока 1 дисциплин модулей; разработку рабочих программ по элективным курсам по физической культуре и спорту, содержащих теоретический материал, способствующий совершенствованию физкультурного образования студентов с учетом их индивидуальных особенностей и физического состояния; сформировать у студентов устойчивую мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям не только в вузе, но и самостоятельно в свободное от учебы время, выработать внутреннюю потребность в ведении здорового образа жизни на основе поэтапного формирования умственных действий с постепенным переходом на уровень программированного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фетисов А.С., Михайлов С.С., Бешенец ДА. Физическая культура как средство двигательной культуры личности студента // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 257-262.

2. Зеленюк О.В. Физическое воспитание в управлении состоянием здоровья студенческой молодежи //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. №2. С. 75-82.

3. Карева Г.В. Особенности организации учебного процесса по дисциплине «Адаптивная физическая культура и спорт»//Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 255-258.

4. Бровашова О.Ю., Корбан А.Н., Тумасян Т.И. Современные методы преподавания физической культуры в вузе //В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» /Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2019. С. 186-189.

5. Бузоев А.С. Формирование волевой сферы студентов средствами физической культуры //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 163-166.

6. Драндров Г.Л., Кожанов В.И., Левушин А.Н. Применение си-

Kochieva Elina Romanovna, Chibirova Alda Khasbulatovna PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MECHANISMS ...

pedagogical sciences

стемы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов //European Social Science Journal. 2017. № 8. С. 210-219.

7. Кожанов В.И., Илакин В.С. Система рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов //В сборнике: Проектирование механизмов реализации образовательных инициатив /Сборник материалов I Всероссийской научно-методической конференции. БУ ЧР ДПО. 2017. С. 16-19.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-2. С. 264-268.

9. Ihnatenko H.V., Ihnatenko K.V. Formation of self-dependence as a professional ly-important personality trait of a future vocational education teacher by means of case-technology // Хуманитарни Балкански изслед-вания. 2018. № 1. С. 40-42.

10. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Исследование и развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал.2019. Т. 8. № 1 (26). С. 206-208.

11. Кетоев К.Э. Элективный курс по физической культуре и спорту как средство формирования спортивного стиля жизни студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 235-238.

12. Темралиев Н.Н., Юдина Н.М., Мусина С.В., Мустафина Д.А. Самоконтроль физической подготовленности студентами на занятиях физической культурой в вузе // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4. С. 506-507.

13. Русакова С.С., Игошина Н.В., Бобырев Н.Д. Методологические подходы к исследованию сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. С. 275-279.

14. Хурамшина А.З., Игошин В.Ю., Бобырев Н.Д. Исследование ценностно-смысловых ориентаций учителей к профессиональной деятельности с учетом педагогического стажа работы //Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 481-485.

15. Коровин С.С., Малорошвило Л.Н. Ценности физической культуры: структура, характеристика // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 287-293.

16. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.

17. Макусев О.Н., Дмитриева О.В. Влияние физической нагрузки на нравственный облик студента на занятиях по физической культуре и спорту //Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 4. С. 512-515.

18. Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. М: Юрайт. 2017. 462 с.

19. Бекоева М.И., Амбалова С.А., Тахохов Б.А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 59-72.

20 Ховрина Е.О., Орехова И.В., Вьшин С.Г. Роль физической культуры как предмета в жизни студентов //Тенденции развития науки и образования. 2018. № 44-4. С. 74-77.

21. ФГОС ВО 3++ по направлениям бакалавриата. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94

Статья поступила в редакцию 11.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.