Научная статья на тему 'Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте'

Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3249
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / LANGUAGE DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Лариса Васильевна

В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогических и психолингвистических особенностей развития речи младших школьников в период обучения. При овладении речью слово является для ребенка лишь сигналом, который направляет ориентировочную деятельность по отношению к чувственно воспринимаемым им объектам так, что в результате происходит их сближение, приравнивание одного к другому в определенном отношении и одновременно отличие их от других, внешне похожих на них объектов. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражений предметов и явлений в сознании. Речь является одной из центральных психических функций, имеет решающее влияние на формирование личности, мышления. Именно поэтому основная задача школьного курса родного языка – развитие речи учащихся, которое следует неразрывно связывать с развитием мышления, потому что речь без мышления – это праздное говорение, а мышление без речи – нереальное. Образовательный процесс в условиях современной школы имеет немало возможностей для решения проблем, которые беспокоят специалистов. Эти возможности используются не в полной мере, о чем свидетельствуют противоречия, которые рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological, pedagogical, psycholinguistic features speech development of younger schoolboys in period literacy

The paper deals with the problem of psycho-pedagogical and psycholinguistic features of the development of speech of younger students during the training period. When mastering speech a word for a child is only a signal that directs indicative activities in relation to sensible objects to them so that the result is their convergence, equating to one another in certain respects and at the same time distinguish them from other, superficially similar to these objects. A word is a mean of education and expression of ideas, opinions, reflections of objects and phenomena in consciousness. It is one of the central mental functions, has decisive influence on the formation of personality, thinking. That is why the main task of the school course is the mother tongue language development of students, which should be inextricably linked to the development of thinking, because thinking and speaking are deeply interconnected. The educational process in a modern school has many opportunities to address the problems that worry experts. These features are not used to the full, as evidenced by the contradictions that are considered in this study.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте//Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15229. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15229.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15229

УДК 37.032

Ткаченко Лариса Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Гоигория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий phdpu pedagogika@mail.ru

Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогических и психолингвистических особенностей развития речи младших школьников в период обучения. При овладении речью слово является для ребенка лишь сигналом, который направляет ориентировочную деятельность по отношению к чувственно воспринимаемым им объектам так, что в результате происходит их сближение, приравнивание одного к другому в определенном отношении и одновременно отличие их от других, внешне похожих на них объектов. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражений предметов и явлений в сознании. Речь является одной из центральных психических функций, имеет решающее влияние на формирование личности, мышления. Именно поэтому основная задача школьного курса родного языка - развитие речи учащихся, которое следует неразрывно связывать с развитием мышления, потому что речь без мышления - это праздное говорение, а мышление без речи - нереальное. Образовательный процесс в условиях современной школы имеет немало возможностей для решения проблем, которые беспокоят специалистов. Эти возможности используются не в полной мере, о чем свидетельствуют противоречия, которые рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: младшие школьники, развитие речи, психолого-педагогические особенности.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Постановка проблемы обусловлена концептуальными положениями Государственного стандарта начального образования, которые предусматривают наряду с лингвистической подготовкой приобретение детьми достаточного личностного опыта, культуры общения и сотрудничества в различных видах деятельности. Курс украинского языка - важная составляющая содержания начального образования, поскольку он является не только отдельным учебным предметом, но и выступает средством освоения всех других школьных дисциплин. Его основная цель - развитие умений и навыков устной речи; углубление знаний об устной и письменной, диалогической и монологической речи, особенностях высказываний, обусловленных их коммуникативными задачами, ситуацией общения.

Психолингвистика рассматривает речь как один из видов целеустремленной деятельности человека, подчиненной общим закономерностям организации деятельности.

Основными направлениями исследования являются: модели грамматического порождения высказываний (Е. М. Верещагин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова); механизмы восприятия и понимания семантической стороны речи, а также закономерности семантической организации языковых способностей человека (А. А. Брудный,

А. П. Клименко и др.), возможна организация восприятия речи (Р. М. Фрумкина и др.).

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте//Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15229. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15229.htm. - ISSN 2304-120X.

Речь человека непосредственно связана с мышлением. В любом виде мышления проявляется роль речи. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния. Полноценное владение речью предусматривает адекватное усвоение и порождение речи в единстве его формы и содержания. Однако поведение и умственная деятельность человека в онтогенезе, особенно в раннем, развиваются путем личного практического познания реальности, а речевая деятельность почти исключительно путем усвоения готовых образцов, изменять которые человек практически не может. Коррекция поведения и коррекция речи, которая происходит со стороны, осуществляется отдельно, причем нормативное поведение, особенно в начале систематического школьного обучения, является социально более важным, чем нормативная речь [1].

Вполне понятно, пишет Т. А. Пироженко, и то, что речевые достижения ребенка как отражение опыта межличностных отношений отражают такие личностно значимые психологические феномены, как статус ребенка в семье и группе детей, отношение окружающих к ребенку, что проявляется в оценке. Но кроме внешних характеристик отношений ребенка с окружением важно и личное отношение малыша к окружающим людям, к самому себе [2].

Цель статьи - раскрытие психолого-педагогических и психолингвистических особенностей развития речи младших школьников в период обучения грамоте.

Речевой навык формируется на основе микроузуса семьи, возрастной, профессиональной и другой групп. Дальнейшее совершенствование речи, приближение ее к норме или преобразование в нормативную достигаются в процессе ее использования, а не на основе знаний [3].

Психолингвисты утверждают, что на первых этапах овладения речью слово является для ребенка лишь сигналом, который направляет ориентировочную деятельность по отношению к чувственно воспринимаемым им объектам так, что в результате происходит их сближение, приравнивание одного к другому в определенном отношении и одновременно отличие их от других, внешне похожих на них объектов. Иными словами, происходит их обобщение и анализ, но уже на новом уровне - в общественной практике, что закреплено в значении соответствующего слова. Слово - средство образования и выражения понятий, суждений, отражений предметов и явлений в сознании.

Усвоение языка ребенком протекает спонтанно, естественно и без каких-либо усилий с его стороны. Эти особенности становления языка и речи детей связаны с процессами физиологического созревания центральной системы и с определенной ее пластичностью в этот период. Нормальное формирование систем, обеспечивающих усвоение речи, требует их современной стимуляции речевыми сигналами. При недостаточной стимуляции (например, из-за нарушения слуха) процессы усвоения речи задерживаются [4].

Ребенок еще до сложившейся структуры языка речи пользуется речью, что и является самообучением. Этот парадокс объясняется тем, что словоформа не обладает конкретным лексическим значением, а имя без словоформы не может сочетаться с другим именем и, соответственно, образовывать смысловую связь. Отсюда следует, во-первых, то, что самообучение идет сразу по всей вертикали структуры речи и, во-вторых, то, что предложение (грамматика) и текст комплементарны. Без грамматики не может быть текста, а без текста не возникает намерений строить предложения, из которых он состоит.

Развитая речь человека - не только форма мысли, но и сама мысль, спутник мышления, сознания, источник памяти. Созданные с помощью языка образы, описания событий, качеств, свойств самых разнообразных проявлений материальной и ду-

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте//Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15229. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15229.htm. - ISSN 2304-120X.

ховнои жизни людей являются высшим актом познавательной деятельности человека. «Языковое поведение, - пишет И. А. Синица, - часть общего поведения человека, оно говорит как об уровне умственного развития, так и об уровне его воспитания. Оно представляет человека в целом» [5].

Речь является одной из центральных психических функций, имеет решающее влияние на формирование личности, мышления. Именно поэтому основная задача школьного курса родного языка - развитие речи учащихся, которое следует неразрывно связывать с развитием мышления, потому что речь без мышления - это праздное говорение, а мышление без речи - нереальное. Уровень развития как мышления, так и речи ребенка прямо пропорционально зависит от его словарного запаса. Чем богаче словарь, тем проницательнее он видит мир, тоньше вычленяет явления, точнее воспринимает услышанное и прочитанное, четко формулирует и выражает свои мысли.

Связь речи и мышления составляет основу логичности речи. Не случайно в народе говорят: прежде, чем сказать, следует подумать. Требование же это нацеливает говорящего на то, чтобы ни семантика слова, ни смысловые связи языковых единиц (слов и частей сложных предложений) не противоречили логике, то есть внутренней закономерности связи слов или предикативных частей в сложных предложениях, и чтобы обоснование излагаемого опиралось на причинно-следственные отношения. Для достижения этого, отмечает С. И. Дорошенко, надо стремиться, во-первых, к точности и логичности -разные качества; во-вторых, к правильной семантической организации высказываний предложений; в-третьих, к их смысловой и композиционной законченности. Несоблюдение этих условий влечет алогичность (противоречивость, нелепость) речи [6]. Закономерным является то, что, ставя целью достижение мыслительного развития, мы тем самым закладываем основу для речевого совершенствования [7].

В процессе психического развития ребенка его речь формируется поэтапно, благодаря взаимодействию процессов общения, которые постоянно усложняются, и становлению других видов деятельности, которые лежат в основе речи. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к школьному обучению. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он "проникает” в другие предметы, сочетает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность [8]».

В. А. Сухомлинский писал: «Чем глубже человек познает тонкости родного языка, тем тоньше его восприимчивость к игре оттенков родного слова, тем более подготовленный его ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту слова [9]».

А. М. Богуш говорит о том, что речеобразовательная деятельность происходит на уровне связного высказывания, которое является следующим после словотворчества этапом, на нем ребенок приобретает знания о языке и речи, активно и творчески относится к процессу освоения языка, формируя умения и навыки [10].

Исследования в области психолингвистики (А. А. Леонтьев, Л. В. Выготский,

С. Л. Рубинштейн) дают основания утверждать, что для полноценного общения человек должен обладать целым рядом умений: во-первых, быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; во-вторых, правильно спланировать свою речь; в-третьих, найти адекватные средства для передачи его содержания. Сам языковой процесс ученые определяют как творческий, поскольку одну и ту же мысль разные люди передают по-разному [11].

Развивать детское творчество на уроках языка, по определению К. Д. Ушинского, значит развивать ту врожденную душевную способность, которую называют даром

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте//Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15229. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15229.htm. - ISSN 2304-120X.

слова, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и добиваться усвоения ими логики этого языка, то есть ее грамматических законов в их логической системе [12].

Одной из важнейших составляющих формирования детской личности, и в частности готовности ее к школьному обучению, С. Демьяненко считает речевое развитие. Важное место среди задач обучения грамоте, в основе которого лежат четыре вида речевой деятельности (слушание и понимание (аудирование), говорение, чтение и письмо), занимает проблема овладения дошкольниками языковыми понятиями.

Если ребенку много читать и ненавязчиво просить его передать то, что он видел или слышал, то основы связной речи у здорового ребенка сформируются без особых затруднений.

В основе формирования коммуникативной речи лежат речевые умения и навыки. Навыку предшествуют первичные простые умения. Простые умения - это действия, которые выполняются человеком впервые с целью осознания способа выполнения. Все внимание при этом направлено на способ исполнения, который выступает в виде знаний об определенном действии. Содержание же предложенных заданий (средств развития речи) остается без внимания ребенка.

В младшем школьном возрасте происходят большие изменения в развитии мышления, потому что школьники четко начинают осознавать связи между причинами и последствиями явлений, действий. Они уже понимают, что языковые знаки (слово, словосочетание) могут принадлежать к различным грамматическим категориям. Это дает возможность развивать мышление, опирающееся на абстрагирование и обобщение, является более сложной формой и носит наглядно-образный характер.

Поскольку память учащихся начальных классов непроизвольная, они достаточно хорошо запоминают, особенно то, что их интересует и им нравится [13], но отсутствие опыта и недостаточный объем понятий не позволяют им составлять суждение о предметах и явлениях, но все же в их рассуждениях есть своя логика, и они пытаются делать выводы. Строя связное высказывание, первоклассник опирается на имеющийся у него запас слов и грамматических моделей. Это материал долговременной памяти. Второй компонент долговременной памяти - запас представлений и понятий, приобретенных в разные моменты жизни.

Кроме долговременной памяти в процессе речи важную роль играет оперативная память. Она действует несколько секунд: отбирает из долговременной памяти синтаксические схемы и включает в нее слова. Сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: 1) содержание двух написанных или сказанных слов при построении предложения; 2) опережение двух соседних синтаксически связанных слов.

Итак, работая над развитием речи детей младшего школьного возраста, следует учитывать развитие вышеназванных процессов (память, внимание, наблюдательность), уровень которых подчиняется возрастным особенностям ребенка. Это вторая особенность, которую надо учитывать при развитии речи школьников.

Тот факт, что дети 6-7-летнего возраста без специального обучения овладевают речью окружающих их людей, дает основания отдельным ученым утверждать, что, придя в школу, они уже обладают родной речью: у них большое количество слов, они правильно «склоняют» и изменяют их по лицам, строят предложения. Но для каждого школьника хорошо развитая речь - это не только средство общения, но и движущая сила интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания, так как от уровня речевых навыков зависят школьные успехи. А. Н. Леонтьев пишет: на более высоких стадиях речевого развития, когда у ребенка возникает способность понимать и пользоваться связной речью, процессы обучения не только приобретают более развернутую

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте//Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15229. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15229.htm. - ISSN 2304-120X.

форму, а происходит усложнение и «повышение» их функции. Овладение знаниями становится процессом, который вместе с тем приводит к формированию у ребенка внутренних познавательных действий - действий и операций умственных. А это, в свою очередь, служит предпосылкой для овладения понятиями в их связях и движениях.

В первых классах школьники порой не в состоянии передать содержание прочитанного своими словами и переводят его дословно. Это обусловлено тем, что тезаурус ребенка более пассивный, чем активный, то есть ребенок знает и понимает много слов, но не может использовать их в нужный момент. Часто речь детей нечеткая, монотонная. В рассказах преобладают элементы ситуативности, имеющиеся повторы, долговременные паузы, в результате чего высказывания первоклассников становятся непонятными. Школьники включают лишние слова в фразы, названия заменяют описанием, допускают детализированные уточнения. Нередко школьнику не хватает четкого представления о содержании слова или понятия, а потому он может использовать его в подходящем значении: вместо точного названия предмета давать описание, не понимая смысловой разницы между группами и обозначением видовых или родовых понятий, а потому использовать, например, «дерево» вместо «дуб», «береза»; перечисляя мебель, называть «телевизор», «ковер»; к понятиям фрукты относить «арбуз», «крыжовник». Характерно для них объяснение лишь одного-двух признаков предмета, часто несущественных.

Итак, анализ педагогической и психолингвистической литературы убедил, что, учитывая особенности развития речи первоклассников, можно предвидеть недостатки речи и интеллекта и на этой основе организовать коррекционную работу - на первом этапе. На втором - необходимо целенаправленное обеспечение интенсивного формирования речевых умений и навыков путем использования упражнений, представленных в пособии для учителей начальных классов.

Ссылки на источники

1. Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике. - М.: Лабиринт, 2003. - С. 32.

2. Пироженко Т. Речь ребенку: психология речевых достижений ребенка. - Киев: Главник, 2005. - С. 3.

3. Горелов И. Н. Указ. соч. - С. 83.

4. Белянин В. П. Психолингвистика: учеб. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт,

2003. - С. 40-41.

5. Синица И. А. Психология устной речи. - М.: Сов. школа, 1974. - С. 201.

6. Дорошенко С. И. Основы культуры и техники устной речи: учеб. пособие / Харьковский гос. пед. унт им. Г. Сковороды. - Второе изд., перераб. и доп. - Харьков: ОВД, 2002. - С. 103.

7. Скуратовский Л. Мотив как движущая сила познавательной деятельности учащихся в процессе изучения языка // Дивослово. - 2005. - № 2. - С. 2.

8. Любина Г. А. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития // Ребенок в детском саду. -

2004. - № 3. - С. 24.

9. Практикум по методике обучения украинскому языку / коллектив авторов; под ред. М. И. Пентилюк. - Киев: Ленвит, 2003. - С. 28.

10. Богуш А. М. Речетворческое самовыражение дошкольника // Научные записки Института психологии им. С. Костюка АПН Украины/ под ред. академика С. Д. Максименко. - Киев: Главник, 2005. -Вып. 26: в 4 т. - Т. 1. - С. 98.

11. Бабенко А. Лелеем языковую личность // Дивослово. - 2004. - № 4. - С. 56.

12. Там же.

13. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ребенка. - М.: Просвещение, 1991. - С. 33-34.

Larisa Tkachenko,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogy, Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University named Gregory Skovoroda, Pereyaslav-Khmelnitsky phdpu pedagogika@mail.ru

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте//Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15229. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15229.htm. - ISSN 2304-120X.

Psychological, pedagogical and psycholinguistic features of younger pupils’ speech development during the period of literacy education

Abstract. The paper deals with the problem of psycho-pedagogical and psycholinguistic features of the development of speech of younger students during the training period. When mastering speech a word for a child is only a signal that directs indicative activities in relation to sensible objects to them so that the result is their convergence, equating to one another in certain respects and at the same time distinguish them from other, superficially similar to these objects. A word is a mean of education and expression of ideas, opinions, reflections of objects and phenomena in consciousness. It is one of the central mental functions, has decisive influence on the formation of personality, thinking. That is why the main task of the school course is the mother tongue language development of students, which should be inextricably linked to the development of thinking, because thinking and speaking are deeply interconnected. The educational process in a modern school has many opportunities to address the problems that worry experts. These features are not used to the full, as evidenced by the contradictions that are considered in this study.

Key words: younger school pupils, language development, psychological and pedagogical features. References

1. Gorelov, I. N. (2003) Izbrannye trudy po psiholingvistike, Labirint, Moscow, p. 32 (in Russian).

2. Pirozhenko, T. (2005) Rech'rebenku: psihologija rechevyh dostizhenij rebenka, Glavnik, Kiev, p. 3.

3. Gorelov, I. N. (2003) Op. cit., p. 83 (in Russian).

4. Beljanin, V. P. (2003) Psiholingvistika: ucheb., Flinta: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Moscow, pp. 40-41 (in Russian).

5. Sinica, I. A. (1974) Psihologija ustnojrechi, Sov. shkola, Moscow, p. 201 (in Russian).

6. Doroshenko, S. I. (2002) Osnovy kul'tury i tehniki ustnoj rechi: ucheb. posobie / Har'k. gos. ped. un-t im. G. Skovorody, Vtoroe izd., pererab. i dop., OVD, Har'kov, p. 103 (in Russian).

7. Skuratovskij, L. (2005) “Motiv kak dvizhushhaja sila poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja v processe izuchenija jazyka”, Divoslovo, № 2, p. 2 (in Russian).

8. Ljubina, G. A. (2004) “Detskaja rech': ‘normy’ i diagnostika rechevogo razvitija”, Rebenok v detskom sadu, № 3, p. 24 (in Russian).

9. Pentiljuk, M. I. (ed.) (2003) Praktikum po metodike obuchenija ukrainskomu jazyku, Lenvit, Kiev, p. 28 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bogush, A. M. (2005) “Rechetvorcheskoe samovyrazhenie doshkol'nika”, in Maksimenko, S. D. (ed.) Nauchnye zapiski Instituta psihologii im. S. Kostjuka APN Ukrainy, Glavnik, Kiev, vyp. 26: v 4 t., t. 1, p. 98 (in Russian).

11. Babenko, A. (2004) “Leleem jazykovuju lichnost'”, Divoslovo, № 4, p. 56 (in Russian).

12. Ibid.

13. Bezrukih, M. M. & Efimova S. P. (1991) Znaete li vy svoego rebenka, Prosveshhenie, Moscow, pp. 3334 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 22.06.15 Получена положительная рецензия 24.06.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 24.06.15 Опубликована 24.07.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ткаченко Л. В., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.