Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты юного материнства и основные направления профилактики подростковой беременности'

Психолого-педагогические аспекты юного материнства и основные направления профилактики подростковой беременности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
697
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дорохина Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты юного материнства и основные направления профилактики подростковой беременности»

В группе студентов первого года обучения результаты исследования сравнивались также по половому признаку. Среднее значение стенов у юношей - 7,2, у девушек - 4,2. Таким образом, юноши имеют более высокую эмпатийность по сравнению с девушками. Вероятно, это можно объяснить более осознанным выбором профессии медицинского работника у юношей.

Итак, результаты исследования позволили описать уровень развития эмпатии у студентов медицинского училища, который имеет, в основном, средние значения. Следовательно, имеется необходимость развивать уровень эмпатии студентов в системе среднего профессионального образования, применять различные тренинговые методы, повышающие способность к ней,

формировать умение общаться с пациентом на эмпа-тийном уровне.

Библиографический список

1. Греков И.Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности II Медицинская сестра. - 2000. - № 1. - С. 40-42.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др, II Под общей ред. A.A. Крылова, С.А, Маничева. - СПб. -Изд-во «Питер», 2000. - 560 с.

3. Юсупов И.М. Экспресс-диагностика эмпатии II Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. A.A. Крылова. - А: ЛГУ, 1990. - С. 32-37.

С.ГКДорохина

Психолого-педагогические аспекты юного материнства и основные направления профилактики подростковой беременности

Явление подростковой беременности или так называемого «юного материнства» является чрезвычайно актуальной проблемой современного общества. Так, по данным американского исследователя Б, Хуберман на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет во Франции приходится 9 родов, в Германии-13, в сексуально раскрепощенной Голландии- всего 7, в Америке-54,7, в России-103. [1] Российские социологи приводят следующие данные: около 1,5 тыс. детей ежегодно рождаются у 15-летних, 9 тыс. - у 16-летних и 30 тыс. - у 17-летних матерей, что составляет 10% от общего количества родов [2].

Изучение феномена подростковой беременности возможно только с применением комплексного психолого-социологического подхода, с учетом особенностей репродуктивного поведения молодежи. Задачей нашего исследования являлось изучение социально-психологических аспектов юного материнства. Исследование было проведено на базе областного перинатального центра (ОПЦ) города Иркутска (2001-2006 гг.). В нем приняло участие 100 девушек-подростков во второй половине беременности в возрасте 14-17 лет,

По семейному положению большая часть юных беременных не замужем (78%); в гражданском браке состояли 22%. Образовательный статус испытуемых: большинство юных беременных имело среднее образование (49,55%), студентки вузов составили 18,7%; учащиеся средне-специальных учреждений - 15,25% и 16,5% юных беременных не окончили среднюю школу.

Известно, что в молодежной среде сексуальные отношения до брака стали обычным явлением. По резуль-

татам социологических опросов 2000-2002 гг., значительная часть студенческой молодежи терпимо относятся к внебрачным отношениям, случайному сексу или сексуальным отношениям помимо постоянного партнерства, а также к гомосексуальным отношениям. При этом многие органические и функциональные заболевания репродуктивной системы начинаются в подростковом возрасте и негативно влияют на течение будущей беременности, родов, здоровье потомства. Например, ранняя сексуальная активность способствует росту гинекологической заболеваемости девушек-подростков. По данным НИИ акушерства и гинекологии, 40-50% девушек-подростков начинают половую жизнь в среднем в 15,5 (плюс-минус 2,5) лет [2]. Они, безусловно, пополняют группу риска не только по заболеваниям, передаваемым половым путем, но и по возникновению патологии репродуктивной системы в будущем. Полученные статистические данные об образовательном статусе юных беременных подтверждают влияние распространенности добрачных сексуальных отношений на возникновение беременности. Роды матерей-подростков чаще происходят вне брака. В группе юных беременных 15-17 лет самый высокий показатель внебрачной рождаемости (58%).

Анкетный опрос испытуемых показал, что более чем в 60% случаев беременность у подростков наступает случайно; каждая четвертая девушка, и каждый второй юноша не имеют постоянного полового партнера. В этом контексте интересным является анализ мотивов сохранения беременности юными матерями.

ffi

Психология и социология

Принятие решения о рождении ребенка у подростков чаще всего происходит по медицинским соображениям (42%), Некоторые из девушек уже делали аборты и в результате имели заболевания, создающие риск бесплодия в последующем. Следующей, наиболее часто встречающейся причиной родов, является то, что беременность долго скрывалась, и мама девушки «согласилась» на ее роды (около 20%), Ещё одна из причин -нежелание делать аборт (28%). Такое решение является совместным для будущих юных мам и бабушек, отделить мотивацию девушки от решения её матери довольно сложно.

Часто девушка влюбляется, а старший по возрасту партнер уже женат и даже имеет детей, но поддерживает её иллюзию будущего брака, Однако, «крылатым» стало преимущественно мужское выражение: «Обещать жениться - ещё не значит жениться», «Он» или предлагает сделать аборт, или всячески избегает продолжения отношений. Родители девушек часто предлагают оставить ребенка. Вероятно, девушки заранее предполагают такую реакцию отца и матери, поэтому ставят их в известность только в случае такой положительной реакции. Кроме того, они сами зачастую хотят этого ребенка, и надеются, что смогут вернуть «свою любовь». Это наиболее распространенные мотивы юного материнства.

В задачи нашего исследования также входило изучение у юных беременных женщин особенностей отношения к беременности, родам, исполнению родительских обязанностей,

В ходе исследования были применены следующие методики: опросник BSRI С, Бэм, методика PARI (parental altitude research instrument) E, С, Шеффера, P, K, Белла, личностный тест 16F Р.Кеттела, тест-опросник структуры темперамента В. Русалова, опросник самоотношения В.В.Столина, С.Р.Пантилеева, тест «Личностный дифференциал» Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда, тест самоэффективности Р, Шварцера, М, Иерусалема, тест «двадцати «Я» М. Куна, Т, Макпартленда. На наш взгляд использование данного комплекса диагностических методов является достаточным для изучения особенностей поведения, психологических особенностей девочек-подростков в период беременности, т.к. он включает в себя исследование практически всех значимых сфер жизни: взаимоотношений с родителями, партнером, сверстниками и друзьями. Кроме того, полученные в результате диагностики данные помогают сделать выводы об особенностях личности девочки-подростка в период беременности (их отношение к себе, к беременности, к близким людям), а также об особенностях их эмоционального состояния (наличие тревожности, раздражительности и пр.). Подобная психологическая диагностика позволяет судить о том, какие сферы жизни девочек-подростков наиболее страдают в результате ранней беременности и какие личностные изменения происходят у них (возможно, как реакция на неодобре-

ние окружающих, неготовность к роли матери или как компенсация).

Полученные в ходе исследования данные по фактору А теста Р, Кеттела (замкнутость-общительность) у юных беременных составляют 5,83 б, Это говорит о том, что юные беременные необщительны, замкнуты, как бы "живут в своем мире".

Показатели испытуемых по фактору С теста Р. Ке-телла (эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность) составляют 6,2 б. и иллюстрируют, что в период беременности девочки-подростки эмоционально неустойчивы, находятся под влиянием чувств, переменчивы, беспокойны, быстро утомляемы.

Очень показательными являются результаты по шкале О (гипотимия-гипертимия): 8,0. Они показывают, что в период беременности у подростков преобладает повышенное чувство тревоги, страха, предчувствий, появляется неуверенность в себе, обеспокоенность, В этом состоянии юные женщины легко ранимы, находятся во власти настроения, впечатлительны. Эти данные иллюстрируют острую необходимость разработки специальной программы по психологическому сопровождению беременности и подготовки юных матерей к родам.

Беременность у девочек-подростков с психологической точки зрения деструктивно влияет на состояние и развитие эмоционально-волевой сферы, смысло-жизненных ориентаций, формирование нормального репродуктивного и материнского поведения. Это связано и с гормональными изменениями, характерными для пубертатного периода развития, и с изменениями, связанными с беременностью. Полученный обобщенный психологический портрет юной беременной женщины выглядит следующим образом: это личности, живущие в своем замкнутом мире. Характерными чертами являются обособленность, отчужденность от окружения, низкий показатель уровня интеллекта, Юные беременные эмоционально неустойчивы, быстро утомляемы, у них в большей степени выражены покорность, уступчивость, мягкость, зависимость. Были выявлены показатели сложного внугриличностного конфликта, характеризующегося, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой - столкновением с регламентацией и ожиданиями в их поведении со стороны окружающих, Это противоречие втягивает их в конфликт, который может вызывать весьма изменчивые, импульсивные и с трудом предсказуемые эмоции.

В ходе беременности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотношение с миром. Особенно стрессовой является первая беременность, тем более, если она протекает в подростковом возрасте, что означает окончание независимого существования и начало «безвозвратных» родительско-детских отношений, Отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Это можно считать критической точкой в развитии женской идентичности,

К психологическим аспектам проблемы подростковой беременности, несомненно, относится формирование полового и материнского поведения, что тесным образом связано с вопросами полового воспитания и сексуального поведения. Под половым воспитанием понимается процесс, направленный на выработку качеств, свойств личности, позволяющих провести собственную половую идентификацию и выработать необходимое (в соответствии с морально-нравственными нормами общества) поведение человека в отношении к представителям другого пола на всех этапах жизнедеятельности. Половое воспитание предполагает формирование определенных взглядов на взаимоотношения между мужчинами и женщинами, привычек, вкусов, связанных с данными взглядами и учитывающих этнические и национальные особенности. К принципам полового воспитания относятся: достижение социального эффекта во взаимодействии полов; воспитание социальной ответственности между полами, ответственного отношения к институту семьи; формирование нравственных и моральных норм, представлений, установок.

Основная задача полового воспитания, консультаций специалистов по вопросам репродуктивного здоровья - максимально подготовить подростка к половой жизни, расширяя возможности адаптации к ней на разных этапах полового созревания. Крайне важно также утверждение ценностей семейной жизни, материнства, разъяснение необходимости контроля за своим сексуальным и репродуктивным поведением, ведь все это позволяет сформировать положительный опыт личной сексуальности и уважительного отношения к сексуальному партнеру, опыт ответственности за вынашивание и воспитание ребенка.

На сегодняшний момент, по мнению подавляющего большинства исследователей данной проблемы, в России не разработана единая концепция полового воспитания и сексуального образования, отсутствуют стандартные образовательные программы, не существует

системы подготовки специалистов, низок уровень сексуальной культуры общества. Одним из наиболее тяжелых последствий такого положения дел является не-сформированность полового самосохранительного поведения у молодежи. В связи с этим нами была разработана программа по профилактике подростковой беременности и программа по психологическому сопровождению беременности и подготовки к родам у юных матерей, которая внедряется в работу Иркутского ОПЦ.

Рассматривая психологические аспекты юного материнства, важно учитывать материнские ожидания, установки, воспитательные стратегии, ожидания удовлетворенности материнской ролью, Работу с девочками-подростками необходимо начинать задолго до того, как они станут мамами. И эту деятельность можно условно разделить на две части: первая - это ответственное отношение к репродуктивному здоровью, разъяснительная работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам отношений в паре. Вторая - выявление и работа с юными беременными, а именно: психологическая подготовка к предстоящему материнству, помощь в решении кризисных ситуаций, связанных с беременностью, подготовка к безопасным родам, обучение уходу за новорожденным, Таким образом, комплексная деятельность по оказанию различных видов помощи несовершеннолетним матерям и их детям поможет решить проблему социальной и психологической адаптации этой категории населения к современным условиям.

Библиографический список

1, Абрамова Е, А. Исследования возможностей адаптации матерей подростков в современных условиях. - М„ 2000. -С, 20-21.2.

2. Гаврилова Л В. Репродуктивное поведение населения РФ в современных условиях. - М.: МЕДпресс, 2000 - С. 10-11,

Е.Д.Никитина

К вопросу о социальной мобильности и мобильности специалиста

системный, многоуровневый характер явления мобильности, обусловленный экономическими, социокультурными и политическими факторами, связанный со смысложизненными интересами и ценностями людей и потребностями общества, требует междисциплинарного подхода, прежде всего, исследования философских и психолого-педагогических работ, нацеленных на толкование понятия «мобильность»,

Каждый человек принадлежит одновременно ко многим подсистемам социума (как член семьи, профессионального сообщества и т.д.), подсистеме культуры (определенный уровень грамотности, субкультура молодежи и т.п.), поэтому невозможно различить и разделить конкретные влияния внешних и внутренних факторов в проявлении личности, ее мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.