Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты развития понятийного компонента технического мышления'

Психолого-педагогические аспекты развития понятийного компонента технического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ / TECHNICAL THINKING / INTEROBJECTS INTEGRATION / CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF THE COMPONENTS OF THE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кряжева Елена Вячеславовна, Виноградская Марина Юрьевна

Рассмотрены особенности формирования понятийного компонента технического мышления при изучении химии. Выделены и описаны показатели сформированности критериев развития компонентов структуры технического мышления. Рассмотрены итоги экспериментальных данных по значимости компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPTUAL COMPONENT OF TECHNICAL THINKING

Peculiarities of formation of the conceptual component of technical thinking while studying chemistry. Highlighted and describes the articulation of performance criteria for the development of the components of the technical structure of thinking. Reviewed the results of the experimental data on the importance of components.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты развития понятийного компонента технического мышления»

профессионального становления. Анализ деятельности учащихся на уроках учителей разной предметной направленности и разным стажем работы показал, что продуктивность практической деятельности учащихся, удовлетворенность учебным процессом выше у педагогов, преподающих гуманитарные дисциплины.

По результатам исследования индивидуального стиля деятельности педагогов с разной предметной направленностью и стажем работы подобраны рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности, которые были предложены педагогам и администрации школ, на базе которых исследование проводилось.

Литература:

1. Ильин, Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты. [Текст] / Е.П. Ильин. - Вопр. психол. -1988. № 6. - с. 85 - 94.

2. Климов, Е.А. Психология индивидуальных различий. [Текст] / Е.А. Климов. - СПб.: Питер, 2004. — 701 с.

3. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77. — М. - 1982.

4. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности. [Текст] / В.С. Мерлин. / Под ред. Е.А.Климова. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК. - 1996. — 448 с.

5. Мироненко, И.В. Формирование профессионально-педагогической компетенции будущего учителя технологии и предпринимательства в условиях социально-экономических инновациях: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2016. - 249 с.

6. Толочек, В. А. проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящие и будущие. [Текст] / В.А. Толочек. - ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. сер. 14. Психология. - 2010. № 2. - 43 - 51 с.

7. Толочек, В.А.Стили профессиональной деятельности [Текст] / В.А. Толочек. - М.: Смысл. -2000. - 199 с.

8. Хрусталева, Т.М. Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности: автореф. дис. докт. психол. наук. - Пермь, 2004.

9. Щукин, М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: дисс. ... доктора псих. наук - Пермь, 1994. - 330 с.

Педагогика

УДК:37.032

кандидат психологических наук, доцент Кряжева Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградская Марина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО КОМПОНЕНТА

ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. Рассмотрены особенности формирования понятийного компонента технического мышления при изучении химии. Выделены и описаны показатели сформированности критериев развития компонентов структуры технического мышления. Рассмотрены итоги экспериментальных данных по значимости компонентов.

Ключевые слова: техническое мышление, межпредметная интеграция, критерии развития компонентов структуры.

Annоtation. Peculiarities of formation of the conceptual component of technical thinking while studying chemistry. Highlighted and describes the articulation of performance criteria for the development of the components of the technical structure of thinking. Reviewed the results of the experimental data on the importance of components.

Keywords: technical thinking, interobjects integration, criteria for the development of the components of the structure.

Введение. В условиях современного общества происходит быстрое устаревание техники и технологий, поэтому техническое мышление должно выйти на качественно новый уровень развития с тем, чтобы, не получая дополнительного образования, выпускник вуза мог адаптироваться к современной техногенной среде. Вместе с тем на практике получается, что многие выпускники испытывают трудности в применении технических знаний в своей профессиональной деятельности. Это акцентирует внимание к проблеме развития технического мышления студентов в системе профессионального образования. Одну из наиболее удачных конкретизаций особенностей технического мышления дает Б.Ф. Ломов. По его мнению, техническое мышление формируется, протекает и выражается определенной деятельностью и, следовательно, предполагает систему навыков и умений.

Ученый-философ М.Л. Шубас [13] определяет техническое (инженерное) мышление, как одну из форм логического отражения действительности, направленную на разработку, создание и применение технических средств и технологических процессов с целью познания и преобразования природы и общества в конкретных исторических условиях.

Изложение основного материала статьи. Исследования психологов (Т.В. Кудрявцева, Н.П. Линьковой, И.С. Якиманской и др.) показывают, что специфичность технического мышления заключается в особенностях процессуальной стороны, которая обусловлена содержанием технических задач и условиями их решения.

Учитывая, что техническое мышление выступает как процесс развития, состоящий из отдельных качественных и структурных изменений, в литературе (Ф.А. Зуева, Т.В. Кудрявцев, М.В. Мухина, А.Н. Прядехо) выделяется четыре уровня его развития. Описаны исследования пространственного воображения (Н.П. Линькова, А.Д. Ботвинников, Н.Ф. Четверухин), психомоторных процессов (3.А. Решетова, М.И. Лесина и др.), в области технического мышления (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская),

где рассматриваются вопросы развития психических процессов, обусловливающих успешность различных сторон технической деятельности.

В настоящее время в структуре технического мышления выделено и исследовано пять компонентов. Понятийный, образный и практический компоненты составляют внутреннюю структуру технического мышления (содержательная сторона мышления), оперативный отвечает за процессуальную (функционально-операционную) сторону мышления, а владение языком техники служит связывающим звеном между теоретическими знаниями, заданными в специфическом виде и применением их в технической деятельности.

В данной работе мы подробно остановимся на особенностях формирования понятийного компонента технического мышления. Понятийный компонент технического мышления обеспечивает сформированность технических понятий. Методологическое значение этого компонента подтверждает М.В. Мостепаненко в монографии «Философия и методы научного познания»: «Наукой надо считать систему научных понятий и предположений о явлениях и законах природы и общества, способную служить теоретической основой для их практического преобразования в интересах всего человечества» [9]. В структуру технического мышления понятийный компонент включается как один из важнейших составляющих, при преобразовании которого и происходит развитие технического мышления.

Технические понятия составляют основу технических и технологических знаний и имеют свои особенности. Во-первых, данные понятия включают в себя сведения из различных наук (прежде всего, химии и физики), причем представляют собой не просто набор определенной информации по предмету, а являются «единством существенных признаков технологического процесса или явления, рассматриваемых под углом зрения разных наук». Во-вторых, технические понятия (какими бы абстрактными они ни были) по духу, по содержанию своему нацелены на практическое использование, имеют прикладной характер.

По мнению Т.В. Кудрявцева, «эта особая структура технических понятий обусловлена многообразием свойств и функций тех материально-технических объектов, существенные связи и отношения которых они -эти понятия и отражают» [7]. Поэтому, в процессе формирования технических понятий в рамках соответствующей учебной дисциплины две относительно самостоятельные психолого-педагогические задачи: получение знаний студентами и обучение приемам их использования слиты воедино во времени, что определяет специфику преподавания многих дисциплин.

Нас интересовал процесс развития технического мышления при обучении химии, поскольку данный курс является не только базовым при изучении дисциплин профессионального цикла, но и обладает широкими возможностями для развития технического мышления студентов. Можно определить роль курса химии для процесса формирования технических понятий. Как отмечалось выше, за сформированность технических понятий, в первую очередь, отвечают знания, полученные при изучении фундаментальных наук. В химии рассматриваются наиболее общие законы, характерные для любых объектов, в том числе и технических. Изучение данной дисциплины позволяет получить современные научные понятия о материи и формах ее движения, веществе как одном из видов движущейся материи, механизмах превращения химических веществ, свойствах технических материалов и применении химических процессов в технике.

Процесс формирования любого понятия можно разделить на следующие части: образование, развитие и интеграция. Нас интересует процесс интеграции химических понятий с понятиями техники, т.е. объединение их в определенные теоретические системы знаний на уровне ведущих законов и теорий, с широким использованием внутрипредметных и межпредметных связей.

Можно выделить следующие основные этапы формирования технических понятий при обучении химии:

1. Углубление содержания понятий за счет раскрытия внутренних закономерностей и изменения внутренних связей между элементами самого понятия.

2. Расширение содержания понятия за счет увеличения его объема, обобщения им новых объектов, установления новых межпонятийных и межпредметных связей, новых классификаций объектов.

3. Преемственное развитие понятия при переходе от одной теории к другой, от одного курса к другому. Это осуществляется путем обогащения понятия путем установления преемственных связей понятий в процессе их развития по спирали.

4. Интеграция понятий, то есть объединение их в определенные теоретические системы знаний на основе глубокого теоретического обобщения с широким использованием внутрипредметных и межпредметных связей.

При выборе оптимальных средств управления процессом формирования технических понятий мы учитывали:

- формирование первоначальных представлений о технических процессах или явлениях, их связях и закономерностях протекания целесообразно осуществлять с привлечением задач описательного типа, что соотносится с ассоциативно-рефлекторной теории управления (В.В. Давыдов, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин);

- формирование понятий об абстрактных технических объектах или явлениях, умений свободно оперировать знаниями осуществляется на основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) с привлечением задач методологического, объяснительного и творческого типов;

- формирование определенных приемов мышления, практических и интеллектуальных умений организуют с учетом теории алгоритмизации в обучении (В.П. Беспалько, Л.Н. Ланда, А.Я. Лернер), при этом привлекаются задачи методологического и творческого типов.

Для определения уровня развития технического мышления нами использовались экспертное оценивание сформированности компонентов структуры технического мышления. При выявлении критериев к экспертному оцениванию сформированности компонентов технического мышления студентов мы воспользовались разработанными на основе таксономии Б. Блума уровнями усвоения учебного материала, предложенными В.Н. Максимовой и В.П. Беспалько.

Предлагаемые уровни усвоения послужили основой для разработки показателей выделенных критериев развития компонентов структуры технического мышления (таблица 1).

Показатели сформированности компонентов структуры технического мышления

Компоненты экспертная оценка ЭО (в баллах)

1 2 - 3 4

УУ Узнавание Алгоритмический (запоминание) -Эвристический (понимание) Творческий -(применение)

понятийный знает отдельно технические и химические понятия; не умеет объяснить техническое явление или процесс с точки зрения химии понимает химические и технические понятия; частично умеет применять химические понятия при объяснении технических процессов или явлений умеет раскрывать сущность понятий и применять химические понятия при объяснении технических процессов или явлений

образный затрудняется начертить схему технического объекта (гальванического и топливного элементов, электролизера и др.) и объяснить принцип его работы (или наоборот); плохо владеет химической символикой и общепринятыми техническими обозначениями может перевести информацию из знаковой в понятийную форму и наоборот, но делает это, зачастую, с ошибками, затрудняется использовать химическую символику при работе с техническими объектами умеет создавать новые образы и видоизменять их, принимает технические решения при работе с химическими объектами, не испытывает затруднений при кодировке и перекодировке информации

практический знает химические свойства важнейших материалов, применяемых в технике, но затрудняется их объяснить, понимает основные технологии обработки материалов, но не умеет связать с их свойствами и условиями проведения процесса умеет подобрать технический материал с нужными свойствами, определить области его применения по химическим свойствам, затрудняется составить схему получения материала (вещества) и указать условия протекания реакций умеет соотнести теоретические знания с практикой, пользоваться справочной химической литературой для определения свойств технических материалов, обосновывать оптимальный технологический режим

владение языком техники знает отдельно фрагменты технической и химической символики, испытывает трудности при перекодировании информации Владеет химической и технической символикой, умеет комбинированно ее использовать при описании технических объектов умеет оценивать и грамотно оформлять схемы с помощью условных обозначений, может свободно ими оперировать, понятийную и образную информацию без затруднений задает в знаковом виде (и наоборот)

оперативность имеет навыки оперативного сбора и обработки информации, на занятиях не укладывается во временные рамки, затрудняется переносить часть алгоритма решения одной задачи в другую или комбинировать разные алгоритмы Умеет преобразовывать и воспроизводить нужный материал в заданных временных рамках, подобрать рациональный способ решения задачи, испытывает затруднения при межпредметном переносе информации выделяет избыточные или недостающие данные в полученной информации, умеет найти оптимальное решение, осуществляет межпредметный перенос химической информации (символики, свойств, справочных данных и др.) на технические объекты

Различия между показателями по каждому компоненту у студентов контрольной группы (КГдо) и экспериментальной группы (ЭКдо) до начала эксперимента не значимы (критерий и-Манна-Уитни для независимых выборок р>0,05); после эксперимента различия между экспертными оценками в КГпосле и ЭГпосле по всем показателям значимы (р<0,05). Различия между показателями сформированности компонентов структуры технического мышления в КГдо и КГпосле; ЭКдо и ЭГпосле значимы по всем показателям (критерий Т-Вилкоксона для зависимых выборок).

Экспертные оценки сформированности компонентов структуры технического мышления у студентов контрольной и экспериментальной групп

ЭО ЭО

компонент (до эксперимента) (после эксперимента)

КГ ЭГ КГ ЭГ

Mx 1.67 1.63 3.05 3.49

понятийный а 0.22 0.33 0.46 0.41

Кв 13.05 20.08 15.24 11.67

Mx 1.36 1.31 2.28 2.92

образный а 0.20 0.13 0.51 0.56

Кв 14.78 10.09 22.44 19.24

Mx 1.38 1.33 1.80 2.90

практический а 0.16 0.19 0.43 0.46

Кв 11.42 14.05 24.00 15.74

Mx 1.30 1.25 1.81 2.61

язык техники а 0.15 0.09 0.59 0.60

Кв 11.71 7.17 32.35 23.12

Mx 1.55 1.57 2.53 3.19

оперативный а 0.22 0.30 0.55 0.45

Кв 14.43 19.27 21.81 14.02

Примечание: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа; Mx - среднее, о - среднее квадратичное отклонение, Кв - коэффициент вариации

По итогам проведенного исследования видно (таблица 2), что наибольший вклад в структуру технического мышления при межпредметном обучении химии вносит его понятийный компонент, это указывает на избыточную теоретичность формируемых понятий, некоторую рассогласованность теоретической и практической подготовки студентов. Далее по уровню сформированности следует оперативный компонент технического мышления, что связано со своеобразием оперирования химико-технологическим материалом. Образный и практический компоненты в экспериментальной группе получили практически одинаковые значения. Наименьший вклад в структуру технического мышления вносит владение языком техники. Это можно объяснить недостаточностью использования символико-графических средств технического характера, что требует дальнейшей корректировки методики предметного обучения.

Выводы. Таким образом, вышесказанное помогло сформулировать дидактические принципы, которые целесообразно положить в основу формирования технических понятий при обучении химии: все термины, понятия и химическая символика должны иметь однозначный смысл и в таком же виде использоваться при описании технических объектов; для формирования интегративной системы знаний все термины, понятия и химические знаки должны находиться в однозначной связи друг с другом и с технико-технологическими терминами, понятиями или знаками; при формировании межпредметных умений должны быть четко выделены технические и технологические объекты их приложения.

Сам процесс обучения должен способствовать формированию технических понятий в соответствии с новыми взглядами на роль личности в современном техногенном обществе. При этом развитие понимается как целеустремлённый процесс функционального совершенствования умственной деятельности студентов в соответствии с требованиями их будущей профессии и условиями работы. Иными словами, это целенаправленный процесс формирования у студентов структуры технического мышления через его отдельные компоненты.

Литература:

1. Гильбух, Ю.З. Развитие технического мышления [Текст] / Ю.З. Гильбух - Школа и производство, 1988. - № 11. - С. 3-6.

2. Зуева, М.В. Развитие учащихся при обучении химии [Текст] / М.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1978. - 190 с.

3. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение [Текст] / Ред. Б.Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1977. - 304 с.

4. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

5. Кряжева, Е.В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции. дис. ... канд. псих.наук. Ярославль, 2009. 179 с.

6. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления [Текст] / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.

7. Кузнецова, Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии [Текст] / Н.Е. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1989. - 145 с.

8. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии [Текст]/ Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 296 с.

9. Мостепаненко, М.В. Философия и методы научного познания [Текст] / М.В. Мостепаненко. - Л.: Лениздат., 1972г.. - 264 с.

10. Поваренков, Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности [Текст] / Ю.П. Поваренков // Звезды Ярославской психологии / Под ред. А.В. Козлова. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ им. П.Г. Демидова. - 2000. - С. 195-218.

11. Талызина, Н.Ф. Формирование математических понятий [Текст] / Н.Ф. Талызина // Формирование

приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Вентана-Графф. - 1995. - С. 13-18.

12. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

13. Шубас, М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс: Стиль мышления, картина мира, мировоззрение [Текст] / М.Л. Шубас. - Вильнюс: Минтис, 1982. - 173 с.

14. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С. 31-41.

Педагогика

УДК 371

Доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

адъюнкт Куцкель Максим Вячеславович

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

доцент Иванов Игорь Анатольевич

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. Формирование здорового образа жизни на сегодняшний день является задачей многих государственных органов, организаций и институтов. В целях нивелирования различных внешних условий, оказывающих негативное воздействие на формирование у граждан устойчивого настроя на здоровый образ жизни в правовой системе Российской Федерации разработаны различные профилактические меры. В настоящей статье рассмотрены ряд административно-профилактических мер занимающих важную роль в системе профилактики незаконного оборота наркотиков. Путем анкетирования проанализировано общественное мнение, касающееся отношения к незаконному обороту наркотиков.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, административная превенция, административная ответственность, наркотические средства, система профилактики.

Annotation. The formation of a healthy lifestyle today is the task of many government agencies, organizations and institutions. Various preventive measures have been developed in the legal system of the Russian Federation to neutralize the various external conditions that prevent citizens from developing a sustainable attitude to a healthy lifestyle. This article discusses a number of administrative and preventive measures that play an important role in the prevention of drug trafficking. The public opinion concerning the attitude to drug trafficking is analyzed by means of a questionnaire.

Keywords: healthy lifestyle, administrative prevention, administrative responsibility, drugs, prevention system.

Введение. Здоровый образ жизни является неотъемлемой составляющей большинства социально активных граждан России. В современной жизни популярность и востребованность ведения здорового образа жизни значительно возросла. Такая тенденция наблюдается не только исходя из результатов анкетирования, но и в позициях законодателя. Принимая во внимание Федеральный Закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" можно отметить, что перед большинством государственных органов Российской Федерации поставлена задача по формированию, укреплению и пропаганде здорового образа жизни среди населения страны. Положения данного законодательного акта говорят о значимости и ценности ведения гражданами здорового образа жизни в национальных масштабах. Нельзя оставить без внимания приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Целью проекта является увеличение доли граждан, регулярно занимающихся спортом с 36.8% в 2017 году до 50% к 2020 году. Данный факт особо актуализирует проведение научных исследований, посвященных вопросу формирования здорового образа жизни и профилактике вредных привычек (в том числе незаконного оборота наркотических средств).

Формулировка цели статьи. Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых мер административной профилактики незаконного оборота наркотиков как средств формирования здорового образа жизни и выявление отношения граждан к незаконному обороту наркотических средств.

Изложение основного материала статьи. Здоровый образ жизни, как отмечает Дюков В.М., в научной литературе чаще всего понимается как здоровое поведение: регулярная двигательная активность; правильное питание; полезные привычки, связанные с правильным режимом дня и чередованием труда и отдыха; отсутствие вредных привычек [6]. Следует согласиться с М.Д. Кудрявцевым, что данное определение необходимо рассматривать в совокупности с отражением моральной и нравственной стороны здорового образа жизни, дополнив данную дефиницию здорового образа жизни «здоровым поведение и мышлением; здоровыми эмоциями; гармонией в отношениях с окружающим миром и собой». [5] Все составляющие элементы данного понятия непосредственно влияют на правильное понимание, соблюдение норм и правил здорового образа жизни каждым отдельно взятым человеком.

Говоря о формировании здорового образа жизни, невозможно не сказать о факторах, негативно влияющих на его формирование у граждан. В научной литературе одним из факторов выделяется недостаточная двигательная активность людей. В современных реалиях научно-технический прогресс ведет к автоматизации всех сфер жизни общества. Ежедневно появляются новые способы упрощения жизни людей, что ведет к уменьшению необходимости производить достаточное количество двигательных действий для достижения повседневных задач. Данная тенденция существенно снижает двигательную активность, что негативно сказывается на здоровье людей. Помимо этого, негативным фактором, влияющим на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.