Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования основ технического мышления у младших школьников'

Теоретические аспекты формирования основ технического мышления у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / TECHNICAL THINKING / УРОВЕНЬ / LEVEL / ЗАДАНИЯ / TASKS / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УРОВНИ / ЗАДАЧА / КАЧЕСТВА / QUALITY / ПРОЦЕСС / PROCESS / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / PREREGUISITES / SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Анна Николаевна, Иванова Нюргустана Иннокентьевна

В данной статье раскрывается понятие «техническое мышление» применительно к младшим школьникам. Цель статьи: указать основные теоретические предпосылки формирования основ технического мышления. На основе изучения и анализа литературы выводится понятие «техническая задача». Выделяются конкретные качества, входящие составными компонентами в понятие “техническое мышление”, это: эцеленаправленность процесса решения задач, решение задач комбинированным способом, выбор оптимального решения, оригинальность и время решения. Определяются уровни сформированности основ технического мышления у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Анна Николаевна, Иванова Нюргустана Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF BUSES OF TECHNICAL THINKING SCHOOL STUDENTS

This article describes the concept of « technical thinking» to school students. Purpose: to specify the main theoretical prereguisites of formation of bases of technical thinking. On the basis of studying end the analysis of literature the concept «technical task». There are concrete qualities in a concept « technical thinking»; focus of process of the solution of task; solution of tasks combined method choice of an optimal solution onoriginality. Defined levels formation of technical thinking at school students.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования основ технического мышления у младших школьников»

Педагогика

УДК 371.311.3

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования Неустроева Анна Николаевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск); соискатель Иванова Нюргустана Иннокентьевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск), учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Качикатская средняя общеобразовательная школа имени С. П. Барашкова» (г. Качикатцы)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «техническое мышление» применительно к младшим школьникам. Цель статьи: указать основные теоретические предпосылки формирования основ технического мышления. На основе изучения и анализа литературы выводится понятие «техническая задача». Выделяются конкретные качества, входящие составными компонентами в понятие "техническое мышление", это: эцеленаправленность процесса решения задач, решение задач комбинированным способом, выбор оптимального решения, оригинальность и время решения. Определяются уровни сформированности основ технического мышления у младших школьников.

Ключевые слова: предпосылки, техническое мышление, уровень, задания, младший школьник, уровни, задача, качества, процесс, компонент.

Annotation. This article describes the concept of « technical thinking» to school students. Purpose:

- to specify the main theoretical prereguisites of formation of bases of technical thinking. On the basis of studying end the analysis of literature the concept «technical task». There are concrete qualities in a concept « technical thinking»;

- focus of process of the solution of task;

- solution of tasks combined method choice of an optimal solution onoriginality.

Defined levels formation of technical thinking at school students.

Keywords: prereguisites, technical thinking, level, tasks, school students, quality, process, component.

Введение. Социально-экономические изменения в России привели к модернизации существующей системы образования, направленной на жизненное самоопределение личности, ее всесторонне гармоничное развитие. В настоящее время обществу необходимы молодые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, коммуникативностью.

Мы считаем, что предпосылкой развития таких личностей может послужить создание в образовательных организациях условий для формирования технического мышления у обучающихся.

В этой статье мы остановимся на некоторые теоретические предпосылки, которые помогут нам вывести понятие «техническое мышление» у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Проблемам развития технического мышления посвящен целый ряд фундаментальных, экспериментальных и прикладных психологических исследований (Б.А. Душков, Т.В. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов, В.В. Чебышева, М.Л. Шубас, А.Ф. Эсаулов, И.С. Якиманская и др.). Разработана технология технического творчества (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, а в последнее десятилетие появился ряд работ, посвященных педагогическим условиям формирования и развития технического и творческого технического мышления в системах общего и профессионального образования (М.В. Мухина, В.Д. Симоненко и др.). Данные исследования свидетельствуют об актуальности проблемы развития технического мышления в системе профессионального образования. Но в эпоху интенсивной компьютеризации, робототехники и технического развития техническое мышление нужно начинать развивать у детей с младших классов.

Изучение и анализ литературы по теме исследования показывают, что накоплены ценные идеи и разработаны теоретические положения, методологические подходы, концепции, имеющие педагогическую ценность при реализации в средней школе профильного обучения.

В трудах В.Г. Афанасьева, В.И. Вернадского, В.Н. Садовского и др. представлено методологическое обоснование исследований системности, целостности, единства. Они выступают основой создания образовательного пространства, т.е. системный подход становится универсальным способом познания практически во всех исследованиях.

Научные труды психологов и педагогов И.А. Бесковой, В.В. Белича, Л.А. Выготского, А.М. Матюшкина, Ю.А. Самарина, Л.С. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и др. показывают, что всякое мышление функционирует только тогда, когда в нем появляется потребность. Следующая мысль начинает работать, когда жизненная ситуация создает какие-то препятствия, трудности, выступающие в виде задач.

На основании исследований практического мышления (А.М. Аверин, Р.А. Атаханов, Б.Д. Душков, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Шадриков и др.) сделан вывод, что развитие данного мышления происходит в конкретной деятельности. Отсюда следует, что необходимо организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы усвоение знаний было и процессом формирования основ технического мышления.

В книге Латыпова говорится, что «Главная наша задача — расшевелить извилины молодого инженера, чтобы он соответствовал своему предназначению и наименованию (не только при решении технических задач, но и в любой повседневной деятельности). Смеем утверждать, застойные явления в мышлении гораздо опаснее, чем даже в физиологии. Впрочем, существенный рост творческих способностей человека связан с эффективной физиологией непосредственно» [81. Ссылаясь на это утверждение, хочется отметить, что задачей нашего исследования является то, что в школах надо учить детей думать «технически», осмысливая, прогнозируя, выбирая оптимальные пути и решения. Вот в этом и будет заключаться суть «технического мышления» применительно к младшим школьникам.

Рассмотрим развитие технического мышления в разные периоды. В философии термин «техническое мышление» был введен П.К.Энгельмейером в работе «Философия техники». Он утверждает, что «существует

особый склад ума, который можно назвать «техническим». Современный ученый философ М.Л.Шубас, исследующий техническое мышление, определяет его как одну из форм логического отражения действительности, направленную на разработку, создание и применение технических средств и технологических процессов с целью познания и преобразования природы и общества в конкретных исторических условиях.

Особое внимание было уделено изучению специфики технического мышления, взаимосвязи теории с практикой в процессе обучения (Т.В. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, В.А. Скакун, В.В. Чебышева, И.С. Якиманская, П.И. Иванов и др.).

Региональные особенности развития системы образования, трудового обучения, профессиональной ориентации, социализации школьников и молодежи раскрыты в трудах В.Ф. Афанасьева, Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, А.А. Григорьевой, У.А. Винокуровой, А.В. Ивановой, А.В. Мордовской,

A.Г. Корниловой и др.

В педагогической психологии имеются фундаментальные исследования, посвященные техническому мышлению, взаимосвязи теории с практикой в процессе обучения Т.В. Кудрявцев [7], Н.А. Менчинская [10],

B.А. Скакун [14], Э. Стоунс [15], И.С. Якиманская [19]. Но анализ данных работ показывает недостаточную разработанность механизма технического мышления в деятельности, так и способов педагогически целесообразного регулирования его формирования.

Исследования В.В. Белича [2], А.М. Матюшкина [9] показывают, что всякое мышление функционирует только тогда, когда в нем проявляется потребность. Следовательно, мысль начинает работать, когда жизненная ситуация создает для человека какие-либо трудности и препятствия в виде задач. В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности. Позже из нее выделилась деятельность теоретическая. С.Л. Рубинштейн [13] указывает, что «специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всего, специфичностью задач, которые им приходится решать, они связаны также с индивидуальными особенностями, которые складываются в связи с характером деятельности». Таким образом, на психологическую структуру мыслительной деятельности накладывает отпечаток постоянное оперирование определенным материалом, что вырабатывает определенную направленность мышления.

В нашей работе мы рассматриваем проблему формирования технического мышления, поэтому обратимся к литературным источникам по данной проблеме, которая особое значение приобретает в психологии труда и инженерной психологии в работах Р.А. Атахановой [1], В.Д. Шадрикова [17]. Первая попытка определения технического мышления была сделана составителями «Психологического словаря» [96], которое рассматривает техническое мышление как деятельность, направленную на самостоятельное составление задач и их решение. Действительно, самостоятельное составление задач на основе каких-либо данных является одним из показателей развитого мышления, а умение поставить проблему, есть свидетельство достаточно высокого уровня развития интеллекта в определенной области знаний. Однако эти показатели являются не только показателями технического мышления, но могут быть и показателями любого сформированного интеллекта. Следующее подобное определение не раскрывает специфику технического мышления. Многими учеными были предприняты отдельные попытки анализа понятий о практическом и техническом мышлении П.И Иванов [5], Т.В. Кудрявцев [7]. Автор П.И. Иванов выводит понятие о техническом мышлении из концепции практического интеллекта, направленного на изменение действительности с целью получения или создания материальных предметов. С его точки зрения, практическое мышление проявляется в практических действиях или представлениях о них. С точки зрения же Т.В. Кудрявцева, выводить понятие технического мышления из концепции практического интеллекта неправомерно. Это не значит, конечно, что нельзя обнаружить определенных связей между ними. По его мнению, техническое мышление не обязательно имеет конструктивный, творческий характер. Процесс решения многих технических задач, например задач с использованием схематических изображений и других, связанных с оперированием образами объектов не приводит к получению новых результатов. Рассматривая проблему теоретического и практического мышления П.И. Иванов обращает внимание и на различия в объективной характеристике задач, стоящих перед субъектом. Он отмечает, что при решении практических задач необязательно предвидеть весь ход решения задачи. Достаточно бывает наметить первый этап решения. Реализация его, преобразуя проблемную ситуацию, помимо запланированного ее изменения влечет за собой ряд сопутствующих изменений. Таким образом, практическое действие частично берет на себя функцию предвидения и позволяет строить дальнейшее решение задачи с учетом результатов этого действия. Но такие задачи предъявляют и специфические требования к субъекту. С.Л. Рубинштейн [13] среди этих требований отмечает изощренную наблюдательность и внимание к частным деталям: умение быстро переходить от мысли к действию и обратно. Интересно подчеркнуть близость решения практических задач к выполнению человеком проектно-конструкторских и конструктивно-технических заданий. При решении конструктивно-технических задач важен учет конструктивных особенностей деталей и устройства в целом, не менее важным является установление взаимодействия между теорией и практикой. Вместе с тем, процесс и результат решения зависят от характера задачи и отношения человека к ней.

Однако есть и иные подходы к выявлению особенностей технического мышления (Г. Франкевич, Г. Кайзер и др.). Г.Кайзер отмечает, что для технического мышления не нужны какие-то мыслительные операции. "Особенность технического мышления заключается в том, что оно включается в практическую производственную деятельность и осуществляется исходя из реальных условий этой деятельности" [6]. Последнее, (учет реальных условий техники и производства) особенно важно, тогда как непосредственное включение решения технической задачи в процесс труда, не является определяющим фактором. В одних случаях это может быть и так, в других-нет. В этих работах подчеркивается что развитие технического мышления является "проблемой основополагающей для политехнического образования". Признается, что техническое мышление имеет свою специфическую структуру, что его развитие влечет за собой формирование технических способностей.

Сушествует ряд исследований ( А.Г. Асмолов, М.В. Антропова, Э.Ф. Зеер, И.Я. Лернер, В.М. Мерлин, Н.Д. Левитов, Н.А. Менчинская), подвергших аналитическому рассмотрению зависимость технического мышления от тех или иных свойств личности, индивидуальных и возрастных особенностей однако определения технического мышления мы не находим. Изучение литературных источников позволяет сделать вывод, что техническое мышление определяется на основании анализа самого технического материала,

особенно технических задач. Необходимость использования в учебном процессе задач, их дидактическая ценность обоснованы в психолого-педагогической литературе, где решение технических задач рассматривается как одно из эффективных средств развития технического мышления. Это отражено в работах Ю.А. Якубы, М.Г. Агеева, Е.В. Кряжева и других.

По сути дела, указанные разновидности технического мышления есть основные типы технических задач, на решение которых и должна быть направлена мыслительная деятельность. Отсюда следует вопрос, а что же такое техническая задача?

В психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения понятия «техническая задача». «Под технической задачей следует понимать любую задачу, связанную с оперированием знаниями, умениями и навыками в сфере техники и технологии» - такое определение дано в педагогической литературе. Определение технической задаче находим в исследованиях Т.В. Кудрявцева: «Техническая задача - это задача с той или иной степенью неопределенности поиска» [7]. Из этого определения выводим некоторое уточненное определение, что техническая задача - это задача, связанная с оперированием техническими знаниями, умениями и образами, имеющая некоторую степень оперативности и неопределенности области поиска решения. Также техническая задача по самой своей природе связана с поисковой деятельностью, проблемной ситуацией. Ее решение предполагает определение области поиска, отыскание недостающей информации, выбор одного - единственного решения из нескольких возможных. Одним из важных средств управления деятельностью учащихся по разрешению ими проблемных ситуаций является специально подобранная система учебно-проблемных задач. Учебно- проблемная задача- это задача, направленная на формирование способа действия и представляющая совокупность вопросов, создающих проблемную ситуацию и ориентирующих учащихся на существенные признаки усваиваемых понятий и явлений (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Решение учащимися подобных задач может способствовать формированию методов деятельности, и они - эти задачи- должны предъявляться как учителем, так и самоучителем.

Таким образом, технические задачи могут решаться и учащимися младших классов, в результате чего у детей начнется формирование технического мышления.

Для практических целей воспитания и развития личности современная педагогика считает необходимым выделение конкретных черт качеств, которые необходимо развивать. Для этого мы рассмотрели работы А.Г. Мохова [11] и Ф.А.Зуевой [4]. Данные исследования Зуевой Ф.А. использовали применительно к младшим школьникам. Флора Акрамовна выделяет конкретные качества, входящие составными компонентами понятие "техническое мышление", это: эцеленаправленность процесса решения задач, решение задач комбинированным способом, выбор оптимального решения, оригинальность и время решения. На основе ее работы мы можем выделить 4 уровня сформированности основ технического мышления.

1 уровень - знания о выполняемых действиях почти отсутствуют, действия неосознанны и выполняются с опорой на интуицию путем проб и ошибок;

2 уровень - знания в основном приобретены, однако в действиях они мало используются, проявляется недостаточная компетентность, в действиях присутствует неуверенность;

3 уровень - в основе действий лежит осознанность, однако не всегда используются теоретические знания; действия соответствуют цели, отличаются достаточной точностью и характеризуются рациональным их сочетанием;

4 уровень - действия характеризуются хорошими теоретическими знаниями, которые используются в полном объеме.

Мы составили задания технического типа, которые, по - нашему мнению, должны отражать различные уровни. При построении заданий по диагностике сформированности основ технического мышления, мы предположили, что более целесообразно использование трех уровней сложностей. Задания можно использовать из задач по робототехнике, геометрии, математики, технологии.

Выводы. Итак, приходим к выводу, что специально составленные задания с технической направленностью должны отражать различные уровни технического мышления, просматривать механизм его развития на различных этапах. Также формированию основ технического мышления, на наш взгляд, влияют и наличие педагогических условий, при выборе которых мы опирались на теоретические исследования и аналитический опыт работы по формированию основ технического мышления учащихся младших классов.

Литература:

1. Атаханов Р.А. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. 1995. №5. - С. 41-50.

2. Белич В.В. Соотношение эмпирического и теоретического познавательной деятельности учащихся: Автореферат дис... доктора пед. наук - Челябинск, 1993. - 46 с.

3. Занфирова Лариса Вячеславовна. Формирование технического мышления в процессе подготовки студентов агроинженерных вузов. - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва, 2008

4. Зуева Ф.А. Педагогические условия развития технического мышления у студентов инженерно-педагогических специальностей: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Челябинск, 1998. - С. 185.

5. Иванов П.И., О конструктивно-техническом мышлении и его активизации в процессе трудового обучения. Сб. "Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся" - М., 1964 г.

6. Кайзер, Г. Исследование процесса решения технических задач Текст. / Г. Кайзер // Вопросы педагогики профессионального образования. - М., 1965.

7. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975 г. - 302 с.

8. Латыпов Н.Н., Елкин С.В., Гаврилов Д.А. Самоучитель игры на извилинах \ Под. ред. А.А. Вассермана. - М.:АСТ, 2012.

9. Матюшкин А.М., Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. №1. С. 9 - 17.

10. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. К вопросу о теории обучения. Советская педагогика.1989. №4. - С. 42-46.

11. Мохов А.Г., Психолого-педагогические особенности формирования творческого мышления у старшеклассников в профильном техническом обучении с помощью проектно-продуктивных задач / автореферат диссертации... кандидата психологических наук, Санкт - Петербург, 2006 - 22 с.

12. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика,

1983. - 448 с.

13. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, - СПб и др.: ПитерКом, 1998 г. - 485 с.

14. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Методическое пособие. М.: высшая школа, 1987. 272 с.

15. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика,

1984. - 420 с.

16. Шубас М.Л. Инженерное мышление и научно - технический прогресс. Вильнюс. Минтис, 1982

17. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности и системы // Психологический журнал. 1980.№3. - С. 33-46.

18. Энгельмейер П.К. Философия техники. М., 1912. Вып. 1. - 96 с.

19. Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М.:Высшая школа, 1979. - 88 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий Нурмагомедова Наниш Халидшаевна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье изучена проектная деятельность студентов как составляющая информационного образовательного пространства в организации учебного процесса вуза. Сделан вывод о том, что анализ потенциальных возможностей компьютерных технологий в подготовке будущих педагогов к проектной деятельности показал, что компьютер является мощным учебно-техническим устройством, значительно повышающим потенциал студента в проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, информационное образовательное пространство, студент.

Annotation. The article studies the project activity of students as a component of information educational space in the organization of the educational process of the University. It is concluded that the analysis of the potential possibilities of computer technologies in the preparation of future teachers for project activities showed that the computer is a powerful educational and technical device that significantly increases the student's potential in project activities.

Keywords: student, project activity, information educational space.

Введение. Проектная деятельность - специфическая форма организации учебного процесса в вузе. Организация проектной деятельности является эффективным средством формирования субъектного типа взаимодействия участников образовательного процесса, при котором происходит взаимовлияние, взаимообогащение его участников, признание уникальности субъектного опыта как важнейшего источника творческого саморазвития. В этом случае изменяется позиция преподавателя: объектом его воздействии становится не студент, а его учебная деятельность. Данный подход позволяет студенту совместно с преподавателем осуществлять творческую, самостоятельно-познавательную, проектную деятельность.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение проблемы проектной деятельности, как составляющей информационного образовательного пространства в организации учебного процесса.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность, как указывает B.C. Кузнецов, позволяет аккумулировать все формы учебного процесса в вузе. «Она является аккумулирующей, и в то же время идея проектно-исследовательской деятельности оказывает и обратное воздействие на другие формы учебного процесса, на включение в них деятельностного подхода, точнее даже личностно - деятельностного подхода во все формы и методы, заключающегося в том, чтобы именно студент как субъект образовательного процесса становился центральной, действенной фигурой» [6; С. 44].

Системообразующая роль проектной деятельности студентов проявляется, прежде всего: в актуализации знаний и умений студентов, связанных с проектированием, полученных в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметного блока; возможности реализации преемственности компонентов методической подготовки. В процессе проектирования будущий специалист не только приобретает опыт проектной деятельности как участники проекта, но и со стороны наблюдают за деятельностью руководителя проекта, овладеть которой им предстоит. Актуализация знаний и умений происходит через выделение и решение задач, возникающих в ходе выполнения проекта. Именно поэтому еще одним направлением совершенствования методической подготовки будущего специалиста является включение в содержание проектной деятельности студентов специальных учебно-методических задач, формирующих знания и умения студентов, связанные с организацией проектной деятельности учащегося в процессе обучения базовому и профильному курсу информатики [12].

ИКТ обучения в рамках готовности будущего специалиста к проектной деятельности должны разрабатываться с учетом классических дидактических принципов, среди которых два основных: индивидуализации обучения и активности. Технологии компьютерного обучения, внедряемые в проектную деятельность вуза, имеют два направления: визуализации (обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.