Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты обучения пожилых людей использованию электронных государственных и муниципальных услуг'

Психолого-педагогические аспекты обучения пожилых людей использованию электронных государственных и муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ / ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫМ УСЛУГАМ / ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ / RETIREES TRAINING / GERONTO EDUCATION / TRAINING IN ELECTRONIC SERVICES / PRINCIPLES AND FEATURES OF ELDERLY EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богатырева Юлия Игоревна, Соломатова Вера Вячеславовна, Шарановская Юлия Викторовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы обучения и использования пожилыми людьми электронных государственных и муниципальных услуг. В статье сформулированы принципы, определяющие выбор технологии проведения занятий, методов работы с пожилыми людьми, конкретные знания и умения, приобретаемые пожилыми людьми на обучающих курсах. Представлены психолого-педагогические основания для внедрения в практику применения учебно-методического комплекса по программе обучения «Компьютерная грамотность для старшего поколения». Также обоснованы психолого-педагогические аспекты проведения занятий с людьми пожилого возраста, требования к учебно-методическому контенту, сфера применения людьми пожилого возраста полученных компетенций, умений и знаний; сформулированы критерии для контроля и оценки результатов освоения программы обучения, принципы организации самостоятельной работы слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Aspects of Teaching Elderly People the Use of Electronic State and Municipal Services

The article deals with topical issues of training and use of electronic state and municipal services by older people. The article outlines the principles that determine the choice of technology for conducting classes, methods of working with older people, specific knowledge and skills acquired by older people in training courses. Psychological and pedagogical grounds for introducing the teaching and methodological complex into the training program "Computer literacy for the older generation" are presented. The psychological and pedagogical aspects of conducting classes with older people, the requirements for teaching and methodological content, the sphere of application of the acquired competences, skills and knowledge for elderly people, the criteria for monitoring and evaluating the results of mastering the training program, the principles of organizing independent work of listeners are formulated.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты обучения пожилых людей использованию электронных государственных и муниципальных услуг»

20//А/

Ю. И. Богатырева, В. В. Соломатова, Ю. В. Шарановская

УДК 37.025 ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта правительства Тульской области ДС/127 от 12.10.2016

анные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте численности населения в возрасте старше трудоспособного в Российской Федерации в 2006-2017 годах, опережающем рост всего населения страны: если общая численность жителей России за этот период увеличилась на 2 %, то пожилого населения - на 20 %. Количество пожилых людей в РФ на 2016 год составляет 35 986 тыс. человек. Это 24,6 % от общей численности населения страны, на 0,6 % больше, чем в 2015-м. Ожидается, что в 2031 году в России будет более 42 млн пенсионеров. Это составит чуть менее трети общей численности населения Российской Федерации [7].

В силу физических, физиологических и психологических особенностей люди пожилого возраста являются наиболее социально уязвимой группой населения. Можно выделить основные проблемы пожилого возраста:

- материальные (экономические). Старшее поколение по ряду объективных причин является нетрудоспособным, и в результате возникает проблема их материального обеспечения;

- проблемы здоровья особенно остро проявляются в пожилом возрасте;

- проблемы взаимоотношений и досуга [4, с. 71].

Все перечисленные проблемы особенно ярко проявляются в жизни пожилого человека, влияют на его адаптацию к новым ощущениям, смену социального статуса, организацию свободного времени.

В настоящее время общество стоит на пороге префигуративной культуры (М. Мид), культуры интенсивных и быстрых трансформаций, в корне меняющих взаимодействие между разными поколениями. Уже сейчас отчетливо ощущается, что старшее поколение не успевает за инновационными процессами, происходящими в различных областях жизни, им приходится или учиться у молодого поколения, или самостоятельно приноравливаться к стремительно меняющимся условиям [2, с. 168]. Подавляющее большинство представителей геронтологической группы находятся в информационном вакууме, обусловленном не только ограниченным доступом к информационным источникам, но и отсутствием элементарных навыков работы с ними, что повышает уровень социального и психоэмоционального дискомфорта.

Накопление этих проблем и необходимость их комплексного решения привели к разработке и принятию перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста» 5 августа 2014 г. и постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296. Акцент на проблематике социального обслуживания вытекал из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определившей в качестве одного из основных целевых ориентиров социальной политики решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе. Целью Стратегии [5] является повы-

шение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения. Одной из задач Стратегии является обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам.

В настоящее время можно назвать научные разработки, раскрывающие отдельные аспекты включения пожилых граждан в современное информационное общество, возможности использования информационно-коммуникационных технологий в их жизни [3; 4; 6]. П. Ветцель определяет положительные и негативные аспекты использования информационных технологий в жизни пожилых, выделяет возможности и опасности для данного использования, Т. Кононыгина рассматривает информационное пространство как современное эффективное средство развития и/или повышения активности пожилого человека. Ю. И. Богатырёва определяет социально-педагогические аспекты обучения людей пожилого возраста использованию компьютера [1].

В этой связи предстоит решить две взаимосвязанные задачи: организовать обучение пожилых людей основам практической работы с компьютером и в то же время создать условия, предоставляющие им возможность выхода в Интернет для получения доступа к государственным электронным услугам. Вследствие этого в январе 2015 года было принято постановление Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым определено новое направление социальных программ -обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности и использованию электронных государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время общество диктует для пожилого человека условия комфортного проживания. Начальная компьютерная грамотность, культура использования современных информационно-коммуникационных технологий, а также определенная психологическая готовность к жизни в информационном обществе - это основные требования информатизации общества, которые в настоящее время являются эффективными средствами ре-

шения различных задач для каждого человека независимо от возраста. Важным фактором развития пожилых людей является наличие у них знаний и умений, соответствующих потребностям современного информационного общества, отличительными особенностями которого являются открытость, технологичность, интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, глобализация и всемирная информатизация. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость повышения информационной культуры граждан.

Компьютерная грамотность для граждан старшего поколения заключается не только в том, чтобы подготовить пожилых людей к жизни в современном информационном пространстве, но и к восприятию различной информации, научить взрослого человека понимать информационно-коммуникационные технологии, использовать способы общения на основе современных форм коммуникации с помощью технических средств. Эта форма грамотности является необходимой для участия гражданина в государственной и культурной жизни современного общества.

«Информационные потребности пожилых имеют свою специфику, обусловленную, с одной стороны, особенностями их социального положения, а с другой - их биологическими характеристиками. Вместе с тем ограниченность их ресурсов предопределяет недостаточный уровень удовлетворения информационных потребностей» [6, с. 3].

Очевидно, что информационные и коммуникационные технологии способны стать связующим звеном при взаимодействии пожилых людей и государства, обеспечить открытость государственных и муниципальных услуг. Другими словами, реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации является одним из важнейших условий развития демократии и правового государства.

При организации образования пожилых людей необходимо помнить, что существует ряд особенностей, отличающих взрослого уча-

20//А/

щегося от ученика или студента. Взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает.

Зрелый человек накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение, с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию.

Мотивация к учению у пожилых людей заключается в прагматическом подходе -стремлении с помощью обучения чему-то новому решить свои жизненные проблемы (общение, коммуникация, адаптация к меняющимся жизненным условиям, улучшение психологического, эмоционального состояния, приобретение уважения младшего поколения), стремлении к незамедлительному применению полученных знаний или к получению удовлетворения от самого процесса учебы.

Считаем, что при работе с взрослой аудиторией необходимо, чтобы следующие принципы определяли выбор технологии проведения занятий, методов работы с пожилыми людьми:

1. Принцип равенства. Следует сразу показать пожилому человеку, что он такой же участник группы, как и все остальные. Здесь имеет значение все: расстановка мебели (круг или полукруг вместо рядов), положение преподавателя (не стоять перед группой, а сесть в круг), стиль речи (не докладывать, а беседовать), обращение к группе (не «участники» или «товарищи», а «друзья» и «коллеги»). Любую информацию можно и нужно обсуждать и подвергать сомнению.

2. Принцип активного творчества. Ученые вывели своеобразную пирамиду обучения: взрослый усваивает 20 % того, что слышит; 40 % того, что слышит и видит; 60 % того, что слышит, видит и обсуждает; 80 % того, что пытается вывести самостоятельно. Следовательно, любое новое знание необходимо не просто обсуждать, но и самостоятельно формулировать. Этому могут способствовать наглядность, яркость, обсуждение в микрогруппах, парадоксы, движение, музыка.

3. Принцип личностного подхода. Следует всегда помнить, что каждый пожилой человек - это личность со своими особенностями, что необходимо понимать и уважать.

4. Принцип комфортности. Ничто так не способствует обучению взрослого, как его позитивные эмоции. Необходимо создавать атмосферу радости в группе, комфортный темп занятия, что поможет снять напряжение и даст время на обдумывание новой информации.

5. Принцип доступности основан на законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, от простого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности обучающегося [3, с. 10].

При обучению пожилых людей работе на компьютере необходимо руководствоваться следующими правилами обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известной напряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.

Дело не только в том, чтобы человек научился обращаться грамотно с компьютером и другими современными средствами коммуникации. Для пенсионеров это просто насущная потребность, поскольку сильно облегчает жизнь. В настоящее время в России широко внедряется электронная форма общения власти с гражданами. Граждан стараются привлечь к Интернету, к общению с родственниками и друзьями с его помощью; к пользованию электронной почтой, различными редакторами. Особенно поощряется умение граждан общаться с государственными учреждениями, не выходя из дома, через домашний компьютер. Такое общение отличается точностью, повышенной оперативностью и удобством.

Разработанный в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого совместно с правительством Тульской

области учебно-методический комплекс по программе обучения «Компьютерная грамотность для старшего поколения» адресован людям пенсионного возраста и ориентирован на овладение информационными технологиями для адаптации пожилых людей к современной жизни. Учебная программа направлена на формирование у пожилых людей базовых знаний о компьютере и первоначальное овладение компьютерными и Интернет-технологиями. Цель внедрения программы: повысить уровень информационной культуры людей пенсионного возраста, дать им возможность обрести уверенность в собственных силах при использовании компьютера, проявить свои творческие способности, почувствовать себя активными пользователями глобальной сети Интернет, получать электронные государственные и муниципальные услуги через официальные сайты и порталы Российской Федерации.

Пенсионеры получают доступ к современной компьютерной технике и информационным технологиям, осваивают необходимые навыки пользования ими. Это дает им возможность чувствовать себя на достойном уровне среди прочих граждан, повышает их мобильность, делает более свободными и уверенными. Программа обучения «Компьютерная грамотность для старшего поколения» проходит в очной форме. Занятия проводятся в компьютерном классе, на весь курс выделяется 72 часа.

Курс рассчитан таким образом, чтобы учесть особенности возраста и менталитета пенсионеров, и в то же время обеспечить их необходимыми знаниями и умениями использования ресурсов интернета.

Преподаватель, который ведет занятие, старается найти способ донести информацию до каждого из слушателей в предельно понятной и интересной форме. В такой благоприятной обстановке пенсионеров знакомят с тем, что им может больше всего пригодиться, а именно:

- работе с популярными офисными приложениями, наиболее удобными и понятными;

- поиску в Интернете нужной информации средствами различных поисковиков;

- пользованию электронной почтой;

- работе со Скайпом, настройке его под себя;

- пользованию государственными порталами и веб-сайтами.

Слушателей курсов обучают электронному общению с местными и федеральными органами власти. Например, слушатели курсов узнают, как обратиться на сайт Президента или губернатора; как выяснить подробности, касающиеся ЖКХ; как задать вопрос или подать заявление в Пенсионный фонд; как воспользоваться информационно-правовыми системами.

Слушателей учат, как заполнить декларацию, анкету, скачать формуляр, забронировать билет на поезд или место в гостинице, защитить свой компьютер от вредоносных программ, как вести себя на тематических форумах.

В Тульской области данный проект функционирует с 2014 года, и осуществлено уже несколько этапов этой программы. Самые простые и необходимые умения составляют первый этап. Он в основном охватывает работу с пожилыми людьми по обучению их компьютерной грамотности. На втором этапе слушатели получают возможность углубленно изучать базовые компьютерные технологии.

Слушатели курсов обеспечиваются необходимым комплектом учебно-методических материалов. Они проходят по окончании занятий независимый тест, который показывает, насколько им пошли на пользу занятия. Кроме того по окончании учебного года для пожилых людей проводится Чемпионат по компьютерному многоборью, организаторами которого выступают Отделение ПФР по Тульской области, Общественная организация «Тульский региональный Союз пенсионеров» при поддержке Тульского филиала ПАО «Ростелеком» и Тульского Отделения ОАО «Сбербанк России». Обязательным является привлечение на мероприятие волонтеров -студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Социально значимые результаты реализации проекта: обучение пожилых людей

20//А/

использованию электронных государственных услуг на безвозмездной основе; обучение пожилых людей поиску нужной информации с использованием Портала государственных услуг; вовлечение граждан в активную образовательную и творческую деятельность; поддержание социально-культурной активности пожилых людей.

В дальнейшем планируется проведение подобных обучающих программ в муниципалитетах Тульского региона. Обучение компьютерной грамотности становится важным элементом социальной государственной поддержки старшего поколения. Освоив компьютер и Интернет, пожилые люди открывают для себя мир информатизации с его новыми возможностями.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные вопросы обучения и использования пожилыми людьми электронных государственных и муниципальных услуг. В статье сформулированы принципы, определяющие выбор технологии проведения занятий, методов работы с пожилыми людьми, конкретные знания и умения, приобретаемые пожилыми людьми на обучающих курсах. Представлены психолого-педагогические основания для внедрения в практику применения учебно-методического комплекса по программе обучения «Компьютерная грамотность для старшего поколения». Также обоснованы психолого-педагогические аспекты проведения занятий с людьми пожилого возраста, требования к учебно-методическому контенту, сфера применения людьми пожилого возраста полученных компетенций, умений и знаний; сформулированы критерии для контроля и оценки результатов освоения программы обучения, принципы организации самостоятельной работы слушателей.

Ключевые слова: обучение пенсионеров, геронтообразование, обучение электронным услугам, принципы и особенности обучения пожилых.

SUMMARY

The article deals with topical issues of training and use of electronic state and municipal services by older people. The article outlines the

principles that determine the choice of technology for conducting classes, methods of working with older people, specific knowledge and skills acquired by older people in training courses. Psychological and pedagogical grounds for introducing the teaching and methodological complex into the training program "Computer literacy for the older generation" are presented. The psychological and pedagogical aspects of conducting classes with older people, the requirements for teaching and methodological content, the sphere of application of the acquired competences, skills and knowledge for elderly people, the criteria for monitoring and evaluating the results of mastering the training program, the principles of organizing independent work of listeners are formulated.

Key words: retirees training, geronto education, training in electronic services, principles and features of elderly education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырева Ю. И. Социально-педагогические аспекты обучения людей пожилого возраста использованию компьютера [Электронный ресурс] / Ю. И. Богатырева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: http://www.science education.ru/ru/article/view?id=17328 (дата обращения: 24.04.2017).

2. Велешко Е. Н. Виртуализация жизненного мира как феномен информационного общества // Гуманитарные науки. - 2016. -№ 1 (33). - С. 164-169.

3. Галичин В. А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации // Век глобализации. - 2012. - № 1. - С. 6-15.

4. Соломатова В. В. Электронно-сетевая социальная работа: реальности, возможности и перспективы / В. В. Соломатова, В. А. Фокин // Сотис. - 2008. - № 1. - С. 69-83.

5. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.gara nt.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 24.04.2017).

6. Трифонова И. В. Информационная поддержка представителей третьего возраста в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. - Саратов, 2006. -18 с.

7. Численность пенсионеров в России. Статистика численности [Электронный ресурс]. - URL: https://franshiza.pro/myblog/sta tistika/chislennost-pensionerov-v-rossii.html (дата обращения: 12.04.2017).

Ганзин И. В.

УДК 159.9.072 - 616.89

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА

еабилитация больных с обсессивно-ком-пульсивными расстройствами является длительным и трудоемким процессом, что обусловлено феноменологическими особенностями данной патологии. Обсессивно-компуль-сивное расстройство (ОКР) - вариант невротической патологии с преобладанием обсес-сивного и/или компульсивного синдрома, тесно сопряженных с тревожными расстройствами. Представим типологию ОКР [4].

Обсессии - навязчивые мысли, образы, идеи и представления. Могут быть следующих типов:

- мизофобия (обсессия загрязнения) -страх заболевания различными инфекционными заболеваниями в результате несоблюдения должны норм чистоты и личной гигие-

ны. Интересным является подвариант психического заражения, когда больные, находясь в рамках магического мышления, говорят о возможности заражения негативной энергией, эмоциями, болезненными состояниями;

- контрастные обсессии - хульные, кощунственные мысли, находящиеся в антагонизме с морально-этическими принципами пациента; страх причинения вреда себе и окружающим. В большинстве случаев представляют из себя образные навязчивости и могут быть проспективными - переживания навязчивых страхов, возможности совершения неприемлемых и опасных действий в будущем и ретроспективные - болезненные сомнения о возможности совершения катастрофических ошибок, причинивших кому-либо ущерб в прошлом;

- навязчивые сомнения: навязчивости повторного контроля - многочисленные действия, подтверждающие правильность и завершенность, технологический контроль; навязчивые представления по контрасту - повторные представления, полярные по семантике ведущим переживаниям; навязчивые тревожные руминации - умственная жвачка, ка-саемая определенных событий, вызывающих беспокойство и неуверенность.

Компульсии - навязчивые действия и движения:

- собственно компульсии представляют из себя сравнительно простые двигательные акты, контекстно не связанные с другими обсессивно-фобическими симптомами;

- ритуалы - сочетание сложных двигательных актов, мыслей и представлений, направленных на стабилизацию психического состояния в связи с симптоматикой ОКР: компуль-сивные - навязчивое повторение определенных двигательных актов с целью противостояния обсессиям; контраксиозные ритуалы -система сложных действий и когниций защитного характера; моторный перфекцио-низм - повторные действия, направленные на достижение идеального результата в определенной деятельности; хординг - невозможность отказываться от ненужных вещей, бессмысленное коллекционирование и собирательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.