Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / DOCTOR / PATIENT / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пазилова С.Б., Камалова З.М., Акбарова М.С.

Современная медицина характеризуется высоким уровнем технологий лечения, новыми эффективными лекарственными средствами и высокотехнологичным инструментарием. Однако все это ни в коим случае не умаляет роль личности врача в выздоровлении пациента. Успех лечения во многом зависит от психолого-педагогической компетенции медицинского работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пазилова С.Б., Камалова З.М., Акбарова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION IN PREPARING DOCTORS

Modern medicine is characterized by a high level of treatment technologies, new effective drugs and high-tech tools. However, all this in no way detracts from the role of the doctor’s personality in the recovery of the patient. The success of treatment depends largely on the psychological and pedagogical competence of the medical worker.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ»

УДК 378

Пазилова С.Б.

ассистент Камалова З.М.

ассистент Акбарова М. С. ассистент

кафедра Нормальная физиология Ташкентский Педиатрический Медицинский институт ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В

ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ

Аннотация. Современная медицина характеризуется высоким уровнем технологий лечения, новыми эффективными лекарственными средствами и высокотехнологичным инструментарием. Однако все это ни в коим случае не умаляет роль личности врача в выздоровлении пациента. Успех лечения во многом зависит от психолого-педагогической компетенции медицинского работника.

Ключевые слова. психолого-педагогическая подготовка, врач, пациент, психология.

Pazilova S.B., Assistant Kamalova Z.M., Assistant Akbarova MS, Assistant Department of Normal Physiology Tashkent Pediatric Medical Institute PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION IN PREPARING DOCTORS

Abstract. Modern medicine is characterized by a high level of treatment technologies, new effective drugs and high-tech tools. However, all this in no way detracts from the role of the doctor's personality in the recovery of the patient. The success of treatment depends largely on the psychological and pedagogical competence of the medical worker.

Keywords. psychological and pedagogical training, doctor, patient, psychology

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем медицинского образования является проблема подготовки медицинского работника. Гармоничное развитие личности будущего медицинского работника обеспечивается усилением гуманитарного блока образования, в состав которого входят психология и педагогика. Профессия врача - это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, апперцепции и антиципации. Экстравертированная направленность личности способствует овладению данной профессией, в то время как

интровертированность затрудняет общение и в какой-то мере ограничивает возможности будущего врача [4].

По данным ВОЗ, около 70% заболеваний так или иначе обусловлено психикой человека. Начало диагностического исследования любого пациента начинается с установления психологического контакта. Невозможно получить более или менее достоверную информацию о больном без хорошего контакта с ним. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при сборе анамнеза. Особенно она важна для врача, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Молодому человеку, избравшему для себя профессию медицинского работника, предстоит постоянно соприкасаться со страданиями больного. Поведение врача или медицинской сестры, их высказывания во время беседы с пациентом могут облегчить, или, наоборот, усилить его страдания. Тяжелобольным присущи особые эмоциональные реакции на болезнь, которые часто осложняются также и свойствами личности. Еще одна особенность сегодняшнего дня: многие заболевания проходят с хроническим затяжным течением. Течение болезни обрастает вторичными невротическими нарушениями. Кроме того, человек, страдающий тяжелой болезнью, становится более подвержен психическому воздействию, внушению. Поэтому в систему лечебно -реабилитационных воздействий при этих заболеваниях необходимо включать психотерапию во всех ее формах.

В работе врача важную роль играют и педагогические знания. Изучение традиционных курсов медицинской этики и деонтологии не могут восполнить тот багаж педагогических знаний и умений, которые так необходимы врачу. В деятельности врача в качестве педагогических признаны случаи:

1. Обучение младшего персонала отдельным приемам и навыкам.

2. Передача личного опыта коллегам.

3. Составление методики приема лекарственных препаратов для пациентов.

4. Обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными.

5. Формирование у пациента ответственного отношения к лечению.

6. Объяснение ему значений процедур и лекарственных средств.

7. Убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни.

8. Участие в просветительских программах.

И пациент почти всегда ждет от врача не только профессиональной помощи, но и человеческой поддержки, которая не в последнюю очередь связана с передачей опыта в формировании умений. Таким образом, пациент готов быть «обучаемым», он нуждается в том, чтобы врач занял по отношению к нему позицию сходную с педагогической. В практике повседневной работы врач попадает в педагогическую ситуацию не только с

пациентом. В качестве его партнера - могут выступать другой работник здравоохранения (коллега - врач или средний медицинский персонал), родственники пациента, социальные работники и д.р. Приняв на себя педагогическую задачу, врач должен позаботиться о психологической комфортности пациента, которая состоит в защищенности от стрессовых состояний, возможности выяснить все для него необходимое. Особое значение в таком случае приобретает характер протекания беседы, которую ведет врач[3].

Ни один вуз, на наш взгляд, не имеет такой потребности в профориентации абитуриентов, как медицинский. Зачастую выпускники лицеев поступают в медицинский, не представляя себе всей ответственности и сложности своей будущей профессии. Предварительное психологическое тестирование должно выявлять достаточно высока ли креативность мышления и развитый уровень культуры общения; следует принимать во внимание и психофизиологические особенности личностного развития, уровень конфликтности, агрессивности и нервно-психической устойчивости, уровень интеллекта у абитуриентов, желающих посвятить себя данной профессии. Кроме выраженных коммуникативных способностей, абитуриентам должны быть присущи также организаторские и творческие способности в нахождении путей разрешения неординарных конфликтных и житейских ситуаций. Немаловажную роль имеет и опыт общения в школьных коллективах, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, семинарах. Существенное значение имеют и нравственные качества абитуриентов, их личностные характеристики. Таким образом, в ходе конкурсного отбора абитуриент должен полностью раскрыть свои личностные качества, способность работать с людьми, показать свою коммуникабельность и творческие способности и активную жизненную позицию[4].

Обозначим основные причины, вызывающие необходимость формирования у студентов психологической и нравственной компетентности: 1) медики первыми сталкиваются с последствиями негативных сторон воздействия технического прогресса на среду обитания человека, на его здоровье и генофонд; 2) возможности современной медицины достигли такого рубежа, когда становится реальным воздействие на биологическую природу человека, что связано с опасностью нарушения биосоциальной целостности человека. Такие нарушения часто сопровождаются особыми эмоциональными состояниями, которые могут осложнятся личностными особенностями индивида; 3) интенсивное развитие средств коммуникации, преобладание негативного фона информационного потока оказывают сильнейшее воздействие на личность: бесконтрольно проникая в психические структуры личности, эта информация влияет на поведение человека, ведет к психическим перегрузкам, вызывающим хронический стресс; 4) возрастание объема знаний приводит к дифференциации медицинских наук, все более узкой специализации

медработников. В связи с этим утрачивается целостное восприятие организма пациента, что затрудняет выполнение фундаментального принципа медицины - лечить больного, а не болезнь; 5) внедрение новой диагностической аппаратуры и инструментальных методов исследования приводит к увеличению числа контактов между пациентом и медработником, делая их все более опосредованными и ограниченными во времени, что порождает механистичное, объектное отношение к пациенту со стороны медицинских работников [1].

Таким образом, будущий медик обязан иметь психолого -педагогические знания и умения, только в этом случае можно констатировать полноценную подготовку специалистов к такой гуманной профессии.

Использованные источники:

1. Амиров А.Ф., Денисова О.В. Роль психологической компетентности в деятельности медицинского работника. Ярославский психологический Вестник. Выпуск 11, Ярославль,2004. с.25-28.

2. Кудрявая Н.В., Уколова Н.М. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - С. 143-146.

3. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. - М.: Академия, 2006 -320с.

4. Психология в медицине и ее роль в подготовке будущих врачей. http ://kaznmu.kz/press/2012/05/24/%D0%BF%D1%81 %D0%B8%D1 %85%D0% BE%D0%BB%D0%BE%D0%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.