Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / медицинские работники / эффективное общение / пациент / стресс / успешное лечение / эмоциональное выгорание / эмпатия / psychology / medical professionals / effective communication / patient / stress / successful treatment / emotional burnout / empathy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишкова Илона Юрьевна, Павлова Альбина Борисовна

В статье рассматривается проблема несовершенства практической подготовки студентов в рамках дисциплин психолого-педагогического цикла в профессиях типа «человек-человек». Медицинские сестры испытывают нехватку психологических знаний и умения применять их на практике. Отражены результаты исследований среди выпускников медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шишкова Илона Юрьевна, Павлова Альбина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STUDYING THE SUBJECT "PSYCHOLOGY" IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SECONDARY PROFESSIONAL LEVEL OF MEDICAL DIRECTION

The article deals with the problem of the imperfection of the practical training of students within the disciplines of the psychological and pedagogical cycle in professions such as "man-man". Nurses lack psychological knowledge and the ability to apply it in practice. The results of research among graduates of the medical college are reflected.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

Шишкова Илона Юрьевна

студент 3 курса, направление: Психология профиль: Психологическая диагностика и психологическое сопровождение личности

квалификация: Бакалавр. ФГБОУ ВО «Московский педагогический

государственный университет». Покровский филиал, г. Покров

E-mail: kommi55@yandex.ru

Научный руководитель:

Павлова Альбина Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Покровский филиал, г. Покров

E-mail: ab.pavlova@mpgu.su

Shishkova Ilona Yurievna

3rd year student, direction: Psychology profile: Psychological diagnostics and psychological support of personality qualification: Bachelor FGBOU VO "Moscow Pedagogical State University"

Pokrovsky branch, Pokrov E-mail: kommi55@yandex.ru Scientific adviser: Pavlova Albina Borisovna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department humanitarian and psychological-pedagogical disciplines FGBOU VO "Moscow Pedagogical State University"

Pokrovsky branch, Pokrov E-mail: ab.pavlova@mpgu.su

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ.» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

TO THE QUESTION OF STUDYING THE SUBJECT ""PSYCHOLOGY" IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SECONDARY PROFESSIONAL

LEVEL OF MEDICAL DIRECTION

Аннотация. В статье рассматривается проблема несовершенства практической подготовки студентов в рамках дисциплин психолого-педагогического цикла в профессиях типа «человек-человек». Медицинские сестры испытывают нехватку психологических знаний и умения применять их на практике. Отражены результаты исследований среди выпускников медицинского колледжа.

Ключевые слова, психология, медицинские работники, эффективное общение, пациент, стресс, успешное лечение, эмоциональное выгорание, эмпатия.

Abstract. The article deals with the problem of the imperfection of the practical training of students within the disciplines of the psychological and pedagogical cycle in professions such as "man-man". Nurses lack psychological knowledge and the ability to apply it in practice. The results of research among graduates of the medical college are reflected.

Key words: psychology, medical professionals, effective communication, patient, stress, successful treatment, emotional burnout, empathy.

К одной из актуальных проблем современного образования относится соотношение теоретической и практической части образовательных программ. Международные мониторинги показывают: сущность проблемы образования в том, что наша школа на всех её уровнях сильна в формальных знаниях, но совершенно не сильна в практических. То есть наполнение образовательной программы находится на высоком уровне, но обучающиеся часто не умеют интегрировать знания из разных областей.

Нынешняя система образования по большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, а не на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом не перекликаются с практикой. Большинство людей, окончивших ВУЗ или СУЗ, говорят о том, что не готовы приступить к практике. Причина этому - плохая практическая подготовка, и слабая связь между теоретическим материалом и практикой.

Особую значимость эта проблема приобретает при обучении студентов предметам психолого-педагогического цикла в профессиях типа «человек-человек». Именно психология объединяет наш психолого-педагогический блок дисциплин, потому что учит правильно общаться с людьми, разбираться в их психологическом состоянии.

Наряду с психологами и педагогами к типу профессии «человек-человек» относятся медицинские работники. А это, в свою очередь, обязывает работника не только знать свои профессиональные компетенции, но и изучать смежные науки, такие как психология.

Любая медицинская специальность - это профессия, которая строится в первую очередь на общении. Эффективность лечения пациентов зависит не только от объема тех знаний, которые студент получает в процессе изучения клинических дисциплин, а также от правильного общения, качество которого во многом предопределяет конечную точность диагностики и эффективность лечения. Взаимодействие в системах «медработник-пациент», «медработник-медработник», «медработник-родственники пациента» и т.д. являются неотъемлемой частью этой профессии. Доверие больного надо заслужить, оно не идентично религиозной вере.

Ещё философ Сократ отмечал, что «нельзя лечить тело, не леча душу», поэтому необходимо учитывать роль слова и психологической установки в процессе бесед с больными и в ходе их лечения [2].

Если профессия врача связана в большей степени непосредственно с постановкой диагноза, то средний медицинский персонал, в данном случае медицинские сестры, являются связующим звеном между врачом и пациентом. Пациент всё время общается с медицинской сестрой. Её задачей становится не только уход за больным, но и правильная его мотивация на выздоровление, общение с родственниками. С помощью методов психотерапии медсестра может усилить благоприятное влияние физических факторов на пациента. Она должна психологически настроить больного на то или другое средство лечения, выявить, как больной относится к лечебному методу.

Представление об идеальной медсестре среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом -медсестра умелая и её руки, а пациенту - медсестра общающаяся и её душа.

Медицинской сестре наука психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Здесь важно не только осознавать эмоциональные реакции и внутренний мир больного, но и собственные личностные особенности, психологические и поведенческие реакции. Умение понять себя, свои чувства и мотивы, контролировать собственные реакции является одним из важнейших качеств медика-профессионала [3].

Преподавание психологии студентам-медикам в системе среднего профессионального образования должно давать, как и формирование представления о современных теоретических аспектах в области этой дисциплины, так и обучать навыкам практического применения этих знаний на практике. Ключевым, на мой взгляд, моментом должно быть именно умение применить полученные знания в реальной практике повседневного бытового и профессионального общения.

Согласно ФГОС СПО на специальности «Сестринское дело» дисциплина «Психология» изучается 110 аудиторных часов, 48 из которых отводится для самостоятельной работы. Программа включает в себя три раздела: Общая психология, Социальная психология, Медицинская психология. Теоретический материал для студентов представлен в виде презентаций. Практические занятия проводятся в бригадах по 10-12 человек. Дисциплина изучается два семестра, это в среднем 6-7 учебных пар в одном семестре. Для сравнения, ровно такое же количество учебной нагрузки (110 академических часов) выделено на дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Другими словами, проблема отношений «человек-человек» приравнивается к проблеме взаимодействия человека с машиной.

Среди выпускников Московского областного колледжа №1 2019 года выпуска был проведен опрос - 15 человек, которые с момента выпуска работают по профессии. Им было задано 2 вопроса.

Первый: «Насколько за три года работы в медицине, на их взгляд, они подверглись синдрому «профессионального выгорания»?»

Второй: «Каких знаний и навыков на сегодняшний день им не хватает, для того, чтобы чувствовать себя профессионалами?»

Отвечая на первый вопрос, респонденты разделились на 3 группы:

1 группа - 3 человека, которые не видят себя в другой профессии, поэтому работают самостоятельно над повышением своего профессионализма и получением недостающих им знаний;

2 группа - 3 человека, которые уже предпринимали попытку уйти из профессии, но остались по тем или иным причинам;

3 группа - 9 человек, которые чувствуют себя несчастными на своем рабочем месте, они постоянно подвержены стрессу и думают о смене деятельности.

Результаты исследования представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания

Среди ответов на второй вопрос - ни один не коснулся проблемы нехватки знаний в медицинской сфере или недостатка опыта проведения каких-либо медицинских манипуляций.

Результаты опроса представлены на рис. 2.

Стресс V_/

Потеря мотивации

I

Притеснение коллегами

Потеря самоконтроля

Эмоциональное выгорание

I

Отсутствие эмпатии

Проблемы в общении с пациентами

\___У

Рис. 2. Факторы эмоционального выгорания

Респонденты жалуются на нехватку стрессоустойчивости, навыков эффективного общения с пациентами и коллегами и, как следствие, отсутствие эмпатии. Неумение справляться со стрессом на работе приводит, в конечном итоге, к полному эмоциональному выгоранию.

На фоне этого теряется согласие с самим собой, взаимопонимание с окружающими и способность ставить перед собой цели и добиваться их.

Использование в последнее время новых медицинских технологий создает иллюзию второстепенности непосредственного общения с пациентом. Тем не менее, практический опыт показывает, что сегодня подобная замена невозможна и будет весьма проблематична в будущем.

Основной задачей психологического образования является развитие рефлексии у обучающихся как личной, так и социально-психологической. В то же время, выпускники медицинского колледжа, работающие в профессии, сталкиваются с проблемой самореализации, связанной именно с тем, что на практике интегрировать полученные знания в опыт пока что не получается.

Повлиять на ситуацию можно уже сегодня, изменив подход к практическому обучение студентов дисциплинам психолого-педагогического цикла. С первых дней студенчества необходимо дать учащимся понять, насколько важно изучение психологии, ни как одной из теоретических дисциплин, а как фундамента будущей профессии. Ввести тренинг-занятия, искать новые форматы проведения уроков, говорить еженедельно со студентами об их профессиональных страхах и т.д.

Наличие психологических знаний и умения применять их на практике у медицинского персонала не только обеспечивает успех лечения, поднимает настроение и улучшает душевное состояние пациента, но и помогает избежать конфликтов в лечебных учреждениях, основная часть которых возникает из-за незнания медицинской психологии, неумения понять чувства пациента и его родственников.

Список цитируемых источников:

1. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум/Под редакцией Т.П. Обуховец Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 312с.

2. Спринц А.М. Медицинская психология с элементами общей психологии/А.М. Спринц, Н.Ф. Михайлова, Е.П. Шатова. - М.: СпецЛит, 2009. - 447 а

3. Урванцев Л.П. Психологические аспекты оптимизации деятельности медицинского работника: проблемы и перспективы/Л.П. Урванцев // Научные основы прикладной психологии. - М.: Сфера, 2011. - №7. - С. 29-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.