Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулемзина Т. В., Криволап Н. В., Красножон С. В., Папков В. Е., Моргун Е. И.

В статье продемонстрирована необходимость формирования не только интеллектуальных и коммуникативных компетенций в процессе овладения профессией, но и понятийно-логических схем клинического мышления с использованием метода семантического дифференциала, а также значение интегративного подхода в профессиональной деятельности специалиста медицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE INTEGRATIVE APPROACH TO STUDY AT A MEDICAL UNIVERSITY

The article demonstrates the need to form not only intellectual and communicative competencies in the process of mastering a profession, but also conceptual and logical schemes of clinical thinking using the semantic differential method, as well as the importance of an integrative approach in the professional activity of a medical specialist.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 57-62. УДК 378:61+37.03

DOI: 10.24147/2410-6364.2021.3.57-62

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Т. В. Кулемзина, Н. В. Криволап, С. В. Красножон, В. Е. Папков, Е. И. Моргун

Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького (Украина, Донецк)

В статье продемонстрирована необходимость формирования не только интеллектуальных и коммуникативных компетенций в процессе овладения профессией, но и понятийно-логических схем клинического мышления с использованием метода семантического дифференциала, а также значение интегративного подхода в профессиональной деятельности специалиста медицинского профиля.

Ключевые слова: студенты; медицинские вузы; интеллектуальные и коммуникативные компетенции; метод семантического дифференциала.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE INTEGRATIVE APPROACH

TO STUDY AT A MEDICAL UNIVERSITY

T. V. Kulemzina, N. V. Krivolap, S. V. Krasnozhon, V. E. Papkov, E. I. Morgun

Donetsk National Medical University named after M. Gorky (Ukraine, Donetsk)

The article demonstrates the need to form not only intellectual and communicative competencies in the process of mastering a profession, but also conceptual and logical schemes of clinical thinking using the semantic differential method, as well as the importance of an integrative approach in the professional activity of a medical specialist.

Keywords: students; medical universities; intellectual and communicative competences; the method of semantic differential.

Введение

Проблемы эффективности педагогического процесса занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях, так как конструктивное применение современных педагогических технологий дает возможность не только повысить эффективность высшего образования, но и оптимизировать временные и финансовые затраты, гарантировать достижение определенного стандарта обучения [1]. Для моделирования качественного образовательного процесса в медицинском вузе обучение должно быть нацелено на формирование не только высокопрофессионального специалиста, но и разносторонне образованной личности.

Особенностью выбора методики преподавания в высшей школе является специфика

преподаваемых дисциплин, что проявляется в обеспечении наглядности, доступности учебного материала в процессе практических занятий. Однако для выпускника вуза медицинского профиля такой подход не может быть достаточным, так как ведущей задачей является подготовка компетентных специалистов, не только умеющих применять полученные в процессе обучения знания и умения, но и способных вступать в активное психологическое и интеллектуально-коммуникативное взаимодействие с пациентами и их родственниками, найти «подход» к ним, подтверждая свою точку зрения фактами, делая выводы, оперируя понятными терминами [2].

Валидность как критерий эффективности усвоения специальных знаний зависит от многих факторов: конституциональных

© Кулемзина Т. В., Криволап Н. В., Красножон С. В., Папков В. Е., Моргун Е. И., 2021

(психофизиологических) особенностей обучающегося (восприятия им информации, ее анализа и синтеза), преподавателя (стиля его преподавания, особенностей характера, темперамента, внешнего вида); психологической совместимости преподавателя и студента (единства взглядов, эмоционального настроя, взаимопонимания, представления о сотрудничестве), а также применяемых образовательных технологий [3; 4]. Таким критериям, по нашему мнению, отвечает технология проблемного обучения, развивающая познавательную активность и творческую самостоятельность студентов, позволяющая создавать условия для реализации целостности педагогического процесса в изучении клинических дисциплин.

Цель исследования - проанализировать процесс психолого-педагогического формирования клинического мышления на основе метода семантического дифференциала в медицинском вузе при подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Материал и методы: аналитический обзор источников литературы, нормативно-правовой документации; методы теоретического системного анализа источников по теме исследования, оценки информационного содержания научной проблемы.

Результаты и их обсуждение

Проблемное обучение как организованный педагогом способ активного взаимодействия обучающегося и проблемно-представленного содержания обучения способствует приобщению к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, развивает мышление и позволяет творчески усваивать знания [5]. Преподаватель медицинского вуза, в полной мере владеющий образовательными технологиями, способен заинтересовать студентов поиском решения проблемных ситуационных задач, донести трудную для восприятия информацию в доступной для понимания форме. При этом форма общения, используемая преподавателем, предполагает высокий уровень профессионализма, правильную грамматическую конструкцию предложений в сочетании со специфической терминологией, что должно мотивировать студентов к применению подобной формы общения в процессе занятий и в будущей профессиональной деятельности.

Эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, создания оптимальных условий для совместной деятельности зависит от психологической совместимости преподавателя и студента. В качестве индикаторов психологической совместимости можно выделить два основных критерия, а именно психофизиологический и социально-психологический. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций [6].

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль общения, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед учениками, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный: личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность оказывает воспитательное (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов, преподаватель ведет диалогическое общение на равных, учитывает обоснованное студентом мнение, помогает проанализировать ситуационную задачу и сделать правильные выводы [7]. И напротив, преподаватель с присущими ему конституциональными недостатками комму-ницирования не способствует профессиональному и интеллектуальному развитию обучающихся.

На кафедре интегративной и восстановительной медицины большую часть учебного материала занимает изучение конституциональных особенностей человека. В настоящее время под «конституцией» понимают комплекс структурно-функциональных особенностей организма, определяемых геномом. В глобальном понимании конституция человека - это совокупность морфологических, функциональных и психических

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 57-62

особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих устойчивость организма к различным факторам внешней среды. Следует почеркнуть, что индивидуальные признаки организма зависят не только от наследственности, но и от условий жизни,

которые определяют возможность реализации генетически заложенных признаков, поэтому так важна своевременная коррекция некоторых психологических характеристик будущего квалифицированного врача в процессе выбора специализации (рис. 1).

Рис. 1. Факторы формирования профессионального долголетия

Использование коммуникативного подхода предполагает обучение общению в процессе занятий, в том числе с целью обмена информацией. Для этого основное внимание на занятиях уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении, усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей научную ценность информации [8].

Интегрирование категориальных систем «интеллект» и «обучаемость» в процессе обучения порождает понятие «интеллектуальная компетентность». Косвенным подтверждением этого может служить разработка понятия «интеллектуальная компетентность» [9; 10]. При этом интеллектуальная компетентность понимается как совокупность интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих высокий уровень достижений в реальных условиях, в том числе в профессиональной деятельности. Таким образом, интеллектуальная компетентность - это многоуровневое образование, способность личности успешно решать проблемные ситуации в той или иной сфере деятельности, опираясь на собственные знания и приобретенный опыт. Методическим содержанием коммуникативной и интеллектуальной компетенций являются способы организации учебной деятельности, связанные с широким применением коллективных форм работы, с решением ситуационных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися, например, с использованием метода проблемного обучения. Применение выше-

указанных компетенций в процессе обучения и прикладного использования позволяет значительно увеличить время речевой практики каждого студента в процессе занятия, а также акцентировать внимание на самостоятельном получении учащимися информации, ее критическом осмыслении и усвоении [11].

При использовании данных подходов к обучению центром образовательного процесса является непосредственно обучаемый в качестве субъекта учебной деятельности, а система обучения предполагает учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей личности студента. Важное значение индивидуальные характеристики обучающегося приобретают в будущей медицинской деятельности, когда несовпадение личностных черт врача и пациента может быть скорректировано применением усвоенных интеллектуальных и коммуникативных компетенций (рис. 2).

Получение высшего медицинского образования, организованного как когнитивное, деятельностное и мотивационное общение, предполагает не только профессиональную подготовку будущего специалиста к практической деятельности, но и приобретение базовых основ культуры общения [12]. Врач -представитель интеллигенции (социальной группы, профессионально занимающейся сложным умственным трудом и обладающей необходимым специальным образованием) -призван развивать культуру речи как составляющую общекультурных ценностей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ

Конституция врача

О

| Конституция пациента

О

-\

Социально-психологическая совместимость

Рис. 2. Роль интегративного подхода в профессиональной деятельности врача

Выбор модели коммуницирования как составляющей эффективного лечения должен основываться на определении конституциональных особенностей и врача, и пациента. Поэтому интеграция в процессе обучения профессиональных знаний, умений, навыков и интеллектуально-коммуникативных компетенций обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Именно интегративный подход в обучении полностью раскрывает интеллектуальный потенциал обучающегося, создает психолого-педагогические условия для самообразования, самовоспитания, саморазвития, социализации и, как следствие, способствует формированию условий для успешной профессиональной деятельности молодого специалиста, так как специалисты с высокоразвитыми коммуникативными и интеллектуальными навыками должны обладать быстрой ориентацией в ситуации взаимодействия с

пациентами, уверенностью в себе, инициативностью, способностью к непрерывному медицинскому (последипломному) образованию (НМО), навыками эффективной работы в коллективе.

Метод семантического дифференциала как составляющая технологии проблемного обучения позволяет выстроить понятийно-логические схемы, на которых основана та или иная логика клинического мышления [13; 14]. Однако этот метод может также позволить трансформировать уже имеющуюся схему врачебной деятельности в более прагматичную. Иначе говоря, сопоставляя несколько семантических схем в ходе обсуждения со студентами определенной клинической проблемы, можно обеспечить трансформацию их студенческого «академического» мышления в мышление клиническое или прагматическое (рис. 3).

Технология проблемного обучения, метод семантического дифференциала

Базис для НМО

Рис. 3. Принципы формирования клинического мышления с использованием интегративного похода 60 Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 57-62

Заключение

Таким образом, студентам через трансформацию их собственных семантических схем наглядно демонстрировались междисциплинарные связи рассматриваемых объектов. Подобный подход с последующим обсуждением придал занятиям форму интерактивности, когда собственный опыт студентов в роли пациентов, неожиданно ставший осмысляемым ими же самими, приводил к явному сдвигу в понятийно-сематической структуре их клинического мышления. Простой вопрос вдруг приобретал достаточно важный смысл диагностической логики в их формирующемся клиническом мышлении. И то, что при визите к врачу (диагностировании патологии у этих студентов) доктора не выходили за рамки своей специализации, вызывало определенную эмоциональную реакцию у обучающихся. Сочетание эмоциональной реакции с явным сдвигом семантического дифференциала в структуре клинического мышления будущих врачей позволяет в короткий временной промежуток занятия провести значительное педагогическое воздействие на интегративную часть их клинической логики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гревцева Г. Я., Циулина М. В., Болодури-на Э. А., Банников М. И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 5. - URL: https://science-educa tion.ru/ru/article/view?id = 26857 (дата обращения: 20.09.2021).

2. Агранович Н. В., Ходжаян А. Б. Мотивация повышения психолого-педагогических компетенций преподавателя для обеспечения инновационного подхода непрерывного медицинского образования на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view? id=8888 (дата обращения: 20.09.2021).

Информация о статье

Дата поступления 20 сентября 2021 Дата принятия в печать 22 октября 2021

3. Гужва И. В. Психологические особенности педагогического общения преподаватель -студент в современном вузе : дис. канд. ... психол. наук. - Брянск, 2011. - 197 с.

4. Психофизиология профессиональной деятельности. - URL: https://poisk-ru.ru/s396 66t3.html (дата обращения: 20.09.2021).

5. Педагогика и методика преподавания в высшей школе : учебно-методическое пособие / под ред. А. И. Артюхиной. - Волгоград : [б. и.], 2016. - 246 с.

6. Клочкова Г. М. Личность преподавателя в условиях креативного вузовского образовательного пространства // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10, ч. 6. -С.1351-1355.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М. : МПСИ : МОДЭК, 2016. - 448 c.

8. Фокина О. С. Историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. -№ 3 (13). - С. 97-102.

9. Юсупова А. Ж. Интеллектуальная компетентность личности: сущность и возможности ее становления в системе образования // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2018. - Т. 18, № 1. -С. 212-215.

10. Холодная М. А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества : монография. - СПб. : Нестор-История, 2017. - С. 149-164.

11. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология. -М. : Форум, 2019. - 384 с.

12. Ефимова Н. С., Плаксина Н. В., Ефимова Е. С. Психология и педагогика высшей школы : учебное пособие. - М. : РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2018. - 156 с.

13. Серкин В. П. Психосемантика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М. : Юрайт, 2016. - 318 с.

14. Петренко В. Ф. Метод семантического дифференциала // Гуманитарный портал : Концепты / Центр гуманитарных технологий. -[Б. м.], 2002-2021. - Последняя ред.: 17.10.2021. - URL: https://gtmarket.ru/con cepts/7035 (дата обращения: 20.09.2021).

Article info

Received

September 20, 2021 Accepted October 22, 2021

Сведения об авторах

Кулемзина Татьяна Владимировна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой интегративной и восстановительной медицины Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького (Украина, Донецк). E-mail: medrecovery@rambler.ru.

Криволап Наталья Викторовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры интегра-тивной и восстановительной медицины Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького (Украина, Донецк). E-mail: medrecovery@rambler.ru.

Красножон Светлана Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры интегративной и восстановительной медицины Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького» (Украина, Донецк). E-mail: medrecovery@rambler.ru.

Папков Валерий Евгеньевич - ассистент кафедры интегративной и восстановительной медицины Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького (Украина, Донецк). E-mail: medrecovery @rambler.ru.

Моргун Евгений Иванович - ассистент кафедры интегративной и восстановительной медицины Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького (Украина, Донецк). E-mail: medrecovery @rambler.ru.

Для цитирования

Кулемзина Т. В., Криволап Н. В., Красножон С. В., Папков В. Е., Моргун Е. И. Психолого-педагогические аспекты интегратив-ного подхода к обучению в медицинском вузе // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2021. - № 3. - С. 57-62. -DOI: 10.24147/2410-6364.2021.3.57-62.

About the authors

Kulemzina Tatiana Vladimirovna - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Integrative and Restorative Medicine, Donetsk National Medical University named after M. Gorky (Ukraine, Donetsk). E-mail: medrecovery@rambler.ru.

Krivolap Natalia Viktorovna - PhD in

Medical Sciences, Assistant Professor at the Department of Integrative and Restorative Medicine, Donetsk National Medical University named after M. Gorky (Ukraine, Donetsk). E-mail: medrecovery@rambler.ru.

Krasnozhon Svetlana Vladimirovna - PhD in

Medical Sciences, Assistant Professor at the Department of Integrative and Restorative Medicine, Donetsk National Medical University named after M. Gorky (Ukraine, Donetsk). E-mail: medrecovery@rambler.ru.

Papkov Valery Evgenievich - Assistant Lecturer at the Department of Integrative and Restorative Medicine, Donetsk National Medical University named after M. Gorky (Ukraine, Donetsk). E-mail: medrecovery@rambler.ru.

Morgun Evgeny Ivanovich - Assistant Lecturer at the Department of Integrative and Restorative Medicine, Donetsk National Medical University named after M. Gorky (Ukraine, Donetsk). E-mail: medrecovery@rambler.ru.

For citations

Kulemzina T.V., Krivolap N.V., Krasnozhon S.V., Papkov V.E., Morgun E.I. Psychological and Pedagogical Aspects of the Integrative Approach to Study at a Medical University. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 3, pp. 57-62. DOI: 10.24147/2410-6364.2021.3.57-62. (In Russian).

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 3. С. 57-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.