Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства'

Психолого-педагогические аспекты формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / SOCIAL PARTNERSHIP / PREPAREDNESS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Елена Александровна

В статье раскрывается содержание понятий «профессиональная самореализация педагога» и «социальное партнерство», обосновывается необходимость формирования готовности студентов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства. Дается характеристика компонентам готовности студентов педагогических вузов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic aspects of formation of higher education institutions students' preparedness to professional self-realization on the basis of social partnership

Content of notions "pedagogue's professional self-realization" and "social partnership" are disclosed, necessity of formation of students' preparedness to professional self-realization on the basis of social partnership is substantiated in the article. Characteristics is given to components of higher education institutions students' preparedness to professional self-realization on the basis of social partnership.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Елисеева Елена Александровна

Саратовский государственный университет имени Н.Г Чернышевского

[email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье раскрывается содержание понятий «профессиональная самореализация педагога» и «социальное партнерство», обосновывается необходимость формирования готовности студентов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства. Дается характеристика компонентам готовности студентов педагогических вузов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, социальное партнерство, формирование готовности к профессиональной самореализации.

Возрастающие требования общества к качеству образования актуализировали приоритетную направленность высшей школы на поддержку профессиональноличностного развития будущих педагогов, их профессиональной самореализации, обеспечение условий для преодоления студентами возникающих профессиональных затруднений на основе продуктивного социального взаимодействия и установления взаимовыгодных диалоговых (поли-логовых) отношений.

Анализ теории и практики высшей школы по проблемам профессиональной самореализации и социального партнерства показал, что понятия «профессиональная самореализация», «социальное партнерство» используются далеко неоднозначно.

Так, самореализация личности в качестве специального предмета изучения выступала в работах отечественных и зарубежных ученых. Можно выделить следующие направления исследования: теоретические и методологические аспекты самореализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Коган, Ш. Бюллер); способность личности обрести «высшие компетентности», предполагающие наличие у человека высокого уровня инициативы (М.В. Ермолаева, Т.З. Козлова); готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий (К.А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); способность организовывать свою деятельность для достижения поставленных целей (Т.Н. Березина, Э.В. Г а-ладжинский, Т. Шибутани).

Вместе с тем, остается открытой проблема профессиональной самореализации в системе высшего педагогического образования, отсутствуют четкие критерии эффективности профессиональной самореализации будущих педагогов, недостаточно исследованы особенности становления студента как субъекта будущей профессиональной деятельности. Лишь в последние годы появились исследования, в которых изучаются отдельные аспекты заявленной проблематики -особенности профессиональной самореализации на разных этапах жизненного пути (Л. А. Ко-ростылева); в период обучения в вузе (А. А. Белый, Н.А. Ермакова; социально-педагогические аспекты профессиональной самореализации студентов (Ю.Н. Егорова); педагогические условия творческой профессиональной самореализации студентов (А.А. Борисова).

Проведенный анализ позволил выделить следующие контексты профессиональной самореализации, как: качественную характеристику студента, отражающую уровень профессионализма и личный опыт будущего педагога; способ реализации актуальных профессиональных потребностей и творческой самореализации в целом; профессионально значимый результат активности; способ самоутверждения, самовыражения, самоактуализации; показатель личностно-профессионального развития. Все это помогло уточнить и представить профессиональную самореализацию выпускника педагогического вуза как его способность к активной, самостоятельной профессиональной деятельности, основанием

© Елисеева Е.А., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

41

которой служит распредмечивание (присвоение) социального опыта, формируемого в этой деятельности, а показателями результата выступают ответственность личности за собственные педагогические решения, критичность оценки своих действий, уровень состоятельности как профессионала и как личности.

Понятие «профессиональная самореализация» неразрывно связано с ускорением социального развития и трансформаций во всех сферах жизнедеятельности общества, расширением потребности в социальном взаимодействии и социальном партнерстве. Социальный заказ актуализирует потребность в конкурентоспособных, компетентных, предприимчивых, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения педагогов, владеющих иностранными языками, легко адаптирующихся к изменениям в различных сферах образования, способных к анализу сложных педагогических ситуаций и принятию ответственных решений, использующих навыки социального партнерства, позволяющего находить в процессе диалога со всеми участниками образовательного взаимодействия социальный консенсус по поводу развития возникающих отношений, противоречий, а иногда и конфликтов [9].

Таким образом, профессиональная самореализация неразрывно связана с явлением социального партнерства.

В широком понимании социальное партнерство рассматривается как сложный противоречивый многоплановый общественный процесс взаимоотношений властных структур, работников и работодателей (К.Г Кязимов); как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, приводящая к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов); как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти (В.А. Михеев).

В более узком понимании социальное партнерство понимается как: «.. .конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом образовательного учреждения» [11, с. 396]; «... система кооперативных внутренних и внешних связей образовательного учреждения» [10, с. 3]; «.налаживание командного взаимодействия» [13, с. 4]; «.установление

договорных, партнерских отношений всех субъектов образовательного пространства» [1, с. 7]; «.способ согласования противоположных интересов, метод решения проблем, регулирования конфликтов, приведения к балансу противоположных интересов путем переговоров, взаимных уступок и достижения компромисса» [14, с. 168].

Последние два понимания социального партнерства вызывают интерес, так как напрямую выводят на качественную сторону подготовки будущих педагогов, акцентируют внимание на формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, раскрытие индивидуальности в профессиональной деятельности, развитие педагогических умений, связанных с конструктивными отношениями со всеми участниками образовательного взаимодействия.

Изучение различных научных взглядов на сущность профессиональной самореализации и социального партнерства позволили уточнить термин «профессиональная самореализация выпускника педвуза на основе социального партнерства», и рассмотреть ее структуру. Под профессиональной самореализацией выпускника педвуза на основе социального партнерства мы понимаем профессиональную деятельность студента, особое внутреннее состояние, включающее мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности, направленность на раскрытие индивидуальности в профессиональной деятельности с целью успешного продвижения в ней; развитие и использование педагогических умений конструктивного отношения со всеми участниками образовательного взаимодействия; достижение на основе консенсуса продуктивного педагогического результата, имеющего социально-педагогическую и личностную ценность.

Используя структурно-уровневый подход, мы определили структуру профессиональной самореализации выпускника педвуза на основе социального партнерства, выделив мотивационный, когнитивный, волевой, операционный и оценочный компоненты. Полагаем, что мотивационный компонент определяет отношение студента к профессиональной самореализации на основе социального партнерства и включает следующие группы мотивов: учебной деятельности; социальные; профессиональные; личной заинтересованности.

Когнитивный компонент подразумевает сфор-мированность у будущих педагогов социально-

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

педагогических, психолого-педагогических, общекультурных, предметных и специальных знаний.

Волевой компонент представляет собой процесс мобилизации личности на выполнение труднодостижимых целей, предполагает самовоспитание целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе.

Операционный компонент профессиональной самореализации на основе социального партнерства отвечает за наличие у студентов необходимых умений, а именно: организаторских (поиск, выбор партнеров по разрешению какой-либо образовательной проблемы и др.); аналитических (изучение, анализ возникшей проблемы и др.); коммуникативных (ведение социального диалога, полилога, достижение консенсуса); прогностических (осознание и прогноз так называемых «рисков» социально-педагогической деятельности); умений непосредственной реализации социально-педагогической деятельности по разрешению возникшей проблемы (оказание педагогической помощи, поддержки, сопровождения и др.); рефлексивных (познание, понимание своего состояния, оценка себя и своей педагогической деятельности, видение себя со стороны других людей), позволяющих в полной мере осознать достигнутые результаты деятельности.

Оценочный компонент придает завершенность всей структуре рассматриваемой готовности, поскольку позволяет выпускнику педвуза, объективно оценить свои действия, стать более уверенным в собственных силах и достигнуть профессионального успеха.

Следовательно, готовность к профессиональной самореализации на основе социального партнерства рассматривается нами как обязательная составляющая подготовки современного специалиста, позволяющая не только добиться компетентности и успешности в своей профессии, но и стать социально значимой, востребованной личностью.

Библиографический список

1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / под ред.

А.П. Тряпициной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.

2. Белый Е.А. Помочь самореализации // Студенчество: диалоги о воспитании. - 2004. - № 5. - С. 11

3. БорисоваА.А. Педагогические условия развития творческой самореализации студентов вузов и ссузов культуры и искусства в процессе профессионального становления // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. -№ 2. - С. 135-141.

4. Егорова Ю.Н. Опыт самореализации социально-педагогических знаний и умений студентов вуза // Социология образования. - 2009. -№ 4. - С. 99-101.

5. ЕрмаковаН.А., ЕмельяноваИ.Н. Проблемы самореализации личности в период обучения в университете // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - №9 1. - С. 76-81.

6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности. Затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.

7. Кязимов К.Г. Социальное партнерство. - М.: Г ардарики, 2008. - 272 с.

8. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. - М.: Экзамен, 2001. -448 с.

9. На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России: от односторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству: Специальное приложение к бюллетеню «Конституционный Вестник» / В.Е. Гимпельсон, Л.А. Гордон, Е.А. Данилов, В.И. Кабалина и др.; под общ. ред.: Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, И.Г Шаблинский; прил.:

B.И. Байдин, А.В. Денисова - М.: Конституционный Вестник, 1994. - 259 с.

10. Оборин М.В. Социальное партнерство учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в подготовке специалистов. - Тольятти, 2007. - 275 с.

11. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина - М.: Экзамен, 2004. - 432 с.

12. Социальное партнерство: словарь-справочник / рук. авт. кол. В.П. Киселев, В.Г. Смоль-ков. - М.: Экономика, 1999. - 236 с.

13. Ткаченко Е.В. Социальное партнерство // Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. Материалы межрегион. науч.-практ. конф., Челябинск - Магнитогорск / отв. ред. Е. Матушкин. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2006. -

C. 3-12.

14. Шарин В.И. Социальная помощь. - Екатеринбург: Полиграфист, 2003. - 240 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.