УДК 316.46
И.О. МУДРОВА, С.Н. САВИНКОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ
Раскрываются психолого-педагогические аспекты эффективного стиля руководства коллективом. Авторы отмечают, что степень эффективности управленческой деятельности руководителя напрямую зависит от его личностных качеств, выбранного стиля руководства, применяемых методов управления. В статье делается акцент на важности изучения психологических характеристик руководителя и типов организационного поведения членов коллектива с целью сохранения комфортного психологического климата.
Ключевые слова: стиль руководства, коллектив, организационное поведение, психологический климат, современный руководитель.
The article reveals the psychological and pedagogical aspects of an effective leadership style of a team. The authors note that the degree of effectiveness of the managerial activity of the head directly depends on his personal qualities, the chosen leadership style, and the methods of management used. The article focuses on the importance of studying the psychological characteristics of the leader, the types of organizational behavior of its members in order to maintain a comfortable psychological climate.
Keywords: leadership style, team, organizational behavior, psychological climate, modern leader.
Актуальность проблемы эффективного стиля руководства сохраняется в современных социально-экономических условиях вследствие увеличения как научного, так и практического интереса к данной теме.
Эффективный стиль управления во многом определяет функционал разнообразных сфер жизнедеятельности современного общества, однако, как показывает практика, каждому руководителю присущ индивидуальный стиль управления.
Стиль руководства коллективом понимается в психолого-педагогической науке как единство применяемых методов управления и индивидуальные манеры поведения и общения, прису-
© Мудрова И.О., Савинков С.Н., 2022
щие личности конкретного руководителя.
В то же время можно отметить, что стиль руководства не дается личности в готовом виде, а вырабатывается в процессе осуществления профессиональной деятельности. В результате руководитель способен самостоятельно определять и выбирать методы, которые соответствуют как профессиональным задачам и целям, так и индивидуальным свойствам его личности. Таким образом, реализуется творческий потенциал руководителя, повышается интерес и мотивация к достижению высоких результатов в работе.
Индивидуальный стиль руководства характеризуется устойчивостью, поскольку тесно связан с ядром лич-
ности. В то же время в связи с динамическими характеристиками психической сферы данная устойчивость во многом обусловлена теми условиями, в которых работает личность. Адекватный стиль руководства соответствует условиям деятельности, что позволяет сохранять адаптивность поведения, учитывать возникающие изменения и даже сохранять устойчивость при появлении сверхинтенсивных (стрессовых) нагрузок.
Многие руководители не раз сталкивались с ситуацией, когда, приобретая прибыльный бизнес, они инвестировали значительные средства в компанию и планировали получать стабильный доход, но практически все сотрудники принимали решение уволиться и покидали организацию. При этом сотрудникам предоставлялся мотивационный пакет и пересматривалась заработная плата, однако их решение об увольнении не менялось. При всей своей парадоксальности подобные ситуации наблюдаются в практике довольно часто.
Грамотное управление коллективом имеет первостепенное значение для эффективного функционирования компании.
Под управлением понимают «планомерное, организованное, научно обоснованное, систематическое воздействие на коллектив с целью обеспечения его оптимального функционирования» [4].
Степень эффективности управленческой деятельности руководителя напрямую зависит от его личностных качеств. По мнению А.А. Огаркова, современный руководитель должен обладать следующими качествами личности [8]:
1. Общечеловеческими - быть трудолюбивым, честным, требовательным
к себе и окружающим, справедливым в принятии решений, с высокой степенью культуры, обладать хорошим чувством юмора, быть целеустремленным и гуманным.
2. Психофизиологическими - должен иметь крепкое здоровье, быть стрессоустойчивым в любой ситуации, обладать интеллектуальными свойствами и высоким уровнем развития.
3. Деловыми - быть самоорганизованным, обладать способностью управлять и контролировать работу подчиненных, в нужный момент принимать важные решения и вести коллектив за собой.
4. Коммуникативными - уметь вести деловые переговоры, обладать культурой речи, постоянно поддерживать благополучный психологический климат в коллективе.
5. Профессиональными - обладать знаниями в области менеджмента, а также управления персоналом, уметь найти практическое применение методам, технологиям управления, качественно работать с документацией.
Достижение поставленных задач у каждого руководителя происходит по-разному, исходя из выбранного им стиля руководства коллективом.
Е.Б. Моргунов под стилем руководства понимает относительно устойчивую систему практических действий руководителя, определяемую способами решения стоящих задач [7].
В поведенческой теории руководства выделяют три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный (см. табл. 1). Немецкий психолог, философ и социолог К. Левин выделил данные стили руководства, проводя исследования по изучению личностных особенностей руководителей [9].
Таблица 1
Стили руководства по Курту Левину
Авторитарный Демократический Либеральный
1. Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. 2. Прерогатива в установлении целей и выборе средств. 3. Коммуникационные потоки идут сверху вниз 1. Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. 2. Принятие решений по уровням на основе участия. 3. Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях: сверху вниз и снизу вверх 1. Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы. 2. Предоставление возможности самоуправления в желанном для группы режиме. 3. Коммуникация строится на "горизонтальной" основе
Необходимо отметить, что универсальный стиль руководства выделить нельзя, поэтому грамотный руководитель должен выбирать тот стиль управления, который подходит в определенное время при определенной ситуации и основан на коллегиальных решениях с учетом потребностей коллектива.
При выявлении психолого-педагогических аспектов эффективного стиля руководства коллективом нельзя не учитывать психологические характеристики самого коллектива, к которым Ю.Н. Акимова относит следующие показатели:
Типы организационного
• общественное мнение, т.е. устоявшиеся коллективные взгляды, суждения, убеждения;
• социальные чувства и настроение в коллективе;
• коллективные привычки, традиции, обычаи;
• взаимные оценки, требования, авторитет сотрудников и др. [1].
Кроме того, на взаимодействие в коллективе оказывают существенное влияние стратегии поведения каждого его члена.
Так, в психологии выделяют четыре типа организационного поведения человека в коллективе [3](см. табл. 2).
Таблица 2
поведения в коллективе
Тип поведения Мотивы поведения Преобладающая деятельность
«Инициативный» Личностная самореализация Характерна активная творческая позиция. Стремление к достижению максимальных результатов для себя и коллектива
«Исполнительский» Профессиональные Уход от инициативы и ответственности. Готовность подчиняться условиям, приспосабливаться. Чувствительность к поощрениям
«Потребительский» Внешнее самоутверждение Ориентация на личные интересы, выгода и расчет в действиях
«Отсутствующий» Внешние стимулы (материальная заинтересованность) Нежелание работать, перспектива ухода из организации. Деятельность по инерции
Особое внимание уделяется психологическому климату в коллективе, т.е. «эмоциональной окраске психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [7].
Причинами неблагоприятного психологического климата в коллективе могут выступать «низкая культура общения сотрудников, отсутствие тактичности; предвзятое отношение друг к другу; большая нагрузка, как физическая, так и эмоциональная; административные и финансовые злоупотребления, а также низкая компетентность руководителя в сфере управления коллективом» [5].
С целью формирования комфортного психологического климата в коллективе можно предложить следующие направления деятельности руководителя и его команды: работа над сплоченностью коллектива, уважение и признание его ценностей и традиций; снижение уровня конфликтности в коллективе; соблюдение принципов толерантности; грамотная организация условий труда и отдыха.
Рассматривая психологические особенности стиля руководства в коллективе, необходимо отметить следующие факторы:
• обязательный синтез двух видов деятельности - индивидуального и совместного;
• наличие опосредованной связи с конечным результатом;
• предметом взаимодействия всегда выступают личности членов коллектива, а также социально-психологические отношения [2].
В свою очередь, к основным социально-психологическим методам управления коллективом нужно отне-
сти: моральное поощрение сотрудника, убеждение в определенной позиции, внушение целесообразности принятого решения, личный пример для подчиненных, координирование отношений между сотрудниками и между группами в коллективе, создание и поддержание благополучного психологического климата в коллективе.
В целях обеспечения материального стимулирования членов коллектива следует отметить, что оно может выражаться как в материальных денежных стимулах (стабильная и индексируемая заработная плата; ежемесячные надбавки и доплаты; премиальные системы поощрений работников и система участия в прибыли, капитале компании), так и в материальных неденежных стимулах. Последние могут быть в виде полной или частичной оплаты сотовой связи, компенсации занятий спортом, доставки сотрудников на работу и с работы, организации и оплаты дорогостоящего отдыха; предоставления путевок в санатории и дома отдыха, оплаты обучения, предоставления кредитов или поручительства перед банком на приобретение жилья и др. [6].
Рассмотрев основные характеристики личности руководителя и членов коллектива, отметив психологические особенности управленческой деятельности в коллективе и предложив основные социально-психологические методы управления коллективом, мы можем выделить психолого-педагогические аспекты эффективного стиля руководства коллективом, а именно: • обладание руководителем необходимыми общечеловеческими, психофизиологическими, деловыми, коммуникативными качествами, организаторскими способностями,
а также владение профессиональными знаниями;
• грамотный выбор руководителем того стиля управления, который подходит в определенное время при определенной ситуации и основан на коллегиальных решениях с учетом потребностей коллектива;
• создание в коллективе атмосферы открытости и свободы общения;
• учет индивидуальных особенностей каждого члена коллектива и психологических характеристик самого коллектива (общественное мнение, социальные чувства и настроение в коллективе, коллективные привычки, традиции, обычаи, взаимные оценки, требования, авторитет сотрудников);
• четкая, понятная и наглядная постановка новых задач;
• постоянный контроль выполнения заданий и поручений;
• материальное и нематериальное стимулирование членов коллектива по итогам достижения поставленных задач;
• принятие руководителем личной ответственности за создание творческого климата, где поощряются нововведения, инициатива и активная жизненная позиция.
В заключение необходимо отметить, что эффективный стиль руководства коллективом обеспечивает оптимизацию деятельности всей организации, результативность достижения стратегических целей, высокую степень удовлетворенности сотрудников трудом, эффективное решение серьезных проблем и оперативное принятие важных решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Ю.Н. Психология управления: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2018.320 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2019. 528 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Гардарики, 2020. 481 с.
4. Геранюшкина Г.П., Мунгалов В.Н. Психология управления: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУ, 2019. 194 с.
5. Зубова А.А. Психологические аспекты предпринимательской деятельности:учеб. пособие. Сыктывкар, 2021. 204 с.
6. Магура М, Курбатова М. Секреты мотивации, или Мотивация без секретов// Управление персоналом. 2017. № 13. С. 56-67.
7. Моргунов Е.Б. Менеджмент. Управление человеческими ресурсами. М.: Сфера, 2017. 275 с.
8. Огарков А.А. Основы современного менеджмента: учеб. пособие. Волгоград: Волгоградский институт управления - филиала РАНХиГС, 2019.351 с.
9. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2018.336 с.