Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ И АУТОАГРЕССИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ И АУТОАГРЕССИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессия / аутоагрессия / влечение / потребность / ощущение / aggression / autoaggression / attraction / need / sensation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В.Д. Гаврилова

Агрессия позволяет человеку защищаться и конкурировать, это естественный способ выражения эмоций, если влечение не нашло выражения, потребность – удовлетворения. Думается, нельзя подавлять и запрещать агрессию, нужно учить детей и молодежь выражать эмоции и решать проблемы конструктивно, останавливать проявления агрессии посредством озвучивания четкого правила, без риторических восклицаний и угроз. Приведен анализ структуры аутоагрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF AGGRESSION AND AUTOAGGRESSION OF CHILDREN AND YOUTH

Aggression allows a person to defend himself and compete, it is a natural way of expressing emotions, if the attraction has not found expression, the need is satisfied. It seems that aggression cannot be suppressed and prohibited, it is necessary to teach children and youth to express emotions and solve problems constructively, to stop manifestations of aggression by voicing a clear rule, without rhetorical exclamations and threats. The author analyzes the structure of autoaggression.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ И АУТОАГРЕССИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ И АУТОАГРЕССИИ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В.Д. Гаврилова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-198-200

Аннотация. Агрессия позволяет человеку защищаться и конкурировать, это естественный способ выражения эмоций, если влечение не нашло выражения, потребность -удовлетворения. Думается, нельзя подавлять и запрещать агрессию, нужно учить детей и молодежь выражать эмоции и решать проблемы конструктивно, останавливать проявления агрессии посредством озвучивания четкого правила, без риторических восклицаний и угроз. Приведен анализ структуры аутоагрессии.

Ключевые слова: агрессия, аутоагрессия, влечение, потребность, ощущение.

Члены общества в большинстве случаев наделяют понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» негативным смыслом. В Большом психологическом словаре термин «агрессия» раскрывается через указание на поведение, которое:

1) мотивированно;

2) деструктивно;

3) противоречит нормам сосуществования членов общества;

4) наносит вред объектам нападения;

5) приносит людям физический ущерб или вызывает у них психологический дискомфорт [1, с. 16].

Следует утверждать, что автор определения усматривает проявление агрессии в форме нападения. Думается, таким образом учитывается и общепринятый перевод латинского слова «aggressio» - нападение.

Вместе с тем, видятся справедливыми замечания ученых о том, что агрессия -нормальное явление; необходимо учить детей и подростков ее правильно выражать, а не запрещать [2, с. 19].

На наш взгляд, данное качество позволяет человеку защищаться и конкурировать. Это естественный способ выражения человеческих эмоций, подавление и запрет которого - огромная ошибка с педагогической и психологической точки зрения: это предпосылка к аутоагрессии или к такому эпизоду в поведении личности, который окажется особо разрушительным для окружающего мира.

Феномен аутоагрессии, чаще всего, определяется через указание на то, что человек причиняет вред собственному здоровью путем самоуничижения или самоповреждения. В молодежной среде данное явление именуется «селфхарм», однако, как справедливо отметил А.А. Реан, ауто-агрессия требует не только «клинической мазохистской интерпретации», но и понимания как паттерна, выражающегося в таких субблоках, как характерологический, самооценочный, интерактивный, социально-перцептивный [3, с. 126].

Данное замечание представляется значимым, поскольку указанные составляющие в совокупности являются комплексным отражением черт личности:

1) что преобладает: невротичность, де-прессивность или демонстративность;

2) какова самооценка лица и насколько она стабильна (от «я себя люблю» до «я себя ненавижу» или все время что-то одно из этого);

3) каков уровень социальной адаптации личности (человек общителен или замкнут);

4) каким образом человек воспринимает других членов общества.

Так, чем выше уровень аутоагрессии, тем ниже демонстративность, ниже самооценка личности, которая с определенной долей вероятности отличается эпизодичной нестабильностью (так называемые «перепады»).

Как справедливо указывают

Г.Д. Бабушкин, Н.Р. Усачева и

Б.П. Яковлев, развитие аутоагрессии «происходит по цепи влечение-привыкание-зависимость». Вместе с тем, по мнению авторов, влечение выступает эмоциональным проявлением потребности [4, с. 38]. Данное замечание представляется значимым с точки зрения определения источников агрессии в целом: неудовлетворенная потребность, влечение, которое не получило выражение, приводит к соответствующим проявлениям.

Так, например, дети дошкольного возраста склонны топать, кричать и кусаться. Ребенок прекращает подобные проявления агрессии либо в момент, когда к нему применяются элементы физического насилия (дергают руку, наносят побои и прочее), либо после того, как получит «желаемое».

Представляется очевидным, что описанная агрессия явилась следствием вовремя не удовлетворенной потребности. В рассматриваемом возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, в ходе которой ребенок моделирует определенные роли, аналогичные социальным, выбирает наиболее приемлемую и интересную для себя модель поведения, развивается, и, что самое главное, развлекается. В этой связи в моменты, когда ребенку необходимы вещи и занятия, представляющие для него интерес, и он этого не получает, ему становится скучно и обидно. Ребенок испытывает негативные эмоции, которые находят выражение в форме кусаний, криков и других проявлений агрессии.

Думается, следует учитывать и физическое состояние ребенка: не исключено, что он может выражать агрессию ввиду усталости, голода, жажды, очень низкой или высокой температуры в помещении. Отдельные показатели физического состояния определяются экстероцептивными (те ощущения, которые отражают свойства объектов внешней среды; раздражитель усиленно контактно или дистантно воздействует на анализатор) и интероцептивными (те ощущения, которые фиксируют состояние внутренних органов) ощущениями. В

этой связи устранение подобных «раздражителей» позволит удовлетворить биологические потребности ребенка, что исключит дальнейшее продолжение агрессии.

Ранее была отмечена необходимость научить ребенка конструктивно выражать агрессию. Так, родителям, воспитателям и педагогам необходимо пресекать агрессивное поведение путем озвучивания лаконичного и четкого правила: например, «Драться нельзя». Далее необходимо рассказать ребенку, каким образом он может поделиться с окружающим миром тем, что ему неприятно, что нужно (поиграть, погулять, поесть, попить, получить игрушку и так далее).

Представляется интересным прием Фа-бианы Сантос, который стал достаточно обсуждаемым, в том числе, на семейных форумах. Когда ребенок проявляет агрессию, необходимо спокойным тоном задать вопрос: «Это большая проблема, средняя или маленькая?». Подобная формулировка позволит ребенку задуматься над сложившейся ситуацией и обсудить ее, рассказать, что беспокоит.

Подавление агрессии ребенка и подростка опасно, коррелирует с темой так называемого скулшутинга - стрельбы в образовательном учреждении, когда обучающийся или выпускник из чувства ненависти, обиды, злости начинает хаотичную стрельбу. Так, например, относительно «казанского стрелка» (май 2021) Ильназа Галявиева высказывалось суждение, что это «психотически организованный шизоид, всю жизнь копивший ненависть и агрессию и скатившийся в психотический эпизод» [5]; следствием такого поведения выступает «последовательная депривация самооценки...ведет к психическому рези-станту» (Е. Мень) [6].

Таким образом, родители и педагоги с учетом изложенных в статье и существующих методик должны учить детей и молодежь правильно выражать эмоции и удовлетворять потребности, не запрещать агрессию. Это предотвратит деструктивные проявления аутоагрессии и агрессии.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / отв. ред. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Изд-во Прайм-Еврознак, 2007. - 632 с.

2. Фокина А.В. Как работать с агрессивным лидером класса: шесть рекомендаций // Справочник классного руководителя. - 2017. - № 2. - С. 18-24.

3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности: монография. - СПб., 1996. - 280 с.

4. Бабушкин Г.Д., Усаева Н.Р., Яковлев Б.П. Проблема аутоагрессивного поведения человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - №4 (59). - С. 35-39.

5. Бородин А.А. Несколько мыслей о казанском стрелке Ильназе Галявиеве. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ww.b17.m/artide/325373/?ysdid=lv96s3ba3h481672093 (дата обращения: 23.04.2024).

6. Воробьева Ю. Психолог: «Казанского стрелка было невозможно госпитализировать». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/17/05/2021/60a0c6169a79477cf9a9c8b0?ysclid=lv96v52r893099096 4 (дата обращения: 23.04.2024).

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF AGGRESSION AND AUTOAGGRESSION OF CHILDREN AND YOUTH

V.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. Aggression allows a person to defend himself and compete, it is a natural way of expressing emotions, if the attraction has not found expression, the need is satisfied. It seems that aggression cannot be suppressed and prohibited, it is necessary to teach children and youth to express emotions and solve problems constructively, to stop manifestations of aggression by voicing a clear rule, without rhetorical exclamations and threats. The author analyzes the structure of autoaggression.

Keywords: aggression, autoaggression, attraction, need, sensation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.